Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет психологии
Программа дисциплины
Саморегуляция. Аутотренинг. Медитация
для направления 030300.68 – Психология
для магистерских программ:
Исследование, консультирование и психотерапия личности,
Персонология и экзистенциальная психология
Автор программы:
Серкин В.П., д. психол. н., профессор, (vserkin@hse.ru)
Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2013 г.
Зав. кафедрой __________________________________ В.А. Штроо
Рекомендована секцией УМС «Психологи» «___»____________ 2013 г.
Председатель __________________________________ В.А. Штроо
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2013 г.
Ученый секретарь ________________________Е.Б.Старовойтенко
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300.68 – «Психология», обучающихся по магистерским программам по специализации (специализациям): Исследование, консультирование и психотерапия личности, Персонология и экзистенциальная психология.
Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.68 – Психология, уровень подготовки: магистр; рабочими учебными планами специализаций: Исследование, консультирование и психотерапия личности, Персонология и экзистенциальная психология.
2. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Саморегуляция. Аутотренинг. Медитация» являются:
-
Изучение теоретических основ саморегуляции, аутотренинга и медитации.
-
Овладение навыками саморегуляции и аутотренинга.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Раздел «Компетенции» программы курса «Саморегуляция. Аутотренинг. Медитация» составлен на основе Образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.68 – Психология, уровень подготовки: магистр.
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Изучить основные психологические (и психофизиологические) знания об основах саморегуляции, аутотренинга и медитации.
-
Овладеть практическими навыками проведения отдельных упражнений и небольших программ саморегуляции и аутотренинга.
-
Научиться разрабатывать рабочие планы и программы занятий по саморегуляции и аутотренингу.
Компетенции, осваиваемые студентом, в процессе работы над курсом «Саморегуляция. Аутотренинг. Медитация»:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способность рефлексировать освоенные способы деятельности.
|
СК-М1
|
Умение описывать основные этапы своей деятельности, критически оценивать выполнение отдельных упражнений и фрагментов АТ и СР.
|
Лекции, практические занятия, доклады, презентации, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ.
|
Способность анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости.
|
СК-М6
|
Умение самостоятельно находить и анализировать информацию по избранной теме, критически оценивать информацию.
|
Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ, рефераты, эссе
|
Способен организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.
|
ИК-М1.2п/н/и/к/пр_6.1
|
Умение изучить материалы дела, спланировать и провести самостоятельно упражнения и занятия по СР и АТ.
|
Лекции, практические занятия, доклады, презентации, групповое обсуждение примеров, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ.
|
Способность участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем.
|
СЛК-6, СЛК-М6.
|
Умение аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности. Знание о психофизиологических механизмах СР, АТ и медитации.
|
Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ, рефераты, эссе
| 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу общих дисциплин направления 030300.68 – «Психология», обучающихся по магистерским программам: Исследование, консультирование и психотерапия личности, Персонология и экзистенциальная психология.
Для магистерских программ: Исследование, консультирование и психотерапия личности, Персонология и экзистенциальная психология. - настоящая дисциплина является факультативной.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: основные психологические курсы (общая психология; возрастная психология; педагогическая психология; психология труда, инженерная психология и эргономика; медицинская психология; социальная психология; психология управления; психодиагностика.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: иметь квалификацию «бакалавр» по специальностям психологии или подготовку на уровне четырех курсов специалитета по специальностям психологии. Содержательно студенты должны иметь знания базовой вузовской программы по основным психологическим курсам (общая, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, медицинская психология, социальная психология, психология управления, история психологии, психодиагностика); иметь опыт выполнения психологических экспериментов; проведения исследования по психологической проблематике; опыт составления рефератов и эссе по психологической проблематике; опыт выполнения и оформления выпускных квалификационных работа по психологической проблематике.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: все научно-исследовательские семинары, магистерские, кандидатские и докторские диссертации.
Тематический план учебной дисциплины
Судебно-психологическая экспертиза личности. РУП, магистратура (ИКПЛ), 1 курс, 3-4 модуль, всего часов – 108, ауд.48 (лекц. – 24, практ. - 24), д/з – 1, зачет (3 ед.).
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
|
1.
|
Понятие о состояниях сознания и функциональных состояниях.
|
|
2
|
|
2
|
6
|
2.
|
Психологическая саморегуляция (СР).
|
|
10
|
|
8
|
22
|
3.
|
Аутотренинг (АТ).
|
|
8
|
|
10
|
22
|
4.
|
Медитация
|
|
4
|
|
4
|
10
|
|
|
108
|
24
|
|
24
|
60
| 6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
Текущий контроль
|
Форма контроля
|
год
|
Параметры **
|
модуль 3
|
модуль 4
|
Домашнее задание 1
|
1
|
|
Сдать до 20 марта 2013, без титульного листа, на 1-й странице сверху фамилия и инициалы студента, основной текст – 6 -7 машинописных страниц (табличные рефераты – 3-4 страницы), Times New Roman 14, полтора интервала, поля слева – 3 см, остальные по 2. Ссылки и оформление литературы как в выпускной работе или в кандидатской диссертации. Обзор не менее 7 источников.
|
Итоговый
|
Зачет
|
|
1
|
Знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.
| Критерии оценки знаний, навыков
Критерии оценки работы на семинарах: знание материала, умение сообщать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость.
Критерии оценки домашних заданий: знание заданного материала, умение изложить материал, обсуждать его, критически относиться.
Критерии оценки письменного домашнего задания 1: умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме; умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями.
Критерии оценки ответа на зачете: знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Критерии оценки письменного домашнего задания 1
(умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме, умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями)
Оценка
|
Критерии
|
«Отлично»: 10
|
Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия реферата всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.
|
«Отлично»: 9, 8
|
Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия реферата всем предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.
|
«Хорошо»: 7, 6
|
«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия реферата 3 из 4 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.
«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия аналитического обзора 5 из 6 предъявляемым критериям.
|
«Удовлетворительно»: 5, 4
|
«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия аналитического обзора 2 из 4 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.
|
«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1
|
Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев
|
«Работа не принимается»: 0
|
Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80% (см. Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики (утвержден ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол от 20.03.2009 г. № 56))).
|
В случае если домашнее задание 1 не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме:
1 день – снижение оценки на 1 балл;
2 дня – снижение оценки на 2 балла;
3 дня – снижение оценки на 3 балла;
4 дня – снижение оценки на 4 балла;
5 дней – снижение оценки на 5 баллов;
6 дней – снижение оценки на 6 баллов;
7 дней – снижение оценки на 7 баллов.
Критерии оценки ответа на зачете
(знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал)
Оценка
|
Критерии
|
«Отлично»: 10
|
Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.
|
«Отлично»: 9, 8
|
Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высокой оценке по всем критериям.
|
«Хорошо»: 7, 6
|
«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.
«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям.
|
«Удовлетворительно»: 5, 4
|
«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы 2 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.
«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы 2 предъявляемым критериям.
|
«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1
|
Ответ не соответствует большинству предъявляемых критериев
|
«Ответ не принимается»: 0
|
Зачет не сдан.
| Содержание дисциплины
Тема 1
Понятие о состояниях сознания и функциональных состояниях
(лекции – 2 час., семинары – 2 час., с/р – 6 час.)
Состояния сознания: бодрствование, сон, медитация, измененные состояния сознания (ИСС). Функциональные состояния в деятельности.
Основная литература по теме 1
-
Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М.: Изд – во Трансперсонального Института, 1994. – 342 с.
-
Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. - М.: МТМ, 1994. - 240 с.
-
Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно – деятельностный подход). – М.: Изд-во ИПРАН, 2003.
-
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.
Дополнительная литература по теме 1
-
Гримак Л.П. Информационная гипотеза // Прикладная психология. 2002. - № 2. - С. 66 - 73.
-
Дикая Л.Г. Социальное и природное в детерминации психического состояния субъекта в профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. – С. 611 – 620.
-
Леонова А.Б. Функциональные состояния Дисс. … докт. психол.н., М.: МГУ, 1988. – 346 с.
-
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
Тема 2
Психологическая саморегуляция (СР)
(лекции – 10 час., семинары – 8 час., с/р – 22 час.)
Понятие «саморегуляция». Методы саморегуляции: релаксация, аутотренинг (АТ), идеомоторика, сенсорное воздействие (образы, свет, цвет, ритм, музыка), физические упражнения, гимнастики и нагрузки, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, тексты. Воздействие природы, растений и животных. Упражнения СР. Прикладные возможности СР. Профилактика и психогигиена.
Основная литература по теме 2
-
Дикая Л.Г. Социальное и природное в детерминации психического состояния субъекта в профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. – С. 611 – 620.
-
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.
Дополнительная литература по теме 2
-
Измайлов Ч.А., Соколов Е.М., Сукретная Л.П., Шехтер Л.М. Семантическое пространство искусственных цветовых названий // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. № 1. С. 3 – 14.
-
Мунипов В.П., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 356 с.
-
Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. Пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 340 с. (Часть 4).
-
Прохоров А.О. Семантическое пространство психических состояний. – Дубна: «Феникс+», 2002.
-
Цзен Н. В. Психотехнические игры в спорте / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 160 с.
-
Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с.
Тема 3
Аутогенная тренировка (АТ)
(лекции – 8 часов, семинары – 10 час., с/р – 22 час.)
История возникновения и развития АТ. Методы АТ. Варианты АТ. Упражнения АТ. Прикладные возможности АТ.
Основная литература по теме 3
-
Александров А. А. Аутотренинг: Краткий справочник. – СПб.: Питер, 2007. – 272 с.
-
Аутогенная тренировка по Владимиру Леви. – М.: АСТ, 2011. – 60 с.
-
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
-
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.
-
Дополнительная литература по теме 3
-
Аутотренинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autotrening.bessmertie.ru/sch.aut2.shtml
-
Аутотренинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sunhome.ru/psychology/11132
-
Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – Минск: Попурри, 2002. – 192 с.
-
Линдеман Х. На складной лодке через океан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://akviloncenter.ru/books/autotr-2.htm
Тема 4
Медитация
(лекции – 4 час., семинары – 4 час., с/р – 10 час.)
Понятие «медитация». Медитативные состояния. История и философия медитативной практики. Цели медитации. Техники медитации. Показания и противопоказания. Прикладное использование.
Основная литература по теме 4
-
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
-
Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. – СПб.: Андреев и сыновья, 1991.
Дополнительная литература по теме 4
-
Азими К.С. Учебник медитации. – М.: Амрита-Русь, 2003.
-
Волински Стефан. Дао медитации или пылающие сердца. – М.: Старклайт, 2007.
Темы для письменного домашнего задания 1
-
Студент может выбрать для темы эссе любой вопрос или разделов вопроса из вопросов к зачету.
-
Студент может выбрать для темы эссе описание тренингов и систем упражнений СР, АТ и медитации (воззрений, взглядов, практик, ритуалов и т.п.).
-
Студент может выбрать для темы эссе описание любой практики СР, АТ и медитации (согласовать тему с преподавателем).
-
За выбор тем, связанных с описанием психофизиологических механизмов ИСС и функциональных состояний в деятельности, отметка повышается на 1-2 балла.
10. Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность, уровень ответов, уровень вопросов, уровень докладов, участие в дискуссиях, домашние задания. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: уровень подготовленности студента к семинару, полнота освещения темы в докладах. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Критерии оценки ответа на зачете: знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.
Критерии оценки ответа на экзамене: знание материала (суть, основные теории, подходы, методы, критика), умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Отекущий = 0,4Од.з.1 + 0,6 Оауд.
Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический.
Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Озачетн. = 0,4·Озачет + 0,6·Отекущий
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета - арифметический.
Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.
В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».
Условия пересдач:
на пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу
Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу
В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.
Список вопросов к зачету по курсу
-
Понятие о состояниях сознания.
-
Понятие о функциональных состояниях в деятельности.
-
Понятие «саморегуляция».
-
Релаксация.
-
Понятие об аутотренинге.
-
Идеомоторика.
-
Сенсорное воздействие (образы, свет, цвет, ритм, музыка).
-
Физические упражнения, гимнастики и нагрузки.
-
Дыхательные упражнения.
-
Массаж и самомассаж.
-
Саморегуляция с помощью текстов.
-
Воздействие природы, растений и животных.
-
Упражнения СР.
-
Прикладные возможности СР.
-
Профилактика и психогигиена.
-
История возникновения и развития АТ.
-
Методы АТ.
-
Варианты АТ.
-
Упражнения АТ.
-
Прикладные возможности АТ.
-
Понятие «медитация».
-
Медитативные состояния.
-
История и философия медитативной практики.
-
Цели медитации.
-
Техники медитации.
-
Показания и противопоказания медитации.
-
Прикладное использование медитативных техник.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11.1. Основная литература -
Александров А. А. Аутотренинг: Краткий справочник. – СПб. : Питер, 2007. – 272 с.
-
Аутогенная тренировка по Владимиру Леви. – М.: АСТ, 2011. – 60 с.
-
Гримак Л.П. Общение с собой : Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.
-
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
-
Гримак Л.П. Информационная гипотеза // Прикладная психология. 2002. - № 2. - С. 66 - 73.
-
Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М.: Изд – во Трансперсонального Института, 1994. – 342 с.
-
Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. - М.: МТМ, 1994. - 240 с.
-
Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно – деятельностный подход). – М.: Изд-во ИПРАН, 2003.
-
Дикая Л.Г. Социальное и природное в детерминации психического состояния субъекта в профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. – С. 611 – 620.
-
Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. – СПб.: Андреев и сыновья, 1991.
-
Мунипов В.П., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 356 с.
-
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.
-
Лобзин В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетников. – М.: Медицина, 1986. – 280 с.
-
Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Практикум: учеб.-метод. Пособие. – Минск: Изд-во Гревцова, 2012. – 340 с.
-
Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний. Феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 352 с.
-
Цзен Н. В. Психотехнические игры в спорте / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 160 с.
-
Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. – М.: Смысл, 2010. – 364 с.
11.2. Дополнительная литература -
Азими К.С. Учебник медитации. – М.: Амрита-Русь, 2003.
-
Аутотренинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autotrening.bessmertie.ru/sch.aut2.shtml.
-
Аутотренинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sunhome.ru/psychology/11132.
-
Буль П.И. Техника гипноза и внушения. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 178 с.
-
Водопьянова, Старченкова. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб: Питер, 2005.
-
Волински Стефан. Дао медитации или пылающие сердца. – М.: Старклайт, 2007.
-
Гордеев М. Н. Классический и эриксоновский гипноз. – М.: Психотерапия, 2008. – 240 с.
-
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики : Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987. – 286 с.
-
Измайлов Ч.А., Соколов Е.М., Сукретная Л.П., Шехтер Л.М. Семантическое пространство искусственных цветовых названий // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. № 1. С. 3 – 14.
-
Кандыба В.М. Психическая Саморегуляция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/kandiba8/ogl.shtml.
-
Кандыба Д.В. Высшая йога [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/kandiba5/ogl.shtml.
-
Кандыба Д.В. Техника гипноза СК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/kandiba3/ogl.shtml.
-
Каструбин Э.М. Трансовые состояния и поле смысла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/kastrubin/ogl.shtml.
-
Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – Минск: Попурри, 2002. – 192 с.
-
Линдеман Х. На складной лодке через океан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://akviloncenter.ru/books/autotr-2.htm.
-
Марищук В.Л. Поведение и Саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 260 с.
-
Медитация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1180.
-
Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 112 с.
-
Петров Н. Н. Аутогенная тренировка для вас: практическое руководство (с примечаниями для инструкторов). – М.: Центр психологии и психотерапии, 1990.
-
Прохоров А.О. Семантическое пространство психических состояний. – Дубна: «Феникс+», 2002.
-
Сарвир И. Долой стресс! Лучшие приемы релаксации и аутотренинга. – М.: Эксмо, 2006. – 320 с.
-
Свядощ А.М. Влияние аутогенной тренировки на физиологические и психические процессы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://akviloncenter.ru/books/autotr-3.htm.
-
Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 414 с.
11.4. Справочники, словари, энциклопедии
1.Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. 1630с. (или более поздние издания).
2. 3.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания).
4. 4. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 815с. (или более поздние издания).
11.5. Дистанционная поддержка дисциплины
Вы можете получить письменную консультацию преподавателя по интересующим Вас вопросам и освоению разделов программы, задав вопрос по электронной почте. Корпоративный адрес преподавателя: vserkin@hse.ru
Дополнительно можно просмотреть художественный телефильм «Сократ» (скачивается в сети).
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения занятий ТСО используется обычный набор: проектор, видеоаппаратура, компьютерный класс по мере необходимости.
Поделитесь с Вашими друзьями: |