Рабочая программа по дисциплине «Основы генетики»



Скачать 190.43 Kb.
Дата03.05.2016
Размер190.43 Kb.
ТипРабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СибГМУМинздравсоцразвития России)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета психологии, психотерапии и социальной работы

____________ А.Н.Корнетов

«___»_________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине « Основы генетики »

Для специальности «030302 (клиническая психология)»

Форма обучения очно-заочная на базе среднего образования

Кафедра биологии и генетики

Курс 3

Семестр 5



По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования часов

По учебному плану 108 часов

Томск 2011г.

Составитель: кандидат биологических наук, доцент Н.Н.Плотникова
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры биологии и генетики

Протокол №____ от «____»____________201__ года


Заведующий кафедрой биологии и генетики, доктор биологических наук, профессор ____________________ Н.Н.Ильинских

«____» ___________ 201_ г.



Согласовано:

1. Библиотечно-информационный центр научно-медицинской библиотеки, зав. отделом

______________________ (Г.Н.Вишнякова) «____» ___________ 201_ г.

2. Председатель методической комиссии по специальности

030302 клиническая психология ___________________ А.Н.Корнетов

Протокол №____ от «____»____________201__ года



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 030302 клиническая психология, утвержденным «17» марта 2000г. .

Дисциплина «Генетика» относится к циклу естественных наук.

В рабочей программе сохранены основные принципы построения ГОС ВПО: системность, научность, преемственность, гуманистичность, прогностичность, практическая значимость, позволяющие обеспечить возможность усвоения студентами теоретических основ дисциплины и формирования практических умений и навыков.




  1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302 «клиническая психология».

2. Учебный план СибГМУ по направлению специальности 030302.

утвержденный «30» августа 2011г.

3. Учебный план на текущий учебный год.

4. Примерная программа учебной дисциплины, утвержденная УМО по генетике.


  1. НОРМАТИВНАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. По государственному образовательному стандарту часов

2. По учебному плану часов 108.





Трудоемкость

Количество часов

5 семестр
(час)

Всего
(час)

Общая

108

108

Обязательная аудиторная, в том числе:
Лекции

Практические занятия



24
-

24


24
-

24


Самостоятельная работа

84

84

ИТОГО

108

108



  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина генетика – наука, изучающая основы наследственности и изменчивости на молекулярном, клеточном, онтогенетическом и популяционном уровнях жизни


Целью изучения дисциплины является: ознакомление студентов с сущностью явлений наследственности и изменчивости, механизмов образования сложных признаков и свойств в целом организме, взаимосвязи процессов наследственности, изменчивости и отбора в развитии органической природы.
В задачи изучения дисциплины входит:

- освоение теоретических основ генетики;

- изучение принципов генетического анализа;

- ознакомление с методами и средствами генетических исследований;

-освоение решения генетических задач;

-овладение клинико-генеалогическим методом, составление родословных, предположительный анализ типа наследования


5.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

5.1.Виды учебной работы




Разделы программы

Семестр

Количество часов по видам занятий

Лекции

Практ. занятия

Лаб. занятия

Семинары

Самостоят. работа

Всего

1.

Раздел 1. «Биологические основы размножения»

5




2

-

-

8

10

2.

Раздел 2. «Менделеевская генетика»

5




4

-

-

12

16

3.

Раздел 3. «Сцепленное наследование»

5




4

-

-

10

14

4.

Раздел 4. «Молекулярные основы наследственности»

5







-

-

10

10

5.

Раздел 5. «Изменчивость»

5




4

-

-

12

16

6.

Раздел 6. «Структура хромосом»

5




2

-

-

6

8

7.

Раздел 7. «Популяционная генетика»

5




2

-

-

8

10

8.

Раздел 8. «Генетика человека»

5




6

-

-

20

26




ИТОГО:







24







84

108



5.2. Тематический план дисциплины

Тематический план практических занятий на 5 семестр



Тема занятия

Вид занятия (семинар, лабораторное, практическое, и др.)

Кол-во часов

Аудитор.

Самостоят.

1.

Тема 1. Размножение клеток 

Мейоз. Гаметогенез.






2

8

2.

Тема 2. Основные закономерности наследования.

Статистические закономерности наследования. Вероятность.






2

2

3.

Тема 3. Взаимодействие неаллельных генов




2

4

4.

Тема 4. Развитие представлений о гене. Аллелизм.







6

5.

Тема 5. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.




2

4

6.

Тема 6. Сцепленное наследование. Генетический эффект кроссинговера




2

6

7.

Тема 7 .Изменчивость наследственного материала.




4

12

8.

Тема 8. Нормальный хромосомный набор человека. Денверская классификация




2

6

9.

Тема 9. Популяционная генетика




2

8

10

Тема 10. Генетика человека




6

20

11.

Тема 11.Молекулярные основы наследственности







10




ИТОГО:




24

84



5.3. Содержание дисциплины
Тема 1. Размножение клеток.
Особенности бесполого и полового размножения.

Клетка как носитель наследственной информации. Роль ядра и цитоплазмы в сохранении и передаче наследственной информации. Строение и химический состав хромосом: хроматида, хромонема, гетерохроматические и эухроматические районы хромосомы, хромомеры. Репликация хромосом. Политения. Гигантские (политенные) хромосомы. Хромосомы типа «ламповых щеток».

Понятия о кариотипе, гаплоидном и диплоидном наборах хромосом. Поведение хромосом в митозе и мейозе. Митотический цикл и фазы митоза. Фазы мейоза, его стадии. Принципиальное различие поведения хромосом в митозе и мейозе. Гомологический смысл Митоза, мейоза и оплодотворения. Гаметогенез у животных. Оплодотворение.


Тема 2. Основные закономерности наследования.
Моногибридное скрещивание. Основы гибридологического метода: выбор объекта, отбор «чистого» материала для скрещиваний, анализ отдельных признаков, изучение потомков двух-трех поколений, применение статистического метода в генетических опытах. Генетическая символика правила записи скрещиваний и их результатов. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании. 1-й закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения, 2-й закон Менделя – закон расщепления во втором поколении. Правило «чистоты» гамет. Статистические закономерности наследования. Понятие об аллелях. Взаимодействие аллельных генов: доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. Понятие о генотипе и фенотипе, гомозиготе и гетерозиготе. Условия для соблюдения 1 и 2 законов Менделя. Реципрокные скрещивания, бэкроссы, анализирующее скрещивание.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закономерности наследования при ди- и полигибридных скрещиваниях. Принцип независимого наследования генов – 3-й закон Менделя. Общие формулы расщепления. Цитологические основы расщепления гибридов. Условия, обеспечивающие и ограничивающие проявление закона расщепления.


Тема 3.Взаимодействие неаллельных генов.
Генетический анализ при взаимодействии генов. Неаллельные взаимодействия генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Полигенное наследование с пороговым эффектом и без порогового эффекта. Биохимические основы неаллельных взаимодействий. Плейотропное и модифицирующее действие генов.Мультифакториальность. Понятие о генном балансе.
Тема 4. Развитие представлений о гене. Аллелизм.
Представления школы Моргана о строении и функции гена. Рекомбинационный и функциональный критерий аллелизма. Ошибки функционального и рекомбинационного критериев. Формирование современных представлений о структуре гена. Ступенчатый аллеломорфизм и центровая теория гена. Псевдоаллелизм. Множественный аллелизм.Тонкая структура гена (работы Бензера). Развитие представлений о гене.
Тема 5. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
Хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Половые хромосомы, гомо-  и гетерогаметный пол, типы хромосомного определения пола. Генетические и цитологические особенности половых хромосом. Половой хроматин. Балансовая теория определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Крисс-кросс наследование. Зависимые от пола и ограниченные полом признаки. Наследование при нерасхождении половых хромосом. Гинандроморфизм. Нерасхождение половых хромосом как причина хромосомных болезней. Гоносомные синдромы. Y-хромосома и мужской тип развития. Дифференцировка пола на уровне гонад и фенотипа. Интерсексуальность и гермафродитизм. Х-хромосома и дозовая компенсация. Гипотеза Лайон. Механизм инактивации хромосом. Доказательства наследственной бисексуальности организмов. Соотношение полов: первичное и вторичное.
Тема 6. Сцепленное наследование и генетический эффект кроссинговера.
Нарушение менделевской формулы дигибридного скрещивания вследствие сцепленного наследования. Изучение сцепления признаков у дрозофилы в экспериментах Т. Г. Моргана и его школы. Группы сцепления. Типы сцепления: полное, неполное, слабое, тесное. Кроссинговер. Цитологические доказательства кроссинговера. Факторы, влияющие на частоту перекреста хромосом. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана, ее основные положения..
Тема 7. Изменчивость.
Формы изменчивости. Понятие о наследственной (генотипической) и паратипической (модификационной) изменчивости. Комбинативная и мутационная изменчивость.

Паратипическая (модификационная) изменчивость. Ненаследуемая изменчивость как результат действия гена в различных условиях среды. Понятие о норме реакции фенотипа.

Характеристика мутационной изменчивости. Теория мутации де Фриза. Классификация мутаций по характеру изменений фенотипа: морфологические, биохимические, физиологические мутации. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические. Генеративные и соматические мутации. Спонтанные и индуцированные мутации. Мутации прямые и обратные, доминантные и рецессивные. Молекулярный механизм генных мутаций. Замена оснований, вставки и выпадения оснований.

Хромосомные мутации: внутрихромосомные перестройки - дефишенси, делеции, дупликации, инверсии. Межхромосомные перестройки – транслокации. Цитологические и генетические методы обнаружения хромосомных мутаций. Эффект положения гена.

Понятие полиплоидии. Анеуплоидия (гетероплоидия). Особенности митоза, образование гамет и наследование у анеуплоидов. Жизнеспособность и плодовитость анеуплоидных форм. Гаплоидия, ее использование в генетике и селекции.

Индуцированный мутационный процесс. Влияние ионизирующих излучений, химических агентов, температуры и других на мутационный процесс.

Молекулярные механизмы репарации ДНК и их биологическое значение. Фотореактивация. Эксцизионная (темновая) репарация. Биологические последствия мутаций генов, контролирующих эти процессы (пигментная ксеродерма, анемия Фанкони, атаксия).
Тема 8. Строение и функционирование хромосом.
Митотические хромосомы высших эукариот. Идентификация хромосом. Денверовская номенклатура. Кариотип и идиограмма. Дифференциальные окраски хромосом. Эухроматин и гетерохроматин. Теломеры и теломерный гетерохроматин. Строение центромеры. Упаковка ДНК в хромосомах. Политенные хромосомы.

Тема 9. Популяционная генетика.
Популяции и генофонд. Генетическая структура популяции. Закон Харди-Вайнберга. Определение частот аллелей. Применение закона Харди-Вайнберга. Факторы, изменяющие частоту аллелей в популяции. Естественный отбор. Приспособленность и отбор. Мутации. Миграции. Дреф генов. Избирательное скрещивание. Инбридинг. Генетические последствия инбридинга. Полиморфизм и гетерозиготность.

Тема 10. Генетика человека.
Человек как специфический объект генетических исследований. Основные методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, биохимический, культивирования и гибридизации соматических клеток, метод моделирования. Возможности и ограничение методов генетики человека. Современные молекулярно-генетические методы, лежащие в основе геномных технологий и ДНК-диагностики.

Понятие о наследственных болезнях, роль среды в их проявлениях. Классификация наследственных заболеваний. Генные болезни, механизм их развития, частота встречаемости, примеры. Хромосомные болезни, связанные с изменением числа хромосом и структуры хромосом у человека, механизм их развития, примеры. Генная инженерия, перспективы ее в лечение генных наследственных болезней. Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование как основа профилактики наследственных болезней. Медико-генетическое прогнозирование - определение риска рождения больного ребенка в семье. Пренатальная диагностика, ее методы и возможности.



Тема 11.Молекулярные основы наследственности
Доказательства роли ДНК в наследственности. Структура и функции нуклеиновых кислот. Модель ДНК, предложенная Уотсоном и Криком. Опыты Мезельсон и Сталь. Репликация ДНК.

Генетический код. Свойства генетического кода. Триплетность кода. Вырожденность генетического кода. Неперекрываемость кодонов. Универсальность кода.

Транскрипция и трансляция. Регуляция синтеза белка. Схема генетического контроля синтеза ферментов у бактерий. Ген-регулятор, оперон, структурные гены, промотор. Индуцируемые и репрессируемые опероны. Позитивные и негативный контроль генной регуляции.

Современные представления о строении и функции гена: цистроны, экзоны, интроны. Посттранскрипционные преобразования РНК у эукариот. Сплайсинг. Альтернативный сплайсинг. Задачи и методы генной инженерии.



6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Литература:

6.1.1. Основная литература:


Бочков Н.П. Клиническая генетика. – М.: Медицина, 2004. – 480 с.

Бочков Н.П. Клиническая генетика. – М.: Медицина, 2006. – 480 с.


6.1.2. Дополнительная литература:
1. Инге-ВечтомовС.Г. Генетика с основами селекции./ С.Г.Инге-Вечтомов – М.: Высшая школа, 1989.- 591с.

2. Гершензон С.М. Основы современной генетики./ С.М.Гершензон – Киев: Наукова Думка, 1989.- 507с.

3. Фогель Ф. Генетика человека: в 3-х томах/ Ф.Фогель, А.Мотульски – М.: Мир. Книга 1: - 1986. - 309 с.

4. Фогель Ф. Генетика человека: в 3-х томах/ Ф.Фогель, А.Мотульски – М.: Мир. Книга 2: - 1990. - 379 с.

5. Фогель Ф. Генетика человека: в 3-х томах/ Ф.Фогель, А.Мотульски – М.: Мир. Книга 3: - 1990. - 366 с.

6. Ф. Фогель, А. Мотульский. Генетика человека. В 3 т. М., Мир, 1989 – 1990.




6.2.Материально-техническое обеспечение

Преподавание дисциплины осуществляется на кафедре биологии и генетики, образовательный процесс обеспечен:

1. 1. Компьютерный класс, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).

2. Микроскопы, лупы, микропрепараты, таблицы.




7. ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
После окончания изучения дисциплины студент должен:


  • «Знать»: законы генетики и ее значение для медицины; современные методы изучения генетики человека; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний



  • «Уметь»: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой для профессиональной деятельности;

  • работать с микроскопом;

  • схематически изображать хромосомы. Используя эти обозначения, решать ситуационные задачи;

  • объяснять причины и возможные механизмы рождения детей с хромосомными болезнями. Иллюстрировать ответ схемами;

  • решать задачи по генетике – на взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом и др.

  • составлять и анализировать идиограммы, используя Денверскую систему классификации хромосом;

1.

«Иметь навык»:



  • работы с микроскопом;

  • навыками определения кариотипов;

  • решения генетических задач;


8. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Текущий контроль успеваемости проводится в виде опроса, компьютерного и письменного тестирования.

Итоговый контроль проводится в форме зачета в 5 семестре.



Порядок проведения промежуточного и итогового контроля определен соответствующими организационно-методическими указаниями (инструкциями), все виды контроля обеспечены контрольно-измерительными материалами.

Скачать 190.43 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница