Программа по психиатрии и наркологии для 4 курса стоматологического факультета



страница1/5
Дата23.04.2016
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПСИХИАТРИИ И НАРКОЛОГИИ ДЛЯ 4 КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Цели и задачи дисциплины

Целью изучения психиатрии и наркологии в медицинском вузе являет­ся освоение умений первичной диагностики психических расстройств и расстройств поведения для их своевременного обнаружения, направления больного к специалисту, оказания неотложной психиатрической и нарко­логической помощи, а также фармакологической и психотерапевтической коррекции мягких психических нарушений в условиях стоматологической практики.



МОТИВАЦИОННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  1. Антропологически-познавательная составляющая, интерес к своей собственной психической деятельности: изучение психической деятельности человека как в норме, так и в патологии. Возможность применения полученных знаний к своим собственным психическим процессам и состояниям и состояниям своих близких с целью их изучения, коррекции и профилактики психических болезней;

  2. Профессиональная составляющая: психиатрия является составным элементом клинической медицины, поэтому квалифицированный врач должен уметь ориентироваться в главных диагностических и тактических вопросах данной дисциплины и несет профессиональную ответственность за своевременную постановку диагноза больному и оказание ему первой помощи при психическом расстройстве, своевременный перевод и передачу таких пациентов врачам-специалистам. Диагностика и лечение неврозов, психосоматических расстройств, расстройств адаптации и расстройств личности, алкоголизма и наркомании относится к профессиональной деятельности врачей-психиатров и психотерапевтов, о чем будущие врачи также должны иметь представление и сформировать понимание того, что данные расстройства требуют своевременного вмешательства врача-специалиста.

  3. Юридическая составляющая: положение психически больных в мире и РФ декларировано в ряде нормативных актов и правовых документов международного (ВОЗ, Декларация о правах человека - ЮНЕСКО) и российского уровней (Конституция РФ, «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», 1993, гражданский кодекс РФ и уголовный кодекс РФ), приказами Министерства здравоохранения РФ (приказ МЗ РФ № 245, 1993, приказ о психиатрической и психотерапевтической помощи РФ, 1995). В связи с этим на будущих врачей возложена юридическая ответственность в рамках оказания своевременной медицинской помощи при психозах, которая, в свою очередь, ведет к предотвращению и профилактике неблагоприятных медико-социальных последствий психозов – социальной опасности душевно больных, суицидального поведения, роста смертности вследствие несвоевременного оказания медицинской помощи душевно больным. Принципы оказания психиатрической помощи, описанные в «Законе о психиатрической помощи …», также относятся к юридической компетентности будущих врачей. Это принцип добровольности оказания психиатрической помощи, показания для недобровольного освидетельствования у врача-психиатра, показания для недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, а также сохранение врачебной тайны о факте обращения психически больного к психиатру или врачу другой специальности. Одновременно с этим, будущие врачи получают юридическую компетентность, в рамках которой они обязаны понимать степень юридической ответственности врача за несвоевременное оказание медицинской помощи психически больному человеку. К юридической компетентности относится и тот факт, что права душевно больных также декларированы в выше названных нормативных актах, и за пределами психиатрической клиники при сохраненной дееспособности психически больные имеют одинаковые со всеми другими людьми права.

  4. Культурная составляющая, этико-деонтологическая составляющая – изучение науки, объясняющей закономерности формирования психических процессов в норме и патологии, ведет к росту собственной культуры врача в различных ее аспектах – росту общей, образовательной, духовно-нравственной культуры будущих врачей.



Уровни усвоения материала: 1-ый уровень – узнавание (по тестам);

2-ой уровень: самостоятельное воспроизведение материала; 3-ий уровень: осознанное овладение информацией и переход к умениям по основам данной специальности.


Коэффициент усвоения, К=0.9, где К = правильно выполненные операции/все совершенные операции

В процессе преподавания педагог решает несколько основных задач:

- обучить студентов основам профессиональной деятельности вра­ча-психиатра: диагностики, фармакотерапии, психотерапии, личностной коррекции и реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения;

- познакомить обучающихся с современными возможностями лече­ния и коррекции психических расстройств и расстройств поведения;

- привить обучающимся навыки деонтологии, морально-этической и правовой культуры, необходимые для обслуживания пациентов с психи­ческими расстройствами и расстройствами поведения.



2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По завершении обучения студент должен знать:

- принципы построения международной и отечественной классифи­кации психических расстройств;

- юридический порядок психиатрического освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар;

- принципы организации психиатрической службы в Российской Федерации;

- основные лекарственные средства, используемые в психиатрии, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные по­бочные эффекты;

- методы исследования, применяемые в психиатрии, их диагности­ческие возможности, показания к проведению;

- основные симптомы и синдромы психических расстройств, их ди­агностическое значение, роль этих синдромов в выработке врачебной так­тики;

- данные о распространенности, проявлениях, течении, терапии, про­гнозе наиболее распространенных психических заболеваний, об их влия­нии на адаптацию пациентов и возможности их трудовой и социальной реабилитации;

- основные типы патологии характера и то влияние, которое они мо­гут оказывать на течение психических и соматических заболеваний, на вы­бор методов психотерапии;

- лекарственные средства, медицинские манипуляции, экологиче­ские и социальные факторы, повышающие риск возникновения психиче­ских расстройств, принципы профилактики психических заболеваний;



По завершении курса обучения студент должен уметь:

- своевременно выявлять наиболее острые психические расстрой­ства, которые могут представлять непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих;

- сформулировать предварительное заключение о психическом со­стоянии больного и грамотно составить направление в психиатрическое или наркологическое учреждение;

- оказать помощь в ургентной ситуации и по возможности купиро­вать наиболее опасные и неотложные психические расстройства (психомо­торное возбуждение, агрессивное и суицидальное поведение, отказ от еды, эпилептический статус, тяжелопротекающий делирий, отравление психо­активными веществами);

- организовать надзор, удержание и транспортировку возбужденно­го и социально опасного больного;

- собрать субъективный и объективный анамнез и провести их пред­варительный анализ;

- распознавать психические расстройства, проявляющиеся сомати­ческими симптомами для своевременного направления пациента" к врачу-психиатру;

- грамотно, психотерапевтично проводить беседу с больными раз­личного профиля и их родственниками с учетом их личностных особеннос­тей, осведомленности и ведущих мотивов;

- использовать элементы психотерапии в комплексном лечении са­мых различных заболеваний (включая соматические);

- Описание психического, наркологического, сексологического статусов больного на основе клинического и параклинического обследования лиц с психическими расстройствами;

- Курация психически больного, описание истории болезни больных с психическим расстройством;

- Ведение протоколов клинического разбора психически больного, экспериментально-психологического обследования психически больного и самообследование;

- Заполнение карт обследования больных с психическими расстройствами при научном исследовании на основе историй болезни, параклинических данных;

- Работа с наглядным материалом экспериментально-психологических тестов, диагностических методик по исследованию психических функций, особенностей личности, психофизиологических показателей.

Таблица 1

Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых

необходимо студентам при изучении данных дисциплин:

№п\п

Обеспечивающие дисциплины (истоки)

Наименование разделов (тем)

Курс, семестр изучения дисциплины

1.

2.

3.

4.

1.
2.

3.

4.



5.

6.

7.



8.

9.


10.

11.

12.

13.


14.
15.

16.


17.

18.
19.


20.
21.

22.


23.

24.

25.

26.


27.

28.


29.
30.

31.

32.


История медицины, история развития психиатрии.

Медбиоэтика.

Эпидемиология.

Медицинская биология. Медицинская генетика. Основы генетики психических заболеваний.


Гистология и эмбриология.

Нормальная физиология, психофизиология.

Биохимия.


Иммунология.


Нормальная анатомия.

Патологическая анатомия.

Патологическая физиология.

Общая психология и педагогика.

Общая психология.


Неврология.

Инфекционные болезни с курсом эпидемиологии.

Дерматовенерология.

Токсикология.


Фармакология.
Клиническая фармакология.
Профессиональные болезни.

Анестезиология и реаниматология.


Внутренние болезни.

Хирургические болезни.


Фармакология.

Клиническая фармакология.

Судебная медицина.

Правоведение.

Валеология, реабилитология и реабилитация больных в клинике внутренних, хирургических, гинекологических болезней.


Ортопедическая стоматология

Оториноларингология.


Социальная медицина и организация здравоохранения.



Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии.

Отношение к психическим больным в различные истори­ческие эпохи. Основные положения Закона "О психиатрической помощи и гаран­тиях прав граждан при ее оказании". Деонто­логия в психиатрии. Партнерские взаимоотношения врача и больного, от­ношение к врачебной тайне и проблема стигматизации. Обеспечение гуманного отношения к боль­ным, в том числе в условиях недобровольной госпитализации.

Эпидемиология психических расстройств в Челябинской области, в России и в мире. Профессиональные группы риска возникновения психических заболеваний.

Понятие здоровья и нормы в психиатрии. Этиология психических заболеваний, понятие причины и провоцирующего (триггерного) фактора, дизонтогенез, дизэмбриогенез и предболезненные состояния. Этапы пренатального и постнатального нервно-психического раз­вития ребенка. Факторы риска возникновения психических заболеваний. Роль наследственных факторов в возникновении психических расстройств. Критиче­ские возрастные периоды (пубертатный, климактерический периоды).

Нормальное развитие центральной нервной системы. Влияние наркотических соединений на морфофункциональные особенности внутренних органов и нервной системы человека. Воздействие наркотических соединений на эмбриогенез.

Физиологические основы психической деятельности человека. Нейрофизиологические вопросы высшей нервной деятельности Основные медиаторы ЦНС и их роль в формировании поведения и рас­стройств психики. Наркотические и психоактивные средства как нейромодуляторы.

Механизмы формирования психической наркозависимости.

Механизмы формирования психической и физической наркозависимости. Роль энграмм долговременной памяти. Понятие психофизиологической конституции. Понятия стресса, дистресса, межличностного и внутриличностного конфликтов. Беремен­ность и роды как фактор риска психической патологии.

Биохимия центральной нервной системы. Биохимическая структура основных нейромедиаторов ЦНС. Биохимические гипотезы ряда психозов. Метаболизм и обезвреживание токсических веществ в организме человека. Скорость проникновения наркотиков, алкоголя, никотина в системный кровоток при различных путях их введения в организм. Связывание и транспорт токсических веществ белками (прежде всего, альбумином) плазмы крови. Ксенобиотики, попадающие в организм при вдыхании, через кожу и с пищей. Клеточные, органные и организменные уровни детоксикации ксенобиотиков. Микросомальное окисление с участием моноаминооксидаз, антиоксидантные системы клеток и плазмы крови. Антитоксическая функция печени, ЖКТ, легких, почек, кожи. Выведение токсических веществ с мочой, калом, потом, кожным салом, выдыхаемым воздухом. Данные биохимических, иммунологических, генетических, пато-морфологических, патопсихологических исследований при психических расстройствах.

Иммунологические компоненты патогенеза психических болезней. Взаимосвязь иммунной системы с психической деятельностью человека. Иммунодепрессивные эффекты лекарственных и психоактивных веществ. Иммунодефицитные приобретенные состояния. Роль парентерального приема наркотиков в развитии приобретенных иммунодефицитов.

Нормальная анатомия головного мозга. Анатомические основы психической деятельности человека.

Патологическая анатомия при различных психических заболеваниях. Влияние алкоголя на организм. Стадии алкогольной болезни, патанатомия, морфологические проявления по стадиям процесса, осложнения, исходы.

Основные группы наркотических веществ, патанатомия хр. наркотической интоксикации, осложнения, исходы.

Влияние алкоголя на печень, стадии развития стеатоза печени. Морфология алкогольного гепатита, цирроза печени, их осложнения и исходы.

Патологическая физиология при различных психических заболеваниях. Патогенное влияние алкоголя на процессы внутреннего дыхания. Роль курения в развитии опухолевого процесса. Патогенное влияние курения и злоупотребление алкоголем. Роль алкоголя в развитии хронического гепатита и портальной гипертензии.

Патогенез, дисфункции ферментов при употреблении психоактивных веществ.

Изменение центральных механизмов регуляции при различных видах зависимостей от психоактивных веществ.

Воздействие курения на формирование атеросклероза. Патогенное влияние алкоголя на процессы внутреннего дыхания.

Роль курения в развитии опухолевого процесса.

Патогенное влияние курения и злоупотребление алкоголем. Роль алкоголя в развитии хронического гепатита и портальной гипертензии. Патогенез, дисфункции ферментов при употреблении психоактивных веществ.

Изменение центральных механизмов регуляции при различных видах зависимостей от психоактивных веществ.

Воздействие курения на формирование атеросклероза.

Психологические основы психической деятельности человека. Педагогические основы деятельности врача.

Психология восприятия. Психология мышления. Психология памяти, интеллекта и внимания. Психология эмоций и воли. Психология сознания. Понятие гармоничной и акцентуированной личности, типы воспитания детей в семье.

Неврологические проявления органических заболеваний ЦНС (черепно-мозговых травм, сосудистых заболеваний головного мозга, эпилепсии, атрофических заболеваний коры головного мозга, опухолей головного мозга). Экзогенные, экзогенноорганические и соматогенные заболевания. Астения, расстрой­ства сознания, памяти, интеллекта, пароксизмы как типичные проявле­ния экзогенных заболеваний.

Сосудистые расстройства. Клиническая карти­на, общая характеристика, распространенность, нозоло­гические формы: атеросклероз, гипертоническая болезнь, гипотония и пр. Общемозго­вые и локальные (очаговые) симптомы при опухолях головного мозга. Эпилептиформный синдром и признаки внутричерепной гипертензии как час­тые инициальные проявления опухолей. Симптомы, важные для топической диагнос­тики опухолей головного мозга, значение методов специального обследования, дифференциальная диагностика, врачебная тактика. Вопросы диагностики коматозных состояний, в том числе, вследствие отравления наркотическими препаратами. Вопросы диагностики коматозных состояний, выявления очаговой симптоматики.

Клиническая картина эфедронового паркинсонизма.

Дифференциальная диагностика алкогольной полинейропатии. Дифференциальная диагностика алкогольной полинейропатии.

Течение ЧМТ при наличии сопутствующего алкоголизма и интоксикации. Сосудистые заболевания нервной системы, геморрагический инсульт. Дифференциальный диагноз инсульта с другими коматозными состояниями.

Болезнь и синдром Паркинсонизма.

Полинейропатии.
Эпидемиология гемоконтактных инфекций. Особенности эпидемиологического процесса, распространенность вирусных гепатитов с парентеральным механизмом передачи среди потребителей внутривенных наркотических и психоактивных средств. Эпидемиология ВИЧ-инфекции. СПИД. Группы высокого риска заражения. Интерференция естественных и искусственных путей передачи. Острый токсический гепатит вследствие отравления алкоголем и его суррогатами. Актуальность проблемы в РФ. Эпидемиология распространения в Челябинской области, России и мире. Прионные забо­левания (болезнь Крейтцфельда—Якоба).

Сифилис. Первичные, вторичные, третичные формы сифилиса. Сифилис мозга и про­грессивный паралич. Общая патология, клиника и течение заразных форм сифилиса. Инфекции нового поколения, передающиеся половым путем (БНПППП). ВИЧ, СПИД. Этиология, патогенез, клиника, профилактика. Группы риска. Распространенность. Важнейшие симптомы перечис­ленных болезней. Сходство и различия симптома­тики. Влияние алкоголизма, наркомании на БНПППП. Влияние алкоголизма, наркомании на возникновение и течение СПИДа. Серологическая диагностика, показатели ликвора. Лечение, профи­лактика, прогноз.

Психические расстройства при интоксикациях, общие проявления. Медицинские препараты, вызывающие психические расстройства: М-холинолитики, стероидные гормоны, противотуберкулезные препараты, ги­потензивные средства и др. Важнейшие промышленные яды (органические растворители, фосфорорганические соединения, тяжелые металлы и мышьяк, окись углерода), клинические проявления острой и хронической интоксикации, раннее рас­познавание. Лечение и профилактика. Психические нару­шения при поражении ионизирующими излучениями. Психические симптомы острой лучевой болезни: состояние возбуж­дения с переходом в угнетение психической деятельности. Ранние прояв­ления хронического воздействия ионизирующих излучений (астения, адинамия, нарушения памяти, навязчивые страхи, депрессия), их лечение, про­филактика.

Психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ.

Терапия неотложных состояний.

Ургентные состояния в психиатрии (сомноленция, сопор, кома, делирий, аменция, эпилептический статус).

Особенности течения соматических заболеваний у психически больных. Влияние наркомании, табакокурения и алкоголизма на возникновение заболеваний внутренних органов.

Особенности течения заболеваний внутренних органов у лиц, страдающих наркоманиями, табакокурением и алкоголизмом. Особенности лечебной тактики врачей при оказании медицинской помощи лицам, страдающим наркоманиями, алкоголизмом, психическими болезнями. Влияние наркомании, алкоголизма на исходы внутренних болезней. Влияние наркотиков, алкоголя, табака на возникновение и течение болезней сердечно-сосудистой системы. Алкогольные кардиомиопатии, септический эндокардит, миокардит.

Влияние алкоголя, наркотиков, табака на возникновение и течение болезней сердечно-сосудистой системы. Хронические гепатиты. Циррозы печени. Инфекционный эндокардит. Хроническая обструктивная болезнь легких. Пневмонии. Хронические нефропатии.ИБС.

Эндокринные заболе­вания. Предменструальный и климактерический синдромы.


Травмы паренхиматозных органов; панкреатиты, панкреанекрозы, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Увеличение частоты травм живота у лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом; увеличение частоты острого панкреатита, панкреанекроза, обострений язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у лиц, страдающих алкоголизмом.

Увеличение частоты заболеваний молочной железы у лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.

Классификация лекарственных средств, используе­мых в психиатрии. Нейролептики Нейролептики как средства купирования психомоторного возбуждения. Антидепрессанты (трициклические, ингибиторы МАО, ингибиторы обратного захвата серотонина и др.). Транквилизаторы (анксиолитики) бензодиазепиновой группы и др. Психостимуляторы. Ноотропы. Нормотимические средства (соли лития и др.). Противосудорожные средства, их использование в невроло­гии и психиатрии. Способ выбора конкретного лечебного препарата, по­казания, противопоказания, осложнения при применении каждой из групп психофармакологических средств. Соматотропные эффекты различных препаратов, используемых для лечения психических расстройств. Исполь­зование нейролептиков, антидепрессантов, транквилизаторов и антиконвульсантов в качестве основных и дополнительных средств при лечении соматических заболеваний. Лекарственные средства, вызывающие зави­симость. Границы терапевтической эффективности при психофармако­терапии. Взаимодействие психотропных препаратов друг с другом и с соматотропными препаратами.

Клинико-морфологические проявления при отравлении некоторыми наркотическими, сильнодействующими веществами, этиловым спиртом и суррогатами алкоголя.

Определение по показателям судебно-химического исследования крови и мочи степени алкогольного отравления, количества выпитого этилового спирта (абсолютного), давности употребления алкоголя.

Ответственность медицинских работников при профессиональных и должностных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.

Ответственность медицинских работников при профессиональных и должностных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ.

Понятие здоровья и нормы в медицине, психологии, психиатрии, социальных науках. Первичная, вторичная, третичная профилактика болезней. Гигиена внутренних, хирургических и психических болезней.


Влияние наркотических средств на развитие твердых тканей зубов. Особенности лечения наркозависимых пациентов. Особенности лечения зубов и протезирования лиц с хроническими психическими расстройствами.

Влияние факторов внешней среды (алкоголь, наркотики, табак) на возникновение зубочелюстных аномалий. Влияние наркотических веществ на развитие врожденной патологии лицевой области. Развитие хронических заболеваний слизистой оболочки полости рта у наркозависимых пациентов. Влияние факторов внешней среды (алкоголь, наркотики, табак) на возникновение зубочелюстных аномалий. Токсическое воздействие стоматологических материалов и их компонентов на организм в целом.

Заболевания уха, горла, носа у лиц, страдающих наркоманиями, алкоголизмом, табакокурением: острые и хронические, отогенные внутричерепные осложнения.

Нейросенсорная тугоухость, сопряжение частоты врождённой тугоухости с воздействием токсикоманических факторов (наркотики, алкоголь, табак), увеличение количества аномалий развития органа слуха, которые развиваются вследствие воздействия этих факторов во внутриутробной жизни человека. Приобретенные изменения ЛОР-органов при острой и хронической интоксикации наркотическими, алкогольными и лекарственными веществами. Ринофима у лиц, страдающих алкоголизмом, вазомоторные риниты у ингаляционных и внутривенных потребителей наркотических средств, деформации носа при злоупотреблении ингаляционными наркотиками.

Организация психиатрической и наркологической помощи в РФ.


1 курс, 1 семестр

2 курс, 3-4 семестр

3 курс, 5-6 семестр, 5 курс, 9-10 семестр
1 курс, 1-2 семестр

1-2 курс, 2-3 семестр

2 курс, 3-4 семестр

2 курс, 3-4 семестр


2 курс, 3-4 семестр

1-2 курс, 1,2,3 семестр
3 курс, 5-6 семестр

3 курс, 5-6 семестр

2 курс, 3-4 семестр
2 курс, 4 семестр

4 курс, 7-8 семестр

5-6 курс, 9-10, 11-12 семестры

4 курс, 7-8 семестр

5 курс, 9-10 семестр

3 курс, 5-6 семестр

4 курс, 7-8 семестр

4 курс, 7-8 семестр

5 курс, 9-10 семестр
4 курс, 7-8 семестр,

5 курс, 9-10 семестр, 6 курс, 11-12 семестр

4 курс, 8-9 семестр, 5 курс, 9-10 семестр

3 курс, 5-6 семестр, 4 курс, 7-8 семестр

5 курс, 9-10 семестр, 6 курс, 11-12 семестр
5 курс, 9-10 семестр, 6 курс, 11-12 семестр

2 курс, 3-4 семестр

3 курс, 5-6 семестр

4 курс, 7-8 семестр

5 курс, 9-10 семестр

5 курс, 9-10 семестр

5 курс, 9-10 семестр

Таблица 2



Изучаемые темы по психиатрии и наркологии


№№ п\п

Название темы

Тема № 1

Организация психиатрической помощи. Вопросы законодательства в психиатрии. Ознакомление со структурой клинических отделений. Обход клинических отделений. Основные методологические вопросы в диагностическом процессе в психиатрии. Методы диагностики психических расстройств.

Тема № 2

Расстройства ощущений и восприятия. Особенности расстройств ощущений и восприятия при локализации болезненных процессов в рото-глоточной области. Расстройства мышления. Особенности расстройств мышления при локализации болезненных процессов в рото-глоточной области.

Тема № 3

Расстройства эмоций. Нарушения воли, внимания, действий. Расстройство сознания. Демонстрация больных. Курация больных с написанием психического статуса.

Тема № 4

Пограничная психиатрия. Основные нозологии данного раздела психиатрии, тактика врача-стоматолога при выявлении данной группы расстройств у пациента. Невротические, связанные со стрессом расстройства. (F 45.0-F45.9). Соматоформные расстройства (F45.0-F45.9). Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими и физическими факторами (F50 – F52.9). Патологическое расстройство личности и поведения у зрелой личности (психопатии) (F6).

Тема № 5

Наркология. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (F1). Основные нозологии данного раздела психиатрии, тактика врача-стоматолога при выявлении данной группы расстройств у пациента.

Тема № 6

Эндогенные психозы. Шизофрения (F20). Аффективные расстройства (F3). Тактика врача-стоматолога при выявлении данной группы расстройств у пациента.

Тема № 7

Органические заболевания ЦНС, протекающие с психическими расстройствами. Эпилепсия (G 40). Черепно-мозговые травмы. Психические расстройства при черепно-мозговых травмах (F 06). Органические заболевания центральной нервной системы: болезнь Альцгеймера, Пика, церебральный атеросклероз, сифилис мозга, прогрессивный паралич, сенильная деменция, хорея Гентингтона (F0). Умственная отсталость (F7). Тактика врача-стоматолога при выявлении данной группы расстройств у пациента.

Примечание: Тема № 1 - Тема № 7 – изучаются в 8-ом семестре.

Содержание, структура, объем (в часах) рабочей программы по психиатрии, наркологии на 2007\2008 учебный год

Всего на курс: 38 (час)

Из них: лекции: 8 (час)

Практические занятия: 30 (час)

Таблица 3


Наименование тем лекций по психиатрии, наркологии и их содержание


п/п

Название лекции

Основные вопросы

Цели лекции

Часы


1.

2.

3.

4.

5.

1.

Предмет и задачи психиатрии. Основные этапы развития отечественной психиатрии. Место психиатрии в медицине. История психиатрии.

Предмет и задачи психиатрии, ее отношение к другим разделам ме­дицины и психологии. Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии. Отношение к психическим больным в различные истори­ческие эпохи. Основные достижения наук (нейрофизиологии, нейрохимии, фармакологии, патоморфологии, генетики, эндокринологии, методов при­жизненной морфологической диагностики) и их значение для психиатрии.

Ф.Пинель и движение за ограничение мер стеснения психически больных (no restraint). Основоположники клинического направ­ления в психиатрии (Ж.Эскироль, В.Гризингер). Формирование нозологи­ческого направления в психиатрии (А.Бейль, Э.Крепелин, С.С.Корсаков). Психологическое направление в психиатрии, значение работ З.Фрейда и И.П.Павлова для современной психологии. Развитие социальных аспектов в российской психиатрии XX века. Всемирная психиатрическая ас­социация (ВПА) и ее роль в гуманизации психиатрической помощи.




Дать понятие о предмете и задачах психиатрии, о взаимоотношении психиатрии с другими разделами медицины. Представить краткий очерк истории психиатрии. Осветить вклад ведущих психиатров в развитие науки психиатрии. Осветить основные этапы развития отечественной психиатрии и роль ведущих психиатров в развитии психиатрической службы.

2


2.

Общая психопатология, расстройства ощущений и восприятия. Расстройства ассоциативной деятельности (мышления). Расстройства памяти, внимания и интеллекта. Умственная отсталость (F7). Приобретенное слабоумие (F0). Аффективные расстройства настроения. Расстройства сознания. Психомоторные расстройства, расстройства воли и влечений.


Ощущения и их расстройства: количественные и качественные.

Нарушения восприятия: агнозия, иллюзия, галлюцинации, расстрой­ства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства. Парэйдолические иллюзии. Варианты вер­бальных галлюцинаций (комментирующие, императивные). Истинные гал­люцинации и псевдогаллюцинации (В.Х. Кандинский). Социально-опасное поведение при расстройствах восприятия. Объективные признаки галлюцинаций. Расстройства сенсорного син­теза (психосенсорные расстройства): микропсия, макропсия, метаморфопсия, нарушения схемы тела. Дереализация и деперсонализация, явления deja vu и jamais vu. Диагностическое значение каждого из симптомов для врача-стоматолога. Расстройства ассоциативного прогресса: ускорение и замедление мышления, патологическая обстоятельность (вязкость), олигофазия, ре­чевые стереотипии (персеверации и вербигерации), резонерство и мета­физическая (философическая) интоксикация, разорванность и бессвяз­ность (инкогеррентность). Аутистическое, символическое и паралогичес­кое мышление, феномен соскальзывания, неологизмы. Расстройства суж­дений и умозаключений: бред, навязчивости, сверхценные идеи, бредоподобные фантазии, примитивные суждения. Бредовые синдромы: параной­яльный, параноидный, парафренный. Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. Ипохондрический синдром. Синдром дисморфомании (дисморфофобии). Диагностическое значение патологии мышления в деятельности врача-стоматолога. Социально опасное поведение лиц с нарушениями мышления.

Определение и классификация бреда: по фабуле (варианты бреда пре­следования, величия, депрессивный бред), систематизированный бред, чув­ственный бред и бред толкования (интерпретативный), бред малого разма­ха (бытовых отношений) и мегаломанический. Симптомы, свидетельствую­щие об остроте и длительности существования бреда. Феномен кристалли­зации бреда (В.М Баллинский). Проявления идеаторного, сенсорного и мо­торного (кинестетического) автоматизма. Симптом открытости, ментизм и шперрунг как варианты идеаторного автоматизма. Динамика бредовых синдромов, особенности синдрома Кандинского-Клерамбо на различных этапах его формирования, в том числе с локализацией болезненных ощущений в рото-глоточной области. Синдром Котара. Бред инсценировки, метамор­фозы (синдром Капгра). Навязчивые состояния: навязчивые мысли (обсессии), страхи (фобии), действия (компульсии), ритуалы, контрастные навяз­чивости. Особенности нарушения мышления при различных психических заболеваниях и в различные возрастные периоды. Нарушения запоминания и воспроизведения: гипермнезия, гипомнезия, амнезия (антероградная, ретроградная, фиксационная, прогрессирую­щая), парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии), Корсаковский синдром. Понятие интеллекта, его основные компоненты (предпосылки интеллекта, багаже знаний, собственно интеллект) - Интел­лектуальный индекс (IQ), методики его определения. Олигофрения как не­доразвитие интеллекта. Слабоумие как распад психической деятельности вследствие различных психических расстройств. Слабоумие (деменция) как обрат­ное развитие (снижение) интеллекта. Клинические варианты деменции: органическая (тотальная и лакунарная), эпилептическая (концентричес­кая). Понятие "шизофренического слабоумия", его отличие от деменции при органических заболеваниях.

Внимание, определение понятия, связь внимания и со­знания. Истощаемость внимания. Способность переключения внимания, отвлекаемость, патологическая прикованность (фиксация) внимания. Диагностическое значение нарушений внимания, памяти и интеллек­та в деятельности врача-стоматолога. Особенности при различных психических заболеваниях и в различные возрастные периоды. Социальное положение и возможности адаптации лиц с недоразвитием интеллекта и приобретенным слабоумием. Понятие сильных положительных и отрицательных эмоций как признаков психической продукции, оскудение эмоций как не­гативная симптоматика (дефект). Физиологичес­кий и патологический аффекты. Депрессивный синдром. Синдромы эмоциональных расстройств (депрессия, мания, дисфория). Динамика депрессий, суточные колебания настроения, Различные клинические фор­мы депрессий (тоскливая, тревожная, ажитированная). Понятие витальной (предсердечной) тоски. Расстройства мышления, воли, влечений, движений и сна при де­прессии. Соматические (вегетативные) нарушения при депрессии, поня­тие маскированной (ларвированной, соматизированной) депрессии. Суицидальные тенденции, правила ухода и надзора за больными с депрессивным синдромом и суицидальным поведением. Ма­ниакальный синдром. Клинические варианты мании. Понятие о типичной и атипичной мании. Апато-абулический синдром. Дисфорический синдром, определение, структура, нозологическая принадлежность при различных психических расстройствах. Социально опасное поведение при нарушениях аффективно-волевой сферы.

Диагностическое значение аффективно-волевых расстройств в деятельности врача-стоматолога, особенности при различных психических заболеваниях и в различные возрастные периоды. Критерии К. Ясперса для определения расстроенного сознания: от­решенность, дезориентировка, расстройства мышления, амнезия. Син­дромы выключения (снижения уровня сознания): обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома. Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачение сознания (психотическое, ам­булаторные автоматизмы, трансы и фуги). Пароксизмальные явлении. Основные типы эпилептических припадков. Социально опасное поведение у лиц с пароксизмами или расстройствами сознания. Понятие эпилепти­ческого статуса. Истерические припадки, их отличия от эпилептических пароксизмов.

Диагностическое значение расстройств сознания в деятельн6ости врача-стоматолога. Расстройства воли (гипербулия, гипобулия, абулия, амбивалентность и амбитендентность, парабулии). Расторможенность влечений, снижение и извращение влечений. Кататонический синдром. Отличие кататонического ступора от депрессивного и психогенного. Уход за больными в состоянии ступора, зондовое кормление. Психомоторное возбуждение (маниакаль­ное, гебефреническое, галлюцинаторно-бредовое, эпипептиформное, ис­терическое, ажитированная депрессия), его отличие от кататоническо­го. Связь психомоторного возбуждения с синдромами расстроенного со­знания. Социально опасное поведение при двигательных расстройствах. Диагностическое значение расстройств воли и влечений в деятельн6ости врача-стоматолога. Купирование психомоторного возбуждения, допустимые меры стеснения.



Дать понятия и классификацию расстройств ощущений. Дать понятие основных видов расстройств мышления. Дать понятия основных видов нарушения памяти, внимания, врожденного и приобретенного слабоумия. Дать понятия основных видов нарушения эмоций. Дать понятия основных видов нарушения сознания. Дать понятия основных видов психомоторных расстройств, расстройств воли и влечений.

2

3.

Общее понятие о пограничных формах психических расстройств. Невротические, связанные со стрессом расстройства. Акцентуации характера. Расстройства зрелой личности.

Общие признаки (триада К.Ясперса) реактивных состояний. Этиология и патогенез. Роль преморбидных особенностей личности. Психоаналитическая концепция "защитных механизмов" и ее роль в объяснении реакции человека на психотравмирующую ситуацию. Возможные исходы, связь с аномальным развитием личности.

Невротические расстройства (критерии диагностики, этиология, роль личности и внутриличностного конфликта в возникнове­нии неврозов). Формы невротических расстройств: тревожно-фобические расстройства, паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, реакция на тяжелый стресс и расстройство адаптации, диссоциативные расстройства, соматоформные расстройства, неврастения. Прогноз при невротических расстройствах, понятие о невротическом развитии лично­сти. Отличие от ситуационно обусловленных естественных реакций на стресс. Лечение: фармакологическое и психотерапевтическое, физиотерапевтическое и санаторно-курортное. Соматоформные расстройства. (F45.0 – F45.9). Психосоматические заболевания. (F45.0 – F45.9). Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими и физическими факторами. Расстройства пищевого поведения. Расстройства сна неорганической природы (F50 – F51.9). Акцентуации характера как преморбидный фон. Определение понятия «акцентуации характера», «явная и скрытая акцентуации» характера (гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, неустойчивый и конформный, по А.Е.Личко, 1977). Классификация расстройств зрелой личности по МКБ-10: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально-неустойчивое, истеричекое, ананкастное, тревожное, зависимое). Динамика расстройств личности. Определение психопатий. Критерии психопатий по П.Б. Ганнушкину. Систематика психопатий: ядерные и кра­евые (О.В. Кербиков). Понятие компенсации и декомпенсации. Динамика психопатий. Прогноз, социальная реабилитация и реадаптация при расстройствах личности.





Представить основные отечественные классификации и диагностические критерии этих нарушений с позиции МКБ-10. Показать значимость этих нарушений в современной медицине, определить тактику врача-стоматолога при выявлении данных нарушений у пациента.

2

4.

Общее понятие о «большой психиатрии». Эндогенные, экзогенные, экзогенно-органические психозы. Реактивные психозы. Вопросы психогигиены и психопрофилактики. Лечение и реабилитация в психиатрии.

Определение эпилепсии. Распространенность. Этиология и патогенез, пред­располагающие факторы. Симптоматические, криптогенные, идиопатические формы эпилепсии. Современная классификация эпилептических приступов (1981). Острые и хронические эпилептические психозы, изменения личности (торпидность, взрывчатость, педантизм, эгоцентризм, вяз­кость мышления, эмоциональная ригидность). Принципы и методы лече­ния: длительность, непрерывность, индивидуальность.

Определение шизофрении. Эпидемиология. Признаки дизонтогенеза. Факторы риска при шизофрении. Данные биохимических, иммунологических, генетических, пато-морфологических, патопсихологических исследований. Современные представления об этиологии и патогенезе шизоф­рении. История формирования представления о шизофрении (Э.Крепелин, Е.Блейлер, К.Шнайдер) и со­временное состояние вопроса.

Продуктивные и негативные симптомы шизофрении. Понятия схизиса (шизиса), аутизма, прогредиентности. По­нятие шизофренического дефекта. Основные клинические формы шизо­френии: параноидная, простая, кататоническая, гебефреническая. Тече­ние шизофрении: начало заболевания (острое, подострое, постепенное), типы течения (непрерывный, приступообразно-прогредиентный - шубообразный, рекуррентный - периодический), признаки благоприятного и не­благоприятного прогноза при шизофрении. Содержание класса F2 МКБ-10.

Определение понятия психоактивных веществ (наркотики и токсические вещества). Понятие аддиктивного поведения. Стадии развития наркологических заболеваний. Распространенность. Классификация психических поведенческих расстройств по МКБ-10 (F1). Психические поведенческие расстройства в результате употребления алкологоля, опиодов, каннабиоидов, седативных или снотворных веществ кокаина, стимуляторов, галлюциногенов, табака, летучих растворителей.




Представить основные отечественные классификации и диагностические критерии этих нарушений с позиции МКБ-10. Показать значимость этих нарушений в современной медицине, определить тактику врача-стоматолога при выявлении данных нарушений у пациента.

2

Каталог: files -> misc
misc -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
misc -> Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию
misc -> Соматоформные расстройства и основы психосоматики
misc -> Минздрав россии
misc -> Ю. Ю. Шамукрова Тестовые задания для ига ординаторов по специальности Пульмонология
misc -> Научные платформы
misc -> Минздравсоцразвития россии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница