Рабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология



Скачать 347.92 Kb.
страница1/4
Дата01.05.2016
Размер347.92 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИй медицинский университет им. Н.и.ПИРОГОВА»




УТВЕРЖДАЮ



Декан


Лечебного факультета

_________________ / Буромский И.В./

подпись ФИО





« » _________ 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

__________________________________________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Специальность: 060103 педиатрия
Форма обучения: очная, очно-заочная

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)


Продолжительность обучения: 6 лет (очная), 7 лет (очно-заочная)

(нормативный срок обучения)



I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Индивидуализация выбора фармакотерапии на основе знания фармакодинамики, фармакокинетики, взаимодействия и нежелательных лекарственных реакций - с одной стороны, и возраста больного, формы, тяжести, особенностей течения заболевания - с другой стороны.


1.2. ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент приобретает знания об основных разделах клинической фармакологии, ее понятиях, терминах и принципах; клинико-фармакологической характеристике основных групп лекарственных препаратов; рациональном выборе конкретных лекарственных средств для лечения основных патологических синдромов, заболеваний и неотложных состояний.


1.3. ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен уметь назначить и обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях; определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.


Общая нагрузка:

очное обучение - 128 часа, аудиторных – 76 часов,

для самостоятельной работы – 52 часа

очно-заочное обучение - 80 часа, аудиторных – 76 часов,



для самостоятельной работы – 4 часов.
Лекции по клинической фармакологии



Темы

Кол-во часов

1.

Вводная лекция. Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Особенности ФК, ФД у детей.

4

2.

Клиническая фармакология антибактериальных препаратов (I-ая часть).

3

3.

Клиническая фармакология антибактериальных препаратов (II-ая часть).

3

4.

Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых в лечении сердечной недостаточности.

3

5.

Клинические исследования ЛС

3

6.

Система фармаконадзора, характеристика НПР.

3

7.

Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых в лечении желудочно-кишечного тракта.

3

8.

Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при бронхообструктивном синдроме.

3

9.

Лекарства и система “мать-плацента-плод “.

3




Всего

28

Практические занятия по клинической фармакологии



Темы

Кол-во часов

1.

Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Алгоритм выбора лекарственных препаратов.

5

2.

Клиническая фармакология антианемических средств.

4

3.

Клиническая фармакология антибактериальных препаратов.

5

4.

Выбор антибактериальной терапии при инфекционных процессах различной локализации.

5

5.

Выбор лекарственных средств при лечении сердечной недостаточности и АГ у детей и подростков

5

6.

Клиническая фармакология нестероидных противо-воспалительных средств (НПВС).

5

7.

Выбор лекарственной терапии при лечении бронхо- обструктивного синдрома

5

8.

Выбор лекарственной терапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

4

9

Алгоритмы назначения препаратов беременным и кормящим грудью.

5

10.

Разбор клинических задач. Зачет

5




Всего


48


Самостоятельная работа студентов по клинической фармакологии




Тема

дневное отд.

(часы)


вечернее отд.

(часы)


1.

Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Алгоритм выбора лекарственных препаратов.

6




2.

Клиническая фармакология антианемических средств.

6




3.

Клиническая фармакология антибактериальных препаратов.

6

1

4.

Выбор антибактериальной терапии при инфекционных процессах различной локализации.

6

1

5.

Выбор лекарственных средств при лечении сердечной недостаточности и АГ у детей и подростков

6




6.

Клиническая фармакология нестероидных противо-воспалительных средств (НПВС).

6

1

7.

Выбор лекарственной терапии при лечении бронхообструктивного синдрома

6




8.

Выбор лекарственной терапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

6

1

9.

Алгоритмы назначения препаратов беременным и кормящим грудью.

4







Всего

52

4


ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1.


Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Алгоритм выбора лекарственных препаратов.

Цель: На основе знаний фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных препаратов с учетом патологических состояний научить студентов проводить выбор рациональной фармакотерапии.

На занятии по данной теме основное внимание уделяется значению основных понятий фармакодинамики и фармакокинетики для выбора лекарственной терапии. Со студентами обсуждается алгоритм выбора фармакотерапии, состоящий из 4-х этапов.

1. Выбор круга препаратов, показанных при данном заболевании (синдроме) с учетом:

а) этиологии и патогенеза болезни (синдрома);

б) механизма действия препаратов.

2. Сужение круга выбранных препаратов с учетом: возраста, сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, показателей гемодинамики, эффективности предществующей терапии и т.д.

3. Окончательный выбор 1-2 препаратов, определение пути введения, режима и дозы на основании знания фармакокинетики препаратов и с учетом тяжести состояния больного.

4. Выбор критериев и сроков для оценки эффективности и безопасности проводимой терапии.

Далее обсуждаются принципы комбинированной терапии с учетом взаимодействия лекарственных препаратов.

За время пребывания на цикле студенты ежедневно проводят курацию одного тематического больного, осуществляют экспертную оценку назначенного лечения, оценивают его эффективность и безопасность. По результатам работы оформляется клинико-фармакологическая карта, которую студент защищает во время зачета.


ТЕМА 2.

Клиническая фармакология антианемических средств.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии антианемических препаратов проводить выбор фармакотерапии при железодефицитных анемиях различной степени тяжести.

Патофизиологические механизмы развития и степень тяжести анемии как основа для выбора антианемического препарата. Классификация антианемических препаратов. Определение путей введения и рационального режима дозирования с учетом тяжести, длительности процесса, состояния желудочно-кишечного тракта и клинической эффективностью предшествующей терапии. Побочные эффекты и методы их купирования. Лекарственные взаимодействия. Методы оценки эффективности и безопасности.


ТЕМА 3-4.

Клиническая фармакология антибактериальных препаратов. Выбор антибактериальной терапии при инфекционных процессах различной локализации.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии антибактериальных препаратов проводить выбор фармакотерапии при инфекционных процессах различной локализации.

Классификация и точка приложения антибактериальных средств. Принципы рационального выбора и определение режима дозирования антимикробного препарата в зависимости от вида возбудителя заболевания, его чувствительности, локализации очага воспаления, особенностей формирования микробной устойчивости. Коррекция антибактериальной терапии при хронической почечной и печеночной недостаточности. Побочные эффекты и возможные лекарственные взаимодействия. Оценка эффективности и безопасности антимикробных препаратов.


ТЕМА 5.

Выбор лекарственных средств при лечении сердечной недостаточности и артериальной гипертонии у детей и подростков.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии сердечно-сосудистых препаратов проводить выбор фармакотерапии при сердечной недостаточности и артериальной гипертонии.

Механизмы развития острой и хронической сердечной недостаточности как основа патогенетического применения фармакологических средств. Вопросы дифференцированного лечения. Фармакодинамика и фармакокинетика сердечных гликозидов. Показания к их назначению, дигитализация, контроль клинической эффективности и токсических эффектов. Диуретики: классификация, фармакодинамика и фармакокинетика, выбор, лекарственные взаимодействия, контроль за лечением. Особенности фармакотерапии острой сердечной недостаточности. Лекарственные средства других групп, применяемые при лечении сердечной недостаточности. Основные классы гипотензивных препаратов, применяемых в педиатрии. Принципы лечения АГ у детей и подростков.


ТЕМА 6.

Клиническая фармакология нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВС).

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии нестероидных противовоспалительных препаратов проводить выбор фармакотерапии при острых и хронических воспалительных процессах, при гипертермии и болевом синдроме.

Классификация нестероидных противовоспалительных препаратов. Основные механизмы противовоспалительного, жаропонижающего и анальгезирующего действия. Принципы выбора и определение режима дозирования нестероидных противовоспалительных средств с учетом особенностей воспалительного процесса: локализации, интенсивности, состояния желудочно-кишечного тракта, систем кровообращения; фармакокинетики лекарственного препарата. Диагностика, коррекция и профилактика побочных эффектов. Вопросы лекарственного взаимодействия. Методы оценки эффективности и безопасности.


ТЕМА 7.

Выбор лекарственной терапии при лечении бронхо- обструктивного синдрома.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии препаратов, влияющих на бронхиальную проходимость, проводить выбор фармакотерапии при бронхообструктивном синдроме.

Механизм нарушения бронхиальной проходимости как основа для применения мембраностабилизаторов, бронходилататоров и муколитиков. Классификация бронходилататоров. Принципы выбора препарата, определение путей введения и рационального режима дозирования препаратов с учетом степени и уровня бронхоспазма, показателей функции внешнего дыхания, данных фармакокинетики. Синдром “рикошета”. Побочные реакции и лекарственные взаимодействия. Методы оценки эффективности и безопасности.

Этапная базисная терапия бронхиальной астмы в зависимости от тяжести ее течения. Лечение астматического статуса.

ТЕМА 8.


Выбор лекарственной терапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии препаратов, влияющих на кислотность и защитные свойства слизистой оболочки проводить выбор фармакотерапии при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Патофизиологические механизмы развития язв как основа выбора антисекреторных препаратов и средств, влияющих на факторы защиты слизистой. Классификация противоязвенных препаратов. Фармакодинамика, фармакокинетика. Принципы выбора препаратов, определение путей введения и рационального режима дозирования с учетом степени и типа нарушения желудочной секреции, моторики желудочно-кишечного тракта. Лечение рецидивов и профилактика при язвенной болезни. Побочные эффекты и возможные лекарственные взаимодействия. Лекарственные средства, влияющие на Helicobacter pylori. Современные схемы эрадикационной терапии геликобактериоза.

Препараты ферментов поджелудочной железы. Критерии эффективности их применеия. Гепатопротекторы, алгоритм выбора, критерии клинической эффективности. Холеретики, холекинетики и миотропные спазмолитики в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей. Прокинетики, различия между ними. Антигельминтные препараты. Слабительные препараты, их классификация. Эубиотики. Адсорбенты.
ТЕМА 9.

Алгоритмы назначения лекарственных препаратов беременным и кормящим грудью.

Цель: Научить студентов выбору лекарственных препаратов у беременных и кормящих грудью с целью безопасности для плода и новорожденного на основе знаний клинической фармакологии и тератогенности.

Разбираются классификации ЛДС по тератогенности воздействия на плод. Выбор препаратов для лечения наиболее значимых заболеваний во время беременности и кормления грудью.


ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 10.

Промежуточная аттестация (зачет).

Цель: закрепление полученных знаний и навыков рационального выбора и оценки эффективности лекарственной терапии.

Проводится тестовый контроль знаний, сдача практических навыков, собеседование по результатам подготовки клинико-фармакологической карты курируемого пациента ( см. Приложение 1).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Цель: приобретение знаний по выбору лекарственных средств для проведения рациональной эффективной и безопасной фармакотерапии по нозологиям основного курса.

Задачи:


  • Изучить имеющиеся научные данные по разделам общей и частной клинической фармакологии классов препаратов, алгоритмы выбора и принципы фармакотерапии заболеваний и синдромов основного курса по клинической фармакологии с позиций доказательной медицины.

  • Закрепить знания о фармакодинамике и фармакокинетике лекарственных средств, методах оценки эффективности и безопасности при проведении фармакотерапии по нозологиям основного курса.

  • Отработать знания и умения, необходимые для проведения эффективной фармакотерапии, а также адекватных методов контроля по нозологиям основного курса.

  • Закрепить подход к рациональному выбору лекарственных средств при проведении фармакотерапии на основе принципов доказательной медицины по нозологиям основного курса.

Требования к уровню освоения: студент должен знать клинико-фармакологическую характеристику лекарственных средств и принципы их выбора при заболеваниях и синдромах основного курса; студент должен уметь проводить фармакотерапию основных нозологий с оценкой эффективности и безопасности; студент должен иметь представление по современным вопросам фармакогенетики, фармакоэкономики, этическим аспектам применения ЛС, принципам доказательной медицины в области рационального выбора ЛС. Для освоения навыков студент готовит клинико-фармакологическую карту курируемого пациента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
Основная:
1. Ю.Б.Белоусов. Клиническая фармакология и фармакотерапия (3-е издание). /М., МИА, 2010 г.

2. Общие вопросы клинической фармакологии (учебное пособие). Под ред. Белоусова Ю.Б., Леоновой М.В. / М., РГМУ 2010 г

3. Клиническая фармакология кардиоваскулярных препаратов (учебное пособие в 2-х частях). Под ред. Белоусова Ю.Б., Леоновой М.В. / М., РГМУ 2009 г, 2013 г.

4. Клиническая фармакология антибактериальных, противовоспалительных средств и кортикостероидов (учебное пособие). Под ред. Белоусова Ю.Б., Леоновой М.В. / М., РГМУ 2012 г




Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Основные направления научной деятельности
img -> Основные результаты научной деятельности
img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
img -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г

Скачать 347.92 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница