Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольская государственная медицинская академия»
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра акушерства и гинекологии
УТВЕРЖДАЮ
|
Проректор по учебной работе, профессор
|
|
А.Б. Ходжаян
|
«___»_____________ 20____ г.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Акушерство и гинекология
для специальности 060101 лечебное дело
Всего часов – 211, из них:
-
аудиторных занятий – 162 часов
- лекций – 18 часов
- практических занятий – 144 часов
-
самостоятельная работа – 49 часов
-
форма контроля:
- Государственный экзамен – 12 семестр
г. Ставрополь
2012 г.
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с
- ФГОС ВПО по специальности 060101 лечебное дело, Утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.11.2010 г.
№ 1118;
- рабочим учебным планом по специальности, 060101 лечебное дело, утвержденным Ученым советом академии от 31 августа 2012 г. протокол № 1,
- типовой учебной программой по акушерству и гинекологии.
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры акушерства и гинекологии.
«31» августа 2012 года протокол № 1
Зав. кафедрой _________________ профессор В.А. Аксененко
Одобрена Цикловой методической комиссией хирургических дисциплин.
«___» _______________20____года
Председатель ЦМК _________________ профессор И.В. Суздальцев
Согласована:
Декан факультета _____________________________________________
_________________ профессор Е.В. Щетинин
Начальник УМУ _________________ Н.П. Вышковский
«___» _______________20____года
Руководитель ЦУКО _________________ профессор Ю.В. Первушин
«___» _______________20____года
Рецензенты
___________________
Организационно-методические положения
Деятельность выпускника медицинского вуза должна быть направлена на сохранение и улучшение здоровья населения, в том числе и репродуктивного, путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной) и диспансерного наблюдения.
Дисциплина акушерство и гинекология относится к профессиональному циклу и предназначена для решения задач по первичному обследованию женщин с физиологическим и патологическим течением беременности, больных с гинекологической патологией, постановке предварительного диагноза, оказанию первичной экстренной помощи и проведению реабилитационных мероприятий.
Основными клиническими базами кафедры являются профильные учреждения края и города.
Дисциплина изучается в течение 11-12 семестров в объеме 211 часов с лекционным курсом (18 часов), практическими (144 часа) и самостоятельными занятиями (49 часов).
Лекционный курс читается профессором и доцентами кафедры и освещает наиболее важные разделы дисциплины. На лекциях демонстрируются клинические случаи, широко применяются информационные современные технологии и технические средства наглядности.
Практические занятия проводятся всеми категориями профессорско-преподавательского состава с учетом сложности программы и опыта преподавателей кафедры. Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры, отделениях клинических баз. Каждый студент имеет индивидуальное рабочее место, необходимый для самостоятельной работы набор акушерского инструментария, на каждую группу имеется переносной ультразвуковой аппарат для регистрации сердечной деятельности плода. Учебные помещения кафедры оснащены необходимым для осуществления учебного процесса оборудованием: муляжами, фантомами, акушерским и гинекологическим инструментарием, микроскопами, ноутбуками, комплектами учебно-методических пособий. Количество студентов в клинической группе составляет 6-8 человек. В ходе практического занятия студенты, самостоятельно и при участии преподавателя, решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых практических умений, отчитываются за проделанную работу. Коечный фонд клинических баз, функциональные особенности СККПЦ, многообразие различных форм патологии беременных позволяют осуществлять ведение процесса обучения, самостоятельную курацию и клинические разборы беременных и гинекологических больных в соответствии с тематическими планами занятий.
На кафедре установлена система учета знаний студентов – ежедневное тестирование и опрос, конечный контроль знаний (решение ситуационных задач), рубежный контроль - защита протоколов курации беременных и гинекологических больных, УИРС, итоговое тестирование. Работа на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов.
Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа:
1. Тестирование проводится в письменной форме по специально подготовленным тестовым программам.
2. Прием практических навыков. Для демонстрации практических навыков каждый студент курирует беременную или гинекологическую больную, формирует предварительный диагноз, намечает план обследования и лечения, определяет врачебную тактику.
3. Третий этап – собеседование, решение ситуационных задач в соответствии с программой.
Для решения задач образовательного процесса на кафедре имеется учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, сборники тестов, эталонов, ситуационных задач, перечень практических навыков, тем УИРС, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса и др.
Для самостоятельной работы студентов во внеучебное время имеется специально выделенная учебная комната, оснащенная необходимым инструментарием и дополнительной литературой (методические указания и разработки, приказы). Самостоятельная работа студентов заключается в углубленном изучении теоретических вопросов по различным разделам акушерства и гинекологии и в совершенствовании практических навыков, осуществляемых под контролем консультантов – дежурных преподавателей, аспирантов, клинических ординаторов. Для внеучебной работы студентов на кафедре имеется ряд учебно-методических пособий по наиболее актуальным проблемам акушерства «Гестозы», «Неотложная помощь при акушерских кровотечениях», «Беременность и роды при различных видах экстрагенитальной патологии», «Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания. Сепсис», «Заболевания перинатального периода».
Совершенствование практических умений в учебное и внеучебное время осуществляется в ЦПН, оснащенном современными средствами имитационных технологий – фантомами, муляжами, инструментарием. Процесс отработки практических навыков контролируется дежурным преподавателем.
Дисциплина согласовано изучается с другими базовыми дисциплинами. Предметом согласования является совместный протокол согласования. При этом акцентируется внимание на характере физиологических изменений в организме беременной, рассматривается понятие «норма беременности», освещаются особенности патофизиологических и морфологических изменений в организме при различных видах акушерской патологии (гестоз, гипоксия, геморрагический и септический шок), рассматриваются особенности течения экстрагенитальных заболеваний у беременных (сердечно-сосудистые заболевания, острая хирургическая, эндокринная патология, и д.р.), особенности фармакокинетики и фармакотерапии у беременных.
Ряд студентов активно участвует в работе студенческого научного кружка. Результаты научной деятельности студентов освещаются на заседаниях кружка, ежегодной студенческой научной конференции, издаются.
На кафедре акушерства и гинекологии широко практикуется проведение открытых практических занятий и показных лекций, контрольные посещения занятий. Посещение занятий оформляется протоколом, результаты посещений рассматриваются на методических совещаниях кафедры.
Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на формирование у студентов основ врачебной этики и деонтологии, коммуникабельности, обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, умению вести себя с пациентками, сокурсниками, старшими, бережного отношения к инвентарю.
Цели и задачи дисциплины.
Целями и задачами изучения дисциплины является подготовка специалиста для первичного обследования беременной и гинекологической больной, установления предварительного диагноза, оказания экстренной медицинской помощи при неотложных и жизнеопасных состояниях, ведения реабилитационных мероприятий и диспансерного наблюдения беременных и гинекологических больных, в рамках обязанностей врача общей практики.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
-
основы организации акушерской амбулаторно-поликлинической помощи населению;
-
физиологию беременности и родового акта, признаки беременности;
-
общие принципы обследования, методы клинического обследования беременных и гинекологических больных;
-
наиболее опасные осложнения беременности и родов, их ранние симптомы и меры профилактики;
-
особенности ведения беременности при экстрагенитальных заболеваниях;
-
принципы и методы оказания первой медицинской доврачебной помощи при неотложной акушерской патологии;
-
принципы диспансеризации беременных при физиологическом, патологическом течении беременности, экстрагенитальных заболеваниях; реабилитации больных;
-
семиотику и диагностику гинекологических заболеваний; противопоказания к гормонотерапии;
-
физиологию и патологию менструальной функции;
-
вопросы контрацепции и планирования семьи;
-
порядок направления на консультацию к специалисту.
УМЕТЬ:
-
рассчитывать основные показатели деятельности женской консультации и родильного дома (материнская, перинатальная смертность, осложнения и т.д.);
-
обследовать беременных в ранних и поздних сроках беременности, рожениц и родильниц (сбор анамнеза, специальное акушерское исследование – наружное и внутреннее), гинекологических больных;
-
оценить данные лабораторных методов исследования, УЗИ, КТГ, лапароскопии гистероскопии;
-
сформулировать клинический диагноз и разработать план ведения беременности, родов при различных осложнениях беременности;
-
поставить предварительный диагноз, наметить план лечения при основных видах патологии женских половых органов;
-
назначить и обосновать фармакотерапию у беременных, родильниц, гинекологических больных при осложнениях беременности, экстрагенитальных заболеваниях, гинекологической патологии;
-
составить план диспансерного наблюдения беременных при различных формах экстрагенитальной патологии;
-
заполнять типовую медицинскую документацию;
-
выписать направление на консультацию к специалисту.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
-
о показаниях, противопоказаниях, осложнениях родоразрешающих операций (акушерские щипцы, плодоразрушающие операции);
-
о новых технологиях в акушерстве (биопсия хориона, кордоцентез, амниоцентез, плазмаферез);
-
о современных вспомогательных репродуктивных технологиях (ЭКО, искусственная инсеминация);
-
об особенностях основной гинекологической патологии детского возраста.
Владеть:
-
методами общеклинического исследования беременных и гинекологических больных (опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
-
приемами целенаправленного сбора жалоб, анамнеза, проведение специального исследования беременной и гинекологической больной;
-
приемами построения оптимальной программы дополнительного обследования для постановки диагноза, проведения дифференциальной диагностики;
-
методикой интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики в акушерстве и гинекологии;
-
алгоритмом развернутого клинического диагноза при акушерской и гинекологической патологии;
-
навыком приема физиологических родов;
-
методикой осмотра и оценки состояния последа;
-
методикой проведения профилактики кровотечений;
-
методикой обработки швов на промежности;
-
навыком проведения первого туалета новорожденного, оценки состояния плода;
-
методикой забора отделяемого из уретры, цервикального канала, влагалища для бактериоскопического и кольпоцитологического исследования;
-
методикой зондирования полости матки;
-
методикой пункции брюшной полости через задний свод;
-
методикой снятия швов у послеоперационных больных;
Обладать набором компетенций:
-
способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по акушерству и гинекологии;
-
способность владеть компьютерной техникой, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач в области акушерства и гинекологии;
-
способность и готовность применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;
-
способность и готовность к осуществлению первичной, вторичной и третичной профилактики наиболее распространенных осложнений беременности, гинекологических заболеваний;
-
способность и готовность проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления осложнений беременности и гинекологических заболеваний на ранних стадиях при типичных и при атипичных их проявлениях, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в необходимом объеме;
-
способность и готовность правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ – 10, провести дополнительное обследование и назначить адекватное лечение беременной;
-
способность и готовность оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, оценить эффективность диспансерного наблюдения беременной, оценить прогноз беременности и родов, оформлять текущую и первичную медицинскую документацию;
-
способность и готовность оценить возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики осложнений беременности с учетом возможного тератогенного и токсического воздействия на плод;
-
способность и готовность интерпретировать результаты современных диагностических технологий, применяемых в акушерско-гинекологической практике (амнио- ; кордоцентез; биопсия хориона и т.д.), понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов (репродуктивные технологии и т.д.);
-
способность и готовность выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях в акушерстве (эклампсия, шок, ТЭЛА, разрыв матки и т.д.);
-
способность и готовность к диагностике и ведению физиологической беременности, приему родов;
-
способность и готовность к анализу показателей акушерско-гинекологической службы с целью оптимизации ее функционирования;
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение.
Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины.
Отчетность. Литература.
Поделитесь с Вашими друзьями: |