Рабочая программа по клинической иммунологии и аллергологии для студентов стоматологического факультета



страница1/4
Дата28.04.2016
Размер327 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по учебной работе ВолГМУ

профессор В.Б.Мандриков

________________________________

“_____”____________________2007 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

клиническая иммунология

Для специальности: “Стоматология

Факультет: стоматологический

Кафедра: иммунологии и аллергологии и аллергологии

Курс – IV

Семестр – VIII

Форма обучения - очная

Лекции - 6 часов (VIII семестр)

Практические занятия - 14 часов (VIII семестр)

Самостоятельная работа - 0 часов

Всего часов - 20

Зачет – IV курс VIII семестр

Волгоград, 2007 год.

Рабочая программа составлена на основании: Программы по микробиологии, вирусологии, иммунологии для лечебных, медико-профильных и педиатрических факультетов РГМУ (утверждена ГОУ ВУНМЦ 2000).

Индекс:

Составитель:

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры иммунологии и аллергологии ________________ 200_ г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г.

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии

д.м.н., Б.Ю.Гумилевский

Рабочая Программа утверждена на УМК

________________200__ г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г.

Председатель УМК



Д.м.н. профессор С.В. Дмитриенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ И АЛЛЕРГОЛОГИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ Стоматологического ФАКУЛЬТЕТА

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.



    1. Цель преподавания дисциплины – научить студентов стоматологического факультета диагностики, терапии и предупреждения аллергических, иммунодефицитных и других болезней иммунной системы.




    1. Задачи преподавания дисциплины: - дать студентам современные представления о причинах развития, патогенезе иммунодефицитных, аллергических, аутоиммунных и других болезней иммунной системы. Сформировать методологические основы постановки иммунологического и аллергологического диагноза и выработки тактики лечения и предупреждения болезней иммунной системы. Выработать представление о значимости иммунопатологических нарушений в патогенезе различных заболеваний человека и принципы их иммунокорекции.




    1. По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

        1. Основные понятия, используемые в клинической иммунологии и аллергологии;

        2. Общие закономерности иммунопатогенеза наиболее распространенных заболеваний человека, связанных с иммунной системой человека;

        3. Этиологию, патогенез, ведущие клинические проявления, лабораторные показатели и исходы основных заболеваний иммунной системы человека;

        4. Принципы иммунокорригирующей терапии;

        5. Принципы фармакотерапии и аллерген-специфической иммунотерапии атопических заболеваний;

студент должен уметь:

              1. Использовать приобретенные знания по клинической иммунологии при изучении других медицинских дисциплин;

              2. Обосновывать необходимость адекватного клинико-иммунологического и аллергологического обследования;

              3. Объяснять действие иммунотропных лекарственных препаратов и возможных осложнений при нарушении назначения;

              4. Осуществлять профилактические и лечебные мероприятия с учетом состояния иммунного статуса;

              5. Оказать неотложную помощь больным аллергическими заболеваниями в острой стадии (приступ бронхиальной астмы, анафилактический шок, лекарственная аллергия, отек Квинке и др.)

студент должен обладать навыками:

  1. Дифференциальной диагностики основных иммунодефицитных и аллергических заболеваний человека

  2. Сбора иммунологического и аллергологического анамнеза, в том числе у детей раннего возраста

  3. Определить «группу риска» по иммунопатологии на основе клинических признаков иммунодефицитных, аллергических и других заболеваний иммунной системы

  4. Анализа вклада иммунопатологических процессов патогенез наиболее опасных и распространенных заболеваний человека


1.4. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:


  1. Анатомия: анатомические особенности органов иммунной системы.

  2. Гистология: эмбриогенез тканей и систем органов.

  3. Нормальная физиология: физиологические особенности органов и систем

  4. Биология: генетика, паразитология.

  5. Гигиена:

  6. Биохимия: клиническая биохимия

  7. Общая химия:

  8. Физика с высшей математикой, информатикой, медицинской тех­никой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получаю­щих отображение в медицине.

  9. Патологическая физиология: вопросы патогенеза заболеваний.

  10. Патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях

  11. Фармакология: разделы дисциплины с учетом патологии.

  12. Общественное здоровье и здравоохранение: история медицины, заболеваемость, летальность, смертность, статистические пока­затели, государственная система организации охраны здоровья, организация санаторно-курортной помощи, программа ВОЗ по улучшению здоровья. Состояние здоровья населения и перспективы развития здравоохранения в стране и за рубежом. Организация медицинской помощи Формирование здорового образа жизни.

  13. Терапия: анамнез и методика обследования больного, семиотика, этиопатогенез и клиника основных заболеваний,

  14. Хирургия: асептика и антисептика, гемотрансфузиология, хирургические заболевания, встречающиеся у детей.

  15. Инфекционные болезни: клиника и диагностика наиболее часто встречающихся инфекций. Инфекционные болезни с эпидемиологией: все разделы дисцип­лины, включая вопросы эпидемиологии и тропической медицины у детей и подростков.

  16. ЛОР-болезни: ЛОР - патология.

  17. Фтизиопульмонология: вопросы детского и подросткового туберкулеза.

  18. Реаниматология и анестезиология: оказание неотложной и реанимационной помощи при жизнеугрожающих состояниях.

  19. Рентгенология и радиология: вопросы рентгенологии и радиологии.

  20. ЛФК и ВК: лечебная физкультура и врачебный контроль.


1.5. Формы организации обучения и виды контроля:

Программа обучения по дисциплине «клиническая иммунология и аллергология» для студентов стоматологического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение одного семестра и включает в себя 3 лекций (6 часов в VIII семестре) и 14 часов аудиторной практической подготовки (VIII семестр), (всего 20 часов).

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Итоговый контроль (VIII семестр) включает в себя итоговое занятие в конце семестра подготовки и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков, тестового контроля теоретических знаний и защиты учебной истории болезни.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Факультет

Семестр

Количество

часов


Лекции

Практические занятия

Самосто

ятельная


работа

Зачет

Лечебный

VIII

20

6

14

-






















Всего




20

6

14








2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:


  1. Предмет и задачи клинической иммунологии. Первичные и вторичные иммунодефициты. Иммунотропные лекарственные средства. Иммунокоррекция (2 часа)

  2. Аллергические заболевания, классификация, этиопатогенез.Лечение аллергических заболеваний (2 часа)

  3. Возрастные аспекты аллергической патологии. Псевдоаллергические реакции. Инфекции иммунной системы (2 часа)


2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах:
1. Введение в клиническую иммунологию. Предмет и задачи клинической иммунологии. Иммунодефицитные состояния. Определение, классификация. Характеристика болезней иммунной системы человека, патогенетические механизмы, иммунодиагностика, распространенность. Принципы постановки иммунологического диагноза. Особенности обследования больных с иммунопатологией. Виды иммунотерапии. Показания и противопоказания. Иммуносупрессия. Определение. Виды иммуносупрессии, классы иммуносупрессоров: алкилирующие препараты, антиметаболиты, стероиды, антибиотики. Иммунокоррекция. Определение. Виды иммунокоррекции (иммунная инженерия, гормоны и медиаторы иммунной системы, фармакологические средства, трансплантация клеток костного мозга, тимуса, клеток печени эмбриона, лимфатических узлов). Иммунотропные лекарственные средства, классификация. Иммунокоррекция. (4,5 часа)

1а Курация больных, разбор ситуационных задач.


2. Аллергические заболевания, классификация, этиопатогенез. Аллергические заболевания кожи. Кожа как шоковый орган при различных аллергических заболеваниях. Роль тучных клеток в патогенезе заболеваний кожи. Атопический дерматит. Этиология, патогенез. Клиническая картина. Аллергологические методы в диагностике и лечении. Аллергический контактный дерматит. Этиология, патогенез. Клиническая картина. Аллергологические методы в диагностике и лечении.

Крапивница и отек Квинке. Классификация, аллергическая и псевдоаллергическая формы, их виды. Этиология, патогенез. Клиническая картина. Диагноз, дифференциальный диагноз форм крапивницы. Наследственная и аллергическая формы отека Квинке. Диагноз, дифференциальный диагноз. Лечение и профилактика. (4 часа)

Аллергические заболевания органов дыхания. Защитные механизмы органов дыхания. Аллергены, роль путей проникновения в организм и физико-химических свойств в характере сенсибилизации и локализации аллергической альтерации. Тучные клетки дыхательных путей как важнейшее звено реализации аллергической альтерации. Ринит аллергический (сезонный и круглогодичный). Этиология, патогенез. Диагноз, дифференциальный диагноз с вазомоторным круглогодичным неаллергическим ринитом. Лечение. Бронхиальная астма. Классификация. Этиология и патогенез основных форм бронхиальной астмы. Атопическая бронхиальная астма. Инфекционная астма. Астматическая триада ("аспириновая астма"). Астма, вызываемая физической нагрузкой. Роль специфических аллергологических методов в диагностике разных форм бронхиальной астмы. Основные тесты для оценки функции внешнего дыхания. Международный консенсус по бронхиальной астме. Современные методы реабилитации. Лекарственные препараты (мембранстабилизаторы, ингаляционные кортикостероиды). СИТ в лечении бронхиальной астмы. Экзогенные аллергические альвеолиты. Эпидемиология. Этиология, патогенез. Клиническая картина. Диагноз, дифференциальный диагноз. Лечение и профилактика. Бронхолегочный аспергиллез. Этиология, патогенез. Специфические аллергологические методы в диагностике бронхолегочного аспергиллеза. Принципы окозания неотложной помощи больным с аллергическими заболеваниями в острой стадии (приступ бронхиальной астмы, анафилактический шок, лекарственная аллергия, отек Квинке. (5 часов).
2а Курация больных, разбор ситуационных задач.

3 Инфекции иммунной системы. Основные понятия. Действие микроорганизмов на клетки и органы иммунной системы (иммунотропизм). Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Определение. Этиология, природа вируса СПИД, пути трансмиссии. Эпидемиология, группы риска. Клинические проявления. Пути предупреждения и лечения СПИД. Инфекционный мононуклеоз, этиология, иммунотропизм вируса Эпштейн-Барра. Клиника, иммунопатология. иммунодиагностика, лечение. Другие инфекции иммунной системы. Синдром хронической усталости и иммунной дисфункции и его связь с герпесвирусом. Псевдоаллергические реакции.

Проведение итогового тестирования (4,5 часа)

3а Курация больных, разбор ситуационных задач.


3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
3.1. Обязательная литература:

  1. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М., 1999. С.

  2. Хаитов Р.М., Иммунология. М., 2006


Дополнительная литература:

  1. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология. М.: ООО «Медицинское информационное агентство»,2003.– 604 с.

  2. Иммунология (ред. У. Пол),т.1-3, (пер.англ.) М., 1988

  3. Клиническая иммунология и аллергология (ред. Л. Йегер) ,т.1-3, (пер.нем.) М.,1990

  4. Паттерсон Р. Аллергические болезни. М., 2000

  5. Соколов Е.И. Клиническая иммунология. Руководство для врачей. М., 1998.

  6. Стефани Д. В., Вельтищев Ю. В. Иммунология и иммунопатология детского возраста. М.1996

  7. Авербах М. М., Мороз А. Н., Апт А. С., Никоненко Б. В. Иммуногенетика инфекционных заболеваний, М., 1985

  8. Клиническая иммунология и аллергология. Под ред Г.Лолора-младшего, Т. Фишера, Д.Адельмана. – Пер. с англ. – М.:Практика, - 806 с.

  9. Пыцкий И. И., Адрианова Н. В., Артмосова А. В. Аллергические болезни,М. 1984

10.Хаитов Р.М. Клиническая аллергология. – М.: «МЕД-пресс-информ», 2002. – 624 с.
3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий:

3.2.1. Набор слайдов для оверхеда и мультимедийного проектора к лекциям и практическим занятиям:

3.2.1.1. введение в клиническую иммунологию. Иммунокоррекция. Иммунодиагностика

3.2.1.2. аллергические заболевания. Пинципы диагностики и лечения

3.2.1.3. Инфекции иммунной системы. СПИД, герпесвирусы.

3.3. Методические рекомендации к практическим занятиям (прилагаются):
3.6.1. Методические рекомендации для преподавателей.

3.6.2. Методические рекомендации для студентов.

3.6.3. Схема истории болезни.

3.4. Ситуационные задачи. (Прилагаются)
3.5. Программированные контрольные билеты к практическим занятиям. (Прилагаются)

4. ТЕМАтический план изучения ДИСЦИПЛИНЫ:

4.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА лекций:


№ темы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Практические

занятия


(семестр, номера)

Используемые наглядные и методические пособия

Содержа-ние самостоя-тельной работы

Часы

Формы

контроля


1.

Предмет и задачи клинической иммунологии. Первичные и вторичные иммунодефициты. Иммунотропные лекарственные средства. Иммунокоррекция

VIII семестр

№1


3.2.1.1

-

2

Зачет

2.

Аллергические заболевания, классификация, этиопатогенез.Лечение аллергических заболеваний

VIII семестр

№1


3.2.2.2

-

2

зачет

3.

Возрастные аспекты аллергической патологии. Псевдоаллергические реакции. Инфекции иммунной системы

VIII семестр

№3


3.2.2.3

-

2

зачет



4.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:


№ занятия

Тема

Номера

лекций


Используемые наглядные

и

методические пособия



Самостоятельная работа (содержание)

Часы сам. работы

Формы контроля

1

Введение в клиническую иммунологию. Предмет и задачи клинической иммунологии. Иммунодефицитные состояния. Определение, классификация. Характеристика болезней иммунной системы человека, патогенетические механизмы, иммунодиагностика, распространенность. Принципы постановки иммунологического диагноза. Особенности обследования больных с иммунопатологией. Виды иммунотерапии. Показания и противопоказания. Иммуносупрессия. Определение. Виды иммуносупрессии, классы иммуносупрессоров: алкилирующие препараты, антиметаболиты, стероиды, антибиотики. Иммунокоррекция. Определение. Виды иммунокоррекции (иммунная инженерия, гормоны и медиаторы иммунной системы, фармакологические средства, трансплантация клеток костного мозга, тимуса, клеток печени эмбриона, лимфатических узлов). Иммунотропные лекарственные средства, классификация. Иммунокоррекция

№1




Курация больных. Разбор историй болезни

1 час 10 мин

Программированный контроль, тестовый контроль,

2

Аллергические заболевания, классификация, этиопатогенез. Аллергические заболевания кожи. Кожа как шоковый орган при различных аллергических заболеваниях. Роль тучных клеток в патогенезе заболеваний кожи. Атопический дерматит. Этиология, патогенез. Клиническая картина. Аллергологические методы в диагностике и лечении. Аллергический контактный дерматит. Этиология, патогенез. Клиническая картина. Аллергологические методы в диагностике и лечении.

Крапивница и отек Квинке. Классификация, аллергическая и псевдоаллергическая формы, их виды. Этиология, патогенез. Клиническая картина. Диагноз, дифференциальный диагноз форм крапивницы. Наследственная и аллергическая формы отека Квинке. Диагноз, дифференциальный диагноз. Лечение и профилактика. (4 часа)

Аллергические заболевания органов дыхания. Защитные механизмы органов дыхания. Аллергены, роль путей проникновения в организм и физико-химических свойств в характере сенсибилизации и локализации аллергической альтерации. Тучные клетки дыхательных путей как важнейшее звено реализации аллергической альтерации. Ринит аллергический (сезонный и круглогодичный). Этиология, патогенез. Диагноз, дифференциальный диагноз с вазомоторным круглогодичным неаллергическим ринитом. Лечение. Бронхиальная астма. Классификация. Этиология и патогенез основных форм бронхиальной астмы. Атопическая бронхиальная астма. Инфекционная астма. Астматическая триада ("аспириновая астма"). Астма, вызываемая физической нагрузкой. Роль специфических аллергологических методов в диагностике разных форм бронхиальной астмы. Основные тесты для оценки функции внешнего дыхания. Международный консенсус по бронхиальной астме. Современные методы реабилитации. Лекарственные препараты (мембранстабилизаторы, ингаляционные кортикостероиды). СИТ в лечении бронхиальной астмы. Экзогенные аллергические альвеолиты. Эпидемиология. Этиология, патогенез. Клиническая картина. Диагноз, дифференциальный диагноз. Лечение и профилактика. Бронхолегочный аспергиллез. Этиология, патогенез. Специфические аллергологические методы в диагностике бронхолегочного аспергиллеза. Принципы окозания неотложной помощи больным с аллергическими заболеваниями в острой стадии (приступ бронхиальной астмы, анафилактический шок, лекарственная аллергия, отек Квинке


№ 2




Курация больных. Разбор историй болезни

1 час 10 мин

Программированный контроль, тестовый контроль,

3

Инфекции иммунной системы. Основные понятия. Действие микроорганизмов на клетки и органы иммунной системы (иммунотропизм). Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Определение. Этиология, природа вируса СПИД, пути трансмиссии. Эпидемиология, группы риска. Клинические проявления. Пути предупреждения и лечения СПИД. Инфекционный мононуклеоз, этиология, иммунотропизм вируса Эпштейн-Барра. Клиника, иммунопатология. иммунодиагностика, лечение. Другие инфекции иммунной системы. Синдром хронической усталости и иммунной дисфункции и его связь с герпесвирусом. Псевдоаллергические реакции.

Проведение итогового тестирования



№3




Курация больных. Разбор историй болезни

1 час 10 мин

Программированный контроль, тестовый контроль,

5. Перечень вопросов промежуточной аттестации и итогового контроля по дисциплине.
5.1. Перечень вопросов тестового контроля к промежуточной аттестации:

Раздел I Патогенез аллергических заболеваний




        1. Укажите факторы, участвующий в развитии иммунокомплексных реакций.

А) NK-клетки

Б) IgE


В) IgM и IgG

Г) Сенсибилизированные Т-лимфоциты




        1. Какой механизм опосредует развитие гиперчувствительности немедленного типа:

А) NK-клетки

Б) IgE


В) IgM и IgG

Г) Сенсибилизированные Т-лимфоциты


        1. Медиаторами ранней фазы при гиперчувствительности немедленного типа из перечисленных является

А) Лейкотриен В4 и D4

Б) Простагландины



В) Гистамин и кислые гидралазы

Г) Цитокины




  1. Медиаторами ранней фазы при гиперчувствительности замедленного типа из перечисленных является

А) Лейкотриен В4 и D4

Б) Простагландины



В) Гистамин и кислые гидралазы

Г) Цитокины




  1. Медиаторамим поздней фазы при гиперчувствительности немедленного типа из перечисленных является

А) Лейкотриен В4 и D4

Б) Альфа -интерферн

В) Гистамин и кислые гидралазы

Г) IL-6 и IL-1




  1. Псевдоаллергические реакции

А) вызываются теми же аллергенами, что и истинные аллергические реакции

Б) характеризуются выбросом тех же медиаторов, что и истинные аллергические реакции

В) хорошо поддаются специфической терапии аллергенами

Г) всегда являются IgE-зависимыми


  1. Основными клетками, участвующими в формировании аллергического воспаления явяляются

А) Т-лимфоциты

Б) В-лимфоциты



В) эозинофилы

Г) нейтрофилы



    1. Источником IgE при атопических заболеваниях являются

А) В-лимфоциты

Б) Т-лимфоциты

В) Тучные клетки

Г) Эозинофилы




    1. Для дегрануляции тучных клеток при IgE-зависимых реакциях необходимо одновременное «сшивание» аллергеном:

А) 5 соседних молекул IgE

Б) 3 соседних молекул IgE



В) 2 соседних молекул IgE

Г) рецепторов для комплемента




    1. Укажите количество известных типов гистаминовых рецепторов

А) 1

Б) 2


В) 3

Г) 4


    1. В железистом эпителии желудка находятся

А) Н1-рецепторы

Б) Н2-рецепторы

В) Н3-рецепторы

Г) Н4-рецепторы


    1. К биологически эффектам гистамина не относятся

А) бронхоспазм

Б) брадикардия

В) гиперсекреция слизи

Г) экссудативный синдром


    1. Фаза сенсибилизации характеризуется

А) повышением чувствительности рецепторов по отношению к неантигенным раздражителям

Б) способностью тканей и органов сенсибилизированного организма повышенно связывать специфический аллерген

В) процессами антителообразования

Г) всем перечисленным


    1. Продукция антител класса IgЕ у человека зависит

А) от свойств аллергена

Б) от дозы аллергена

В) от эффекта адъюванта

Г) от генетических факторов



Д) от всего перечисленного


    1. Минимальная продолжительность периода активной сенсибилизации у человека составляет

А) 2-3 часа

Б) 24 часа

В) 4 дня

Г) 7-8 дней

Д) 30-50 дней





    1. Путями разрешающего попадания аллергена в сенсибилизированный организм являются

А) попадание аллергена в рану

Б) ингаляция аэрозоля аллергена

В) внутрикожное введение аллергена

Г) энтеральный путь



Д) все перечисленные пути


    1. Аллергенами, способными вызвать образование реагиновых антител, являются

А) растительная пыльца, эпидермальные субстанции

Б) споры плесневых грибов

В) дифтерийный анатоксин

Г) все перечисленные аллергены


    1. Наиболее частым путем сенсибилизации при атопических заболеваниях у взрослых является

А) внутривенный

Б) ингаляционный

В) подкожный

Г) энтеральный


    1. "Шоковыми" органами и тканями при атопии могут быть

А) нервная ткань, клетки крови, кожа

Б) костная ткань

В) все перечисленные органы и ткани


    1. Иммунологическим механизмом анафилактической реакции является

А) реакция аллергена с сенсибилизированными Т-лимфоцитами

Б) реакция аллергена с антителами, фиксированными на органах, тканях, клетках организма

В) ничего из перечисленного




    1. Иммунологически реагины принадлежат

А) IgA

Б) IgG


В) IgE

Г) IgG2

Д) IgE, IgG, IgA, IgG2


    1. Рецепторы для IgE встроены в мембрану

А) базофилов

Б) тучных клеток

В) лимфоцитов

Г) всех перечисленных клеток


    1. К гиперпродукции IgE предрасполагает

А) повышение уровня секреторного IgA

Б) нарушение функции макрофагов

В) ничего из перечисленного




    1. При атопических реакциях тромбоциты являются

А) клетками-мишенями I порядка

Б) мишенью для действия медиаторов



В) партнерами тучных клеток

Г) клетками, не играющими значительной роли




    1. Фактор активации тромбоцитов (ФАТ)

А) является медиатором, запасы которого хранятся в гранулах тучных клеток

Б) образуется из фосфатидилхолина

В) образуется из арахидоновой кислоты




    1. Эффекты фактора активации тромбоцитов могут быть подавлены

А) удалением тромбоцитов

Б) введением простациклина

В) введением специфических антагонистов ФАТ

Г) всем перечисленным


    1. Повышение уровня цАМФ вызывает

А) подавление синтеза реагинов

Б) усиление выделения медиаторов аллергии

В) повышение тонуса гладкой мускулатуры

Г) увеличение секреции слизи бронхиальными железами




    1. Тучные клетки имеют рецепторы

А) к Fc-фрагменту IgM

Б) к Fc-фрагменту IgЕ

В) к Fаb-фрагменту IgM

Г) к Fаb-фрагменту IgЕ


    1. Клетками-мишенями IgE-зависимых аллергических реакций являются

А) тучные клетки

Б) эритроциты

В) фибробласты

Г) все перечисленные




    1. К клеткам-мишеням I порядка относятся

А) эозинофилы

Б) тучные клетки

нейтрофилы

В) гладкомышечные клетки


    1. Примерами клеток-мишеней II порядка являются

А) тучные клетки

Б) базофилы

В) эозинофилы

Г) тромбоциты, эозинофилы


    1. Для IgE известно

А) 1 тип рецепторов

Б) 2 типа рецепторов

В) 3 типа рецепторов

Г) 4 типа рецепторов


    1. Высокоаффинные рецепторы для IgE представлены

А) на тучных клетках и базофилах

Б) на эозинофилах и моноцитах

В) на лимфоцитах и тромбоцитах

Г) на макрофагах




    1. Низкоаффинные рецепторы для IgE представлены

А) на тучных клетках и базофилах

Б) на макрофагах



В) на лимфоцитах, моноцитах, тромбоцитах, эозинофилах

Г) ни на каких из перечисленных клеток




    1. По своей природе высокоаффинный рецептор для IgE является

А) белком

Б) фосфолипидом

В) углеводом

Г) гликопротеином


    1. IgE связывается с высокоаффинным рецептором

А) Fc-фрагментом

Б) Fab'-фрагментом

В) F(ab')2-фрагментом

Г) Fd-фрагментом




    1. Высокоаффинные рецепторы для IgE активируют клетку путем

А) перекрестного связывания не менее 2 рецепторов

Б) гранулоцитоза

В) разрушения рецептора

Г) разрыва рецептора на субъединицы




    1. Активация клеток-мишеней II порядка происходит за счет

А) разрушения клеточной мембраны

Б) стягивания молекул IgE на клеточной поверхности

В) путем соединения их через молекулу аллергена

Г) действия на клетки медиаторов,

Д) высвободившихся из клеток-мишеней I порядка

Е) всего перечисленного


    1. В базофилах и тучных клетках предсуществуют следующие медиаторы

А) гистамин

Б) лейкотриены С4, D4, E4

В) фактор активирующий тромбоциты (ФАТ)

Г) эозинофильный хемотаксический фактор (ЭХФ)




    1. В тучных клетках и базофилах в ходе аллергической реакции

А) образуются следующие медиаторы аллергии

Б) гистамин



В) лейкотриены С4, D4, E4

Г) серотонин

Д) ацетилхолин


    1. Из клеток-мишеней I порядка в ходе аллергической реакции

высвобождаются следующие медиаторы аллергии

А) гистамин

Б) главный эозинофильный белок со свойствами основания

В) арилсульфатаза В

Г) фосфолитаза D




    1. Из клеток-мишеней II порядка в ходе аллергической реакции

высвобождаются следующие медиаторы аллергии

А) гистамин

Б) гистаминаза

В) серотонин



Г) эозинофильный хемотаксический фактор (ЭХФ)


    1. Участие гистамина в аллергических реакциях обусловлено

А) способностью повышать сосудистую проницаемость и сокращать гладкую мускулатуру

Б) способностью привлекать в зону аллергической реакции клетки-мишени II порядка

В) способностью понижать сосудистую проницаемость и расслаблять гладкую мускулатуру

Г) всем перечисленным




    1. Известно

А) 1 тип гистаминовых рецепторов

Б) 2 типа гистаминовых рецепторов

В) 3 типа гистаминовых рецепторов

Г) 4 типа гистаминовых рецепторов


    1. Сокращение гладкой мускулатуры и повышение сосудистой проницаемости

возникает при стимуляции

А) гистаминовых рецепторов I типа

Б) гистаминовых рецепторов II типа

В) гистаминовых рецепторов III типа

Г) внутриклеточных рецепторов




    1. Повышение желудочной секреции возникает при стимуляции

А) гистаминовых рецепторов I типа

Б) гистаминовых рецепторов II типа

В) гистаминовых рецепторов III типа

Г) внутриклеточных рецепторов


    1. Лейкотриены являются продуктами метаболизма

А) фосфатидия иназитола

Б) глицерола



В) арахидоновой кислоты

Г) нейраминовой кислоты




    1. Лейкотриены являются продуктом

А) циклооксигеназного метаболизма арахидоновой кислоты

Б) метоксигеназного метаболизма арахидоновой кислоты

В) триптазного метаболизма арахидоновой кислоты

Г) активации метилтрансферазы




    1. Арахидоновая кислота высвобождается из мембранных фосфолипидов

под воздействием

А) протеинкиназы С

Б) фосфодиэстеразы

В) фосфолипазы А2

Г) фосфолипазы D




    1. Высвобождение из клеток фактора активации тромбоцитов тормозят лекарственные препараты

А) кетотифен

Б) теофиллин

В) цетиризин

Г) все перечисленное




    1. Простагландины являются продуктом

А) метоксигеназного метаболизма арахидоновой кислоты

Б) циклооксигеназного метаболизма арахидоновой кислоты

В) триптазного метаболизма арахидоновой кислоты

Г) активации метилтрансферазы


    1. Синтез простагландинов в организме тормозят

А) Н1-антигистаминные препараты

Б) Н2-антигистаминные препараты

В) блокаторы кальциевых каналов

Г) ацетилсалициловая кислота, пиразолоны, индометацин и другие нестероидные противовоспалительные препараты


    1. Синтез простагландинов тормозят пищевые добавки

А) каротин

Б) тартразин

В) нитрит натрия

Г) лецитин


    1. В-зависимые G-глобулиновые реакции вызываются антигенами

А) пыльцой растений

Б) простыми химическими веществами



В) лошадиными сыворотками

Г) бактериями




    1. Сывороточная болезнь вызывается антигенами

А) антибиотиками

Б) гетерогенными сыворотками

В) пыльцой растений

Г) водорастворимыми лечебными аллергенами


    1. В патогенезе сывороточной болезни участвуют антитела класса

А) IgE

Б) IgA


В) IgG4

Г) IgG


    1. Роль системы комплемента в патогенезе сывороточной болезни

проявляется

А) активацией по классическому пути

Б) активацией по альтернативному пути

В) отсутствием активации системы

Г) торможением ингибиции С1




    1. Пусковым фактором для активации системы комплемента

А) при сывороточной болезни является

Б) торможение ингибитора С1



В) образование иммунных комплексов

Г) агрегация молекул Ig

Д) пропердин


    1. Анафилотоксинами называются

А) С1

Б) С2


В) С4

Г) С3а, С5а


    1. Молекулярной основой наследственной патологии являются дефекты

А) на рибосомах клетки

Б) на митохондриях клетки

В) на молекуле РНК

Г) на молекуле ДНК


    1. Цитологические основы наследственной патологии связаны

А) с дефектами органелл клетки

Б) с дефектами ядра клетки

В) с нарушениями процесса деления клетки

Г) с нарушениями в системе хромосом клетки


    1. Наследственное предрасположение к болезни обусловлено

А) единичным генетическим дефектом без участия средовых факторов

Б) средовыми факторами



В) множественными генетическими дефектами без участия средовых факторов

Г) сочетанием множественных генетических и средовых факторов




    1. Формой наследственной предрасположенности к аллергии является

А) исключительно особенности реагирования иммунологической системы

Б) исключительно уровень возбудимости клеток-мишеней к антигену

В) исключительно уровень чувствительности тканей к высвобождающимся биологически активным веществам

Г) сочетание всех перечисленных особенностей


Каталог: depts -> immunol -> studies docs
immunol -> Занятие Лекарственная аллергия
immunol -> Занятие. Общая аллергология. Типы аллергических реакций
immunol -> Поставьте предварительный клинический диагноз
studies docs -> Программа для подготовки к выпускному экзамену по специальности "Клиническая лабораторная диагностика"
studies docs -> Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология для специальности
studies docs -> Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология Для специальности
studies docs -> Рабочая программа по общей иммунологии для студентов стоматологического факультета. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
studies docs -> Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология Для специальности
studies docs -> Рабочая программа по иммунологии для судентов фармацевтического факультета I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
studies docs -> Рабочая программа учебной дисциплины клиническая иммунология и аллергология для специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница