МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
|
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
|
|
Для студентов обучающихся по:
|
|
специальности
|
Стоматология
|
|
Форма обучения
|
очная
|
|
|
|
Москва
2010.
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
При этом задачами дисциплины являются:
- обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;
- показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
- раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;
- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;
- прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;
- воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;
- расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «История медицины» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин, по специальностям: Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Медицинская биохимия, Медицинская биофизика и Медицинская кибернетика высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем семестре, является базовой в медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
- всеобщая история;
- история России;
- обществознание;
- основные медико–биологические дисциплины.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
способен и готов к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способен и готов к анализу значимых общественных событий и тенденций, к ответственному участию в общественной жизни, к использованию основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, использованию историко-медицинской терминологии; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; оценивать политику государства, проявлять в своем поведении элементы политической культуры (ОК-3);
способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способен и готов к письменной и устной коммуникации на государственном языке и владению одним из иностранных языков на уровне бытового общения (ОК-6);
способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
- отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);
- достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;
- вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества.
Уметь:
- анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;
- понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;
- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;
- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;
- постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;
- стремиться к повышению своего культурного уровня;
- достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения - очная
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Семестр
II
|
Аудиторные занятия (всего)
|
48
|
48
|
В том числе
|
|
|
Лекции (Л)
|
18
|
18
|
Практические занятия (ПЗ)
|
30
|
30
|
Самостоятельная работа (всего)
|
24
|
24
|
В том числе
|
|
|
Курсовая работа
|
12
|
12
|
Другие виды самостоятельной работы
|
12
|
12
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
зачет
|
|
Общая трудоемкость
|
часы
|
72
|
|
зачетные единицы
|
2
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Название раздела дисциплины базовой части ФГОС
|
Содержание раздела
| -
| Введение.
Врачевание в первобытном обществе.
|
История, культура и медицина. Периодизация и хронология истории медицины. Источники изучения. Медицина и искусство.
Становление первобытного общества и первобытного врачевания (Становление человека и человеческого общества. Праобщина и зачатки врачевания).
Врачевание в период зрелости первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и зарождение культов и верований. Трепанация черепа).
Врачевание в период разложения первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и врачеватели).
Медицина — народная, традиционная, научная.
| -
|
Врачевание в странах Древнего Востока.
|
Врачевание в Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)
Врачевание в Шумере (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания).
Врачевание в Вавилонии и Ассирии (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания).
Врачевание в Древнем Египте (История. Мифология и врачевание. Развитие медицинских знаний).
Врачевание в Древней Индии (История. Санитарное дело периода Индской цивилизации. Врачевание в ведийский период. Врачевание классического периода).
Врачевание в Древнем Китае (История. Философские основы китайской медицины. Традиционная китайская медицина).
| -
|
Врачевание и медицина античного Средиземноморья.
|
Врачевание и медицина в Древней Греции (История. Мифология и врачевание).
Врачевание крито–ахейского периода.
Врачевание предполисного периода.
Врачевание полисного периода.
Медицина классического периода (Философские основы древнегреческой медицины. Врачебные школы. Гиппократ. "Гиппократов сборник". Врачебная этика в Древней Греции).
Медицина эллинистического периода (История. Философские основы. Александрийский Мусейон и медицина).
Медицина в Древнем Риме
Врачевание в царский период
Медицина периода Республики (Санитарное дело. Начала организации медицинского дела. Философские основы медицины древнего Рима).
Медицина периода Империи (Становление военной медицины. Развитие медицинского дела. Развитие медицинских знаний. Гален: его учение и галенизм. Становление христианства и медицина).
| -
|
Медицина Раннего (V-Х вв.) и Классического (ХI-ХV вв.) Средневековья.
|
Медицина в Византийской империи (395-1453) (История. Санитарно–технические сооружения. Византийская наука и религия. Развитие медицинских знаний. Образование и медицина).
Медицина Древней Руси (IХ-ХV вв.) (Врачевание в Древнерусском государстве. История. Развитие врачевания. Нашествие Золотой Орды).
Медицина народов средневекового Востока (VII-ХVII вв.)
Медицина в халифатах (VII-ХI вв.) (История. Арабоязычная культура и медицина. Больничное дело).
Медицина народов Средней Азии (Х-ХV вв.) (История. Ибн Сина).
Медицина Юго-Восточной Азии (IV-ХVII вв.). Китай. Тибет.
Медицина в Западной Европе в периоды Раннего и Развитого средневековья (V–ХV вв.) (История. Больничное дело. Образование и медицина. Схоластика и медицина. Эпидемии повальных болезней).
| -
|
Медицина Позднего Средневековья (ХV-ХVII вв.).
|
Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения (ХV–ХVII вв.) (История. Становление анатомии как науки. Становление физиологии как науки. Ятрофизика. Ятрохимия и медицина. Эпидемии и учение о контагии. Развитие хирургии. Больничное дело и монастыри).
Медицина народов Американского континента до и после конкисты (История. Развитие медицинских знаний. Организация медицинского дела.
Медицина в Московском государстве (ХV–ХVII вв.) (Народная медицина. Эпидемии. Первые аптеки и Аптекарский приказ. Доктора медицины и лекари).
| -
|
Медико–биологическое направление в медицине Нового времени.
|
Общая биология и генетика (Теория эволюции органического мира. Учение о наследственности и изменчивости).
Анатомия.
Гистология (Эмпирический период. Микроскопический период).
Эмбриология.
Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология).
Микробиология (Эмпирический период. Физиология и экспериментальная медицина (Эмпирический период. Экспериментальный период).
| -
|
Клиническая медицина Нового времени.
|
Внутренние болезни (Утверждение клинического метода. Медицинское дело и медицинское образование в России в ХVIII в. Первые методы и приборы физического обследования. Развитие медицины и медицинского образования в России в ХIХ в.).
Инфекционные болезни и эпидемиология.
Педиатрия.
Психиатрия.
Хирургия (Техника операций. Создание топографической анатомии. Открытие и введение наркоза. Н.И.Пирогов – основоположник военно–полевой хирургии. Антисептика и асептика. Учение о переливании крови).
Акушерство и гинекология.
Зубоврачевание и стоматология.
Общественное здоровье в Новой истории (Общественная медицина. Земская медицина. Экспериментальная гигиена).
| -
|
Медицина ХХ столетия
| Становление советской медицины. Создание Наркомздрава РСФСР. Принципы советской медицины. И.П.Павлов — "старейшина физиологов мира". Медицина в годы Великой Отечественной войны. Основные достижения медицины в ХХ столетии. Нобелевские премии в области медицины или физиологии. Тенденции развития медицины и здравоохранения.
Международное сотрудничество в области медицины (Международный Красный Крест. Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Всемирная организация здравоохранения. Движение "Врачи мира за предотвращение ядерной войны".
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Название обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
…
|
1.
|
Модуль клинических дисциплин профессионального цикла
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
2.
|
Модуль терапевтических дисциплин профессионального цикла
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
3.
|
Модуль хирургических дисциплин профессионального цикла
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
4.
|
Модуль медико-профилактических дисциплин профессионального цикла
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ п/п
|
Название раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1.
| Введение.
Врачевание в первобытном обществе.
|
2
|
2
|
2
|
6
|
2.
|
Врачевание в странах Древнего Востока.
|
2
|
2
|
2
|
6
|
3.
|
Врачевание и медицина античного Средиземноморья.
|
2
|
2
|
2
|
6
|
4.
|
Медицина Раннего (V-Х вв.) и Классического (ХI-ХV вв.) Средневековья.
|
2
|
4
|
3
|
9
|
5.
|
Медицина Позднего Средневековья (ХV-ХVII вв.).
|
2
|
4
|
3
|
9
|
6.
|
Медико-биологическое направление в медицине Нового времени.
|
2
|
4
|
3
|
9
|
7.
|
Клиническая медицина Нового времени.
|
3
|
6
|
4,5
|
13,5
|
8.
|
Медицина ХХ столетия
|
3
|
6
|
4,5
|
13,5
|
5.4. Лекции
№ п/п
|
Название тем лекций С
|
Объем по семестрам
|
II
|
1.
|
Введение: история, культура, медицина. Врачевание в первобытном обществе.
|
2
|
2.
|
Врачевание в странах Древнего Востока
|
2
|
3.
|
Медицина античного Средиземноморья (Древняя Греция, Древний Рим)
|
2
|
4.
|
Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья
|
2
|
5.
|
Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.)
|
2
|
6.
|
Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико–биологическое направление
|
2
|
7.
|
Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): клиническая медицина
|
3
|
8.
|
Медицина Новейшего времени (ХХ столетие): Здравоохранение и медицина в России. основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения
|
3
|
5.5. Практические занятия
№ п/п
|
Название тем практических занятий
|
Объем по семестрам
|
II
|
1.
|
Введение: история, культура, медицина. Периодизация и хронология истории медицины. Источники изучения. Медицина и искусство.
Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание
|
2
|
2.
|
Врачевание в странах Древнего Востока (страны Месопотамии, Древний Египет) Врачевание в странах Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай)
|
2
|
3.
|
Медицина Древней ГрецииМедицина Древнего Рима
|
2
|
4.
|
Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья (Византийская империя, Киевская Русь, халифаты, средневековый Восток)
|
2
|
5.
|
Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) в Западной Европе
|
2
|
6.
|
Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.): эпоха Возрождения в Западной Европе; Московское государство
|
2
|
7.
|
Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.): доколумбовая Америка (майя, ацтеки, инки)
|
2
|
8.
|
Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико–биологическое направление (великие естественнонаучные открытия, анатомия, общая патология, микробиология, физиология)
|
2
|
9.
|
Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико–биологическое направление (великие естественнонаучные открытия, анатомия, общая патология, микробиология, физиология)
|
2
|
10.
|
Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): клиническая медицина (терапевтическое направление); гигиена и общественное здоровье.
|
2
|
11.
|
Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): клиническая медицина (хирургическое направление).
|
2
|
12.
|
Медицина Новейшего времени (ХХ столетие): Здравоохранение и медицина в России
|
4
|
|
Медицина ХХ столетия: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения
|
4
|
5.6. Лабораторные работы не предусмотрены
5.7. Семинары не предусмотрены
5.8. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
|
Всего
24
|
Объем по семестрам
|
II
|
В том числе:
|
|
|
Курсовая работа (написание и защита)
|
12
|
12
|
Самостоятельная подготовка по темам практических занятий
|
12
|
12
|
6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ:
-
Философские основы и история врачевания и медицины одной их цивилизаций Древнего мира (например, Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии, античной Греции, Древнего Рима и др.).
-
Вклад выдающихся ученых-медиков прошлого в развитие медицины (например, Галена, Ибн Сины, Парацельса и др.).
-
Религия и медицина (например, в Западной Европе в период классического Средневековья, в Византийской империи, Халифате и т.п.).
-
Медицина эпохи Возрождения (одного из направлений развития).
-
Медицина доколумбовых цивилизаций Америки.
-
История борьбы с особо опасными инфекциями (например, оспой, чумой или холерой) или современными инфекционными заболеваниями (гепатиты, СПИД и др.).
-
История развития отечественной медицины в определенный период (например, в Древнерусском государстве, Московском государстве, в эпоху Петра I, при Екатерине II и др.).
-
Земская медицина – приоритет России.
-
Становление и развитие медицинского образования в России (на различных этапах истории).
-
Становление медицинского образования в Западной Европе (история университетского образования).
-
История развития одной из медико-биологических наук (например, анатомии, физиологии, патологии, микробиологии, генетики и др. или их выдающихся представителей).
-
Развитие методов обследования и лечения больного (например, термометрии, аускультации и др., а также современных методов – биохимических, УЗИ, КТ, МРТ и др.).
-
История развития одного из направлений медицины (например, акушерства и гинекологии, педиатрии, внутренних болезней, инфекционных болезней, психиатрии, сестринского дела, анестезиологии, отдельных направлений хирургии, трансплантологии и многих других).
-
История жизни и деятельности одного из выдающихся деятелей медицины (например, И.М.Сеченова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, И.П.Павлова, других отечественных и зарубежных ученых).
-
История педиатрии (например, отдельных ее направлений или выдающихся представителей).
-
Становление и развитие гигиены (или одного из ее направлений).
-
История зубоврачевания и стоматологии (или вклад выдающихся ученых в их развитие).
-
История военной медицины. Героизм военных медиков.
-
Не врачи – в медицине (одна из биографий).
-
Опыты врачей на себе (героизм врачей, изучение определенных болезней).
-
Нобелевские премии по физиологии или медицине (история одного открытия).
-
Международный Красный Крест: история становления и деятельность.
-
История Всемирной организации здравоохранения и ее роль в современном мире.
-
История развития медицины и здравоохранения Вашего города, региона, края (или вклад известных ученых, врачей, организаторов здравоохранения).
-
История Вашего высшего учебного заведения или факультета (или его, профессоров, преподавателей и выпускников) в развитие медицины.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература
Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / 9-е изд., стереотип. (гриф Минобразования РФ). — М.: Издательский центр "Академия", 2009. —560 с..
б) дополнительная литература:
Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие. — М.: Медицина, 2008. – 180 с.
Гладких П.Ф., Локтев А.Е. Очерки истории отечественной военной медицины. Служба здоровья в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Под ред Б.Г.Гайдара. – СПб., 2005. – 720 с.
Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. 1849–1936. Ученый. Гражданин. Гуманист. К 150-летию со дня рождения. — М.: Наука, 1999. — 312 с.
Григорьян Н.А. Иван Михайлович Сеченов, 1829-1905. – М.: Наука, 2004. – 362 с.
Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. – М.: ГОУ ВНУМЦ МЗ РФ, 2003. – 320 с.
Кэмбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учебное пособие / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – М.: ГЕОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.
Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. – СПб., СПбПМА, 1998. – 156 с.
Мирский М.Б. Медицина России X-XX веков. — М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОСПЭН), 2005. — 632 с.
Мирский М.Б. История медицины и хирургии: Учебное пособие для студ.. высш. мед. учеб. заведений – М.: Гэотар-Медиа, 2010. – 528 с.
Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины : Для студентов стоматологического факультета. – М.: Вече, 2004. – 248 с.
Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IX-XX вв. Основные направления развития. – М.: МГМСУ, 2008. – 320 с.
Сорокина Т.С. Программа дисциплины История медицины. Для специальностей: 040100 — «Лечебное дело», 040200 — «Педиатрия», 040300 — «Медико–профилактическое дело», 040400 — «Стоматология» / 2-е изд., переработ. и дополн. — М.: Изд-во РУДН, 2003. — 44 с.
Сорокина Т.С. Медицинские профессии: Учеб пособие. – М. Издательский центр "Академия", 2009. —368 с.
Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX века. 2-е изд., доп. — М.: Шико, 2001. — 338 с.
Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете.— М.: Медицина, 2002. — 175 с.
Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. — М.: Вече, 2004. — 168 с.
в) программное и коммуникационное обеспечение (программное обеспечение и Интернет-ресурсы):
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Классы для занятий историей медицины оснащаются компьютерами и проекционной аппаратурой для демонстрации презентаций в PowerPoint, учебных видео- и кинофильмов, а также для использования компьютерных программ контроля знаний студентов.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных разработок, деловых и ролевых игр и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с видными российскими и зарубежными учеными и специалистами, общественными деятелями, работниками культуры и образования.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 30% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).
Разработчик:
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
РУДН
|
Профессор, зав курсом истории медицины
|
Т.С.Сорокина
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |