Психологическая поддержка подростка при подготовке к гиа стресс: стадии, причины и последствия



Скачать 176.95 Kb.
страница1/11
Дата01.09.2018
Размер176.95 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Педагог-психолог Александрова Н.А.,

педагог-психолог Валайнис Н.А.,

педагог-психолог Надвоцкая Г.А.

ППМС-Центра Василеостровского района г.Санкт-Петербурга

Психологическая поддержка подростка при подготовке к ГИА
1.Стресс: стадии, причины и последствия.

Понятие «стресс» было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие.

Важно понимать, что стресс может оказывать как положительное действие, но так же и отрицательное  действие на функционирование организма (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации.

1.Ганс Селье выделил в развитии стресса 3 фазы реагирования:


  • 1 реакция – реакция тревоги - это фаза мобилизации энергетических ресурсов организма (защитных сил), повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма.

Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности. Но важно знать, что в этой фазе сопротивляемость организма снижается. Нарушается аппетит, усвоение пищи и её выведение; могут наблюдаться головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д. В случае быстрого разрешения ситуации эти изменения проходят бесследно.

На первой стадии стресса человек вполне может справиться с ним самостоятельно.



  • 2 реакция – сопротивление (или стабилизация)- происходит стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, и которые закрепляются на новом уровне. Важна поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком или взрослым.

Однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, а возможности организма к адаптации не бесконечны и при продолжении стрессового воздействия наступает следующая стадия стресса.

  • 3 реакция – истощения. Когда после длительного напряжения, понижается способность организма к сопротивлению, в связи с ограниченностью резервов организма. В этом случае дальнейшая мобилизация резервов организма невозможна. Поэтому физиологические и психологические симптомы этой стадии – фактически крик о помощи. На этой стадии развиваются соматические заболевания, появляется масса психологических расстройств.

Начиная со второй, человеку необходима поддержка и помощь со стороны взрослых.

2.Стресс проявляется на 4-х уровнях:

В эмоциях и поведении:

-Грусть;


-Напряженность -Беспокойство;

-Злость;


-Страх;

-Вина.




В физиологических параметрах:

-усталость и истощенность;

-напряжение мышц;

-учащённое сердцебиение.




В мышлении:

стресс может пошатнуть базовые представления человека о мире и о себе. Сопровождается значительными нарушениями мышления, восприятия, ориентировки памяти; снижается концентрация внимания.



В общении:

изменение взаимоотношений со значимыми людьми: в семье, с друзьями, коллегами и т. д.






3.В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные причины стресса, среди которых ярковыраженыфизиологическийипсихологический. Психологический стресс в свою очередь можно разделить наинформационныйиэмоциональный.

4.Отличают 3 вида:

  1. Острый стресс.Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию.

  2. Отложенный стресс.Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

  3. Постоянный накопленный (хронический) стресс. Постоянный стресс – незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний.

Отложенный и постоянный стрессы действуют намного разрушительнее, так как долго не наступает разрядка, а время в этих случаях работает против человека.

Сам стресс, стрессовые ситуации не опасны для человека и не вредят его здоровью, но только в том случае, если в течение определенного периода напряженного воздействия организм смог адаптироваться к ситуации, если нагрузка не является запредельной.


2.Методы и приёмы снижения психоэмоционального напряжения.

Из опроса учащихся, наиболее частыми причинами переживания ребят в период подготовки к аттестациям, тестированию или экзаменам называются: высокая тревожность и неуверенность в себе, в своих силах, быстрая утомляемость, впечатлительность, отсутствие выдержки, слабая сила воли; влияние незнакомой обстановки и ситуации; высокий уровень ответственности перед родителями, учителями, школой. Все это психофизические и личностные особенности, обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых.

Есть определенные приемы помогающие справляться со стрессом, принимая все его негативные и положительные стороны. Одно из неприятных последствий стресса - блокируется нормальное течение нервных процессов и мыслительная деятельность перестает работать максимально эффективно (у ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью; если доминирует правое полушарие, то в таком случае «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи). Поскольку правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой, делая движения, в которых задействованы обе половины тела, мы невольно заставляем «включаться» в работу полушария головного мозга. Мы будем рассматривать влияние стрессовой ситуации с точки зрения ее воздействия на мозг, тело и эмоции.

Для стимуляции и гармонизации работы полушарий головного мозга разработаны специальные упражнения. Кинезиологические приемы и упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.



  1. Рекомендуется перед выполнением упражнений выпить несколько глотков воды. В условиях стресса организм теряет большое количество жидкости. Недостаток влаги негативно сказывается на работе нервной системы и мозга, в результате человек гораздо медленнее соображает. Вода поможет восстановить нормальную скорость течения психических процессов. Итак, глоток воды дает энергию. Когда пьете воду, перед каждым глотком задержите на мгновение воду во рту.

  2. В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании. Дыхание расслабляющее. (Дыхательное упражнение Эверли (EverlyG.S.))Цель: активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, снижение частоты сердечных сокращений.Регулярное систематичное (1—2 недели) выполнение данного упражнения сформирует своего рода антистрессовую установку. Последующие стрессовые ситуации будут переживаться более спокойно и менее разрушительно для вас. Закрыть глаза, положить левую руку на пупок, а правую руку сверху так, как вам удобно. Вообразить внутри себя надувной резиновый шарик (визуализация). На вдохе представлять, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки будут подниматься вверх. Надувание шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю часть грудной клетки. Продолжительность вдоха должна составлять 2 секунды. По мере совершенствования навыка ее можно увеличить до 3 секунд. Задержать дыхание (не более 2 секунд). Повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Медленно начать выдох. Продолжать повторять про себя фразу: «Мое тело спокойно». Продолжительность выдоха должна длиться не менее 3—4 секунд. Повторить это
    четырехфазовое упражнение не более 3—5 раз. При головокружении необходимо прекратить упражнение, а в следующий раз сократить продолжительность вдоха, паузы и выдоха. Упражнение можно выполнять утром, днем и вечером, а также в стрессовой ситуации.


  3. Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
    2015 -> Кафедра дерматовенерологии
    2015 -> Министерство здравоохранения и социального развития
    2015 -> Борис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
    2015 -> М. А. Ассанович // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 9-17
    2015 -> Общероссийская общественная организация
    2015 -> Л. А. Герасименко // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 43-49
    2015 -> Методические рекомендации для медицинских работников и пациентов. Симферополь 2012 Учреждения разработчики

    Скачать 176.95 Kb.

    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©zodomed.ru 2024


    Главная страница