Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология для специальности 060101. 65 лечебное дело Всего зет 14



страница1/5
Дата04.05.2016
Размер1.15 Mb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3   4   5


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра акушерства и гинекологии

УТВЕРЖДАЮ



Проректор по учебной работе,

профессор ____________ А.Б. Ходжаян



«___»_____________ 20____ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Акушерство и гинекология
для специальности 060101.65 лечебное дело

Всего ЗЕТ – 14

Всего часов – 504, из них:


  • аудиторных занятий – 312 часов

- лекций – 72 часов

- практических занятий – 240 часов



  • самостоятельная работа – 156 часов

  • формы контроля:

- зачет в 8 семестре

- экзамен в 10 семестре (36 час)

г. Ставрополь

2014 г.


Рабочая учебная программа разработана в соответствии с

ФГОС ВПО 3-го поколения по специальности 060101 Лечебное дело, Утвержденным приказом Минобрнауки России от 08.11.2010 г.

№ 1118;

- рабочим учебным планом специальности 060101 Лечебное дело, утвержденным Ученым советом университета от 26 июня 2013 г. протокол № 11,



- типовой учебной программой по акушерству и гинекологии.
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры акушерства и гинекологии.

«27» июня 2014 года протокол № 12


Зав. кафедрой, профессор _________________ В.А. Аксененко

Одобрена Цикловой методической комиссией хирургических дисциплин.

«18» мая 2012 года протокол № 9
Председатель ЦМК, профессор _________________ И.В. Суздальцев
Согласована:

Декан факультета лечебного____________________________________


к.м.н. _________________ И.В. Кошель
Начальник УМУ _________________ Н.П. Вышковский
«___» _______________20____года
Руководитель ЦУКО, доцент _________________ С.В. Новиков
«___» _______________20____года
Рецензенты:

Зав. кафедрой акушерства и

гинекологии Кубанского государственного

медицинского университета, профессор ­­________________Н.И. Куценко


Доцент кафедры акушерства и

гинекологии Астраханской государственной

медицинской академии, д.м.н. _________________Р.В. Павлов

Пояснительная записка


Деятельность выпускника медицинского вуза должна быть направлена на сохранение и улучшение здоровья населения, в том числе и репродуктивного, путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной) и диспансерного наблюдения.

Дисциплина акушерство и гинекология относится к профессиональному циклу и предназначена для решения задач по первичному обследованию женщин с физиологическим и патологическим течением беременности, больных с гинекологической патологией, постановке предварительного диагноза, оказанию первичной экстренной помощи и проведению реабилитационных мероприятий.

Основными клиническими базами кафедры являются профильные учреждения края и города.

Дисциплина изучается в течение 7-10 семестров в объеме 504 часов с лекционным курсом (72 часа), практическими (240 часов) и самостоятельными занятиями (156 часов).

Лекционный курс читается профессором и доцентами кафедры и освещает наиболее важные разделы дисциплины. На лекциях демонстрируются клинические случаи, широко применяются информационные современные технологии и технические средства наглядности.

Практические занятия проводятся всеми категориями профессорско-преподавательского состава с учетом сложности программы и опыта преподавателей кафедры. Практические занятия проводятся в аудиториях кафедры, отделениях клинических баз. Каждый студент имеет индивидуальное рабочее место, необходимый для самостоятельной работы набор акушерского инструментария, на каждую группу имеется переносной ультразвуковой аппарат для регистрации сердечной деятельности плода. Учебные помещения кафедры оснащены необходимым для осуществления учебного процесса оборудованием: муляжами, фантомами, акушерским и гинекологическим инструментарием, микроскопами, ноутбуками, комплектами учебно-методических пособий. Количество студентов в клинической группе составляет 6-12 человек. В ходе практического занятия студенты, самостоятельно и при участии преподавателя, решают поставленные перед ними задачи по овладению знаниями и приобретению необходимых практических умений, отчитываются за проделанную работу. Коечный фонд клинических баз, функциональные особенности СККПЦ, многообразие различных форм патологии беременных позволяют осуществлять ведение процесса обучения, самостоятельную курацию и клинические разборы беременных и гинекологических больных в соответствии с тематическими планами занятий.

На кафедре установлена система учета знаний студентов – ежедневное тестирование и опрос, конечный контроль знаний (решение ситуационных задач), рубежный контроль - защита историй родов и болезни, УИРС, итоговое тестирование. Работа на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов. По результатам учебной деятельности, студенты в соответствии с набранными баллами, по решению коллектива кафедры, могут освобождаться от проведения промежуточной аттестации (экзамена) с выставлением им соответствующей оценки.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре имеется учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, сборники тестов, эталонов, ситуационных задач, перечень практических навыков, тем УИРС, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса и др.

Для самостоятельной работы студентов во внеучебное время имеется специально выделенная учебная комната, оснащенная необходимым инструментарием и дополнительной литературой (методические указания и разработки, приказы). Самостоятельная работа студентов заключается в углубленном изучении теоретических вопросов по различным разделам акушерства и гинекологии и в совершенствовании практических навыков, осуществляемых под контролем консультантов – дежурных преподавателей, аспирантов, клинических ординаторов. Для внеучебной работы студентов на кафедре имеется ряд учебно-методических пособий по наиболее актуальным проблемам акушерства «Гестозы», «Неотложная помощь при акушерских кровотечениях», «Беременность и роды при различных видах экстрагенитальной патологии», «Послеродовые гнойно-воспалительные заболевания. Сепсис», «Заболевания перинатального периода».

Совершенствование практических умений в учебное и внеучебное время осуществляется в ЦПН, оснащенном современными средствами имитационных технологий – фантомами, муляжами, инструментарием. Процесс отработки практических навыков контролируется дежурным преподавателем

Ряд студентов активно участвует в работе студенческого научного кружка. Результаты научной деятельности студентов освещаются на заседаниях кружка, ежегодной студенческой научной конференции, издаются в сборниках.

На кафедре акушерства и гинекологии широко практикуется проведение открытых практических занятий и показных лекций, контрольные посещения занятий. Посещение занятий оформляется протоколом, результаты посещений рассматриваются на методических совещаниях кафедры.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на формирование у студентов основ врачебной этики и деонтологии, коммуникабельности, обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, умению вести себя с пациентками, сокурсниками, старшими, бережного отношения к инвентарю.


  1. Цели и задачи дисциплины.


Цель дисциплины - научить студентов владеть фундаментальными знаниями в области акушерства и гинекологии.

Задачами дисциплины являются:

  • ознакомить студентов с принципами организации и работы отделений родильного стацио­нара, женской консультации;

  • дать основные знания физиологических и патологических процессов женской репродуктивной системы, связанные с зачатием, беременностью, родами и послеродовым перио­дом;

  • научить студентов распознавать на основании изучения данных анамнеза и объективного исследования физиологические и патологические процессы, связанные с детородной функцией.

  • обучить студентов основам современного лечения, реабилитации в акушер­ско-гинекологической практике;

  • обучить студентов профессиональному решению задач с использованием алгоритмов при возникновении угрожающих жизни состояний при патологии беременности, родов и по­слеродового периода;

  • обучить студентов осуществлению мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья женщины - будущей матери;

  • сформировать правильное врачебное поведение с коллегами, пациентами и их родствен­никами с современных позиций врачебной этики и деонтологии.




  1. Место дисциплины в структуре ООП специалиста.

Дисциплина согласовано изучается с другими базовыми дисциплинами. Предметом согласования является совместный протокол. При этом акцентируется внимание на характере физиологических изменений в организме беременной, рассматривается понятие «норма беременности», освещаются особенности патофизиологических и морфологических изменений в организме при различных видах акушерской патологии (гестоз, гипоксия, геморрагический и септический шок), рассматриваются особенности течения экстрагенитальных заболеваний у беременных (сердечно-сосудистые заболевания, острая хирургическая, эндокринная патология, и д.р.), особенности фармакокинетики и фармакотерапии у беременных.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

– в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: латинский язык, психология и педагогика;

– в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: медицинская информатика; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология; фармакология; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология, клиническая патофизиология;

– в цикле профессиональных дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; медицинская реабилитация; дерматовенерология; судебная медицина; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; факультетская терапия, профессиональные болезни; общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская хирургия, урология; онкология, лучевая терапия.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:



1. Способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук при осуществлении профессиональной деятельности в области акушерства и гинекологии; (ОК 1)
2. Способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционнного и секционного материала у беременной, плода и новорожденного, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного взрослого и подростка (беременной, гинекологической больной); (ПК 5)

3. Способен и готов выявлять у пациентов (беременных, гинекологических больных) основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах (осложнениях беременности и гинекологических заболеваниях), использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний; (ПК 17)

4. Способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков (беременных, гинекологических больных), способных вызвать тяжелые последствия и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (акушерское кровотечение, кома, шок, гестоз, разрыв матки, острая гипоксия плода), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия; (ПК 19)

5. Способен и готов назначать больным (беременным и гинекологическим больным) адекватное (терапевтическое и хирургическое)лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями с учетом возможного тератогенного влияния препаратов на плод; (ПК 20)

6. Способен и готов осуществлять взрослому населению (беременным, гинекологическим больным, девочкам-подросткам) первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке; (ПК 21)

7. Способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (МКБ-10), и т.д.), а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических (родовспомогательных) учреждений; (ПК 27)
В результате изучения дисциплины студенты должны
Знать:

  1. Методы и приемы философского анализа проблем, формы и методы научного познания, их эволюцию.

  2. Основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения различных возрастно-половых и социальных групп (матери и ребенка).

  3. Принципы диспансерного наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения (беременных, родильниц, гинекологических больных); реабилитацию пациенток.

  4. Ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения (охраны материнства и детства), осуществление экспертизы нетрудоспособности.

  5. Этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний (и осложнений беременности) среди населения (беременных, гинекологических больных).

  6. Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у подростков и взрослого населения (беременных, родильниц, гинекологических больных).

  7. Клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи взрослому населению и подросткам (беременным) при неотложных состояниях.

  8. Современные методы клинического, лабораторного и инструментального обследования больных (беременных, рожениц, родильниц, гинекологических больных); общие принципы и особенности диагностики (пренатальной, постнатальной) наследственных заболеваний и врожденных аномалий.

  9. Виды и методы современной анестезии (масочный, эндотрахеальный, внутривенный) у беременных, больных; способы и методы профилактики послеоперационных осложнений, особенности проведения интенсивной терапии у пациентов различных возрастных групп (беременных, родильниц).

  10. Принципы и методы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у взрослого населения и подростков (беременных, родильниц).

  11. Организацию акушерско-гинекологической помощи населению, диагностику и ведение беременности, диагностику, лечение и реабилитацию женщин с гинекологическими заболеваниями.

  12. Клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств, при лечении основных патологических синдромов, заболеваний и неотложных состояний.

Уметь:

  1. Грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.

  2. Анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения (беременных, гинекологических больных), влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических факторов и организации медицинской помощи.

  3. Собрать анамнез, провести опрос пациентки (беременной, родильницы, гинекологической больной), провести ее физикальное обследование (осмотр, пальпация, аускультация), направить на лабораторно-инструментальное исследование, на консультацию к специалистам.

  4. Интерпретировать результаты обследования, поставить пациентке (беременной, роженицы, родильнице) предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза.

  5. Сформулировать клинический диагноз.

  6. Разработать беременной, гинекологической больной план лечения (показания к хирургическому лечению) с учетом течения болезни (осложнений беременности), подобрать и назначить лекарственную терапию, провести реабилитационные мероприятия.

  7. Провести физиологическую беременность.

  8. Оказывать помощь при родовспоможении.

  9. Выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать первую помощь населению (беременным, гинекологическим больным).

  10. Заполнять историю болезни (родов), выписать рецепт.

Владеть:

  1. Методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения (охраны матери и детства).

  2. Методами общего клинического (и специального) обследования пациентов (беременных, родильниц, гинекологических больных).

  3. Интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов (беременных).

  4. Алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам (беременным) с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам.

  5. Алгоритмом развернутого клинического диагноза.

  6. Алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи населению (беременным, роженицам, родильницам) при неотложных и угрожающих жизни состояниях.



  1. Матрица формирования компетенций, знаний, умений.

№п/п

Наименование разделов (тем) дисциплин

Индекс компетенции по ФГОС

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

1

2

3

4

5

6

7

Знать

Уметь

Владеть

ОК 1

ПК 5

ПК 17

ПК 19

ПК 20

ПК 21

ПК 27




акушерство

1

Российская система охраны материнства и детства

+
















+

1,2,3,4,11

1,2,7

1

2

Физиология беременности и родов

+

+













+

1,3,8,9,11

3,4,5,6,7,8,10

2,3,4,5

3

Патология беременности

+

+

+

+

+

+

+

3,5,6,7,8,9,10, 11,12

2,3,4,5,6,9

1,2,3,4,5,6

4

Беременность и экстрагенитальная патология

+

+

+

+

+

+

+

5,6,8,9, 11, 12

3,4,5

2,3,4,5

5

Патология родов

+

+

+

+

+

+

+

5,6,7,8,9,10, 11,12

3,4,5,6,7

1,2,3,4,5

6

Патология послеродового периода

+

+

+

+

+

+

+

5,6,8,9,10, 11,12

3,4,5,6,7

1,2,3,4,5

7

Оперативное акушерство

+

+

+




+




+

7,8,9, 12

2,3,4,5

2,3,4,5,6

8

Патология перинатального периода

+

+

+




+




+

1,2,3,5,6, 11,12

1,2,3,4,5,7

2,3,4,5




гинекология

9

Семиотика заболеваний женских половых органов

+

+
















3,6,7,8, 11

3,4,6

2,3,4

10

Воспалительные заболевания женских половых органов

+

+

+

+

+

+

+

5,6,7,8, 11,12

3,4,5

2,3,4

11

Нарушения менструальной функции

+

+

+

+

+




+

5,6,11, 12

3,4,5

2,3,4

12

Опухоли и опухолевидные образования женских половых органов

+

+

+

+

+

+

+

5,6,7,8,9,11, 12

3,4,5

2,3,4

13

Нарушения развития половых органов

+

+

+

+

+




+

5,6,8, 11,12

3,4,5

2,3,4

14

Неотложные состояния

+

+

+

+

+

+

+

5,7,9, 10,11, 12

3,4,5,6

2,3,4,5

15

Бесплодный брак

+

+

+

+

+




+

1,2,3,6,11,12

1,3,4,5

2,3,4

5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 14 зачетных единиц (ЗЕТ), 504 часа.




Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

VII

VIII

IX

X

Аудиторные занятия (всего)

312

90

90

66

66

В том числе:
















Лекции (Л)

72

18

18

18

18

Практические клинические занятия (ПК3)

240

72

72

48

48

Самостоятельная работа (всего)

156

45

45

33

33

История болезни (написание и защита)







12




12

Реферат (написание и защита)




9




9




Изучение учебного материала, подготовка к занятиям




36

33

24

21

Вид промежуточной аттестации:
















зачет







+







экзамен













36

Общая трудоемкость

часов

зачетных единиц


504

14


135

3,75


135

3,75


99

2,75


135

3,75

6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Содержание разделов дисциплин
Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины.

Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.


Каталог: userfiles -> depts -> gynecology
gynecology -> Сборник тестов по акушерству для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов. Учебное пособие
gynecology -> Вопросы к экзамену по акушерству для студентов 5 курса педиатрического факультета 2013 г
gynecology -> Рабочая учебная программа дисциплины акушерство для специальности 060201. 65 стоматология Всего часов 81, из них
gynecology -> Перечень необходимых практических навыков для студентов 4 курса педиатрического факультета на 2013– 2014 учебный год
gynecology -> Перечень необходимых практических навыков для студентов 4 курса педиатрического факультета на 2013– 2014 учебный год
gynecology -> К м. н. Кошель И. В. 2015 Вопросы по акушерству для студентов 4 курса
gynecology -> Основная образовательная программа по специальности 060101 Лечебное дело Общая трудоемкость 14 зет 504 часа, из них: аудиторных занятий 312 часов (лекций-72 часа, практических занятий 240 часов); самостоятельная работа-156 часов
gynecology -> Основная образовательная программа по специальности 060103 Педиатрия. Общая трудоемкость 9 зет 324 часа, из них: аудиторных занятий 192 часа (лекций 48 часов, практических занятий 144 часа); самостоятельная работа-96 часов
gynecology -> Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 379, из них
gynecology -> Рабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 379, из них


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница