«Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО МОУ «ООШ с.Покровка Директор МОУ «ООШ с.Покровка»»
___________ /Филинова Л.А./ ___________ /Коблова И.Н./
Протокол № от « » сентября 2014г. Приказ № от « » сентября 2014Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Абасовой Татьяны Александровны
1 квалификационной категории
по ОЗОЖ
2 класс
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе региональной образовательной программы по ОЗОЖ авторов: Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н. - Саратов, Добродея, 2008.- 34 с. Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами: - Закон Российской Федерации «Об образовании». - Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.В программу включены совместные занятия родителей и детей. Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков: Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть. Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым. Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости. Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности. Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ .Повышение познавательной активности планируется за счет разнообразия форм работы, возможности включения игровых моментов, использования проектной технологии, интегрирования обычного урока с компьютером, возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет и использования специальных дисков. Использование компьютерных технологий при изучении предмета открывает широкие возможности для создания и использования наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении практических работ.
Учебно-календарно-тематическое планирование
«Красота спасёт мир»
№№ п\п
|
Наименование темы
|
Всего часов
|
1
|
Этический блок
|
5
|
2
|
Психологический блок
|
6.
|
3
|
Правовой блок
|
6
|
4
|
Семьеведческий блок
|
4
|
5
|
Медико-гигиенический блок
|
13
|
№
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Наглядность и ИКТ
|
Вид деятельности
|
Планируемый результат
|
Формы контроля
|
Дата
|
примечание
|
План
|
факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Этический блок(5 ч)
|
1.
|
Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни? Природа и человек.
|
комбинированный
|
Презентация «Взаимодействие человека с природой».
|
Устное сочинение «Здоровый образ жизни в нашей семье»
|
Формирует понятия:: здоровый образ жизни, здоровье, признаки здоровья, жизнь, душа, физическое тело, предназначение, осознание своего «я», природа, планета, ответственность, красота чистого неба, красота осеннего леса, птичье щебетание, красота поступков.
|
Фронтальный, индивид.
|
|
|
|
2.
|
Зачем я на этой земле.
|
комбинированный
|
плакат
|
Устное сочинение «Кто хозяин на планете
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
3.
|
Я часть природы.
|
комбинированный
|
|
Устное сочинение «Здоровый образ жизни в нашей семье»
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
4.
|
Красота окружающего мира.
|
комбинированный
|
иллюстрации
|
Устное сочинение «Кто хозяин на планете?»
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
5.
|
Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту
|
комбинированный
|
|
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
Психологический блок (6 ч)
|
6
|
Развитие познавательной сферы
|
комбинированный
|
иллюстрации
|
тренинг
|
Формирует понятия: развитие, развитие памяти: образной и логической, развитие внимания, фантазии, сравнение, развитие ума, характер, черты характера, отрицательные черты характера, положительные черты характера, эмоции, способы выражения эмоций, средства выражения эмоций, умение узнавать и различать эмоции, общение, невербальное общение, язык жестов, мимики, пантомима. Образное выражение мыслей.
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
7
|
Развитие эмоциональной сферы
|
комбинированный
|
|
тренинг
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
8
|
Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции.
|
комбинированный
|
|
Тренинг, беседа
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
9
|
Развитие навыков общения
|
комбинированный
|
|
тренинг
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
10
|
Знакомство с письменным общением.
|
комбинированный
|
|
беседа
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
11
|
Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.
|
комбинированный
|
иллюстрации
|
дискуссия
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
Правовой блок (6 ч)
|
12
|
Культура поведения. Этика. Этикет.
|
комбинированный
|
|
беседа
|
Формирует понятия: виды и роль правил в жизни человека, правила поведения в критических для человека ситуациях, способы применения правил, виды и роль правил в жизни человека, правила поведения в школе, правила поведения на улице, красота внешняя и внутренняя, вандализм, созидание и разрушение, правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях,
аккуратность и опрятность,
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
13
|
Уважение к старшим. Забота о младших.
|
комбинированный
|
иллюстрации
|
беседа
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
14
|
Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье.
|
комбинированный
|
|
беседа
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
15
|
Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы.
|
комбинированный
|
|
беседа
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
16
|
Аккуратность и опрятность.
|
комбинированный
|
|
беседа
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
17
|
Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).
|
комбинированный
|
иллюстрации
|
беседа
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
Семьеведческий блок (4 ч)
|
18
|
Чистота в доме и в школе
|
комбинированный
|
иллюстрации
|
Сочинение «Как я представляю идеальный порядок»
|
Формирует понятия: чистота в доме и своей комнате, чистота и порядок, чистота в школе, чистота и порядок на рабочем месте, труд, как полезная деятельность; трудолюбие; труд в семье; любимые и нелюбимые дела; труд во благо людей; что делает мужчина; что делает женщина.
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
19
|
Как делают уборку дома и в школе.
|
комбинированный
|
|
беседа
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
20
|
«Мужские» и «женские» обязанности.
|
комбинированный
|
|
беседа
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
21
|
«Дом в котором я живу».
|
комбинированный
|
|
Прект «Мой дом.Моя семья»
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
Медико- гигиенический блок. (13 ч)
|
22
|
Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием.
|
комбинированный
|
|
Рисунки детей«Что в моем организме самое главное?»
|
Формирует понятия: организм человека в сравнении с планетой; кожа и воздушная оболочка Земли, и т.д, ; организм; скелет; верхние и нижние конечности; внутренние органы; череп; здоровый организм, опасность – безопасность, вредные привычки: алкоголь, курение, наркотики , причины и последствия вредных привычек; выбор, ответственность за будущее, дыхание, носовое дыхание, зависимость здоровья и настроения от осанки, движение, почему опасно дышать через рот, какие вещества опасны для здоровья, ротозеи и внимательные люди, причины болезни, профилактика и лечение болезни, травма , ушиб, рана перелом, какие игры опасны для здоровья.
Формирует понятия – сообразительность и находчивость, интерес, нежелание, преодоление нежелания, всезнайки, пища, здоровая пища, для чего нужна пища, твердая и жидкая пища, функция зубов и языка, опасная и полезная вода, как правильно жевать пищу, роль слюны, витамины, значение витаминов.
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
23
|
Я хозяин своего здоровья
|
комбинированный
|
|
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
24
|
Дыхание, осанка и движение - суть жизни
|
комбинированный
|
схема
|
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
25
|
Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?»
|
комбинированный
|
|
Мини-сочинение «Моя любимая игра»
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
26
|
«Как легче болеть и быстро выздоравливать?»
|
комбинированный
|
|
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
27
|
Профилактика детского травматизма.
|
комбинированный
|
Презентация (ИКТ)
|
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
28
|
Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения.
|
комбинированный
|
|
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
29
|
Нехотяй (не хочу, не могу, не буду)
|
комбинированный
|
|
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
30
|
Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею)
|
комбинированный
|
|
Мини-сочинение «Мое любимое дело»
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
31
|
Питание и здоровье.
|
комбинированный
|
Презентация (ИКТ)
|
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
32
|
Как усваивается пища. Правильное питание.
|
комбинированный
|
|
|
Фронтальный, индивид
|
|
|
|
33
|
Контрольная работа
|
|
|
|
к/р
|
|
|
|
34
|
Обобщение по курсу ОЗОЖ во 2 кл.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
18.05
|
|
|
Содержание программы
Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого. Психологический блок (6 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов. Правовой блок (6 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте). Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища. «Мужские» и «женские» обязанности. Медико-гигиенический блок (13 ч)
Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма. Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения
Требования к уровню подготовки в конце изучения курса:
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Учащиеся должны знать:
-понятия: валеология, здоровье, эмоции, воля, стресс, табак, алкоголь, компоненты ЗОЖ;
-внешнее строение тела человека; свой рост, вес, значение органов чувств и уход за ними;
-виды характера и эмоций;
-опасность вредных привычек и их профилактика;
-методы борьбы со стрессом;
-важность закаливания и гигиены организма.
Медико-биологические умения и навыки:
-измерять АД, определять пульс;
-определять полезные и вредные продукты питания, влияние продуктов питания на организм человека;
-обнаруживать зависимость эмоционального состояния от разных психологических ситуаций;
-ориентироваться в сложных психологических ситуациях;
-выявлять последствия своих поступков, влияние вредных привычек.
Учебно-методическое обеспечение:
Основы здорового образа жизни: Региональная образовательная программа / Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н. - Саратов, Добродея, 2008.- 34 с.
Дополнительная литература:
-
В.И.Ковалько Здоровьесберегающие технологии.
-
Л.А.Обухова, Л.А.Лемяскина Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 класс)
-
Программа «Основы здорового образа жизни» Методические рекомендации для начальных классов общеобразовательных школ – Саратов, научная книга,2000
-
Г.Г.Кулинич Вредные привычки: профилактика зависимостей:1 – 4 классы
Поделитесь с Вашими друзьями: |