МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИй медицинский университет им. Н.и.ПИРОГОВА»
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Декан
Лечебного факультета
_________________ / Буромский И.В./
подпись ФИО
|
|
« » _________ 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
__________________________________________________________________
(наименование учебной дисциплины)
Специальность: 060103 педиатрия
Форма обучения: очная, очно-заочная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Продолжительность обучения: 6 лет (очная), 7 лет (очно-заочная)
(нормативный срок обучения)
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Индивидуализация выбора фармакотерапии на основе знания фармакодинамики, фармакокинетики, взаимодействия и нежелательных лекарственных реакций - с одной стороны, и возраста больного, формы, тяжести, особенностей течения заболевания - с другой стороны.
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент приобретает знания об основных разделах клинической фармакологии, ее понятиях, терминах и принципах; клинико-фармакологической характеристике основных групп лекарственных препаратов; рациональном выборе конкретных лекарственных средств для лечения основных патологических синдромов, заболеваний и неотложных состояний.
1.3. ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен уметь назначить и обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях; определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения.
Общая нагрузка:
очное обучение - 128 часа, аудиторных – 76 часов,
для самостоятельной работы – 52 часа
очно-заочное обучение - 80 часа, аудиторных – 76 часов,
для самостоятельной работы – 4 часов.
Лекции по клинической фармакологии
№
|
Темы
|
Кол-во часов
|
1.
|
Вводная лекция. Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Особенности ФК, ФД у детей.
|
4
|
2.
|
Клиническая фармакология антибактериальных препаратов (I-ая часть).
|
3
|
3.
|
Клиническая фармакология антибактериальных препаратов (II-ая часть).
|
3
|
4.
|
Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых в лечении сердечной недостаточности.
|
3
|
5.
|
Клинические исследования ЛС
|
3
|
6.
|
Система фармаконадзора, характеристика НПР.
|
3
|
7.
|
Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых в лечении желудочно-кишечного тракта.
|
3
|
8.
|
Клиническая фармакология лекарственных средств, применяемых при бронхообструктивном синдроме.
|
3
|
9.
|
Лекарства и система “мать-плацента-плод “.
|
3
|
|
Всего
|
28
|
Практические занятия по клинической фармакологии
№
|
Темы
|
Кол-во часов
|
1.
|
Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Алгоритм выбора лекарственных препаратов.
|
5
|
2.
|
Клиническая фармакология антианемических средств.
|
4
|
3.
|
Клиническая фармакология антибактериальных препаратов.
|
5
|
4.
|
Выбор антибактериальной терапии при инфекционных процессах различной локализации.
|
5
|
5.
|
Выбор лекарственных средств при лечении сердечной недостаточности и АГ у детей и подростков
|
5
|
6.
|
Клиническая фармакология нестероидных противо-воспалительных средств (НПВС).
|
5
|
7.
|
Выбор лекарственной терапии при лечении бронхо- обструктивного синдрома
|
5
|
8.
|
Выбор лекарственной терапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
|
4
|
9
|
Алгоритмы назначения препаратов беременным и кормящим грудью.
|
5
|
10.
|
Разбор клинических задач. Зачет
|
5
|
|
Всего
|
48
|
Самостоятельная работа студентов по клинической фармакологии
№
|
Тема
|
дневное отд.
(часы)
|
вечернее отд.
(часы)
|
1.
|
Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Алгоритм выбора лекарственных препаратов.
|
6
|
|
2.
|
Клиническая фармакология антианемических средств.
|
6
|
|
3.
|
Клиническая фармакология антибактериальных препаратов.
|
6
|
1
|
4.
|
Выбор антибактериальной терапии при инфекционных процессах различной локализации.
|
6
|
1
|
5.
|
Выбор лекарственных средств при лечении сердечной недостаточности и АГ у детей и подростков
|
6
|
|
6.
|
Клиническая фармакология нестероидных противо-воспалительных средств (НПВС).
|
6
|
1
|
7.
|
Выбор лекарственной терапии при лечении бронхообструктивного синдрома
|
6
|
|
8.
|
Выбор лекарственной терапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
|
6
|
1
|
9.
|
Алгоритмы назначения препаратов беременным и кормящим грудью.
|
4
|
|
|
Всего
|
52
|
4
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1.
Основные понятия фармакодинамики и фармакокинетики. Алгоритм выбора лекарственных препаратов.
Цель: На основе знаний фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных препаратов с учетом патологических состояний научить студентов проводить выбор рациональной фармакотерапии.
На занятии по данной теме основное внимание уделяется значению основных понятий фармакодинамики и фармакокинетики для выбора лекарственной терапии. Со студентами обсуждается алгоритм выбора фармакотерапии, состоящий из 4-х этапов.
1. Выбор круга препаратов, показанных при данном заболевании (синдроме) с учетом:
а) этиологии и патогенеза болезни (синдрома);
б) механизма действия препаратов.
2. Сужение круга выбранных препаратов с учетом: возраста, сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, показателей гемодинамики, эффективности предществующей терапии и т.д.
3. Окончательный выбор 1-2 препаратов, определение пути введения, режима и дозы на основании знания фармакокинетики препаратов и с учетом тяжести состояния больного.
4. Выбор критериев и сроков для оценки эффективности и безопасности проводимой терапии.
Далее обсуждаются принципы комбинированной терапии с учетом взаимодействия лекарственных препаратов.
За время пребывания на цикле студенты ежедневно проводят курацию одного тематического больного, осуществляют экспертную оценку назначенного лечения, оценивают его эффективность и безопасность. По результатам работы оформляется клинико-фармакологическая карта, которую студент защищает во время зачета.
ТЕМА 2.
Клиническая фармакология антианемических средств.
Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии антианемических препаратов проводить выбор фармакотерапии при железодефицитных анемиях различной степени тяжести.
Патофизиологические механизмы развития и степень тяжести анемии как основа для выбора антианемического препарата. Классификация антианемических препаратов. Определение путей введения и рационального режима дозирования с учетом тяжести, длительности процесса, состояния желудочно-кишечного тракта и клинической эффективностью предшествующей терапии. Побочные эффекты и методы их купирования. Лекарственные взаимодействия. Методы оценки эффективности и безопасности.
ТЕМА 3-4.
Клиническая фармакология антибактериальных препаратов. Выбор антибактериальной терапии при инфекционных процессах различной локализации.
Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии антибактериальных препаратов проводить выбор фармакотерапии при инфекционных процессах различной локализации.
Классификация и точка приложения антибактериальных средств. Принципы рационального выбора и определение режима дозирования антимикробного препарата в зависимости от вида возбудителя заболевания, его чувствительности, локализации очага воспаления, особенностей формирования микробной устойчивости. Коррекция антибактериальной терапии при хронической почечной и печеночной недостаточности. Побочные эффекты и возможные лекарственные взаимодействия. Оценка эффективности и безопасности антимикробных препаратов.
ТЕМА 5.
Выбор лекарственных средств при лечении сердечной недостаточности и артериальной гипертонии у детей и подростков.
Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии сердечно-сосудистых препаратов проводить выбор фармакотерапии при сердечной недостаточности и артериальной гипертонии.
Механизмы развития острой и хронической сердечной недостаточности как основа патогенетического применения фармакологических средств. Вопросы дифференцированного лечения. Фармакодинамика и фармакокинетика сердечных гликозидов. Показания к их назначению, дигитализация, контроль клинической эффективности и токсических эффектов. Диуретики: классификация, фармакодинамика и фармакокинетика, выбор, лекарственные взаимодействия, контроль за лечением. Особенности фармакотерапии острой сердечной недостаточности. Лекарственные средства других групп, применяемые при лечении сердечной недостаточности. Основные классы гипотензивных препаратов, применяемых в педиатрии. Принципы лечения АГ у детей и подростков.
ТЕМА 6.
Клиническая фармакология нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВС).
Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии нестероидных противовоспалительных препаратов проводить выбор фармакотерапии при острых и хронических воспалительных процессах, при гипертермии и болевом синдроме.
Классификация нестероидных противовоспалительных препаратов. Основные механизмы противовоспалительного, жаропонижающего и анальгезирующего действия. Принципы выбора и определение режима дозирования нестероидных противовоспалительных средств с учетом особенностей воспалительного процесса: локализации, интенсивности, состояния желудочно-кишечного тракта, систем кровообращения; фармакокинетики лекарственного препарата. Диагностика, коррекция и профилактика побочных эффектов. Вопросы лекарственного взаимодействия. Методы оценки эффективности и безопасности.
ТЕМА 7.
Выбор лекарственной терапии при лечении бронхо- обструктивного синдрома.
Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии препаратов, влияющих на бронхиальную проходимость, проводить выбор фармакотерапии при бронхообструктивном синдроме.
Механизм нарушения бронхиальной проходимости как основа для применения мембраностабилизаторов, бронходилататоров и муколитиков. Классификация бронходилататоров. Принципы выбора препарата, определение путей введения и рационального режима дозирования препаратов с учетом степени и уровня бронхоспазма, показателей функции внешнего дыхания, данных фармакокинетики. Синдром “рикошета”. Побочные реакции и лекарственные взаимодействия. Методы оценки эффективности и безопасности.
Этапная базисная терапия бронхиальной астмы в зависимости от тяжести ее течения. Лечение астматического статуса.
ТЕМА 8.
Выбор лекарственной терапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Цель: Научить студентов на основе знаний клинической фармакологии препаратов, влияющих на кислотность и защитные свойства слизистой оболочки проводить выбор фармакотерапии при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Патофизиологические механизмы развития язв как основа выбора антисекреторных препаратов и средств, влияющих на факторы защиты слизистой. Классификация противоязвенных препаратов. Фармакодинамика, фармакокинетика. Принципы выбора препаратов, определение путей введения и рационального режима дозирования с учетом степени и типа нарушения желудочной секреции, моторики желудочно-кишечного тракта. Лечение рецидивов и профилактика при язвенной болезни. Побочные эффекты и возможные лекарственные взаимодействия. Лекарственные средства, влияющие на Helicobacter pylori. Современные схемы эрадикационной терапии геликобактериоза.
Препараты ферментов поджелудочной железы. Критерии эффективности их применеия. Гепатопротекторы, алгоритм выбора, критерии клинической эффективности. Холеретики, холекинетики и миотропные спазмолитики в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей. Прокинетики, различия между ними. Антигельминтные препараты. Слабительные препараты, их классификация. Эубиотики. Адсорбенты.
ТЕМА 9.
Алгоритмы назначения лекарственных препаратов беременным и кормящим грудью.
Цель: Научить студентов выбору лекарственных препаратов у беременных и кормящих грудью с целью безопасности для плода и новорожденного на основе знаний клинической фармакологии и тератогенности.
Разбираются классификации ЛДС по тератогенности воздействия на плод. Выбор препаратов для лечения наиболее значимых заболеваний во время беременности и кормления грудью.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 10.
Промежуточная аттестация (зачет).
Цель: закрепление полученных знаний и навыков рационального выбора и оценки эффективности лекарственной терапии.
Проводится тестовый контроль знаний, сдача практических навыков, собеседование по результатам подготовки клинико-фармакологической карты курируемого пациента ( см. Приложение 1).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
Цель: приобретение знаний по выбору лекарственных средств для проведения рациональной эффективной и безопасной фармакотерапии по нозологиям основного курса.
Задачи:
-
Изучить имеющиеся научные данные по разделам общей и частной клинической фармакологии классов препаратов, алгоритмы выбора и принципы фармакотерапии заболеваний и синдромов основного курса по клинической фармакологии с позиций доказательной медицины.
-
Закрепить знания о фармакодинамике и фармакокинетике лекарственных средств, методах оценки эффективности и безопасности при проведении фармакотерапии по нозологиям основного курса.
-
Отработать знания и умения, необходимые для проведения эффективной фармакотерапии, а также адекватных методов контроля по нозологиям основного курса.
-
Закрепить подход к рациональному выбору лекарственных средств при проведении фармакотерапии на основе принципов доказательной медицины по нозологиям основного курса.
Требования к уровню освоения: студент должен знать клинико-фармакологическую характеристику лекарственных средств и принципы их выбора при заболеваниях и синдромах основного курса; студент должен уметь проводить фармакотерапию основных нозологий с оценкой эффективности и безопасности; студент должен иметь представление по современным вопросам фармакогенетики, фармакоэкономики, этическим аспектам применения ЛС, принципам доказательной медицины в области рационального выбора ЛС. Для освоения навыков студент готовит клинико-фармакологическую карту курируемого пациента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
Основная:
1. Ю.Б.Белоусов. Клиническая фармакология и фармакотерапия (3-е издание). /М., МИА, 2010 г.
2. Общие вопросы клинической фармакологии (учебное пособие). Под ред. Белоусова Ю.Б., Леоновой М.В. / М., РГМУ 2010 г
3. Клиническая фармакология кардиоваскулярных препаратов (учебное пособие в 2-х частях). Под ред. Белоусова Ю.Б., Леоновой М.В. / М., РГМУ 2009 г, 2013 г.
4. Клиническая фармакология антибактериальных, противовоспалительных средств и кортикостероидов (учебное пособие). Под ред. Белоусова Ю.Б., Леоновой М.В. / М., РГМУ 2012 г
Поделитесь с Вашими друзьями: |