Развитие коммуникативной компетентности педагогов-психологов ДОУ через участие в работе методического объединения.
Ведерникова Любовь Валерьевна, методист
МКУ ЦОДОУ г. Зеленогорск, Красноярский край
-
Коммуникативная компетентность педагога-психолога.
-
Значение и роль методического объединения в развитии коммуникативной компетентности педагогов-психологов.
-
Формы взаимодействия на МО с целью формирования коммуникативной компетентности.
-
Эффективность развития коммуникативной компетентности (кол-во выступивших на МО, выход на городские и другие мероприятия, статистика участия в мероприятиях).
В данной статье представлен опыт работы городского методического объединения педагогов-психологов ДОУ по формированию коммуникативной компетентности. Представлены формы работы по формированию коммуникативных знаний и умений, взаимосвязь психологических и методических приёмов. Данный материал предназначен для руководителей методических объединений, методистов, педагогов-психологов.
Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности педагога. Коммуникативная компетентность психолога, по мнению исследователей Алёшиной Ю.Б.и Абрамовой Г.С., является «сердцевиной профессионализма психолога», потому что общение с людьми составляет сущность профессии психолога.
Коммуникативный компонент профессиональной компетентности включает:
1. Умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личностных свойств и качеств собеседника.
2. Вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально-значимых целей.
3. Идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнёром по общению и эмпатийно относится к нему.
В структуру коммуникативной компетентности включаются:
- коммуникативные знания,
- коммуникативные умения,
- коммуникативные способности.
Анализируя работу начинающих психологов ДОУ были выявлены ряд затруднений:
- специалисты затруднялись в вопросах «Какие мероприятия планировать с родителями, педагогами?», « Как простроить диалог с родителями, педагогами?»,
« Как сделать так, чтобы тебя слушали и слышали?»;
- испытывали трудности в установлении контакта с воспитателями в целях единого воздействия на ребёнка, в умении отстоять свою точку зрения и доказать важность и необходимость адекватных методов и способов взаимодействия с детьми;
- консультирование родителей сопровождалось неуверенность, скованностью при обсуждении проблем ребёнка, не достаточное аргументирование;
- не достаточно сформированы навыки делового общения с администрацией дошкольного учреждения.
Чаще всего это практически не связано с развитием речи, информированности или словарным запасом начинающего психолога, а объясняется отсутствием опыта участия в дискуссиях. Этот недостаток усугубляется тем, что, требования к современному психологу - профессионалу чрезвычайно высоки. Он должен не только уметь грамотно изложить свою позицию, но и быть убедительным, ярким и оригинальным в качестве организатора и участника диалога.
Существующее в городе методическое объединение педагогов-психологов ДОУ стало реальной площадкой для формирования коммуникативной компетентности, навыков эффективного взаимодействия, практически школой начинающего специалиста.
Задачи методобъединения в этом направлении:
- способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, активного слушания, партнёрских отношения и рефлексии;
- формировать способность конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
- формировать навыки позитивного общения.
Методы: беседы, ролевые и деловые игры, информирование, дискуссия, рефлексивное обсуждение, тренинговые упражнения.
Занятия методического объединения проводятся 1 раз в квартал, участники – 23 педагога-психолога городских дошкольных образовательных учреждений. Руководителем данной площадки является опытный педагог-психолог ДОУ, который выбирается коллегиально на методическом объединении. При планировании работы на учебный год учитываются запросы и пожелания всех участников методического объединения. В содержание каждого занятия, помимо основных тематических вопросов, включаются вопросы по развитию коммуникативной компетентности. Учитывая особенности контингента и уровня профессиональных навыков на занятиях планируются задания и упражнения для начинающих специалистов в данном направлении.
Поделитесь с Вашими друзьями: |