Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Сургутский медицинский колледж»
Сборник программ практик
Для специальности
060501 Сестринское дело
(очно-заочная (вечерняя) форма обучения)
Базовый уровень среднего профессионального образования
Сургут
2013
Содержание
|
|
Стр.
|
1
|
Рабочая Программа практики для получения первичных профессиональных навыков
по дисциплине «Основы сестринского дела»
|
3-13
|
2
|
Рабочая программа практики по профилю специальности
|
14-72
|
2.1
|
Рабочая программа производственной (профессиональной) практики по дисциплине
сестринское дело в хирургии
|
15-27
|
2.2
|
Рабочая программа производственной (профессиональной) практики по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии»
|
28-41
|
2.3
|
Рабочая программа производственной (профессиональной) практики по дисциплине «Сестринское дело в терапии»
|
42-64
|
2.4
|
Рабочая программа производственной (профессиональной) практики
по дисциплине «Сестринское дело при инфекционных заболеваниях с курсом Вич-инфекции и эпидемиологии»
|
65-72
|
3
|
Рабочая программа стажировки (практики квалификационной)
|
73-80
|
рабочая Программа
практики для получения первичных
профессиональных навыков
по дисциплине
Основы сестринского дела
Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится после окончания изучения дисциплины «Основы сестринского дела» в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденных в качестве баз практики в следующих подразделениях: приемное отделение, процедурный кабинет, пост палатной медсестры.
Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование знаний, полученных в ходе изучения общемедицинских и гуманитарных дисциплин.
В программу практики включены отработка умений по осуществлению сестринского процесса и его документирования, что способствует более эффективному формированию у студентов таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, аккуратность, внимательность, самостоятельность. Использование системного подхода к организации ухода за пациентом позволит студентам более осознанно выполнять необходимые манипуляции, обеспечит умения общения и подготовит к дальнейшему изучению клинических дисциплин. При прохождении практики студент должен знать и соблюдать технику безопасности на рабочем месте, обеспечивать инфекционную безопасность персонала и пациента, знать структуру каждого функционального подразделения лечебного учреждения, содержание деятельности сестринского персонала.
Объем и содержание данной программы отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности Сестринское дело.
Руководство практикой в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на опытных медицинских сестер: главную медицинскую сестру, старших, постовых и процедурных. Методическое руководство осуществляется преподавателем медицинского образовательного учреждения.
По окончании практики проводится аттестация производственной практики в форме зачета.
Настоящая программа включает:
-
Цели и задачи практики;
-
График распределения времени;
-
Перечень необходимых знаний и умений, содержание работы в каждом подразделении;
-
Контроль работы студентов и отчетность.
Цели и задачи практики
ЦЕЛЬ:
Сформировать первичные профессиональные знания и умения по уходу за пациентом в условиях стационара.
ЗАДАЧИ:
-
Систематизировать, углубить и закрепить знания, полученные на теоретических и практических занятиях по основам сестринского дела.
-
Отработать умения в условиях стационара согласно требованиям программы практики.
-
Подготовить к самостоятельной трудовой деятельности.
-
Воспитывать трудовую дисциплину и профессиональную ответственность;
-
Соблюдать этические принципы при работе с пациентами;
-
Формировать и совершенствовать коммуникативные умения.
график распределения времени
Наименование
подразделения
отделения
|
Количество
дней
| Количество
Часов
|
Приемное отделение
Соматическое отделение (работа на посту)
Процедурный кабинет
|
1
4
3
|
4
16
12
| Итого |
8
|
32
|
Контроль работы студентов
и отчетность
Контроль выполнения программы практики и графика работы студентов осуществляют: методический руководитель от учебного заведения и непосредственные руководители практики-представители лечебно-профилактических учреждений.
В период прохождения практики студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка лечебно-профилактических учреждений, строго соблюдать технику безопасности и санитарно-противоэпидемический режим.
Во время работы в отделениях студенты ведут дневник практики, карту сестринского процесса с листом динамического наблюдения за пациентом. Контроль ведения дневников осуществляют руководители практики ежедневно с постановкой оценки, что позволяет обеспечить текущий контроль и управление качеством организации и содержания практики.
По окончании практики непосредственный руководитель совместно с методическим руководителем составляет характеристику на каждого студента, где отражаются результаты его работы в лечебно-профилактическом учреждении, что учитывается во время проведения аттестации производственной практики.
Для участия в аттестации студенты должны представить аттестационной комиссии, состоящей из методического руководителя и преподавателей практического здравоохранения (общий и непосредственный руководитель), следующие документы:
-
Дневник по практике;
-
Карту сестринского процесса (сестринскую историю болезни);
-
Характеристику;
-
Отчет о прохождении практики, включающий:
- цифровой отчет о выполненных манипуляциях;
- анализ прохождения практики с выводами и предложениями
Содержание программы практики
Практика в приемном отделении
Студент должен знать:
-
Устройство и функции приемного отделения.
-
Содержание деятельности сестринского персонала в приемном отделении.
-
Медицинскую документацию приемного отделения.
Студент должен уметь:
-
Осуществить полную и частичную санитарную обработку пациента.
-
Произвести осмотр пациента с целью выявления педикулеза, организовать соответствующие противоэпидемические мероприятия, пользоваться противопедикулезной укладкой.
-
Оформить титульный лист «Медицинской карты стационарного больного».
-
Оформить «Карту выбывшего из стационара».
-
Регистрировать пациента в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации.
-
Провести антропометрию.
-
Транспортировать пациента в лечебное отделение.
Практика в терапевтическом отделении
лечебно-профилактического учреждения
Студент должен знать:
-
Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала.
-
Уровни мытья рук.
-
Сущность лечебно-охранительного режима, его значение для пациента.
-
Приемы перемещения и изменения положения тела пациента в постели.
-
Факторы риска возникновения несчастных случаев у пациентов различного возраста.
-
Методы снижения травмирования пациентов.
-
Факторы риска в работе медсестры (физические, химические, биологические, психологические).
-
Правила выписывания и получения лекарственных средств отделением в лечебно-профилактическом учреждении.
-
Правила хранения и учета наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарств.
-
Принципы гигиенического ухода.
-
Факторы риска образования пролежней.
-
Места возможного образования пролежней.
-
Стадии образования пролежней.
-
Правила сбора и транспортировки грязного белья.
-
Понятие о простейшей физиотерапии.
-
Цели и методы оксигенотерапии.
-
Понятие, виды, периоды лихорадки.
-
Основные принципы сбалансированного и рационального питания, характеристику основных лечебных столов.
-
Организацию питания пациентов в стационаре.
-
Виды клизм.
-
Цели, противопоказания и возможные осложнения при применении газоотводной трубки.
-
Показания, противопоказания и возможные осложнения катетеризации мочевого пузыря.
-
Технику безопасности при работе с биологическими материалами.
-
Признаки клинической и биологической смерти.
-
Этапы сердечно-легочной реанимации.
-
Возможные осложнения сердечно-легочной реанимации.
-
Критерии эффективности проводимых мероприятий.
-
Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации.
-
Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа.
-
Потребности умирающего человека, его семьи, близких.
-
Виды боли.
-
Стадии терминального состояния и их клинические проявления.
Студент должен уметь:
-
Использовать защитную одежду в практической деятельности.
-
Обрабатывать руки до и после манипуляции.
-
Обработать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями.
-
Готовить дезинфицирующие растворы различных концентраций.
-
Оказать первую помощь при попадании дезинфецирующих средств на кожу и слизистые.
-
Осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов.
-
Проводить влажную уборку помещений лечебно-профилактического учреждения с применением дезинфицирующих средств.
-
Проводить проветривание и кварцевание помещений.
-
Проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников.
-
Осуществить безопасную транспортировку пациента.
-
Пользоваться функциональной кроватью.
-
Применять правила биомеханики с целью профилактики заболеваний и травм позвоночника.
-
Оказать помощь пациенту при изменении положения тела в постели.
-
Применять грелку, пузырь со льдом, горчичники, поставить банки.
-
Поставить холодный, горячий, согревающий компресс.
-
Измерять температуру тела в подмышечных впадинах и регистрировать результаты измерения.
-
Проводить дезинфекцию термометров и правильно хранить их.
-
Оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки.
-
Составить порционное требование.
-
Кормить тяжелобольного из ложки и поильника.
-
Осуществить постановку клизм: очистительной, сифонной, масляной, лекарственной.
-
Осуществить постановку газоотводной трубки.
-
Провести катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером.
-
Осуществлять уход за пациентом, имеющим постоянный катетер.
-
Осуществить постановку ректальных свеч.
-
Осуществить контроль физиологических отправлений.
-
Оказать помощь при рвоте.
-
Промыть желудок пациенту, находящемуся в сознании.
-
Взять промывные воды желудка на исследование.
-
Работать с листом назначений.
-
Оформить направления на лабораторные и инструментальные исследования.
-
Взять кровь из вены на биохимическое исследование.
-
Взять мокроту на общий анализ и для бактериологического исследования.
-
Взять мочу на общий анализ, для исследования по методу Нечипоренко, по Зимницкому, на сахар, диастазу и для бактериологического исследования.
-
Раздать лекарственные средства для энтерального применения.
-
Обучить пациента правилам приема различных лекарственных средств.
-
Применять мази, присыпки, пластыри, растворы, настойки.
-
Закапывать капли в глаза, нос, уши.
-
Закладывать мази в глаза, нос, уши.
-
Применять лекарственные средства ингаляционным способом через нос и рот.
-
Приготовить постель пациенту.
-
Провести мероприятия по профилактике пролежней.
-
Обучить родственников мероприятиям по профилактике пролежней на дому.
-
Обработать кожу при наличии пролежней.
-
Сменить постельное и нательное белье.
-
Оказать помощь пациенту при проведении утреннего туалета (умывание, уход за глазами, ушами, носом, обработка рта).
-
Ухаживать за ногтями, волосами, кожей.
-
Осуществлять уход за наружными половыми органами.
-
Оказать помощь при недержании мочи, кала.
-
Взять кал на копрологическое исследование, на определение скрытой крови, яйца гельмитов, для бактериологического исследования.
-
Транспортировать биологический материал в лабораторию.
-
Подготовить пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительной и мочевыделительной систем.
-
Подготовить пациента к УЗИ.
-
Оценить данные пульса, АД, частоты дыхания, регистрировать в температурном листе.
-
Осуществлять этапы сестринского процесса и их документальное оформление.
Практика в процедурном кабинете
Студент должен знать:
-
Оснащение и документацию процедурного кабинета.
-
Должностные инструкции медсестры процедурного кабинета.
-
Этапы обработки медицинского инструментария: дезинфекцию, этапы предстерилизационной очистки, методы, средства и режимы стерилизации, виды контроля качества предстерилизационной очистки и стерилизации.
-
Цели, задачи и принципы работы ЦСО.
-
Принципы соблюдения инфекционной безопасности.
Студент должен уметь:
-
Использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятельности.
-
Обработать руки до и после манипуляции.
-
Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями.
-
Обработать руки и слизистые при возможном контакте с биологическими жидкостями.
-
Осуществить дезинфекцию и утилизацию использованного одноразового медицинского инструментария.
-
Готовить моющие растворы.
-
Осуществить предстерилизационную очистку предметов медицинского назначения.
-
Осуществить контроль качества предстерилизационной очистки.
-
Использовать стерильный бикс.
-
Определить цену деления шприца.
-
Собрать шприц со стерильного стола и из крафтпакета.
-
Подготовить одноразовый шприц к применению.
-
Приготовить лекарственное средство для инъекции.
-
Набрать лекарственное средство из ампулы и флакона.
-
Осуществить внутрикожные, подкожные и внутримышечные инъекции.
-
Заполнить систему для капельного вливания.
-
Осуществлять контроль состояния пациента при введении лекарственных средств.
-
Критерии оценки за работу на практике
-
Теоретическая подготовка (не ниже третьего уровня усвоения).
-
Владение практическими умениями в объеме программы практики.
-
Активность и интерес к выполняемой работе.
-
Соблюдение этики.
-
Коммуникативные умения.
-
Соблюдение всех требований, предъявляемых к внешнему виду.
-
Соблюдение внутреннего распорядка и графика работы.
Итоговая оценка за практику складывается из оценки за самостоятельную работу, оценки за дневник, аттестацию производственной практики с защитой карты сестринского процесса, и выставляется в зачетную книжку.
Темы учебно-исследовательских работ
студентов во время прохождения практики
-
«Личность пациента как предмет деятельности медсестры».
-
«Сестринская педагогика как составная часть сестринского процесса».
-
«Обучение пациента как форма независимого сестринского вмешательства».
-
«Общение как эффективное средство помощи пациентам в адаптации к изменениям в жизни и в связи с имеющимся заболеванием».
-
«Внешний вид медсестры как элемент культуры сестринского дела».
-
«Психологические особенности сестринского процесса».
-
«Дезинфектанты и стерилянты нового поколения».
-
«Лечебно-охранительный режим и его значение для пациента».
-
«Особенности инсулинотерапии у пациентов, страдающих сахарным диабетом».
-
«Профилактика постинъекционных осложнений».
-
«Особенности ухода за пациентами различных возрастных групп».
-
«Значение качества подготовки пациентов к лабораторным и инструментальным методам исследования».
-
«Анализ гемодинамических изменений у пациентов, находящихся на длительном постельном режиме».
-
«Значение внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение».
рабочая программа
практики по профилю специальности
060501 Сестринское дело
(очно-заочная (вечерняя) форма обучения)
Базовый уровень среднего профессионального образования
рабочая Программа
производственной (профессиональной) практики
ПО дисциплине
сестринское дело в хирургии
Пояснительная записка
Профессиональная практика по дисциплине «Сестринское дело в хирургии и реаниматологии» является составной частью образовательного процесса и основным этапом практической подготовки студентов. Проводится после цикла теоретических и практических занятий в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях в виде коротких циклов в основных подразделениях хирургического стационара в течение двух недель:
-
приемное отделение;
-
сестринский пост хирургического отделения;
-
перевязочная;
-
операционный блок;
-
отделение реанимации и интенсивной терапии;
Содержание программы практики рассчитано на комплексное использование знаний, полученных в ходе изучения общемедицинских и специальных дисциплин.
За время практики студенты под руководством общего, непосредственных и методического руководителей осваивают специфику работы, особенности санитарно-противоэпидемического режима, специфику работы хирургических отделений различного профиля: общехирургического, нейрохирургического, торакального, травматологического, ожогового и т.д., а так же поликлинической службы. При прохождении практики студент должен знать и соблюдать технику безопасности на рабочем месте, обеспечивать инфекционную безопасность персонала и пациента, знать структуру каждого функционального подразделения лечебного учреждения, содержание деятельности сестринского персонала.
Проводят наблюдение за состоянием пациента, выполняют необходимый объем манипуляций по уходу и лечению, участвуют в приеме и сдаче дежурств, составляют планы сестринских вмешательств по уходу за пациентами, осваивают технику основных лечебно-диагностических манипуляций, участвуют в семинарах, конференциях, проводимых медицинскими сестрами в отделении и в больнице, ведут необходимую документацию на рабочих местах.
Настоящая программа включает в себя:
-
цели и задачи практики;
-
график распределения времени;
-
содержание программы, в которой дан перечень необходимых знаний и умений в конкретном подразделении лечебно-профилактического учреждения;
-
контроль работы студентов и отчетность.
Данная программа может быть руководством для организации, управления и контроля практики со стороны преподавателей медицинского колледжа или училища, а также окажет помощь руководителям практики - представителям лечебно-профилактического учреждения.
Кроме этого, программа может быть использована студентами как предписание по подготовке, прохождению и аттестации производственной практики.
Цели и задачи практики
Сформировать у студентов профессиональные знания и умения в области сестринского дела в хирургии:
-
Закрепление, углубление и систематизация знаний по диагностике основных хирургических заболеваний и повреждений, методике неотложной помощи, наблюдению и уходу за пациентами на основе сестринского процесса.
-
Совершенствование профессиональных умений.
-
Воспитание и развитие трудовой дисциплины, профессиональной ответственности, этических норм поведения, гуманного, чуткого, милосердного отношения к больным.
-
Совершенствование коммуникативных умений.
Поделитесь с Вашими друзьями: |