Психология экстремальных ситуаций Большинством специалистов признается, что понимание экстремальности в психологии неоднозначно. Поэтому термины «экстремальная ситуация»



Скачать 102.7 Kb.
страница1/83
Дата28.12.2019
Размер102.7 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   83

Психология экстремальных ситуаций
Большинством специалистов признается, что понимание экстремальности в психологии неоднозначно. Поэтому термины «экстремальная ситуация», «экстремальное событие» (в зарубежной психологии – “extreme event”), «чрезвычайная ситуация», «катастрофа» часто используются как синонимы. Тем не менее, ряд ученых считают, что эти понятия следует различать.

1. Экстремальные условия.

Экстремальный – предел существования адаптирующейся системы, начало ее разрушения; в психологии: чрезвычайно минимальный или максимальный критерий, который принимает некая величина (внешняя по отношению к личности или внутренняя, психологическая).

Единого определения экстремальных условий сегодня не существует. Одна из первых попыток в отечественной психологии определить понятие экстремальных условий деятельности была сделана Владимиром Дмитриевичем Небылицыным. Он считает, что экстремальными условиями деятельности следует считать такие значения элементов ситуации, которые ощущаются и переживаются человеком как источник дискомфорта.

В.Д. Небылицын выделяет внешние и внутренние факторы, определяющие экстремальность условий деятельности.

К внешним факторам относятся:

– определенный вид воздействия;

– продолжительность воздействия;

– интенсивность воздействия;

– объективная трудность работы или достижения цели;

– ограниченность времени достижения цели;

– дефицит информации или неопределенность возможных исходов;

– физические, климатические, гигиенические и другие экологические факторы, препятствующие деятельности.

К внутренним факторам относятся:

– субъективная значимость воздействий;

– особенности предшествующего опыта деятельности в определенных условиях;

– уровень развития неспецифической (но в то же время индивидуальной) и специфической адаптации – состояние здоровья, выносливости, тренированности и степени развития навыков и умений действовать в данных условиях;

– индивидуальные особенности человека – индивидуальная выносливость и диапазон функциональных возможностей отдельных систем организма;

– степень готовности к деятельности в данных условиях;

– отношение к деятельности, мотивы и степень стремления к достижению цели, волевые качества личности.

Другие определения:

1. Экстремальные условия – это интенсивные, внезапные, продолжительные, опасные для жизни и здоровья обстоятельства или выходящая за рамки обычного обстановка, в которой осуществляется жизнедеятельность людей (Николай Дмитриевич Лысаков, Дмитрий Владимирович Гандер, Елена Николаевна Лысакова).

2. Экстремальные условия – интенсивные, продолжительные, опасные культурно-исторические обстоятельства, которые проникают во внутренний мир человека, формируют исторический личностный тип со своим характером и идентичностью, способный к развитию, трансформации или виктимизации (Мария Антоновна Одинцова, Елена Викторовна Самаль).

Ольга Сергеевна Ширяева, Светлана Владимировна Кондрашенкова, Яна Алексеевна Сурикова выделяют пространственно-временные характеристики экстремальности: если среда рассматривается как арена жизни в целом, говорят об экстремальных условиях, среда как череда событий – это экстремальные ситуации, среда как арена одного события – это чрезвычайная ситуация.

Эти авторы выделяют 5 компонентов психологической готовности личности к экстремальному воздействию:

1. оценка экстремальности как вызова;

2. творческая направленность на переработку травматического опыта, активная жизненная позиция;

3. ориентация на взаимную поддержку, сотрудничество;

4. высокая нервно-психическая устойчивость, принятие риска, ответственность, самостоятельность;

5. субъективная насыщенность жизни.

Эти характеристики повышают адаптационный потенциал личности.

Авторы выделяют 3 направления развития личности в экстремальных условиях:

1. способствующей развитию личности;

2. промежуточный или трансформирующий (это еще не развитие, но и не виктимизация);

3. виктимизирующий, когда личность превращается в жертву экстремальных условий.




Каталог: sveden -> education
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Оргкомитет конференции Председатель И. В. Шешунов
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060201. 65 «Стоматология»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Задачами модуля являются

Скачать 102.7 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   83




©zodomed.ru 2024


    Главная страница