Актуальность программы:
Социально-экономическое развитие общества обнажило проблемы в области воспитания школьников. Растет социальная неоднородность семей учащихся. Появилась необходимость усиления роли школы и педагогов в охране физического, психологического и нравственного здоровья детей. Обеспечение полноценного образования и воспитания предполагает создание условий направленных на профилактику правонарушений и асоциальных явлений в среде несовершеннолетних.
В школе создан банк данных:
1. неблагополучные семьи- нет
2. дети «группы риска», состоящие на внутришкольном учете- нет
3. несовершеннолетние, состоящие на учете в ГППН- нет
4. малообеспеченные семьи – нет
5. многодетные семьи- 12
6.дети, находящиеся под опекой-2
Встает вопрос о необходимости личностно-ориентированного обучения и воспитания, о развитии социальной поддержки детей и их родителей, о создании условий для всестороннего раскрытия индивидуальности ребенка.
Педагоги должны помочь воспитаннику в решении основных задач:
получить хорошее образование, овладеть умениями и навыками в трудовой деятельности, развить творческие способности, реализовать физические возможности, научиться жить в обществе.
Школа имеет большой потенциал и возможности в работе по профилактике правонарушений и преступлений. Профилактические мероприятия ведутся по следующим направлениям: выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права и отстающих в учебе, вовлечение учащихся в различные виды положительной деятельности (кружки, секции по интересам),
изменение условий семейного воспитания,
формирование толерантного сознания.
Успех профилактических мероприятий во многом зависит от единства работы школы и общественных организаций района.
Моделью выпускника школы должна стать личность, способная строить жизнь, достойную человека.
Ожидаемый результат реализации программы: Ученик получит определенную систему знаний, умений и навыков, сформирует свои убеждения, выработает привычки, нормы и правила поведения. Приоритетом в обучении и воспитании должны стать; жизнь, здоровье школьника и его свободное развитие. В программе по профилактике правонарушений и асоциальных явлений среди несовершеннолетних четко прослеживаются следующие этапы деятельности педагогического коллектива:
1 этап. Диагностико-аналитический:
Изучение личностных особенностей учащихся, социально-бытовых условий жизни детей и семьи, формирование ученического коллектива. Сбор общих данных о ребенке
Наблюдение за детьми «группы риска»,
Медицинское обследование состояния здоровья школьника
Уровень тревожности,
Качество знаний, умений и навыков
Изучение уровня воспитанности школьников и коммуникативных склонностей
2 этап. Планирование учебно-воспитательного процесса по аналитическим данным.
Создание индивидуальной траектории развития ученика, имеющего проблемы в воспитании. Подбор эффективных педагогических средств, форм, способов организации обучения и воспитания, формирование доверительных отношений, рациональное построение совместной деятельности (учебной, трудовой, досуговой и т.д.), оказание помощи в реализации социальных потребностей: самоутверждение, общение ориентация на здоровый образ жизни.
3 этап. Организация коррекционно-воспитательной работы с учащимися и их родителями или лицами их заменяющими.
Целью этого этапа является формирование положительных черт и качеств личности школьника. Идет формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, развитие способности адаптироваться в окружающем мире.
В школе разработана Программа «Воспитательная система МАОУ «СОШ №64», имеются план воспитательной работы и план работы системы дополнительного образования, которые являются частью общешкольного плана.
- Программа «Воспитательная система МАОУ «СОШ №64» отражает состояние, направления организации воспитательной работы в соответствии с Программой развития школы.
Образовательная деятельность МАОУ СОШ №64 не изолирована от социокультурных процессов, происходящих в российском обществе. В настоящее время одной из приоритетных проблем признана проблема нравственного, духовного кризиса Человека. Следствием духовного кризиса Человека являются глобальные проблемы современности, экологические проблемы. Экологический кризис является, по сути, кризисом культуры. Поэтому одним из приоритетных целевых ориентиров в организации образовательной практики школы является формирование у учащихся эколого-гуманитарной культуры
Обозначенные реалии современной социо-культурной ситуации российского общества обусловили разработку педагогическим коллективом школы воспитательных программ, отражающих содержание воспитательной системы школы:
Программа нравственного воспитания (для учащихся начальных классов). Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают внешнюю нормированность нравственного поведения учащегося. Формирование внутренней этической нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять национальной культуре, традициям народов, живущих в нашей республике.
- Программа «Через культуру – к устойчивости …» (для подростков и старшеклассников). В Программе воспитания «Через культуру - к устойчивости…» прописана система школьной воспитательной работы по формированию у учащихся школы эколого-гуманитарной культуры как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие
Система воспитательной работы в общеобразовательном учреждении развивается по направлениям:
трудовое,
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
спортивно-оздоровительное,
В школе действуют спортивные секции, имеется возможность выбора факультативных занятий и кружков. Школа плотно сотрудничает с подростковым клубом «Росток», ГКЦ ЛВРЗ, филиалом- библиотекой № 19, ФФ БГУ, ФСК
Школа разработала систему профилактических мер:
1. план по борьбе с наркоманией среди подростков
2. план работы педагогического коллектива по предупреждению правонарушений и преступлений.
К профилактической работе привлечен медицинский работник школы, пропагандирующий здорового образа жизни, проводят лектории среди учеников, родителей и педагогов.
-
Создание банка данных о детях с асоциальным поведением.
-
Вовлечение обучающихся в кружки и спортивные секции.
-
Привлечение школьников к работе в органах ученического самоуправления.
-
Содействие в оказании психологической, юридической, материальной помощи.
-
Проведение дней «Здоровья»: профилактических бесед, медосмотров, профилактических прививок, организация активного отдыха.
-
Проведение профилактических бесед, классных часов, тематических вечеров.
-
Контроль за состоянием успеваемости и посещаемости школьников.
-
Совместные заседания совета по профилактике.
-
Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
-
Профилактика курения, наркомании и алкоголизма.
-
Профилактика правонарушений и преступлений.
-
Родительский лекторий
-
Выпуск информационного бюллетеня.
-
Организация летнего труда и отдыха школьников.
В системе профилактики асоциального поведения нельзя упускать работу с педагогическими кадрами. Необходимо усилить роль школьного методического объединения классных руководителей. Проводить диагностику успешности труда учителя. Изучать новые образовательные технологии и обобщать передовой опыт работы учителей Школа и общественность должны защищать интересы и права детей.
3 этап. Анализ проделанной работы и переход на качественно новый уровень развития.
Включает в себя анализ уровня сформированности потребностей к самовоспитанию, саморегуляции и самоконтролю в поведении и во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Ребенок должен принять решительные меры к разрыву нежелательных связей. Стать помощником классного руководителя, наставником для других ребят.
|