АННОТАЦИЯ
рабочей программы учебной дисциплины акушерство и гинекология
1. Наименование образовательной программы, в рамках которой читается дисциплина - Основная образовательная программа по специальности 060103 Педиатрия.
2. Общая трудоемкость 9 ЗЕТ – 324 часа, из них: аудиторных занятий – 192 часа (лекций - 48 часов, практических занятий 144 часа); самостоятельная работа-96 часов.
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности 060103. Педиатрия высшего профессионального медицинского образования, изучается в седьмом, восьмом, девятом семестрах.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
-
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: латинский язык, психология и педагогика;
-
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: медицинская информатика; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология, иммунология; фармакология; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология, клиническая патофизиология;
-
в цикле профессиональных дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение; медицинская реабилитация; дерматовенерология; судебная медицина; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская хирургия, урология; онкология, лучевая терапия.
4. Цель изучения дисциплины - научить студентов владеть фундаментальными знаниями в области акушерства и гинекологии, осуществлять первичное обследование женщин с физиологическим и патологическим течением беременности.
5. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускников элементов следующих компетенций:
-
способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук при осуществлении профессиональной деятельности в области акушерства и гинекологии; (ОК 1)
-
способности и готовности проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, беременной, плода и новорожденного, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (беременной, гинекологической больной); (ПК 5)
-
способности и готовности выявлять у пациентов (беременных, гинекологических больных) основные патологические симптомы и синдромы заболеваний (осложнений беременности), использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний; (ПК 17)
-
способности и готовности выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях (осложнениях гестационного процесса) у беременных, гинекологических больных, способных вызвать тяжелые последствия и/или летальный исход, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (акушерское кровотечение, кома, шок, гестоз, разрыв матки, острая гипоксия плода), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия; (ПК 19)
-
способности и готовности назначать больным (беременным) адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями с учетом возможного тератогенного влияния препаратов на плод; (ПК 20)
-
способности и готовности осуществлять пациенткам (беременным, гинекологическим больным, девочкам-подросткам) первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке; (ПК 21)
-
способности и готовности использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы и т.д.) для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических (родовспомогательных) учреждений; (ПК 27)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
методы и приемы философского анализа проблем, формы и методы научного познания, их эволюцию
-
основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения различных возрастных и социальных групп (матери и ребенка)
-
принципы диспансерного наблюдения (беременных, родильниц, гинекологических больных), реабилитацию пациенток
-
ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения (охраны материнства и детства), осуществление экспертизы нетрудоспособности
-
этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний (и осложнений беременности) среди населения (беременных, гинекологических больных)
-
клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у подростков и взрослого населения (беременных, родильниц, гинекологических больных)
-
клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи гинекологическим больным, (беременным) при неотложных состояниях
-
современные методы клинического, лабораторного и инструментального обследования больных (беременных, рожениц, родильниц, гинекологических больных); общие принципы и особенности диагностики (пренатальной, постнатальной) наследственных заболеваний и врожденных аномалий
-
виды и методы современной анестезии (масочный, эндотрахеальный, внутривенный) у беременных, больных; способы и методы профилактики послеоперационных осложнений, особенности проведения интенсивной терапии у беременных, родильниц
-
принципы и методы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у взрослого населения и подростков (беременных, родильниц)
-
организацию акушерско-гинекологической помощи населению, диагностику и ведение беременности, диагностику, лечение и реабилитацию женщин с гинекологическими заболеваниями
-
клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств, при лечении основных патологических синдромов, заболеваний и неотложных состояний.
уметь:
-
грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа
-
анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения (беременных, гинекологических больных), влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических факторов и организации медицинской помощи
-
собрать анамнез, провести опрос пациентки (беременной, родильницы, гинекологической больной), провести ее физикальное обследование (осмотр, пальпация, аускультация), направить на лабораторно-инструментальное исследование, на консультацию к специалистам
-
интерпретировать результаты обследования, поставить пациентке (беременной, роженице, родильнице) предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза
-
сформулировать клинический диагноз
-
разработать беременной, гинекологической больной план лечения (показания к хирургическому лечению) с учетом течения болезни (осложнений беременности), подобрать и назначить лекарственную терапию, провести реабилитационные мероприятия
-
провести физиологическую беременность
-
оказывать помощь при родовспоможении
-
выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать первую помощь населению (беременным, гинекологическим больным)
-
заполнять историю болезни (родов), выписать рецепт
владеть:
-
методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения (охраны материнства)
-
методами общего клинического (и специального) обследования пациенток (беременных, родильниц, гинекологических больных)
-
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов (беременных, плода)
-
алгоритмом постановки предварительного диагноза пациенткам (беременным) с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам
-
алгоритмом развернутого клинического диагноза
-
алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи населению (беременным, роженицам, родильницам) при неотложных и угрожающих жизни состояниях
6. Содержание дисциплины:
Введение
Раздел 1. Российская система охраны материнства и детства
Раздел 2 Физиология беременности и родов
Раздел 3. Патология беременности
Раздел 4. Беременность и экстрагенитальная патология
Раздел 5. Патология родов
Раздел 6. Патология послеродового периода
Раздел 7. Патология перинатального периода
Раздел 8. Семиотика заболеваний женских половых органов. Воспалительные заболевания женских половых органов
Раздел 9. Нарушения менструальной функции
Раздел 10. Неотложные состояния
Раздел 11. Опухоли и опухолевидные образования половых органов
Раздел 12. Нарушения полового развития девочек
Раздел 13. Бесплодный брак, планирование семьи
Заключение
-
Формы организации учебного процесса по дисциплине: лекции, практические клинические занятия, фантомные занятия; курация беременных, гинекологических больных; клинический разбор беременных, родильниц, больных; исследовательский проект.
-
Виды контроля: текущий (тестирование, опрос, решение ситуационных задач, оценка практических умений, лист курации, лист назначений), рубежный (защита УИРС, защита истории родов, итоговое тестирование), промежуточный (экзамен IХ семестр).
Зав. кафедрой акушерства и
гинекологии, проф. д .м.н. Аксененко В.А.
Поделитесь с Вашими друзьями: |