Материал для проведения всеобуча для классных руководителей по теме «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Девиа́нтное поведе́ние (от англ. deviation — отклонение) - это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение.
Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации.
Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.
Выделяется два уровня отклоняющегося поведения:
1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.
2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.
Понятие "преддевиантный синдром"- комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения.
А именно:
-
аффективный тип поведения - упрямство, раздражительность, обидчивость, негативизм, истерические реакции;
Аффе́кт (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.
-
семейные конфликты;
-
агрессивно-насильственное поведение - оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека, вандализм, порча чужого имущества, настенные надписи и рисунки непристойного характера;
-
ранние антисоциальные формы поведения: бросание с балкона предметов в прохожих, звонок в милицию с предупреждением о якобы заложенной бомбе, мелкие кражи, вымогательство, сквернословие;
-
отрицательное отношение к учебе, отказ учиться, систематические пропуски в занятий в школе;
-
низкий уровень интеллекта.
Сочетание 2-х и более симптомов создают наиболее высокий риск формирования девиантного поведения.
Формы девиантного поведения:
-
Игровая зависимость (кибераддикция, гембинг, лудомания)
-
Пищевая девиация: анорексия, булимия
-
Детская проституция
-
Сексуальные девиации: педофилия, зоофилия, некрофилия, промискуитет (беспорядочные половые связи)
-
Алкогольная зависимость
-
Наркомания
-
Трудоголизм
-
Клептомания
-
Суицидальное поведение
-
Преступное поведение
-
Дромомания (бродяжничество) также имеет два клинических варианта, нередко последовательно сменяющих друг друга,— ложная и истинная дромомании. При ложной дромомании побеги из дома обычно совершают дети в конфликтной ситуации как реакцию оппозиции или протеста.
Устранение неприятной обстановки после побега, чувство новизны, романтики, подкрепляемое растущей потребностью в самоутверждении, способствуют быстрому закреплению реакции побега по условнорефлекторным механизмам. Такая форма реагирования на трудную ситуацию по мере повторения побегов становится стереотипом и перерастает в истинную дромоманию, в так называемый синдром неодолимых влечений.
При неодолимых истинных дромоманических влечениях видимая связь уходов из дома с психотравмирующими обстоятельствами теряется, побег как бы отрывается от первоначальной причины и лишается психологически понятного содержания. Дромоманические акты становятся импульсивными, немотивированными, бесцельными. В ряде случаев возможна трансформация дромомании в другие виды патологических влечений (склонность к суицидам, самоповреждениям).
Признаки девиантного поведения -
Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).
-
Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
-
Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
-
Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
-
Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.
Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
Упражнение «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки):
Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.
Определяющие факторы формирования девиантного поведения детей и подростков:
1. Биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Здесь речь идет о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
-
генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
-
психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
-
физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.
Особенности воспитательной и учебной системы:
-
Стрессогенная технология ведения уроков и оценивания знаний, когда акцент смещен на недостатках ребенка, а не на его достижениях. Это приводит к тому, что ребенок находится в состоянии постоянной неуверенности, неуспешности, что, в свою очередь, всегда ищет какой-либо компенсации, путей выхода.
-
Ярлыки, которые вешаются на ребенка.
-
Недостаточный уровень компетентности педагога, недостатки методики преподавания, неумение интересно подать материал.
-
Недостатки административной работы: несвоевременное выявление детей, склонных к девиантному поведению, недостатки индивидуальной работы с такими детьми.
-
Авторитаризм педагога, препятствующий созданию обстановки саморазвития и самораскрытия ребенка.
-
Центрация на знаниях, а не на воспитании личности ребенка в образовательном учреждении.
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
-
учебной декомпенсации – состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
-
школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
-
социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
-
криминализации среды свободного времяпрепровождения.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
-
гиперопека, когда ребенок лишен свободы выбора, что формирует инфантилизм, несамостоятельность, неспособность принимать решения. Особенно, если идет резкая смена опеки на популизм.
-
наличие в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие;
-
нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
-
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия (увеличивает в 10р. риск формирования отклоняющегося поведения у ребенка).
-
Дефицит родительского внимания и любви.
-
Чрезмерная авторитарность и жестокость родителей.
-
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка, чрезмерное потакание ему. Это приводит к воспитанию потребительства, не знающего границ.
4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу,и, как следствие, социальную напряженность.
5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Формы «преддевиантного» и девиантного поведения, встречающиеся среди гимназистов (на основе запросов на работу в 2010-2011, 2011-2012 уч.гг)
Методы и приемы работы классного руководителя по профилактике и коррекции девиаций у детей и подростков:
1.Универсальные, которые в зависимости от ситуации, могут выступать как составляющие компоненты более сложных индивидуальных форм:
-
диагностическая беседа,
-
консультация,
-
совет,рекомендация,
-
психолого-педагогическая поддержка,
-
обсуждение (разбор) проблемы,
-
предложение,
-
поручение,
-
проведение классного часа по теме профилактики конкретного девиантного поведения,
-
включение в совместную работу, и т.д.
2. Поддержка становления индивидуальности ребенка
-
оказать помощь в выборе кружков
-
рекомендовать посещение спортивных секций
-
предложить позаниматься со специалистами для развития своих способностейи организовать эти занятия
-
вовлечь в работу (кружка, секции, коллектива по какому-то делу), пригласить на занятия
-
предложить пройти консультации у специалистов
-
оказать индивидуальную помощь в развитии творческих способностей в рисовании (пении и т.д.)
-
поручить выполнить какое-то задание в соответствии с его увлечениями
-
контроль текущей успеваемости, посещаемости занятий
3. Содействие в проявлении индивидуальности ребенка:
-
попросить показать то, что ребенок делает хорошо (сначала обсудить вдвоем, а потом показать для всех): организация творческого вечера, концерта, печать сборника стихов или песен
-
подготовить ребенка для участия в школьном, городском конкурсе или мероприятии
-
помочь подготовить выступление на классном часе по теме своего увлечения или др. тематике, актуальной для данного класса
-
устроить на родительском собрании выставку лучших поделок
-
провести творческий отчет об участии ребенка в каком-то мероприятии
-
помочь в составлении фотоальбома «Мое хобби»
-
дать творческое задание по подготовке к общему делу
-
беседа с ребенком о его достижениях в той или иной сфере, помочь ему составить «Лестницу (Лист) своих достижений»
-
дать возможность проявить свои способности через выполнение поручения
-
поручить подготовить музыкальное сопровождение (оформление и т.д., в зависимости от интересов) мероприятия
4. Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей
-
выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность)
-
формирование положительной мотивации деятельности
-
оказание помощи ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального» и «реального Я», составление программы саморазвития
-
рекомендовать прочитать книгу, имеющую отношение к проблеме ребенка и содержащую воспитательный потенциал
-
посоветовать ребенку участие в тренинге по коррекции его проблемных качеств
-
помочь научиться правильно и самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций
-
помочь вести «Дневник настроения» или просто дневник – анализ дня
-
провести совместную работу с психологом над самооценкой ребенка
-
с помощью психолога скорректировать отрицательные личностные черты характера, такие как грубость, агрессия
-
провести беседу с учителем-предметником по возможности коррекции заданий для ребенка по предметам, проблемным для него
-
проанализировать с ребенком причины появления и проявления в его поведении агрессии, грубости
-
подготовить сюрприз на День рождения ребенка и научить его делать добрые сюрпризы-поздравления для своих друзей
-
провести работу по индивидуальной коррекции поведения ребенка в классе и его отношения к одноклассникам.
5. Помощь в решении проблем ребенка и его семьи
-
организовать индивидуальные консультации для ребенка и его родителей
-
ходатайствовать перед органами социальной защиты о выделении целенаправленной разовой помощи для решения важной проблемы ребенка
-
помогать ребенку правильно понимать поведение и требование родителей
-
помогать родителям правильно понимать состояния и переживания ребенка,
-
осуществлять родительскую поддержку.
6. Групповые формы работы индивидуально-ориентированного характера
-
провести игру «добрая почта»
-
поздравлять детей и их родителей с важными событиями их жизни
-
организовать концерт, мероприятие для родителей, благотворительную акцию
-
конкурс-рейтинг «человек месяца (года, недели и т.д.)
-
альбом-эстафета «Мир наших увлечений»
-
первенство класса по спортивным или творческим, интеллектуальным видам действий
-
коллективно-творческие дела.
«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их, создавать ребенку ситуации успеха – это самое главное, что может сделать для него взрослый.
Поделитесь с Вашими друзьями: |