Рекомендации по содержанию, оформлению и порядку представления
на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод
(введены в действие приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30 апреля 1998 г. N 123)
См. Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69
С выходом настоящих "Рекомендаций" утрачивают силу изданные в 1984 году "Инструкция о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ СССР и ТКЗ материалов по подсчету эксплуатационных запасов питьевых и технических подземных вод" и "Инструкция о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ СССР и ТКЗ материалов по подсчету эксплуатационных запасов лечебных минеральных, промышленных и теплоэнергетических подземных вод" в части, относящейся к лечебным минеральным подземным водам.
1. Общие положения
1.1. Государственная экспертиза эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод проводится в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" в целях обеспечения условий их рационального использования, определения границ участков недр, предоставляемых в пользование, а также платы за пользование недрами.
1.2. Настоящие "Рекомендации" предназначены для использования при подготовке и оформлении материалов подсчета эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод и представлении их на государственную экспертизу.
1.3. Государственной экспертизе подлежат материалы подсчета:
- освоенных и разведанных эксплуатационных запасов категорий А и В, которые являются основанием для разработки проекта строительства нового или реконструкции существующего водозабора подземных вод;
- предварительно оцененных эксплуатационных запасов категории С1, которые служат основой для последующей их разведки, опытно-промышленной эксплуатации или добычи подземных вод;
- выявленных эксплуатационных запасов категории С2 и прогнозных ресурсов категории Р, которые используются при разработке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и обосновании дальнейшего геологического изучения недр.
1.4. Материалы по подсчету эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового, технического водоснабжения городов, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, орошения земель и обводнения пастбищ, а также создания гидроминеральной базы курортов, санаториев, профилакториев (лечебниц) и заводов (линий) промышленного розлива минеральных столовых (питьевых), лечебных и лечебно-столовых подземных вод, подлежат государственной экспертизе, проводимой органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных (региональных) подразделений.
1.5. Материалы по подсчету эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод подготавливаются недропользователем или уполномоченной им организацией в соответствии с Классификацией эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и направляются на государственную экспертизу в специализированные экспертные организации (ГКЗ, ТКЗ и др.), образованные Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
1.6. Указанные материалы могут представляться на государственную экспертизу на любой стадии изучения месторождения при условии, если они позволяют дать объективную оценку количества и качества подземных вод, их народнохозяйственного значения, гидрогеологических, водохозяйственных, экологических, горнотехнических и других условий их освоения и добычи.
1.7. Полномочия федеральных и территориальных органов государственной экспертизы запасов определяются федеральным органом управления государственным фондом недр (приказ N 95 от 09.06.97).
1.8. В полномочия ГКЗ входит государственная экспертиза материалов подсчета эксплуатационных запасов подземных вод по следующим месторождениям и участкам:
- расположенным на территории 2-х и более субъектов Российской Федерации, или эксплуатация которых оказывает влияние на гидрогеологические и экологические условия 2-х и более субъектов Федерации и в трансграничных зонах;
- расположенным на территории одного субъекта Российской Федерации, но необходимым для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к компетенции органов государственной власти Российской Федерации;
- находящихся в пределах особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, или эксплуатация которых оказывает влияние на гидрогеологические и экологические условия указанных территорий;
- запасы по которым ранее утверждались в ГКЗ;
- подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для централизованного водоснабжения республиканских, краевых, областных центров и технического водоснабжения крупных промышленных предприятий с потребностью более 15 тыс.м3/сут, а также для промышленного розлива в качестве минеральных столовых вод;
- всех типов лечебных минеральных вод и грязей, являющихся гидроминеральной базой курортов федерального значения, крупных санаториев и профилакториев вместимостью более 500 мест, а также минеральных вод, предназначенных для промышленного розлива;
- эксплуатация которых ведется или планируется с участием иностранных инвестиций или иностранными юридическими лицами:
- подземных вод любого назначения по представлению субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридических лиц и граждан других государств;
- в полномочия ГКЗ также входит контрольное рассмотрение материалов подсчета запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод, прошедших экспертизу ТКЗ.
1.9. В полномочия ТКЗ входит государственная экспертиза материалов подсчета эксплуатационных запасов месторождений питьевых и технических вод для централизованного водоснабжения районных центров, городов и населенных пунктов областного и районного подчинения, поселков городского и сельского типа, совхозов и колхозов и небольших промышленных предприятий с потребностью в воде до 15 тыс.м3/сут, для орошения земель и обводнения пастбищ - менее 25 тыс.м3/сут, лечебных минеральных вод для санаториев, профилакториев и лечебниц местного значения вместимостью менее 500 мест, а также в иных случаях, не попадающих в компетенцию ГКЗ в соответствии с п.1.8.
1.10. Эксплуатационные запасы месторождений (участков) питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод подлежат повторной государственной экспертизе в случаях:
- перевода запасов из одной категории в другую по данным геологоразведочных работ или эксплуатации, а также после окончания срока, на который ранее были утверждены запасы;
- выявления в процессе разведки и освоения месторождений дополнительных природных, экономических или экологических факторов, существенно влияющих на промышленную оценку месторождения и требующих переоформления лицензии, а также при изменении существовавших на момент подсчета запасов водохозяйственной, санитарной, экологической обстановки и способа эксплуатации подземных вод;
- перевода забалансовых запасов в балансовые или наоборот, а также при снятии запасов с баланса;
- при увеличении или уменьшении на разрабатываемых месторождениях суммарной величины ранее утвержденных запасов более чем на 20%;
- пересмотра кондиций, требований стандартов или технических условий к качеству подземных вод, изменения назначения их использования;
- по просьбе недропользователя или органов государственного управления.
1.11. Заключение государственной экспертизы эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод является основанием для постановки их на государственный учет или снятия с государственного учета в установленном порядке.
Поделитесь с Вашими друзьями: |