Проблемы переучивания леворукости



страница1/3
Дата12.09.2017
Размер0.63 Mb.
  1   2   3


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 97

Тема: Проблемы переучивания леворукости

выполнила

учащаяся 10 класса «А»

школы № 97

Волкова Алла Тиграновна

Руководитель

Учитель биологии

Регалова Татьяна Владимировна

Нижний Новгород



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ Стр. 3

1. Леворукость Стр. 4

1.1. Изучение головного мозга

1.2. Способы изучения распределения функций между полушариями головного мозга Стр. 7

1.3. Распределение функций между полушариями Стр. 10

1.4. Типы высшей нервной деятельности Стр. 15

1.5. Гипотезы и теории о причинах возникновения леворукости Стр. 16

1.6. Правши, левши и амбидекстры Стр. 21

1.7. Прочие ведущие органы и конечности Стр. 23

1.8. Леворукость у близнецов Стр. 25

1.9. Ген левши Стр. 27

2. ЛЕВШИ В МИРЕ ПРАВШЕЙ Стр. 28

2.1. Статистика

2.2. Отношение ко всему «левому» Стр. 30

2.3. Леворукий ребёнок Стр. 33

2.4. Проблемы переучивания Стр. 36

2.5. Приспособленность к «правому» миру Стр. 38

2.6. Магазины для левшей Стр. 41

2.7. Знаменитые левши Стр. 42

3. Исследовательская часть Стр. 43

3.1. Статистические данные по школе №97

3.2. Мнение школьного психолога Стр. 44

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр. 46

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Стр. 47

6. ПРИЛОЖЕНИЯ.

6.1. Таблица: «Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Стр. 48


6.2. Фото знаменитых левшей Стр. 49

6.3. Фото, связанные с левшами Стр. 50

6.4. Тесты на определение рукости и типа мышления Стр. 51
Введение

«Потребность необычайного – может быть, самая сильная после сна, голода и любви»

Александр Грин

В мире нас окружает столько всего необычного: необъяснимые явления, удивительно талантливые люди... Каждый человек в чём-то похож на своих собратьев, а в чём-то отличается от них – в этом и выражается его индивидуальность, уникальность. Вопрос лишь в том, как общество относится к определённым проявлениям этой уникальности! Стоит человеку, например, одеться «не так», как все, и, в большинстве случаев, его начинают осуждать, считать изгоем.

Одним из примеров разнообразия людей является то, какой рукой человек пишет: правой или левой. Неоспоримый факт, что правшей гораздо больше, чем левшей. И вряд ли эта статистика беспричинна.

Поводов для выбора леворукости, как темы моего реферата несколько. Во-первых, я левша, и мне интересно в результате исследований, изучения материалов узнать о том, какие способности, особенности присущи леворуким людям, и мне в том числе. Во-вторых, любопытно узнать, менялось ли с течением времени существенно соотношение право- и леворуких. В-третьих, небезынтересно выявить причины этого явления.

Я считаю тему своего реферата актуальной, т.к., пока в природе существует разделение на правшей и левшей, людям всегда будут интересны отличительные особенности, присущие вышеперечисленным категориям. Человек по своей натуре любопытен, поэтому, безусловно, в голове каждого из нас возникал вопрос о том, почему он пишет именно той рукой, которой пишет, а не другой. И самое главное, пример отношения к разделению на право- и леворуких является показательным, т.к. учит нас тому, что необычное вокруг нас, и, несмотря на то, что все мы разные, мы вместе, и поэтому нужно относиться к отличиям одних от других, как минимум, толерантно, и ни в коем случае не считать это недостатком!

Цель моего реферата – изучить явление леворукости и выявить проблемы её переучивания.

Для достижения этой цели я решала следующие задачи:


  1. Рассмотреть особенности леворукости

  2. Выявить причины леворукости

  3. Обозначить проблемы, связанные с переучиванием

  4. На основе исследований предложить варианты общения с леворукими, как способы решения проблем переучивания

Глава I. Леворукость
1.1. Изучение головного мозга

Кажется чрезвычайно странным, что лишь очень недавно люди поняли, что мозг — орган первостепенной важности. Древние народы относились к нему без особого почтения. Египтяне, бальзамируя умерших, не заботились о целости мозга. Его по частям извлекали через левую ноздрю и выбрасывали, тогда как другие органы сохраняли в специальных сосудах, помещаемых вместе с мумией в саркофаг. Видимо, египтяне не считали, что мозг может им понадобиться в загробном мире. Внешнее строение мозга, как оно ни удивительно, ничего не говорило о его функциях. Ученые древности даже не догадывались о его назначении. Смешно сказать, но величайший греческий ученый Аристотель считал мозг всего лишь большой железой, предназначенной для охлаждения крови.

Между тем простые наблюдения за ранеными в голову могли бы открыть кое-какие тайны мозга. Действительно, уже великий Гиппократ знал, что при обширных поражениях больших полушарий возникает паралич рук и ног на противоположной стороне тела. Это до некоторой степени отвечало на вопрос о назначении мозга, но не поколебало его мнения о том, что мозг — железа и, как все другие железы человеческого тела, помогает удалять из организма излишнюю влагу.

Лишь другой греческий врач, Герофил, сумел освободиться от бытовавших веками предрассудков и взглянул на мозг глазами медика, не раз наблюдавшего тяжелые последствия черепных ранений. Он понял, что головной мозг — центр всей нервной системы, он руководит произвольными движениями, участвует в восприятии внешнего мира и служит человеку органом мышления. К сожалению, достижения древних ученых, если они не совпадали со взглядами Аристотеля, чаще всего игнорировались.

Прошло два тысячелетия, прежде чем догадки Герофила и его последователя Галена утвердились в умах европейских ученых. Все сведения о мозге, которые с тех пор постепенно накапливали ученые, недвусмысленно подтверждали скрупулезное дублирование функций правой и левой его половин. Первый удар по прочно устоявшимся представлениям о симметрии функций мозга нанес М. Дакс. Он жил и работал в старинном университетском центре Франции, в городе Монпелье, прославленном многими поколениями анатомов. Университет издавна являлся центром анатомической мысли. Он одним из первых в Европе и первым во Франции еще в 1376 году получил право вскрывать человеческие трупы, дарованное ему Людовиком Анжуйским. Герцогское благодеяние не пропало даром. Оно позволило воспитать в университетских стенах целую плеяду талантливых ученых. Дакс не посрамил своих предшественников. В 1836 году он выступил с большим докладом о многолетних исследованиях. Работа была выполнена весьма обстоятельно на огромном по тем временам материале, анализе 40 больных. Суть его сообщения сводилась к тому, что потеря речи обычно сопровождается параличами правых конечностей, а следовательно, является результатом поражения левого полушария. Удар Дакса не попал в цель. Его доклад не получил у специалистов широкой известности, так как при жизни автора напечатан не был. Его подготовил для печати сын Дакса и опубликовал лишь 30 лет спустя.

Неудивительно, что другому французскому ученому — хирургу и анатому П. Брока — 25 лет спустя пришлось это открытие повторить. Свою трудовую деятельность Брока начал прозектором. Уже став известным хирургом, ученый продолжал активно интересоваться строением человеческого тела, главным образом мозга. Он даже организовал французское общество антропологов и многие годы исполнял обязанности его секретаря. Пожалуй, клинику свою любил он чуть меньше, чем лабораторию, которой отдавал все свободное время. Свое открытие Брока сделал случайно. В его клинике лечилось двое больных. Первому из них, Леборну, в это время был 51 год. К моменту поступления к Брока у него уже более 10 лет наблюдался паралич правой руки и ноги и 21 год он был лишен речи. Он утратил способность писать и совершенно не умел объясняться жестами. Второму больному, по фамилии Лелонг, было 84 года. Он оказался в хирургической клинике из-за перелома бедра. За девять лет до поступления к Брока после припадка с потерей сознания у него исчезла речь. Причины потери речи были тогда еще совершенно непонятны и лечить их даже не пытались. Оба больных умерли вскоре после поступления здесь же, в клинике, и на вскрытии выяснилось, что у пациентов были поражены одинаковые районы левого полушария. Брока оказался прозорливым ученым. На основе всего двух случаев он сумел понять, что человеческой речью руководит левое полушарие. Открытие Брока потрясло ученый мир. Парадоксальность обнаруженного явления, всевозрастающий интерес к функции мозга вызвали поток специальных исследований и клинических наблюдений. Они полностью подтвердили выводы Брока. Те отделы мозга, которые были поражены у его пациентов, впоследствии были квалифицированы как моторные центры речи и названы его именем. Существенный вклад в изучение обнаруженного парадокса внесли исследования К. Вернике, немецкого психиатра, нейропсихолога и нейроанатома, который обнаружил в задней трети первой височной извилины левого полушария вторую речевую область. При ее поражении больные теряли способность понимать речь и говорить, повторять слова, называть предметы, писать под диктовку. Таким образом, здесь же, в левом полушарии, был найден воспринимающий речевой центр, или сенсорный, как принято называть анализаторные зоны мозга. Этому отделу мозга присвоено имя Вернике. Постепенно выяснилось, что деятельность левого полушария обслуживает и другие функции, так или иначе связанные с речью: чтение, письмо, счет, словесную память, мышление.

Лишь в начале XIX столетия мозг привлек всеобщее внимание. Одним из поводов для повышенного интереса была превосходно выполненная работа Ф. Галля и Г. Шпурцгейма по анатомии человеческого мозга. Несомненной заслугой Галля было утверждение, что характер психических расстройств зависит от места повреждения мозга. Однако в своих публикациях он далеко вышел за пределы собственного экспериментального материала, утверждая, что развитие определенных способностей, склонностей, черт характера приводит к такому разрастанию соответствующих участков мозга — мозговых центров, что кости черепа над этим местом вынуждены выгибаться шишкой. По ним якобы можно судить о характере человека и его способностях. Галль указал местоположение 37 шишек, в том числе шишек трусости, агрессивности, патриотизма. Работа Галля вызвала бурную дискуссию, и не только из-за ее чисто умозрительного характера. На нее прежде всего ополчилась церковь. Учение Галля опровергало непознаваемость человеческой души и ее божественное происхождение. Если продолжить цепь его логических рассуждений, выходило, что можно определить, где у божественной души «ноги», а где «голова» и где (подумать страшно!) центры злословия или пристрастия к алкоголю. Получалось, что человеческие пороки — не плод наущения дьявола, а составные части все той же данной богом души. Насколько серьезно церковь отнеслась к учению Галля видно хотя бы из того, что, отбывая ссылку на Святой Елене, Наполеон, перечисляя свои заслуги перед человечеством, не забыл упомянуть, что именно он добился от австрийского императора изгнания ученого из Вены и прекращения его деятельности.

1.2. Способы изучения распределения функций между полушариями головного мозга

Все основные сведения о функциях человеческого мозга ученые получили, изучая больных. Клинические наблюдения за изменениями психики при различных формах поражения больших полушарий головного мозга давали возможность судить о распределении обязанностей между их отдельными участками. Однако по-настоящему разобраться в этом вопросе стало возможным только теперь, после появления новых методов диагностики, хирургического и терапевтического лечения. Наблюдения врачей, сделанные в ходе использования этих методов (проведение экспериментов на человеке, естественно, недопустимо), значительно расширили наши представления об организации высших психических функций человека. Первым среди подобных методов назовем операцию расщепления мозга путем перерезки мозолистого тела. Это образование, имеющее 7 — 9 сантиметров в длину и около сантиметра в толщину, состоит почти целиком из отростков нервных клеток. Здесь проходит 200 — 350 миллионов волокон. С их помощью полушария соединены между собою и скреплены с остальным мозгом. Конечно, не ради механической прочности использована такая масса отростков нервных клеток. Они нужны для того, чтобы большие полушария могли свободно обмениваться имеющейся в их распоряжении информацией. Методику рассечения мозолистого тела, тяжелой и достаточно сложной операции, разработали американские нейрохирурги для некоторых форм эпилепсии, не поддающейся медикаментозному лечению. После проведения операции большие полушария оказываются изолированными друг от друга. Обмен информацией между ними чрезвычайно затруднен. Такой больной становится уникальным объектом, на котором удобно изучать раздельно функцию каждого из полушарий.

Второй метод — одностороннюю электросудорожную терапию — широко применяют в клинике сотрудники Института эволюционной физиологии и биохимии имени И.М. Сеченова в Ленинграде: Н. Трауготт, Л. Балонов, В. Деглин. В своем первоначальном виде метод был использован в психиатрии около 50 лет назад. На голове больного укрепляли электроды и от уха к уху пропускали электрический ток, вызывая судорожный припадок. В настоящее время электроды накладывают на лобные и затылочные участки правой или левой половин головы. В этом случае электрический ток действует преимущественно на одно полушарие мозга, практически не затрагивая другое. При том же терапевтическом эффекте последствия припадка менее глубоки. Нервные клетки мозга обмениваются между собой информацией с помощью слабых электрических импульсов. Вполне понятно, что более сильный ток полностью нарушает работу мозга. Раздражение электрическим током настолько дезорганизует генерацию электрических импульсов, что обычная деятельность мозга на некоторое время прекращается. Внешне это выглядит как выпадение отдельных функций. О нарушении работы мозга говорят и значительные изменения в его электрических реакциях. После одностороннего шока преимущественно подавляются функции полушария, на которое воздействовали электрическим током. Этим и решили воспользоваться ленинградские исследователи. В короткий отрезок времени, пока нормальная деятельность полушария еще не восстановилась, делают различные пробы, дающие возможность охарактеризовать состояние отдельных психических функций. Метод позволяет точно установить, какую работу выполняет каждое из полушарий нашего мозга.

Третий метод предложил японский исследователь Вада. Если встает вопрос о необходимости проведения операции на одном из больших полушарий мозга, хирург, прежде чем решиться на подобный шаг, должен точно знать, какое из полушарий является доминантным. Действительно ли у данного больного речевые центры находятся в левом полушарии и что ожидает его после предстоящего хирургического вмешательства? С этой целью используют наркотические средства. Если наркотиком подействовать только на одно полушарие мозга, вполне естественно ожидать, что выпадут функции преимущественно этого полушария. Сейчас в качестве наркотика используют амитал натрия. Его вводят непосредственно в одну из сонных артерий. Применяют небольшие дозы, благодаря чему временно выключается, «засыпая», только то полушарие, которое получает кровь из соответствующей сонной артерии. Фармакологическая проба позволяет получать точные сведения о распределении функций мозга. Однако она достаточно сложна и небезопасна. Врачи остерегаются всяких манипуляций на сонных артериях, поэтому обычно проба применяется однократно лишь на одном из полушарий мозга. К тому же «сон» мозга длится не больше минуты, что явно недостаточно для всесторонней оценки объема и характера функций выключенного полушария.

Удалось найти способы для изучения распределения функций и у нормальных, совершенно здоровых людей. Для этого звуковые и зрительные раздражители различной сложности предъявляют таким способом, чтобы информация попадала только в одно полушарие, и изучают, как она при этом воспринимается испытуемым. Другой способ — сравнение электрических реакций, развертывающихся в правом и левом полушариях при выполнении различных тестов. Это дает возможность судить, какая половина мозга руководит выполнением данного задания. Оба эти метода, а также и другие способы изучения высших психических функций человека позволили сделать много интересных наблюдений. Однако то, о чем будет рассказано далее, удалось узнать главным образом при изучении больных с различными формами повреждения мозга или при выключении одного из его полушарий после одностороннего электрошока. Изучение распределения функций между большими полушариями не только позволило сделать значительный шаг вперед в познании физиологических механизмов высших психических функций мозга, но послужило основой для разработки новых методов диагностики его заболеваний и последующей реабилитации больных.

1.3. Распределение функций между полушариями

Для раздельной работы полушарий характерна определенная асимметрия нарушений памяти. Левосторонний шок нарушает память на слова. Испытуемый из достаточно короткого набора слов, произнесенного экспериментатором, запомнит всего два-три, но уже через час-полтора забудет и их. Даже подсказка не сможет оживить воспоминаний. Зато зрительная память обострена. Фигуры причудливой формы, для которых не подберешь словесных обозначений, а значит, опереться на словесную память нельзя и оперировать приходится лишь зрительным образом, испытуемый легко запоминает. Он и через несколько часов и даже на другой день найдет их среди большого набора всевозможных фигур и сможет изобразить на бумаге. Поскольку при нарушении функции левого полушария словесная память резко угнетена, временно утрачивается и весь багаж знаний. Историк перестает быть историком, врач оказывается не в состоянии ответить на самый простой медицинский вопрос, лингвист и математик полностью утрачивают весь свой научный багаж. Образная память и образное восприятие мира npи угнетении функций левого полушария не страдают. Топограф, правда, не сможет рассказать, как от станции железной дороги пройти до его дачи, но способен набросать план местности. Из длинной серии сложных изображений, отличающихся друг от друга лишь незначительными деталями, правополушарный человек легко выбирает пары, являющиеся точными копиями друг друга. На незаконченных или искаженных рисунках он сразу заметит, что у чайника нет носика, у очков – дужки, у одной из находящихся в аквариуме рыбок – головы, а у собаки два хвоста. Несмотря на то что может пользоваться лишь правым полушарием, испытуемый хорошо ориентирован в пространстве и времени. Это не значит, что он назовет число, месяц и год или скажет, что находится в клинике Московского нейрохирургического института имени Н.Н. Бурденко. Память на даты, названия больниц, улиц временно исчезает вместе с утратой всей словесной памяти. Однако, свободно оперируя образным мышлением, опираясь на образную информацию от окружающей обстановки, на белые халаты врачей и сестер, на медицинские приборы, больной догадывается, что находится в лечебном учреждении. Образная память дает возможность самостоятельно найти свою палату, даже если путь к ней проходит через анфиладу коридоров и лестниц. Заглянув в окно, испытуемый определит не только время года, но, возможно, и месяц, а также скажет, какое сейчас примерно время дня.



Особой формой мыслительной деятельности является способность человека отвлечься от всех свойств объектов окружающего мира, кроме их числа, умение производить счетные операции, арифметические действия, решать арифметические и значительно более сложные задачи. Это чисто человеческие таланты. Они — продукт большого исторического пути развития, пройденного человечеством. Ни один вид животных не освоил счетных операций. Это не значит, что наши четвероногие родственники совершенно не способны к количественным оценкам. Напротив, она отчетливо выражена даже у весьма примитивных существ: у муравьев, ос, пчел и у жителей океана — осьминогов. Даже комнатные мухи обладают кое-какими математическими талантами. Видимо, математические способности животных являются врожденными и обучаться им не приходится. Однако тренировка, особенно для более башковитых высших позвоночных животных, явно не бывает излишней. Способность к количественным оценкам — это еще не счет. Троица муравьев-фуражиров, встретившись на границах своего участка с четверкой муравьев из соседнего муравейника, не сможет подсчитать, что у противника на одного солдата больше, но что врагов больше, им установить нетрудно. Мухи тоже легко отличат компанию своих подруг в три головы от группы из четырех мух и подсядут к той, которая больше. Нет оснований заподозрить насекомых в способности формировать понятие числа. Даже болтливые попугаи и мудрые вороны на это не способны. Однако элементы абстрагирования у них налицо. Математически одаренные сороки способны оценить количество клякс, в беспорядке разбросанных по картинке, а затем найти коробочку с таким же числом пятен на крышке и съесть находящийся в ней корм. Пятнам на картинке и крышках коробочек, предъявленных для опознания, придают различную форму, размер и располагают различным образом, так что сходных изображений не бывает. Общим является лишь их число. Сойки могут запомнить, что из черных коробочек им разрешается съесть лишь два зерна, из зеленых — три, из красных — четыре, а из белых — пять, и строго придерживаются установленной нормы. Математические способности выявлены лишь у немногих животных. Наши умные собаки пока ничем не прославились. В математическом отношении они полные профаны и с подсчетом пятен не справятся. Однако анализ электрофизиологических показателей мозговой деятельности свидетельствует о том, что они легко ориентируются в количестве звуковых посылок, во всяком случае, в пределах серий из 10 — 15 сигналов. Можно ожидать, что обезьяны в математическом отношении окажутся самыми способными животными, но предел их возможностей еще не установлен. Впечатляющий эксперимент был проведен в США на молодых шимпанзе. Обезьян учили «считать» на картинках одинаковые фигуры, кружочки, квадратики или треугольники и записывать результат, пользуясь двоичной системой чисел с помощью комбинации из трех электрических лампочек, где включенная лампа означала 1, а выключенная – 0. После длительного обучения две из трех обезьян научились счету до семи. Исследователи не сделали попытки научить малышей простейшим арифметическим действиям. Ничего удивительного, если шимпанзе окажутся способными складывать и вычитать в пределах семи. Это не будет означать, что они действительно освоили сложение и вычитание. В пределах семи результаты можно запомнить механически, как заучивают в школе таблицу умножения. По части арифметики у человека конкурентов нет.

Экспериментальное изучение и наблюдения в клинике показали, что математиком у праворуких людей является абстрактно мыслящий двойняшка — наше левое полушарие. При повреждении самых разных его районов математические способности терпят урон и полностью утрачиваются при его инактивации. Нарушение счета — самый обычный и наиболее частый симптом поражения левого полушария. Нарушение способности производить счетные операции получило название «акалькулии». В медицинской литературе описано столько различных форм этого расстройства, что подробный рассказ о них потребовал бы отдельной книги.



Не менее необходима помощь правого полушария для людей мыслительного типа, причем не только для архитекторов или конструкторов, где потребность в пространственном зрении особенно очевидна. Попробуем проанализировать необходимость взаимодействия полушарий мозга у деятелей науки — профессии, несомненно, требующей высокого развития абстрактного мышления. В 1687 году И. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Лукавый насмешник Ф. Аруэ, больше известный нам под псевдонимом Вольтер, утверждает, что на эту мысль Ньютона навело яблоко, упавшее к его ногам. Шутка, но в каждой шутке, несомненно, есть и доля истины. Именно из таких образных восприятий окружающей действительности, переработанных и осмысленных левым полушарием, и рождаются всемирные законы.
Правда, здравый смысл, который достаточно успешно обслуживал развитие науки до начала XX века, в наши дни не всегда может стать надежной опорой. Поток научных знаний растет в первую очередь за счет расширения наших представлений о явлениях, недоступных органам чувств, таких, как магнетизм, электричество, радиация, строение атома и т.д. Особенно быстро увеличивается объем знаний, противоречащих нашей привычной логике и обыденным житейским представлениям. Мы привыкли жить в трехмерном мире, а он, оказывается, может быть четырех-пятимерным. Нам привычна постоянная скорость течения времени, а физика преподносит теорию относительности. Мы узнаем, что вопреки логике элементарная частица может быть одновременно и волной. Возможно, современному ученому, витающему в высоких абстрактных сферах, правое полушарие ни к чему? Ничуть не бывало! Если большинство простых смертных действительно думает с помощью слов, то для ученых это не всегда характерно. Большинство выдающихся математиков нашего века мыслило зрительными, реже — двигательными образами. Ж. Адамар перекодировал задачи в систему точек и пятен неопределенной формы, а затем оперировал этими символами, расстояниями между ними, свободными пространствами. Только на заключительном этапе исследования начинали использоваться математические знаки, а перекодирование зрительных образов в слова осуществлялось лишь в процессе подготовки открытия к опубликованию. Точно так же работал А. Эйнштейн. Он и другой великий физик, Н. Бор, с большим отставанием от средней нормы овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это способствовало большему развитию правого полушария, созданию им особых систем знаков внутренней речи, впоследствии использованных в процессе творческой деятельности, полностью защищенной от вмешательства скептически настроенного левого соседа с его словесным мышлением и логикой традиционного здравого смысла, что в конечном итоге и сделало их выдающимися учеными. Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического аппарата недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Левое полушарие выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, но если для ее решения их недостаточно, оно бессильно. Правое полушарие схватывает проблему в целом. Оно легко образует различные ассоциации и с большой скоростью осуществляет их перебор. Это помогает правому полушарию разобраться в ситуации и высказать гипотезу, сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную. Правое полушарие — сфера бессознательного. Мыслительные операции осуществляются в правом полушарии скрытно и независимо от левого, и оно знакомится лишь с окончательным результатом этой работы. Вот почему левое полушарие, командующее всем и вся, не может вмешаться в эту скрытную работу и погубить на корню начинающую зарождаться идею, показавшуюся ему неожиданной и парадоксальной. Когда левое полушарие занято какой-то проблемой, оно требует помощи всего мозга. Одновременно с этой творческой работой мыслительного полушария могут осуществляться только автоматизированные, хорошо заученные процессы: неторопливая ходьба, работа на конвейере, управление автомобилем, у музыкально одаренных людей — игра на музыкальном инструменте. Такая деятельность создает сосредоточенность, помогая мыслительным процессам. Помните знаменитую скрипку Шерлока Холмса, помогавшую ему обдумывать трудные проблемы? Правое полушарие помехоустойчиво, оно способно работать в любой обстановке и действительно трудится не покладая рук и когда его левый собрат занят весьма квалифицированной работой, и когда он отдыхает, и во время нашего сна. Работа правого полушария ничему не мешает, не отвлекает наш мозг от других дел. Озарение, которое может к нам придти и во сне, и когда наш мозг занят совершенно другой работой, — результат творчества правого полушария. (см. прил. №1)

1.4. Типы высшей нервной деятельности

Итак, в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом — конкретного образного мышления. Подобное разделение функций невольно заставляет вспоминать описанные в свое время И. Павловым чисто человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный и художественный. Не связана ли принадлежность к какому-то из этих типов с преобладанием одной из форм мышления? Такая связь совершенно очевидна. Однако некоторые наблюдения заставляют думать, что существуют не два, а, во всяком случае, четыре типа высшей нервной деятельности человека: адекватный, с избирательной доминантностью в соответствии с решаемой задачей; левополушарный или мыслительный тип с преобладанием левого полушария; правополушарный или художественный с преобладанием правого полушария; неадекватный тип с отсутствием выраженной доминантности.

Выраженная асимметрия дает людям явные преимущества, но нужно помнить, что любая форма интеллектуальной деятельности требует обязательного участия обоих полушарий. Преобладания правого полушария недостаточно для того, чтобы стать художником или музыкантом. Нельзя достичь вершин мастерства, не обогатив себя огромным багажом знаний, получаемых с помощью слова, то есть благодаря действенной помощи левого полушария.

1.5. Гипотезы и теории о причинах возникновения леворукости

СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Леворукость чаще наблюдается у детей из неблагополучных семей
На первый взгляд здесь нет никакой взаимосвязи. Неблагоприятная обстановка в семье отражается на психическом и физическом здоровье детей. Но ведь леворукость закладывается еще во время беременности.

Сторонники этой версии утверждают, что беременные женщины из неблагоприятных семей или употребляющие алкоголь, постоянно находятся в психоэмоциональном возбуждении и подвергают своего будущего ребенка огромному риску. Если мама на ранних сроках беременности (в период формирования у ребенка головного мозга) ведет не здоровый образ жизни и переживает стресс, то это сказывается на развитии полушарий головного мозга. И увеличивается вероятность рождения ребенка с доминирующей левой рукой. Хотя количество леворуких детей в неблагоприятных и в устойчивых семьях приблизительно одинаковое.

Раньше наблюдалась закономерность, что левши имеют неустойчивую нервную систему, легко возбудимы и восприимчивы к внешним раздражителям. Но психологи считают, что это последствия стресса перенесенного во время переучивания в правшу. Именно поэтому сами левши во взрослом возрасте испытывали трудности в семейной жизни, и среди них был гораздо выше процент разводов. Хотя в последнее время ситуация нормализуется.

Есть и другие варианты. Доктор биологических наук Марьяна Безруких сталкивалась в своей практике с удивительными случаями социального левшества. Например, младший ребенок в семье, где практически все – и дед, и отец, и старший брат – леворукие, тоже предпочитал действовать левой рукой, стремясь во что бы то ни стало походить на своих родных. Левшество этого мальчика оказалось навязанным. Однажды пришла семья проконсультироваться по поводу сына, у которого в школе были проблемы. На первый взгляд казалось, что мальчик унаследовал леворукость от отца, но во время тестирования ребенок инстинктивно протягивал правую руку. Лишь позже в доверительной беседе мама рассказала, что мальчик – приемный ребенок. «Хочу быть как родной», – сказал он отцу.

Стресс при рождении

Основная идея состоит в том, что левша "появляется" из-за повреждения головного мозга во время процесса рождения. Некоторые статистические данные подтверждают эту теорию. Трудные или напряженные роды случаются намного чаще среди младенцев, которые в дальнейшем растут левшами или амбидекстрами. Стресс при рождении также связан с множеством врожденных дефектов и осложнений, включая церебральный паралич и аутизм.

Опровержения:

•С течением времени во всем мире улучшился уровень медицины и технологий, применяемых при родах. Несмотря на это, пропорциональное количество левшей не сократилось. Однако, утверждение может быть верным, так как возросший уровень медицины привел к тому, что младенцы, родившиеся раньше срока (недоношенными), а так же получившие родовые травмы, вместо того, чтобы умереть, остались в живых, что и могло привести к увеличению числа левшей и амбидекстров.

Это не объясняет, почему люди изначально являющиеся праворукими, только испытав родовой стресс, становятся левшами. Однако данная теория, в комбинации с некоторыми из других теорий, представленных здесь, может объяснить причины возникновения леворукости.
Леворукость вызывается неблагоприятным воздействием современной техники

Например, у женщин, которые во время беременности больше трех раз делали УЗИ или подвергались воздействию других средств современной техники, увеличивается вероятность рождения ребенка с леворукостью.

Опровержение. Эта версия абсолютно бессмысленна. Ведь левши были и двадцать и пятьдесят и сто лет тому назад, когда никакой современной техники не существовало. Возможно, современная техника или другие внешние воздействия и оказывают некоторое влияние на резкое увеличение левшей. Но в настоящее время никаких доказательств этой версии нет.

А, что касается ультразвукового обследования будущих мам, то уже давно доказано, что для ребенка эта процедура совершенно безвредна. Естественно УЗИ следует делать только по назначению врача и не злоупотреблять этой процедурой ради удовлетворения собственного любопытства.


Леворукость связанна с изменением экологической обстановки в худшую сторону

Действительно в последнее время появилось достаточно много различных заболеваний, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой. Беременные женщины и новорожденные наиболее восприимчивы к внешним вредным воздействиям. Но леворукость - это не заболевание. Естественно в районах с неблагоприятной экологической обстановкой беременность у женщин протекает более тяжело. Существует целый ряд осложнений и заболеваний, связанных с плохой экологией. Головной мозг ребенка развивается в первой половине беременности. Поэтому, возможно, что на леворукость влияет то, как протекала у женщины беременность. Но никаких доказательств этой версии нет.

В районах с неблагоприятной экологической обстановкой и с повышенным уровнем радиации постоянно проводятся медико-статистические исследования. Но в процентном отношении количество леворуких людей в этих районах не отличается от средне мировых значений.
Биологические теории

Существует множество свидетельств того, что уровень тестостерона, получаемый ребенком в утробе матери, оказывает влияние на строение мозга. Одна из теорий свидетельствует о том, что высокие дозы предродового тестостерона приводят к более частому появлению левшей. Доказательством данной теории служит и то, что среди левшей количество мужчин выше числа женщин, также существует большая вероятность рождения леворуких мужчин-близнецов.

Существует любопытная гипотеза о том, почему большинство из нас правши. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, ученые обнаружили, что у подопытных левшей, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Предполагается, что среди наших предков правшей и левшей было поровну. Познавая окружающий мир диких растений, среди которых было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему, левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали.

Таким образом, наша праворукость — результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».
ТЕОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЛЕВШЕЙ
Вообще относительно происхождения левшества существует множество теорий. От полуфантастических до вполне научных. Праворукость объяснялась правосторонним расположением печени, смещающим центр тяжести тела, а леворукость – сердца, заставляющего воина держать в левой руке щит, а в правой – меч. Одни (их большинство) считают, что леворукость закладывается еще во время беременности. Другие придерживаются мнения, что на развитие головного мозга и на определение доминирующего полушария, сильно влияет характер течения родов. Есть гипотезы о том, что число леворуких людей колеблется в зависимости от исторического периода. Некоторые специалисты склонны видеть в левшестве следствие родовой травмы и даже патологию.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Данные теории связаны с существованием гена правого сдвига, то есть праворукости. Этот ген определенным образом передается по наследству, в то время как ген левого сдвига выпадает как случайный вариант. Даже положение плода во время беременности может сыграть свою роль.
Ранее общепринятая обществом правшей теория звучала так: левши - это уроды, отклонение от нормы. Их нужно переучивать. Леворукость - это болезнь, как шестипалость, она передается по наследству - ее нужно искоренять. При становлении человека или позже природа играла генами в целях эволюции и зародила левшей. Это было ошибкой природы, но ген оказался живучим. Он затаился, передаваясь через поколение или даже два, но не давая себя уничтожить.
Если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто – 8-15 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, - своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока еще не обнаруженным учеными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.
Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами.

Недавно ученые из Оксфордского университета сумели раскрыть ген, делающий его обладателя левшой. Кроме леворукости, ген приносит несколько повышенный риск шизофрении у его носителя.


Ген под кодовым названием LRRTM1, по всей вероятности, играет ключевую роль в распределении таких функций как речь и эмоция между полушариями.
Устройство мозга носит асимметричный характер. У «правшей» левое полушарие контролирует речь, а правая – эмоции. Левши отличаются зеркальным распределением нормальных функций, и именно найденный ген является таким «переключателем».
По словам руководителя исследования, доктора Клайда Франкса из Оксфордского университета, понимание генетической природы распределения функций между полушариями поможет проследить развитие и устройство функциональной асимметрии мозга.
Разделение на правшей и левшей - уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов - компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга

И в дополнение к этому, пожалуй, самая невероятная и интересная теория - она объясняет происхождение, паранормальные и просто выдающиеся способности левшей и механизм передачи гена леворукости - "Параллельный мир". Она высказана Петром Чередой и заключается в следующем:

"Когда-то на нашей планете побывала экспедиция из параллельной вселенной. У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности, они обладали даром предвидения, способны были мгновенно оценить обстановку, молниеносно и правильно принять решение. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих "богов" детей. И начался круговорот - "божественные зеркальные гены" даруют их потомкам удивительные способности и таланты. По гипотезе Петра Череды, почти у всех гениальных людей в далекой родне есть пришельцы из "зеркального пространства".

1.6. Правши, левши и амбидекстры

Кто же не знает, что большинство из нас лучше владеет правой рукой?! Она становится для нас ведущей, более развитой, более сильной, ловкой и быстрой. Именно правой рукой большинство из нас пользуется, когда необходимо выполнить какие-либо сложные манипуляции. Правой рукой мы пишем; в правой руке держим во время еды ложку или нож; этой же рукой застегиваем одежду независимо от того, что приходится застегивать: пуговицы, крючки или «молнию»; вдеваем нитку в иголку; режем ножом, ножницами; работаем пилой, молотком и лопатой; чистим зубы; стреляем и бросаем гранату; держим ракетку во время игры в теннис; поднимаем бокал, когда произносим тост; жестикулируем – в общем, все, что требует специального навыка, обычно выполняется правой рукой. Даже выпавший из кармана носовой платок мы скорее всего поднимем с пола именно правой рукой-умелицей, конечно, если в этот момент она не будет занята другим делом. И безусловно, любую новую для себя работу мы будем выполнять правой рукой, причем для этого чаще всего не потребуется какой-то специальной длительной тренировки. Правая рука все «схватывает» на лету. Куда менее способна наша левая рука. Все, что мы обычно делаем левой рукой, потребовало от нас в свое время серьезной тренировки, особенно если с этой проблемой мы столкнулись уже достаточно взрослыми. Присмотритесь внимательно к детям. Если родители слишком поздно начинают приучать ребенка есть ножом и вилкой, овладение этим навыком редко проходит гладко. Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Философы еще задолго до открытия Брока подчеркивали, что, как и умение говорить, праворукость является отличительной чертой человека. Это не значит, что в те времена не было людей, плохо владеющих правой рукой.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части. Большую составляют левши, люди, у которых преимущественно развита левая рука. Левша — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую. Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой

рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

В третью, самую меньшую, часть входят амбидекстры — люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой. Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально.


Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют. Таланты наших рук принадлежат не им. Во время упражнений не конечности совершенствуются, а наш мозг. Это он, научившись координировать работу мышц, делает движения точными и пластичными. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга. При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга — перекрестное управление мышечным аппаратом, о котором выше уже говорилось. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие, а работой левых мышц — правое полушарие. Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга. Что дало толчок к развитию асимметрии и почему именно правая рука стала для нас ведущей? Неравноценность рук появилась у человека значительно раньше, чем способность задуматься о ее происхождении и заподозрить в ней нечто неожиданное. Как и все обыденные явления, она не привлекала к себе особого внимания и до недавнего времени серьезно не изучалась. К асимметрии собственных конечностей мы успели привыкнуть раньше, чем догадались, что за ней скрывается куда более важное свойство человека: асимметрия нашего мозга, функциональная специализация его правой и левой половин.


1.7. Прочие ведущие органы и конечности.

А как обстоит дело с остальными органами нашего тела? Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями? В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука. Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая. У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось. Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного.


О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину. С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак — отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге. В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение. Асимметрия мозга проявляется и в неодинаковом совершенстве двигательной активности других мышц нашего тела, но об этом мы знаем пока еще меньше, чем об асимметрии ног. Лишь в отношении мимической мускулатуры лица имеются кое-какие наблюдения. Она более развита и более подвижна на стороне, противоположной доминантному полушарию.

Если фотографию человека, снятого анфас, разрезать строго по средней линии и к каждой из половин сделать зеркальную копию, бросаются в глаза резкие различия в синтетических фотографиях, смонтированных на основе только правой или только левой части лица. Замечено, что у правшей правая половина лица выразительнее левой. Синтетическая фотография, построенная на основе правой половины фотоснимка, кажется более похожей на сфотографированного человека, чем синтетическая фотография, смонтированная из левых половин. Правосторонняя синтезированная фотография большинству наблюдателей кажется лицом более слабого, мягкого и женственного человека, и оценивается как физиономия положительного субъекта. Левосторонняя синтетическая фотография кажется более мужественной и воспринимается как лицо волевого и энергичного субъекта, который чаще оценивается отрицательно.


Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства. У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая. По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами. Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать.

1.8. Леворукость у близнецов

Исследование близнецов - один из методов современной генетики. Однояйцевые близнецы, называемые в бытовой речи двойняшками, обладают идентичным генотипом, так как развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Двуяйцевые близнецы генетически сходны между собой, как обычные братья и сестры. Они имеют в среднем 50% общих генов. Если признак обусловлен генетически, то однояйцевые близнецы должны по этому признаку обнаруживать большее сходство, чем двуяйцевые.

Изучение рукости у близнецов показало, что процент совпадения по этому признаку у однояйцевых близнецов не выше, чем у двуяйцевых. У 25% от общего числа пар рукость не совпадает. Другими словами, в каждой четвертой паре один близнец - правша, а второй - левша. Казалось бы, эти данные ставят под сомнение гипотезу генетического контроля, так как в рамках генетической модели любого типа индивидуумы с одинаковым набором генов должны обнаруживать большее сходство, чем несущие только часть общих генов. Это, однако, справедливо только в том случае, если мы предполагаем одинаковое влияние негенетических факторов на близнецов обоих типов. Исследования показывают, что это не так. Рассмотрим причины, которые могут привести к леворукости у однояйцевых и двуяйцевых близнецов.

Среди них имеется по крайней мере один фактор, увеличивающий вероятность леворукости только у однояйцевых близнецов. В литературе его называют феноменом зеркального отражения. Так, один из близнецов может быть левшой, другой - правшой. Отпечаток пальца левой руки одного близнеца соответствует отпечатку пальца правой руки другого близнеца. У одного близнеца родинка на левой лопатке, а у другого - на правой. На макушке завиток по часовой стрелке у одного, и против часовой стрелки - у другого... Механизм образования зеркальности неизвестен, однако имеются некоторые предположения. В определенный момент начального периода развития зародыш обладает зеркальной симметрией. Если разделение на 2 части, которые разовьются у двух близнецов, произойдет именно в этот период, то один организм будет развиваться из левой половины исходного зародыша, а другой - из правой. Таким образом, зеркальное отображение увеличивает количество леворуких только среди однояйцевых пар.

Помимо высокого процента леворуких, для близнецов характерна значительная частота неврологических отклонений, возникающих, по-видимому, из-за стесненности в процессе внутриутробного развития. Возможно, неблагоприятные условия вызывают незначительные повреждения мозга, не влияющие на жизнеспособность ребенка. Предположение о том, что именно минимальные травмы мозга плода могут приводить к леворукости, высказал в 1920 году Хью Гордон, обследовавший 219 пар близнецов. Он обратил внимание на то, что среди леворуких близнецов чаще, чем среди их праворуких братьев и сестер, наблюдаются нарушения речи и интеллекта. Леворукие чаще учатся во вспомогательных школах. Они уступают праворуким и в физическом развитии. Так, Гордон отметил, что леворукие близнецы могут быть много меньше ростом, чем их праворукие пары.

1.9. Ген левши

LRRTM1

LRRTM1 — первый ген, связанный с тем, что со временем человек станет левшой. Расположен на 2-й хромосоме. Исследователи также установили, что один из полиморфизмов данного гена ассоциирован с повышенным риском психотических умственных расстройств, подобных шизофрении. Как следует из названия, белковый продукт является трансмембранным белком, который содержит множество обогащённых лейцином цепочек, которые присутствуют в нейронах. Ген экспрессирован при развитии определённых структур переднего мозга и показывает снижение регулирования с материнской стороны (геномный импринтинг).

Ген был впервые клонирован в 2003 году. Первоначальная статья об исследовании 2007 года была опубликована в журнале «Молекулярная психиатрия». Исследователи, объявившие о возможной причастности гена к леворукости и шизофрении, также выпустили в июле 2007 года заявление для прессы.[8]


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница