ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
“УТВЕРЖДАЮ”
Проректор по учебной работе ВолГМУ
профессор В.Б.Мандриков
________________________________
“_____”____________________2007 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая иммунология
Для специальности: «Стоматология»
Факультет: стоматологический
Кафедра: иммунологии и аллергологии
Курс – II
Семестр – III
Форма обучения - очная
Лекции - 6 часов (III семестр)
Практические занятия - 10 часов (III семестр)
Самостоятельная работа - 8 часов
Всего часов - 24
Зачет – II курс III семестр
Волгоград, 2007 год.
Рабочая программа составлена на основании: Программы по микробиологии, вирусологии, иммунологии для лечебных, медико-профильных и педиатрических факультетов РГМУ (утверждена ГОУ ВУНМЦ 2000).
.
Индекс:
Составитель:
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры иммунологии и аллергологии ________________ 200_ г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г.
Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии
д.м.н., Б.Ю.Гумилевский
Рабочая Программа утверждена на УМК
________________2006 г., протокол №____ от «____»____________ 200_ г.
Председатель УМК
профессор С.В. Дмитриенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ ИММУНОЛОГИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
-
Цель преподавания дисциплины – состоит в изучении общих закономерностей развития, структуры и функционирования иммунной системы организма в норме и при заболеваниях, обусловленных нарушением иммунных механизмов, а также диагностики с использованием иммунологических методов.
-
Задачи преподавания дисциплины: -
- дать студентам полное и стройное представление об иммунологии как предмете в целом, сформировать представление о иммунной системе как одной из важных систем организма человека;
- рассмотреть основополагающие разделы общей и частной иммунологии, необходимые для понимания патологии иммунной системы;
- ознакомить с основными методами оценки иммунного статуса человека, выявлением иммунных нарушений и диагностике аллергий
- дать современные представления о причинах развития и патогенезе болезней иммунной системы;
По окончании изучения дисциплины студент должен знать:
- главные исторические этапы развития иммунологии и аллергологии, предмет и задачи дисциплины, связь с другими медико-биологическими и медицинскими дисциплинами;
- основные понятия, используемые в иммунологии и аллергологии;
- структурно-функциональные особенности иммунной системы человека;
- развитие и функциональные свойства основных клеточных элементов иммунной системы (Т- и В-лимфоциты, NK-клетки, дендритные клетки, макрофаги, тучные клетки и др.), их роль в реакциях врожденного и адаптивного иммунитета;
- основные гуморальные факторы иммунной системы (антитела, комплемент, цитокины, хемокины и др.), их роль в реакциях врожденного и адаптивного иммунитета;
- общие закономерности иммунопатогенеза наиболее распространенных заболеваний человека;
студент должен уметь:
- использовать приобретенные знания по общей иммунологии при изучении других медико-биологических и медицинских дисциплин;
- правильно интерпретировать и применять основные понятия иммунологии при изучении медико-биологической и медицинской литературы и при совместной работе с медицинскими специалистами;
- проводить серологическую диагностику инфекционных болезней. Использовать основные реакции иммунитета для обнаружения антител в сыворотке больных при диагностике инфекционных болезней;
Студент должен обладать навыками:
Применения правил безопасной лабораторной работы с биологическими материалами (кровью, биологическими жидкостями и т. д.).
Оценки иммунного статуса человека и интерпретации данных иммунологического обследования человека по тестам 1 и 2 уровней иммунного статуса.
Умения оценить иммунологический компонент в патогенезе различных заболеваний человека.
Интерпретации результатов реакций агглютинации, РСК, преципитации, иммунофлюоресценции, ИФА.
1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:
-
История философских учений: этика и деонтология, мировоззрение и медицина, законы диалектического материализма в медицине.
-
Анатомия: анатомические особенности органов иммунной системы человека.
-
Общая и органическая химия: классы химических соединений, виды химических связей.
-
Гистология: эмбриогенез тканей и систем органов иммунной системы, строение и функция иммунокомпетентных клеток.
-
Нормальная физиология: нейроэндокринная регуляция биологических процессов в организме человека.
-
Биология: генетика, паразитология, цитология.
-
Биохимия: строение и функции белков (иммуноглобулины), системы внутриклеточной передачи сигналов.
-
Физика с высшей математикой, информатикой, медицинской техникой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получающих отображение в медицине.
-
Патологическая физиология.
-
Патологическая анатомия.
-
Фармакология.
1.4. Формы организации обучения и виды контроля:
Программа обучения по дисциплине «Общая иммунология» для студентов стоматологического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение одного семестра и включает в себя 3 лекции (6 часов в III семестре), 10 часов аудиторной практической подготовки и 8 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего 24 часа).
Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью тестового контроля и устного опроса. Итоговый контроль включает в себя итоговое занятие в конце семестра и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков и тестового контроля теоретических знаний
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Факультет
|
Семестр
|
Количество
часов
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Самосто
ятельная
работа
|
Экзамен
|
Стоматологический
|
III
|
24
|
6
|
10
|
8
|
|
Всего
|
|
24
|
6
|
10
|
8
|
|
2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:
-
Введение в иммунологию, исторические аспекты. Понятие об иммунитете. Теории иммунитета. Предмет и задачи иммунологии. Виды иммунитета. Органы, ткани, клетки, молекулы и функциональная организация иммунной системы (2 часа).
-
Адаптивный иммунитет. Иммунный ответ по гуморальному пути. Виды иммуноглобулинов, структура и функциональные особенности антител разных классов.Адаптивный иммунитет. Иммунный ответ по клеточному пути. Механизмы развития и регуляция. Биологическая роль и механизм цитотоксичности и апоптоза. Система комплемента. (2 часа).
-
Иммунный статус организма. Иммунодефецитные состояния организма. Вакцины: понятие, виды, способы получения. Поствакцинальный иммунитет Эффекторные механизмы иммунитета. Серологические иммунологические методы: преципитация, агглютинация,цитолиз, РСК, иммунофлюоресценция, ИФА (2 часа).
2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах:
Тема 1. Введение в общую иммунологию. – 2,5 часа.
Задачи и история развития иммунологии. Иммунология как наука о способах и механизмах защиты от генетически чужеродных веществ с целью подержания гомеостаза организма. Возникновение и становление иммунологии как науки, этапы формирования иммунологии. Роль отечественных н зарубежных ученых в развитии иммунологии. Основные направления современной иммунологии. Роль иммунологии в развитии медицины и биологии, ее связь с другими науками.
Современное определение понятия "иммунитет". Роль иммунной системы в организме человека.
Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих иммунологические функции. Центральные органы иммунной системы: костный мозг, вилочковая железа. Периферические органы иммунной системы: селезенка, лимфатические узлы и фолликулы. Особенности лимфоидных скоплений, ассоциированных со слизистыми оболочками в кишечнике, легких, мочеполовой системе, коже и т.д. Возрастные особенности иммунной системы. Современная схема иммуногенеза. Онтогенез и филогенез иммунной системы. Представление о стволовой (родоначальной) кроветворной клетке.
1а. Самостоятельное освоение каждым студентом правил техники безопасности в иммунологической лаборатории. Знакомство с организацией и режимом работы иммунологической лаборатории.
Тема 2. Неспецифические и специфические факторы защиты макроорганизма – 2,5 часа..
Антигены. Определение. Понятие чужеродности, антигенности, иммуногенности, специфичности антигена. Характеристика молекул с антигенными свойствами (белки, полисахариды, липополисахариды и др.). Полные и неполные антигены. Гаптены. Структура макромолекулы антигена. Антигенные детерминанты (эпитопы). Иммунохимическая специфичность антигенов. Тимусзависимые и тимуснезависимые антигены. Многообразие антигенов. Аутоантигены.
Аллергены, определение и характеристика.
Изоантигены человека: система антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов. Антигены гистосовместимости человека и животных. Эмбриоспецифические антигены человека.
Условия усиления иммуногенности антигенов как проблема вакцинных технологий. Адьюванты, их природа и характеристика. Синтетические вакцины.
Главный комплекс гистосовместимости, антигены гистосовместнмости I и II классов. Процессинг антигена в макроорганизме.
Неспецифические факторы защиты организма человека. Фагоцитоз (работы И.И. Мечникова). Фагоцитирующие клетки и их классификация. Макрофага, полиморфноядерные лейкоциты. Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и незавершенный фагоцитоз. NK-клетки. Цитотоксическое (киллерное) действие лимфоцитов.
Специфические механизмы защиты. Антитела. Определение. Физико-химические, биологические свойства н функции. Иммуноглобулины. Основные классы, их структурные и функциональные особенности, биологическая роль. Структура активных центров иммуноглобулинов и их основная функция. Механизм взаимодействия антитела с антигеном. Иммунный комплекс. Авидность и аффинность антител. Антигенное строение иммуноглобулинов: изотипические, аллотипические. идиотипические детерминанты. Патологические иммуноглобулины. Полные и неполные антитела. Аутоантитела. Понятие о моноклональных антителах.
2а. Самостоятельная работа каждого студента по изучению состояния врожденного иммунитета. Оценка активности фагоцитирующих клеток – подсчет фагоцитирующих клеток, определение показателей ФП, ФЧ, ИЗФ. Учет и оценка реакции агглютинации с кардиолипиновым антигеном.
Тема 3. Реакции иммунитета: агглютинации, реакция связывания комплемента, преципитации, иммунофлюоресценции, иммуноферментного анализа и др. – 2,5 часа.
Понятия агглютинации и преципитации. Общие представления о системе комплемента. Состав, химическая природа, локализация в организме, основные функции. Механизмы и принципы постановки реакций иммунитета. Реакция связывания комплемента, оценка результатов, дагностическая значимость, область применения.
Современные методы, основанные на взаимодействии антиген-антитело: иммунофлюоресцентный, радиоиммунный, иммуноферментный; принципы их постановки, области применения, диагностическая значимость.
3а. Самостоятельная работа каждого студента по оценке и интерпретация моделей качественного и количественного иммуноферментного анализа. Изучение и интерпретация фотографий иммунофлюоресцентного анализа.
Тема 4. Иммунный статус организма. Иммунодефициты. Вакцинация. - 2,5.
Иммунный статус организма и методы оценки его состояния. Факторы, влияющие на иммунный статус (социальные, экологические, химические, физические и др.) Иммунодефецитные состояния.
Вакцинация: понятие, виды, способы получения вакцин. Современная классификация вакцин. Адъюванты. Аутовакцины, вакцинотерапия. Принцип и механизм действия вакцин. Эффективность вакцинации и осложнения. Требования к вакцинам.
Итоговое тестирование
2.3. Темы практических занятий, вынесенные на самостоятельное изучение (внеаудиторная самостоятельная работа):
-
стволовые клетки организма, цитокины, – 2 часа.
-
адгезивные молекулы, антигенпредставляющие молекулы – 2 часа.
-
проблемы трансплантации – 2 часа.
-
иммунобиологические препараты – 2 часа.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
3.1. Рекомендуемая литература:
Основная литература:
-
Хаитов Р.М., Иммунология. М., 2006
-
Методы исследования в общей иммунологии: Уч. пособие /Белан Э.Б., Гумилевский Б.Ю.-Волгоград.-2006.
Дополнительная литература:
-
Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология. М.: ООО «Медицинское информационное агентство»,2003.– 604 с.
-
Иммунология (ред. У. Пол),т.1-3, (пер.англ.) М., 1988
-
Клиническая иммунология и аллергология (ред. Л. Йегер) ,т.1-3, (пер.нем.) М.,1990
-
Паттерсон Р. Аллергические болезни. М., 2000
-
Соколов Е.И. Клиническая иммунология. Руководство для врачей. М., 1998.
-
Стефани Д. В., Вельтищев Ю. В. Иммунология и иммунопатология детского возраста. М.1996
-
Авербах М. М., Мороз А. Н., Апт А. С., Никоненко Б. В.
Иммуногенетика инфекционных заболеваний, М., 1985
-
Клиническая иммунология и аллергология. Под ред Г.Лолора-младшего, Т. Фишера, Д.Адельмана. – Пер. с англ. – М.:Практика, - 806 с.
-
Пыцкий И. И., Адрианова Н. В., Артмосова А. В. Аллергические болезни,М. 1984
-
Хаитов Р.М. Клиническая аллергология. – М.: «МЕД-пресс-информ», 2002. – 624 с.
3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий:
3.2.1. Таблицы (настенные) к лекциям и практическим занятиям:
-
«Общая схема иммунного ответа. Созревание и дифференцировка В-лимфоцитов»
-
«Дифференцировочные антигены лимфоцитов»
-
«Метод Манчини в иммунодиагностике»
-
«Цитокины и взаимодействие Тх1 и Тх2»
-
«Структура иммуноглобулинов»
-
«Структурно-функциональная организация иммунной системы»
-
«Динамика уровня АТ при первичном и вторичном иммунном ответе»
-
Схема распознавания комплекса «антиген-антитело» с МНС I и MHC II Т-клеточным рецептором
-
Принцип работы проточного цитофлюориметра
-
Последствия взаимодействия T-лимфоцита и антиген-презентирующей клетки
-
Структура рецепторов BCR и TCR
-
Схема взаимодействия Th-лимфоцита и антиген-презентирующей клетки
-
Образование В- и Т-клеток памяти
-
Принцип реакции иммунофлюоресценции
-
Принцип иммуноферментного анализа
-
Механизм презентации антигена
3.2.2. Таблицы (машинописные) к практическим занятиям:
3.2.2.1«Классификация цитокинов»
3.3. Наборы для практических занятий:
3.3.1. Модель для оценки фагоцитоза ( мазок крови с объектами фагоцитоза)
3.3.2. Демонстрационный набор для проведения латекс-агглютинации – определение антител к кардиолипиновому антигену..
3.3.3. Модель твердофазного иммуноферментного анализа – определение концентрации общего IgE в сыворотке крови
3.3.4. Модель радиальной иммунодиффузии в геле по Манчини.
-
Набор слайдов для оверхеда и презентаций для мультимедиа-проектора к лекционному курсу.
-
Введение в иммунологию. Теории иммунитета. Органы, ткани, клетки, молекулы и функциональная организация иммунной системы.
-
Адаптивный иммунитет.Виды иммуноглобулинов, структура и функциональные особенности антител разных классов. Биологическая роль и механизм цитотоксичности и апоптоза. Система комплемента.
-
Иммунный статус организма. Иммунодефецитные состояния организма. Вакцины: Серологические иммунологические методы: преципитация, агглютинация,цитолиз, РСК, иммунофлюоресценция, ИФ
3.5. Методические рекомендации к практическим занятиям (прилагаются):
3.5.1. Методические рекомендации для преподавателей.
3.5.2. Методические рекомендации для студентов.
3.6. Программированные контрольные билеты к практическим занятиям. (Прилагаются)
3.7. Перечень практических навыков студентов СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета по дисциплине:
Студент должен уметь:
- использовать приобретенные знания по общей иммунологии при изучении других медико-биологических и медицинских дисциплин;
- правильно интерпретировать и применять основные понятия иммунологии при изучении медико-биологической и медицинской литературы и при совместной работе с медицинскими специалистами;
- проводить серологическую диагностику инфекционных болезней. Использовать основные реакции иммунитета для обнаружения антител в сыворотке больных при диагностике инфекционных болезней;
4. ТЕМАтический план изучения ДИСЦИПЛИНЫ:
4.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА лекций:
№ темы
|
Наименование вопросов, изучаемых на лекции
|
Практические
занятия
(семестр, номера)
|
Используе-мые наглядные и методические пособия
|
Содержа-ние самостоя-тельной работы
|
Часы
|
Формы
контроля
|
1.
|
Строение и функциональная организация иммунной системы Введение в иммунологию, исторические аспекты. Понятие об иммунитете. Теории иммунитета. Предмет и задачи иммунологии. Виды иммунитета. Органы, ткани, клетки, молекулы и функциональная организация иммунной системы. Понятие об антигенах и паттернах. Свойства и виды антигенов
|
III семестр
№1
|
3.4.1.
|
-
|
2
|
зачет
|
2.
|
Врожденный и адаптивный иммунитет. Механизмы распознавания антигенов иммунной системой. Свойства макрофагов и дендритных клеток и их роль в представлении и удалении антигенов из организма. Адаптивный иммунитет. Иммунный ответ по гуморальному пути. Механизмы развития и регуляция. Виды иммуноглобулинов, структура и функциональные особенности антител разных классов. Иммунологическая память. Иммунный ответ по клеточному пути. Механизмы развития и регуляция. Биологическая роль и механизм цитотоксичности и апоптоза
|
III семестр
№2
|
3.4.2.
|
-
|
2
|
Зачет
|
3.
|
Эффекторные механизмы иммунитета. Система комплемента. Серологические иммунологические методы: преципитация, агглютинация, цитолиз, РСК, иммунофлюоресценции, ИФА
|
III семестр
№3
|
3.4.3.
|
-
|
2
|
Зачет
|
4.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:
№ занятия
|
Тема
|
Номера
лекций
|
Используемые наглядные
и
методические пособия
|
Самостоятельная работа (содержание)
|
Часы сам. работы
|
Формы контроля
|
1
|
Введение в общую иммунологию
Строение и фунциональная организация иммунной системы
|
№1
|
3.2.1.1.
3.2.1.6.
3.2.1.4
|
Освоение каждым студентом правил техники безопасности в иммунологической лаборатории. Знакомство с организацией и режимом работы иммунологической лаборатории.
|
1 час
|
Тестовый контроль, устный опрос
|
2
|
Неспецифические и специфические факторы защиты макроорганизма
|
№2
|
3.2.1.2
3.2.1.5
3.2.1.8
3.2.1.10-13,16
|
Самостоятельная работа каждого студента по изучению состояния врожденного иммунитета. Оценка активности фагоцитирующих клеток – подсчет фагоцитирующих клеток, определение показателей ФП, ФЧ, ИЗФ. Учет и оценка реакции агглютинации с кардиолипиновым антигеном
|
1 час
|
Тестовый контроль, устный опрос
|
3
|
Реакции иммунитета: агглютинации, реакции связывания комплемента, преципитации, иммунофлюоресценции, иммуноферментный анализ
|
№3
|
3.2.1.14
3.2.1.15
|
Оценка и интерпретация моделей качественного и количественного иммуноферментного анализа. Изучение и интерпретация фотографий иммунофлюоресцентного анализа.
|
1 час
|
Тестовый контроль, устный опрос
|
4
|
Иммунный статус организма. Иммунодефициты. Вакцинация
Итоговое тестирование
|
|
3.2.1.2
3.2.1.15
|
Определение содержания иммуноглобулинов на модели метода радиальной иммунодиффузии по Манчини.
|
1 час
|
Тестовый контроль, устный опрос
|
5. Перечень вопросов промежуточной аттестации и итогового контроля по дисциплине.
5.1. Перечень вопросов к итоговой аттестации:
1. Место иммунологии в современной медицине. Роль иммунологии в подготовке врачей-клиницистов.
2. Основные этапы развития иммунологии. Работы отечественных ученых.
3. Роль И.И. Мечникова в формировании учения об иммунитете. Неспецифические факторы зашиты организма.
7. Комплемент, его структура, функции, пути активации, роль в иммунитете.
8. Интерфероны, природа. Способы получения и применения.
9. Видовой (наследственный) иммунитет.
10. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета.
11. Структура и функции иммунной системы. Кооперация иммунокомпетентных клеток.
12.Иммунокомнетентные клетки. Т- и В-лимфоциты,. макрофаги их
кооперация.
13.Иммуноглобулины. структура и функции.
14. Классы иммуноглобулинов, их характеристика.
15. Антигены: определение, основные свойства. Антигены бактериальной клетки.
16. Антителообразованне: первичный и вторичный ответ.
17. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность.
18. Теории иммунитета.
19. Особенности противовирусного, противогрибкового, противоопухолевого, трансплантационного иммунитета.
20. Реакция агглютинации. Компоненты, механизм, способы постановки. Применение.
21. Реакция Кумбса. Механизм. Компоненты. Применение.
22. Реакция пассивной гемагглютипации. Компоненты. Применение.
23. Реакция коагглютинации. Механизм, компоненты. Применение.
24. Реакция торможения гемагглютинации. Механизм. Компоненты. Применение.
25. Реакция преципитации. Механизм. Компоненты. Способы постановки. Применение.
26. Реакция связывания комплемента. Механизм. Компоненты. Применение.
27. Реакция нейтрализации токсина антитоксином. Механизм. Способы постановки, применение.
28. Реакция иммунофлюоресценции. Механизм, компоненты, применение.
29. Иммуноферментный анализ, иммуноблоттинг. Механизм, компоненты, применение.
30. Серологические реакции, используемые для диагностики вирусных инфекции.
31.Диагностикумы. Получение, применение.
32.Моноклональные антитела. Получение, применение.
33. Методы приготовления и применения агглютинирующих, адсорбированных сывороток.
6. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Протокол согласования рабочей программы по общей и клинической иммунологии с аллергологией для специальности стоматология с другими дисциплинами специальности на 2007-2008 уч. Год
Темы для согласования
|
Кафедра
|
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
|
Принятое решение (№ протокола, дата)
Кафедрой иммунологии и аллергологии
|
Строение и функциональная организация иммунной системы. Фило- и онтогенез иммунной системы.
|
Анатомии человека; зав.каф. проф.
Краюшкин А.И
|
|
|
|
Врожденный иммунитет. Фагоцитоз
|
Биологии; зав.каф. проф.
Никитин С.А
|
|
|
|
Фило- и онтогенез иммунной системы. Возрастные особенности иммунитета. Гистология первичных и вторичных лимфоидных органов
|
Гистологии, эмбриологии, цитологии; зав.каф.проф.
Капитонова М.Ю
|
|
|
|
Вакцинация. Иммунологический мониторинг инфекционных заболеваний у детей.
|
Детских и инфекционных болезней; зав.каф. проф.
Петров В.А.
|
|
|
|
Преципитация и иммуноэлектрофорез. Метод иммуноферментного анализа. Противоинфекционный иммунитет.
|
Микробиологии, вирусологии, иммунологии; зав.каф.проф.
Крамарь О.Г.
|
|
|
|
Система комплемента (природа, функции, методы изучения).
|
Нормальной физиологии; зав.каф.проф.
Клаучек С.В.
|
|
|
|
Физико-химические свойства антител. Понятие об авидности и аффинности иммуноглобулинов
|
Физики; зав.каф. проф.
Верстаков Е.С
|
|
|
|
Генетический контроль иммунного ответа. Гены и синтез иммуноглобулинов различных классов
|
Молекулярной биологии и генетики; зав.каф. проф.
Замараев В.С
|
|
|
|
Структура и функция антител
|
Теоретической биохимии с курсом клинической биохимии; зав.каф. проф.
Островский О.В
|
|
|
|
7. Лист внесения изменений и дополнений в Рабочую программу.
№ п/п
|
Дата внесения дополнений и изменений
|
Внесенные изменения или дополнения
|
Обоснование внесенных изменений или дополнений
|
Дата утверждения на каф. заседании, № протокола
|
Кем утверждены изменения (ФИО, должность)
|
Дата утверждения на УМК, № протокола
|
Кем внесены изменения (ФИО, должность)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выписка
из протокола заседания кафедры иммунологии и аллергологии
№____ от «____»_________________200__г.
Слушали: О внесении дополнений и изменений в Рабочую программу учебной дисциплины «Общая иммунология» для студентов стоматологического факультета на 2007-2008 учебный год.
Постановили: Внести в Рабочую программу учебной дисциплины следующие дополнения:
В связи с недостаточным количеством дней практических занятий, большим объемом материала и важностью тем следующие темы выносятся на самостоятельное обучение: иммунология репродукции, иммунный статус, его оценка, основы иммунотерапии, иммунопрофилактики.
В III семестре на 4-е занятие выносится итоговый контроль знаний студентов.
Зав. кафедрой иммунологии
и аллергологии, д.м.н. Б. Ю. Гумилевский
Внесенные изменения “УТВЕРЖДАЮ”
Декан стоматологического факультета,
профессор С.В. Дмитриенко
“_____”_________________ 200 г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |