Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет Государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Анализ административной практики защиты прав участников размещения заказов»
Студент группы 59ГЗ Галич Сергей Валерьевич
Научный руководитель:
преподаватель Бурков Александр Владимирович
Рецензент:
преподаватель Серажетдинов Роман Ренатович
Москва, 2013 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических основ 6
1.2 Основные понятия (термины и определения) 6
1.2 Механизм защиты прав 8
1.3 Рассмотрение жалоб с момента их поступления 10
1.4 Принятие решений по итогам рассмотрения жалоб 13
Глава 2. Практика и проблемы 16
2.1 Анализ статистических данных ФАС России 16
2.2 Анализ проблем защиты прав участников размещения заказов 18
2.3 Анализ законодательных проблем 33
Глава 3. Предложения 40
Заключение 48
Библиографический список 50
Введение
Одной из важнейших функций государства является создание общественных благ. Основным механизмом, позволяющим государству реализовывать данную функцию в отношении материальных общественных благ, является система государственного заказа. Другая не менее важная роль этой системы заключается в приобретении органами государственной власти, а также органами муниципального управления материальных благ, работ или услуг, необходимых для обеспечения процесса их функционирования, то есть государственных нужд.
Общий объем государственных закупок оценивается примерно в 13 триллионов рублей в год, то есть как 20% всего внутреннего спроса в стране1. Данная сумма является частью государственного бюджета, а также бюджетов муниципальных образований, доходы которых образуются, в том числе, за счет средств налогоплательщиков страны.
Вместе с этим в последнее время тема государственных закупок становится всё более актуальной в различных дебатах, как на социально-экономические, так и на политические темы. Постепенно созревающее в современной России гражданское общество начинает осознавать свою роль в формировании доходной части бюджета страны. В связи с этим граждане всё больше интересуются тем, как тратятся налоги, которые они платят государству. Наиболее отчётливо этот социальный тренд отразился на госзакупках.
Следствием повышения общественного внимания к сфере госзаказа явилось то, что граждане начали чаще пользоваться возможностью защиты своих прав и законных интересов при помощи определенных законодательством Российской Федерации механизмов.
Однако основная доля субъектов, пользующихся этой возможностью защиты своих прав приходится на тех, кто заинтересован в обеспечении государственных нужд по экономическим и иным причинам, то есть тех, кто, осуществляя свою деятельность в рамках государственных закупок, непосредственно строит дороги и школы, поставляет медицинское оборудование и лекарства в больницы, оказывает услуги по уборке улиц и государственных помещений, и многое другое. Вместе с тем чтобы получить право выполнять подобные работы, таким экономическим субъектам необходимо участвовать в процедурах размещения заказов.
Данные процедуры строго определены законодательством Российской Федерации. Строгость и подробность описания действий участников госзакупок при размещении заказов, закрепленного законодательством, обусловлена необходимостью борьбы с оппортунистическим поведением этих участников, которое имеет сильное значение в сфере госзаказа из-за большого объема денежных средств, выделяемых на государственные закупки. И стороны, принимающие участие в размещении госзаказов, нередко нарушают положения законодательства – либо из-за непонимания этих положений ввиду сложности самих норм, либо в рамках своего оппортунистического поведения.
Для предотвращения данных нарушений законодательством предусмотрены механизмы, позволяющие в досудебном порядке, то есть в максимально сжатые сроки, защитить свои права и законные интересы. Данные механизмы, обладая такими преимуществами, как простота и доступность, играют огромную роль в жизни общества нашей страны, поскольку любой экономический субъект, участвуя в процедуре размещения заказа, а также в определенных случаях и любой житель страны может рассчитывать на честное и справедливое проведение процедуры размещения любого из государственных заказов на те товары, работы или услуги, которые значительным образом сказываются на жизни российского общества.
Гипотезой данной работы является тезис о том, что законодательные механизмы защиты прав и законных интересов участников размещения заказов в современной России несовершенны и нуждаются в определенной доработке, что также актуально ввиду вступления в силу с начала следующего года принципиально нового законодательства в сфере государственных закупок.
Объектом исследования настоящей работы является защита прав участников размещения заказов в современной России, а предмет исследования – административная, то есть досудебная практика реализации законодательных механизмов данной защиты. Целью настоящей работы является проведение всестороннего анализа предмета исследования, то есть практической реализации норм российского законодательства о размещении заказов.
Для достижения указанной цели необходимо разрешить три задачи: во-первых, это анализ теоретических основ, современных положений законодательства о размещении заказов, во-вторых, это непосредственно анализ административной практики защиты прав участников размещения заказа, выявление проблем, недостатков и правовых коллизий в современном законодательстве, и, в-третьих, итоговой задачей анализа является разработка конкретных предложений, способствующих устранению имеющихся проблем и повышению эффективности функционирования системы госзаказа в целом.
Следует также отметить, что методом проведения указанного исследования служит ежедневный обзор административной практики защиты прав участников размещения заказа в рамках центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС России), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения государственных заказов для федеральных государственных нужд2.
Поделитесь с Вашими друзьями: |