Методические рекомендации по выполнению самостоятельной(контрольной) работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»



Скачать 124.37 Kb.
страница1/3
Дата24.09.2017
Размер124.37 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-ТЕХНИКУМ

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной(контрольной) работы по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

во 2 семестре2013-2014 учебного года
для специальности 040401 «Социальная работа» заочной формы обучения (углубленная подготовка)

Автор-составитель:

преподаватель

Бурлягина М.В


Шентала

2014 г.



Одобрены цикловой методической

комиссией «Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин»

Протокол № ____ от

«___»_______2014 г.

Председатель

_____________М.Б. Мутыгуллина




Составлены в соответствии с ФГОС к минимуму содержания и

уровню подготовки выпускников по специальности 040401 Социальная работа заочной формы обучения (углубленная подготовка).


Зам. директора по учебной работе

___________Е.В.Курганская




Составитель: М.В. Бурлягина




Организация самостоятельной работы в межсессионный период

по специальности 040401 Социальная работа заочной формы обучения (углублённая подготовка)
Методические рекомендации.

Введение
Русский язык и культура речи – обязательная дисциплина при подготовке дипломированных специалистов.

Вопросы о речевой культуре человека в настоящее время стоят очень остро и находятся в центре внимания преподавателей, ученых-языковедов, общественных деятелей.

Негативные явления, разрушающие русский язык, к сожалению, широко распространены в устной речи студентов, более взрослой аудитории, в деловых и политических кругах. В их числе ошибки в ударениях; чрезмерное и неуместное употребление заимствований; общение на жаргоне; неточность словоупотребления; грамматические ошибки и многое другое.

Не менее остро стоит вопрос и о культуре письменной речи. Умение грамотно писать, оформлять деловые бумаги (служебные документы) в соответствии с нормами стилистики и делового этикета является необходимым требованием времени.

Основной целью данного курса является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, расширение общегуманитарного кругозора.

Сегодня интерес к русскому языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха с помощью своих профессиональных навыков. Для плодотворной работы по специальности профессионал любого профиля и каждый член общества должен иметь основные навыки для успешной коммуникации в различных сферах жизнедеятельности: правовой, научной, политической, социально-государственной, бытовой.

Современная обстановка на рынке труда требует от специалиста умения быть конкурентоспособным, востребованным для потенциального работодателя, очень часто профессиональный успех специалиста зависит от владения грамотной речью, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, умения подать себя, а также делового этикета.

Понятие «культура речи» емкое и многоаспектное. В общем плане его можно определить как умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей, занимающихся самыми различными видами деятельности: юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов, инженеров и т.д.

Методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «29» октября 2009 г. № 480, и рабочей программы, утверждённой 30.08. 2013 г., в которой изложены требования к результатам обучения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:



  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

  • устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

  • пользоваться словарями русского языка;

  • оформлять документацию;

  • осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • различия между  языком  и  речью; 

  • нормы русского литературного языка;

  • специфику устной и письменной речи;

  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • правила делового общения;

  • этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

  • основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



Общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

Порядок выполнения контрольной работы

Самостоятельная работа - планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания основной (или дополнительной) профессиональной образовательной программы, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Каждый студент заочного обучения выполняет в течение семестра самостоятельную (контрольную) работу, предусмотренную программой изучаемой дисциплины «Русский язык и культура речи». Для получения допуска к экзамену необходимо своевременно и качественно выполнить одну контрольную работу.

Цели самостоятельной (контрольной) работы – углубленное изучение и практическое применение знаний по темам курса, расширение общегуманитарного кругозора студентов в аспекте изучаемой дисциплины, а также приобретение и развитие навыков самостоятельной работы над теоретическими вопросами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Успешно выполненная контрольная работа является основанием для допуска студента к сдаче экзамена.

Контрольная работа должна быть сдана преподавателю не позднее чем за неделю до начала сессии, так как регистрация и проверка контрольных работ осуществляются в течение одного-двух недель со дня поступления.
Выбор варианта контрольной работы

Контрольная работа состоит из 5 вариантов.

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с порядковым номером фамилии в списке студентов в журнале.

С 1 по 5 порядковый номер фамилии студента и номер варианта в общем списке в журнале совпадают. С 6, 11, 16 номеров варианты повторяются.



Порядковы номер

Вариант

Порядковый номер

Вариант

Порядковый номер

Вариант

Порядковый номер

Вариант

1

1

6

1

11

1

16

1

2

2

7

2

12

2

17

2

3

3

8

3

13

3

18

3

4

4

9

4

14

4

19

4

5

5

10

5

15

5

20

5

Задания для выполнения охватывают содержание тем курса, изучаемых во 2семестре 2013-2014 учебного года:«Морфологические нормы», «Синтаксические нормы», «Пунктуационные нормы», «Текст. Основные виды работы с текстом», «Научный стиль речи», «Официально-деловой стиль речи», «Публицистический стиль речи», «Разговорный стиль речи».


Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа может быть выполнена студентом в печатном или рукописном варианте.

Печатный вариант выполняется на листах формата А4 с выставлением стандартных параметров страниц. Основной текст печатается 14 шрифтом, выровненным по ширине страницы. Нумерация начинается со 2-й страницы. Страницы нумеруются снизу в правом углу.

Рукописный вариант выполняется в тонкой тетради объемом 12  листов. Текст контрольной работы должен быть написан удобочитаемым, понятным почерком через клетку или в каждой строчке (если тетрадь в линейку).

При оформлении титульного листа контрольной работы необходимо обратить внимание на обязательное наличие следующей информации:


  1. Название учебного заведения – государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования-техникум «Шенталинское медицинское училище».

  2. Название дисциплины – «Русский язык и культура речи».

  3. Номер варианта контрольной работы.

  4. Номер фамилии в общем списке студентов

  5. Фамилия, имя, отчество студента (полностью).

  6. Фамилия, инициалы проверяющего преподавателя.



Общие требования к выполнению контрольной работы
1. Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо просмотреть материалы нескольких рекомендуемых учебников (из списка основной литературы) или материалы лекций преподавателя и ответить на вопросы для самопроверки, чтобы проверить сформированность теоретических знаний, после этого нужно изучить справочную литературу по рассматриваемой теме.

2. Каждый вариант контрольной работы содержит свой блок заданий. Внимательно читайте инструкцию каждого задания и выполняйте его, не отступая от сути, не делая ничего лишнего (переписывания задания, подчеркивания, изменения построения предложений, если только это не требуется по заданию).


УСПЕХОВ В РАБОТЕ!
Рекомендуемая литература.
Основные источники

  1. Антонова С.А., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов средн. проф. учебн. заведений /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева – 9-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 г., 320 стр.

  2. Введенская Л.А., Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А., Черкасова М.Н. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2007. – 382 стр.

  3. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд./ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – М.: 2006г, 350 стр.

  4. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд./ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – М., 2008, 382 стр., pdf. Ресурсы Интернет. Режимдоступа : http//www.bookloved.com.

  5. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М.: Логос, 2010- 432 стр.

  6. Потёмкин Т.В. «Русский язык и культура речи» / Т.В.Потёмкин, Н.Н.Соловьёва/- М.: ГАРДАРИКИ, 2004 г.

  7. Измайлова Л.В «Русский язык и культура речи» / Л.В.Измайлова, Н.Н.Демьянова, Н.П.Меньшикова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.

  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку/ Д.Э.Розенталь, Е.В.Джанджакова. М.: Айрис-пресс, 2006 г.

  9. Черняк В.Д.Русский язык и культура речи. /Черняк В.Д. Юрайт. 2012.



Дополнительные источники

  1. Введенская Л.А., Русский язык и культура речи. / Введенская Л.А., Черкасова М.Н. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2007. – 382 стр.

  2. Ожегов С.И Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. – М.: «АТЕМП», 2004. – 944с.

  3. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2008. – 944 с.

  4. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации. / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 832 с.

  5. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 816 с.

  6. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 847 с.

Интернет-источники:

1. portal@gramota.ru;

2. http://www.slovari.gramota.ru;

3. http://www.slovari.ru.

1. https://abc.vvsu.ru – сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС.

2. https://www.gramma.ru/RUS/ - справочно-информационный интернет-портал

«Культура письменной речи»

3. Филологический портал Philology.ru

4. http://www.pomochnik-vsem.ru



Вопросы для самопроверки


  1. В чём трудность определения рода имён существительных?

  2. Как определяется род несклоняемых имён существительных?

  3. Как определяется род существительных, образованных сложением двух слов?

  4. В каких случаях существительные в Р. п. ед ч. употребляются с окончаниями –у, -ю?

  5. Для какой речи характерно употребление в отпуску, в дыму, в снегу?

  6. Какая речевая ошибка может быть допущена при образовании степеней сравнения прилагательных и краткой формы прилагательных, оканчивающихся на -енный?

  7. В каких случаях при употреблении местоимений может возникнуть двусмысленность?

  8. Как склоняются имена числительные?

  9. С какими словами могут сочетаться собирательные числительные?

  10. Каковы причины возникновения речевых ошибок при употреблении глаголов, причастий и деепричастий?

  11. Какую роль играет порядок слов в предложении?

  12. В каких случаях при согласовании подлежащего со сказуемым могут возникнуть грамматические ошибки?

  13. Как согласуются два однородных определения с одним существительным?

  14. Как согласуется определение с двумя однородными существительными?

  15. Как согласуются определения с существительными – названиями профессий, с существительными общего рода, с существительными, имеющими при себе числительные два, три, четыре?

  16. В каких случаях при управлении могут возникнуть грамматические ошибки?

  17. В каких случаях при употреблении однородных членов могут возникнуть грамматические ошибки?

  18. В каких случаях при употреблении причастных и деепричастных оборотов могут возникнуть грамматические ошибки?

  19. Что нужно учитывать при переводе прямой речи в косвенную, чтобы не допускать ошибок?

  20. Какие функции выполняют знаки препинания?

  21. На каких принципах основываются правила русской пунктуации?

  22. Дайте определения понятиям «пунктограмма» и «пунктуационная ошибка».

  23. Дать определения понятиям план, тезис, выписки, конспект, тематический конспект, отзыв, рецензия, реферат.

  24. Как правильно нужно делать выписки?

  25. Как надо составлять конспект по одному источнику и по нескольким источникам?

  26. Чем рецензия отличается от отзыва?

  27. Каких требований необходимо придерживаться при подготовке реферата?

  28. Дать определения понятиям «стилистика, стиль, функциональный стиль».

  29. На какие группы делятся функциональные стили речи?

  30. По каким признакам классифицируются функциональные стили речи?

  31. Назовите функционально-содержательные особенности научного стиля речи.

  32. Какие языковые средства характерны для научного стиля речи?

  33. Каковы стилевые черты научного стиля речи?

  34. В чём особенность научно-популярного подстиля?

  35. Охарактеризуйте жанры устной научной речи.

  36. Назовите функционально-содержательные особенности официально-делового стиля речи.

  37. Какие языковые средства характерны для официально-делового стиля речи?

  38. Каковы стилевые черты официально-делового стиля речи?

  39. Охарактеризуйте жанры официально-делового стиля речи.

  40. Назовитефункционально-содержательныеособенностипублицистическогостиляречи.

  41. Какие языковые средства характерны для публицистического стиля речи?

  42. Каковы стилевые черты публицистического стиля речи?

  43. Охарактеризуйте жанры публицистического стиля речи.

  44. Назовите функционально-содержательные особенности разговорного стиля речи.

  45. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля речи?

  46. Каковы стилевые черты разговорного стиля речи?

  47. Охарактеризуйте жанры разговорного стиля речи.


Варианты контрольных работ.

Вариант 1.
Морфологические нормы.
Задание 1.Укажите отклонения от современной нормы в употреблении форм рода имен существительных. Исправьте предложения.

I. 1. В Белой зале с участием князя образовались три жиденькие кадрильки (Дост.) 2. Я не знал, что с собой делать, думая только одно: пренебрегу всем своим карьером, брошу полк, останусь навеки в деревне (Бун.). 3. Сахаров большой умница и хитрец, никогда ничего зря не делает (Стан.) 4. А фонарик, вот какая умница, вдруг погас на несколько минут (Светл.).

П. 1. По правде сказать, она мало походила на философа. Но еще меньше на агитаторшу. 2.Всемирный форум откроется докладом председателя Международной демократической федерации женщин, известной общественной деятельницы, ученой Эжени Коттон. 3.Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухида из Японии. 4. Руководители клубных коллективов досадуют: несколько артистов уже вышли замуж, и теперь заботы о семье могут отвлечь их от дела. 5. Рулевой Петька-гитарист, выдумщик и заводило.
Задание 2. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

1.Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти.

2. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов.

3. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие.

4. Эверест — самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина — самое глубочайшее место.

5. Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени.


Задание 3.Найдите ошибки в употреблении числительных. Исправьте предложения.

1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

3. Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток.

4. Город находится в полуторастах километров от областного центра.

5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.


Задание 4. Найдите ошибки в употреблении местоимений.Исправьте предложения.

1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.

2. Сзади его шла нагруженная вещами телега.

3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
Синтаксические нормы.
Задание 5.Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.

1.Стены украшают плакаты и флажки.

2. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации.

3. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии.

4. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.

5. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевлённым предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности.

6. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию.

7. Кутузов, как показал Л.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

8. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой.

9. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена.


Пунктуационные нормы.
Задание 6.Расставьте знаки препинания в тексте.

Н.И. Пирогов

«Чудесным доктором» называли в народе Николая Ивановича Пирогова замечательного русского врача и ученого.

Н.И. Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей внук крепостного крестьянина он рано узнал нужду. Из-за бедности ему пришлось оставить учение в частном пансионе но случай помог ему. У Пироговых часто бывал Е.О. Мухин известный московский врач профессор университета. От его взгляда не ускользнул необычный интерес Николая внимательно следившего за каждым словом и движением врача у постели больного брата.

Мухин отправил его четырнадцатилетнего подростка экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. Вступительные экзамены Николай выдержал наравне со всеми.

Пирогов прекрасно окончил университет. Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (ныне Тарту) небольшой город в Эстонии. В хирургической клинике университета Пирогов юноша двадцати двух лет выступил с первым научным исследованием показавшим его талантливым ученым.

Невозможно сосчитать количество операций сделанных Пироговым замечательным хирургом в те годы в клиниках госпиталях больницах.

Прошло четыре года. Он молодой ученый уже настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей операционной техникой что смог в 26 лет стать профессором Юрьевского университета.

Н.И. Пирогов крупнейший специалист в области медицины оставил после себя также много работ по вопросам педагогики.


Функциональные стили речи.
Задание 7.Определите тип речи каждого текста.

А) «Бассейн был у царя во дворце, восьмиугольный, прохладный бассейн из белого мрамора. Темно-зеленые малахитовые ступени спускались к его дну. Облицовка из египетской яшмы, с нежно-белой с розовыми, чуть заметными прожилками, служила ему рамою. Лучшее черное дерево пошло на отделку стен. Четыре львиные головы из розового сардоникса извергали тонкими струями воду в бассейн. Восемь серебряных отполированных зеркал отличной сидонской работы, в рост человека, были вделаны в стены между легкими белыми колоннами…»


Б) В первых трех предложениях употреблены придаточные времени, так как они обозначают действия, которые, во-первых, следуют за действием, о котором говорится в главном; во-вторых, одновременны со временем действия главного предложения; в-третьих, предшествуют действию главного предложения. Последние предложения – с придаточным условия, которые указывают на условия, без которых действие, обозначенное в главном предложении, невозможно.
В) «На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти…»
Задание 8. К какому стилю относится данный текст? Докажите свою точку зрения.

Осень в этом году отменная, теплая. Частенько перепадают мелкие дождички. Грибов в лесу пропасть. Ты знаешь, я большой охотник до грибной солянки, поэтому в лес ходить не ленюсь. Наберу полное лукошко отборных, чистых, крупных, а мелочь всякую и вовсе не беру. А потом все это на сковородочку, да с лучком, да со сметанкой. Пальчики оближешь!

Приезжай к нам, дружок, на «грибную охоту».

(Из письма)



Вариант 2.
Морфологические нормы.
Задание 1. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имен существительных.

1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.

2. Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным.

3. Купите мне пару чулок и две пары носок.

4. Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.

5. Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.

6. Собран большой урожай помидор.

7. Разделите все это на несколько равных доль.

8. Мы находились в самом большом цеху завода.

9. Документы нужно представить к первому августу.

10. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.

Задание 2. Образуйте краткие формы имен прилагательных.

Безукоризненный, близкий, бессмысленный, голый, длинный, добрый, древний, искренний, мужественный, острый, полный, родственный, сильный, таинственный, теплый, торжественный, хитрый, хриплый, щуплый, умный, чуткий, яркий.


Задание 3. Найдите ошибки в употреблении числительных.Исправьте предложения.

1. Влажность воздуха составляет семьдесят шесть с половиной процентов.

2. Машины стояли у обоих ворот.

3. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца.

4.Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны.

5. В соревнованиях участвовало двести сорок три юношей и девушек.


Задание 4. Найдите ошибки в употреблении местоимений.Исправьте предложения.

1. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

2. Больной попросил сестру налить себе воды.

3. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого.

4. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.
Синтаксические нормы.
Задание 5. Найдите ошибки в именном и глагольном управлении. Исправьте их.

1.Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

2. Мнение может варьироваться очень сильно.

3. Убедительная просьба тех, кто записался на праздничный новогодний вечер, сдать деньги до 29 декабря.

4. Только у нас и только сегодня выигрыш беспроигрышной лотереи достигает до тысячи рублей. 5. Майк Тайсон всегда жаждал к славе и стремился победы.

6.Бойкот наркотиков должен стать в России нормой.

7. Я всегда импонировал теми политиками, которые честно выполняли свои обещания перед избирателями.

8. Мне было бы интересно узнать твое мнение и на эту проблему.

9. Никто не любит этого ученика, потому что он все время заискивает у учителя.

10. В литературе не содержится прямых указаний о том, какие именно значения подлежат сопоставлению.


Пунктуационные нормы.
Задание 6.Расставьте знаки препинания.

Сокровища народной мудрости.

Величайшее богатство народа его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум так кристаллически не отлагается его национальная история общественный строй быт мировоззрение как в пословицах.

Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи десятки тысяч! Как на крыльях они перелетают из века в век из одного поколения к другому и не видна та безграничная даль куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость...

Различны эпохи породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские смех и слезы любовь и гнев вера и безверие правда и кривда честность и обман трудолюбие и лень красота истин и уродство предрассудков...

Издание русских пословиц собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры великого и могучего языка нашего.

(М. Шолохов).

Функциональные стили речи.
Задание 7.Определите тип речи каждого текста.

1) На всём, куда ни посмотри, лежали блики заходящего солнца. Стволы деревьев, казалось, полыхали огнём, листва слепила глаза. Постепенно становилось прохладнее. Приближалась долгая тёмная ночь. Мой новый знакомый – очень привлекательный молодой человек. Наверное, ему лет восемнадцать. Он играет в теннис, классно танцует и здорово рассказывает анекдоты. Весьма разносторонняя личность, интеллектуал. В общем, парень, что надо.


2) В этом году в зоопарке родилось сразу семеро волчат. Это большая редкость для волков, живущих в неволе. Сначала волчат взяли на «домашнее воспитание». Их выкармливали, как маленьких детей, играли с ними. Потом, когда они подросли, их выпустили в вольер, куда посторонним вход был запрещён. Только через год молодые волки предстали перед посетителями зоопарка.
3) Из года в год селекционеры наблюдали плохую урожайность груш одного из садов.

Предположили, что деревьям не подходит микроклимат в этой части площади. В качестве других причин рассматривали недостаточный полив деревьев, нехватку элементов в почве и т.д. Однако было замечено, что в основном плодоносят груши, рядом с которыми растут грушевые деревья сорта «вильямсия». В результате оказалось, что для получения хорошего урожая необходима посадка разных сортов, важная для перекрёстного опыления деревьев, способствующего образованию завязи и плодов.


Задание 8. Определите, к какому стилю принадлежит текст. Охарактеризуйте данный стиль речи .
Гроза – атмосферное явление, бурное ненастье, связанное с электрическими разрядами между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром. Гроза наблюдается обычно в жаркую погоду при интенсивной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

Вариант 3.
Морфологические нормы.

Задание 1. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. Для определения значения слова обращайтесь к глоссарию.

Вульгарн... арго, рискован... антраша, звучащ... банджо, выдержан... бри, опасн... динго, красив... драпри, ярк... индиго, юн... кабальеро, больн... гну, забавн... гризли, крошечн... колибри, бескрыл... киви-киви, остроумн... конферансье, маленьк... кули, прохладн... мацони, уважаем... кюре, сочн... манго, молод... марабу, сед... маэстро, прекрасн... пери, стар... рантье, заброшен... ранчо, матов... габбро, справедлив... рефери, маленьк... цеце, увлекательн... шоу, установлен... эмбарго.



Глоссарий

Арго – речь определённых социально-замкнутых групп (воровское арго).

Антраша – в классическом балете прыжок, во время которого вытянутые ноги танцовщика скрещиваются в воздухе несколько раз.

Банджо – струнный музыкальный инструмент на основе реконструкции народного инструмента американских негров.

Динго – одичавшая австралийская домашняя собака.

Драпри – занавеска со складками.

Индиго – синтетический синий краситель.

Кабальеро – в Испании рыцарь, дворянин; вежливое обращение – господин.

Гну – род парнокопытных животных из группы антилоп.

Гризли – бурый медведь, обитающий на Аляске.

Киви – род птиц с недоразвитыми крыльями.

Конферансье – артист эстрады, объявляющий номера концертной эстрады.

Кули – в некоторых странах Азии носильщик, грузчик, чернорабочий.

Мацони – армянское кислое молоко.

Кюре –католический приходской священник.

Марабу – род южно-азиатских тропических вечнозелёных растений.

Манго – род крупных птиц семейства аистовых.

Маэстро – в ряде стран почётное именование крупных деятелей в различных областях искусства.

Пери – (в персидской мифологии) добрая фея в образе прекрасной крылатой женщины.

Рантье – лицо, живущее на проценты с отдаваемого в ссуду капитала.

Ранчо – в Латинской Америке хутор, усадьба.

Габбро – глубинная магматическая горная порода.

Рефери – судья в спортивном состязании.

Цеце - род кровососущих мух.
Шоу – пышное сценическое зрелище.

Эмбарго – запрещение государственной властью ввоза из какой-либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров, ценных бумаг.
Задание 2. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

1. Как более деловой менеджер, Энштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок.

2. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.

3. Несмотря на чрезмерную гламурность, такой фасон выглядит более красивее.

4. Конечно, при таком взгляде на вещи менее удобнее признать нашу правоту.

5. Я не знаю, что для него в данной ситуации было бы наиболее лучше.


Задание 3. Найдите морфологические ошибки в предложениях, исправьте их.

1. За один визит на вечеринку Пэрис получает около полтора миллиона долларов.

2. Эта актриса прожила долгую жизнь и умерла только в двухтысячнопятом году.

3. На это было потрачено около четыреста — пятьсот долларов.

4. Температура там поднимается до четыреста семидесяти пяти градусов.

5. На эти цели было выделено более шестиста одиннадцати миллионов рублей.


Задание 4. Отметьте немотивированное использование глаголов настоящего времени в значении прошедшего и наоборот; укажите разнобой временных, видовых, видовременных форм. Отредактируйте предложения.

1. После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

2. Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолевали расстояние от 300 до 1500 км.

3. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

4. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой.
Синтаксические нормы.
Задание 5. Найдите ошибки в употреблении однородных членов предложения. Запишите предложения в исправленном виде.

1.На педсовете были высказаны предложения, пожелания и выводы об организации работы в следующем учебном году (из протокола).

2. На Кубе Папу Римского встречали Фидель Кастро, почетный караул и торжественный салют (из телепередачи).

3. Куприн — замечательный и один из моих любимых писателей (из сочинения).

4. И тогда ребенок четко и лучше запомнит эту историю (из сочинения).

5. Необходимо владение и использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (из доклада).

6.Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной Думы (из телепередачи).

7. Бабушка очень любит и заботится о внучке (из сочинения).

8. Легендарная личность - это человек, являющийся легендой, и может вызывать восхищение у других (из изложения).

9. Ученик должен быть образован, воспитан, патриотичным и здоровым (из выступления).

10. Мы должны ценить и дорожить нашими ценностями (из сочинения).
Пунктуационные нормы.
Задание 6. Расставьте знаки препинания.

РОДНЫЕ МЕСТА

Еще только светало когда я стоя в тамбуре вагона понял что подъезжаю к родным местам. С маленьким чемоданом я вышел из поезда и зашагал по направлению к деревне прямо по некошеной траве покрытой росой.

Мне рисовались картины родного села. Торопливо ступая по узкой тропинке я представлял как подойду к своему дому увижу знакомую с детства улицу старый колодец наш палисадник с кустами жасмина сирени и роз.

Незаметно я приблизился к какому-то населенному пункту и удивленный остановился. Места казались мне знакомыми и в то же время чужими. На самом краю села стоял старый дом с закрытыми ставнями. Вдоль забора росла калина. Перед окнами был заброшенный палисадник с густой растительностью.

Я подошел поближе стараясь вспомнить родительский дом который я оставил еще в детские годы. Тогда калины не было а росла здесь старая береза теперь ее нет. И вдруг меня поразил знакомый узор на ставнях. Ведь я когда-то сам видел как отец старательно выпиливал из дерева узоры чтобы украсить дом чудесной резьбой. Несомненно это была его работа! Теперь я больше не сомневался что стою у родного дома.

Улица была неузнаваема выросли новые деревья а стараябереза наверное погибла. Колодца тоже не было видно. Но палисадник я узнал хотя теперь он был неогорожен. Сирень занимала почти половину цветника а жасмин остался только перед самым окном. Но посредине где раньше были розы рос могучий куст шиповника. Он весь был усеян цветами от которых шел сильный аромат. И хотя окна были забиты эта картина мне открыла истину жизнь продолжается.

Да здесь будет новая жизнь подумал я и подошел к калитке.



Функциональные стили речи.
Задание 7.Прочитайте тексты и определите их стиль.

1) «Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют большое или мажорное трезвучие - аккорд, состоящий из трех звуков...»


2) «Приглашение.

Детская музыкальная школа приглашает Вас на выпускной вечер. В концерте примут участие пианисты, скрипачи, виолончелисты.

Вечер состоится в воскресенье, 10 ноября 2006 года, в большом зале школы. Начало в 18 часов 30 минут. Адрес: ул. Парковая, 2».
3) «Один раз с Мишкой мы вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, а из-под пальцев у него быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое...»

(В. Драгунский)

4) «- О! Какие люди! Сидят, как воробьи на веточке! Ну так что скажете?

- Это вы что играли, Борис Сергеевич? - спросил я.

- Это Шопен. Яего очень люблю, - ответил Борис Сергеевич...»

(В. Драгунский)


Задание 8. Прочитайте текст. Докажите принадлежность к тому или иному функциональному стилю.

Теперь я должен рассказать совершенно фантастический случай, связанный с шампиньонами. Если бы существовала грибная цивилизация, если бы грибы вели свою историю, отмечали наиболее выдающиеся случаи из нее, а также наиболее выдающиеся грибные личности, то, несомненно, был бы воздвигнут памятник трем шампиньонам, выросшим в городе Москве в 1956 г. Могли бы даже и люди воздать должное этим шампиньонам, если не памятником среди столицы, то хоть бы запечатленностью в сердцах и памяти. Потому что вот пример, на котором можно учиться. Событие состояло в том, что осенью 1956 года на Манежной площади, в трех шагах от стен Манежа, три шампиньона пробили из-под земли асфальт толщиной в несколько сантиметров, разворотили его, как взрывом, и вышли на свет божий. Конечно, почва около Манежа под мертвым асфальтом унавожена в течение веков: ведь в Манеже держали лошадей. Но какова сила жизни, каково стремление к свету и солнцу, к воздуху, к свободе! Спрашивается: почему же они не могли совершить свой подвиг раньше? Можно ответить, что в эти годы создались благоприятные условия, может быть, в какую-нибудь трещину просочилась вода. Но можно ответить и так: силы копили.

(В. Солоухин)

Вариант 4.
Морфологические нормы.
Задание 1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных.

1. К завтраку был.. подан.. кофе с молоком.

2. Покупатель попросил дать ему примерить прав.. туфл..

3. В табел.. отмечается выполненная членами бригады работа.

4. Крыша сарая была прокрыта тол.. .

5. Стрелочник вовремя заметил, что лопнул.. лев.. рельс..

6. В магазине продается яблочн.. повидл..

7. Лесовоз проезжал по широк.. просек..

8. На лицо женщины был.. накинут.. траурн.. вуаль.

9. Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.. мозоль.


Задание 2. Найдите ошибки в употреблении прилагательных.Исправьте предложения.

1. Ученик был способный к математике.

2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный - в следующем.

3. Подобный ответ бессмысленен.

4. У мальчика появились и более худшие привычки.

5. Стихи были удачные и по содержанию, и по форме.


Задание 3. Найдите морфологические ошибки в предложениях, исправьте их.

1. Здесь более пятьсот гектар земли занимают посевы.

2. В исправительных заведениях на сегодняшний день находится свыше двухста тысяч заключенных.

3. На разбор завалов было брошено более трехсот сорок единиц техники.

4. В течение полтора года продолжалось это безобразие.

5. Украина задолжала России сумму в размере пятьсот миллионов долларов.


Задание 4.Найдите и исправьте ошибки, связанные с образованием причастных форм.

1.Профессору очень понравилась статуя, выставлявшаяся на конкурс.

2.Стихи Пушкина легко читаемые.

3. Мы будем вести борьбу с организованными преступниками в правоохранительных органах.

4. Много сил отнимает работа, проведенная и планируемая учащимися школы (из газеты).

5. Нужно беречь это богатство, так тщательно собирающееся, хранившееся для нас и переданное нам нашими предками.


Синтаксические нормы.
Задание 5. Исправьте ошибки на управление, отредактируйте предложения.

1.Ответ по его заявлению отправлен своевременно.

2.Редакция получила много откликов по этому произведению.

3. Статья написана по той же теме.

4.Сомнительны показатели по использованию электроэнергии.

5. Началась подготовка по проведению выборов.

6. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом.

7. План по выпуску цветных металлов не выполняется.

8. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне.

9. Равнодушие руководителей за судьбу подчинённых вызывает возмущение.

10. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина.
Пунктуационные нормы.
Задание 6.

Роль памяти в духовном становлении человека огромна. Доказательство тому народный опыт. Почему издревле на Руси придается такое большое значение памяти? Беспамятный человек неуважаемый. Человек же способный хранить долгую память нравственный образец. Есть в народе такая поговорка Иван не помнящий родства. Так называют самого последнего человека того кто не помнит своего прошлого своего рода дел предшественников. Он самый презираемый человек на Руси.

...Порой меня поражает странное невежество молодых людей. Это плохое знание истории отсутствие той большой высокой памяти которая должна присутствовать в человеке. Ведь он не летучий стручок в мире у него есть корни а они в земле его предков которые создавали наше государство обороняли его которые создавали нашу культурустроили обрабатывали землю.

Если человек хочет прожить жизнь ответственно серьезно прошлое должно быть частью его души существа естества человеческого.



(Ю. Нагибин.)
Функциональные стили речи.
Задание 7. Определите, к какому функциональному стилю речи относится каждый из фрагментов текстов.

1. 12 апреля 2007 г. в первой смене во время моего дежурства был прорван кабель, питающий врубовую машину.

Прорыв кабеля произошел по следующей причине: рабочий Ларин В. Д. управлял первым конвейером и не оградил кабель врубовой машины, в результате кабель перетерт блоком конвейера и выведен из строя, из-за чего остановилась врубовая машина.

Ларин В. Д. и ранее также нарушал правила техники безопасности, за что имел взыскания. Считаю необходимым к Ларину В. Д. принять более строгие меры дисциплинарного воздействия.
2. Волоконная оптика – раздел оптики, в котором изучается распространение света и передача информации по световодам. Методы волоконной оптики используются в оптической связи, в медицинских приборах (освещение носоглотки, желудка и т. д.), в скоростной киносъемке, в ядерной физике (регистрация треков ядерных частиц), в фототелеграфии и телеметрии (преобразование кода и шифровальные устройства), в вычислительной технике, акустике.

3.


Нет более унылой, тоску нагоняющей реки, чем северная мутная Обь с ее низкими, однообразными берегами. Но вот на кисельной воде Оби сверкнула искорка, лучше сказать по-ранешному зга, и стала разгораться, заполнять собою пространство, приближаться. Беленькая-беленькая, маленькая-маленькая, словно игрушечная, баржа-наливайка встретилась нам на реке, проскользнула вдаль, махнув нам по левому борту белым флажком. Название баржи - «Синичка». И все осветилось вокруг ясным светом, все заиграло, запело, и Обь потекла быстрее, и солнечные пятна заиграли на воде, пронзили солнцем высокие, на бамбук похожие тальники по берегам.

(В.Астафьев)

4. 25 ноября закончил работу трехдневный российско-шведский семинар, посвященный проблеме переподготовки кадров и развитию международного туризма в Новгородском регионе. В числе гостей были представители университетов из городов Стокгольм, Гетеборг,Липчепинг. Возглавил делегацию атташе по культуре посольства Швеции в Москве г-н Ю. Эберг. С российской стороны в семинаре принимали участие представители Нов ГУ, областной и городской администрации, областного и городского центров занятости, туристических организаций города.


Задание 8. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к тому или иному функциональному стилю.

Грибы – тип низших растений, лишённых хлорофилла и питающихся готовыми органическими веществами. Ведут сапрофитный и паразитный образ жизни. Вегетативное тело представлено мицелием (или грибницей). Размножаются вегетативно и половым путём. Грибы имеют большое значение в природе. Они совместно с бактериями разрушают органические вещества в почве и переводят их в неорганические соединения, усвояемые высшими растениями…

(Энциклопедический словарь).

Вариант 5.
Морфологические нормы.
Задание 1.Образуйте формы родительного падежа множественного числа данных существительных:

а) валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;

б) антресоли, бубны, джинсы, кальсоны, консервы, лыжи, макароны, очки, панталоны, шаровары, шахматы, шорты, ясли;

в) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры, яблоки;

г) амперы, ватты, гектары, граммы;

д) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты;

е) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты, цыгане;

ж) брызги, вафли, клешни, кухни, ноздри, свечи, сопли;

з) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца.
Задание 2. Найдите ошибки в употреблении прилагательных. Исправьте предложения.

1. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

2. Комната низкая для такой мебели.

3. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

4. Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

5. Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.


Задание 3. Найдите ошибки в употреблении числительных. Отредактируйте предложения.

1.Четверым балеринам предложили участие в конкурсе.

2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее.

3. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.

4. Над этой темой работают пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании.

5. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек.


Задание 4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с образованием причастных форм.

1.Лошадь испугалась фотографа, выскочившегося из кустов.

2. Обозначим идею текста, которая заключается в призыве автора к прекращению вооруженных конфликтов и возрождении человеческих качеств, спасущих этот мир.

3. Поэт чувствует ближущиеся изменения в России.

4.Человек, изобретший вечный двигатель, получит премию.

5. Мы видим героя, пребываемого в хорошем настроении.


Синтаксические нормы.
Задание 5. Исправьте ошибки на управление, отредактируйте предложения.

1. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.

2.Аспирант должен представить отчёт в проделанной им работе.

3. Изобретатель удостоен высокой наградой.

4. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.

5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.

6. Мы наблюдали за солнечным затмением.

7.Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

8. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

9. К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

10. Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.
Пунктуационные нормы.
Задание 6. Расставьте знаки препинания.
Человек считавшийся грамотным 20-30 лет назад может оказаться неграмотным сегодня. Жизнь настолько стремительно меняется и усложняется что прежние критерии грамотности как выяснилось уже не подходят. Для полноценного существования в современном мире необходима во-первых так называемая функциональная грамотность.

Общество неожиданно столкнулось с тем что огромное количество его членов умея читать и писать оказалось неприспособленным к жизни. Функционально неграмотные люди нередко оказываются беспомощными в быту когда нужно разобраться в инструкции к прибору в деловом документе таком например как страховой полис.

Во-вторых недостаточный уровень грамотности общества это прямая угроза демократии разумному и гуманному общественному устройству.
Функциональные стили речи.
Задание 7. Определите, к какому функциональному стилю речи относится каждый из фрагментов текстов.


  1. Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми…

Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология – как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы.
2. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.


3. Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что можно делать для этого при изучении произведений его?

Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства не стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому, в созданиях поэта, люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, поэт умеет только выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко!



Скачать 124.37 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница