МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СТОМАТОЛОГИЯ |
МОДУЛЬ «ПАРОДОНТОЛОГИЯ»
|
|
|
Для студентов обучающихся по:
|
|
специальности
|
«Стоматология»
|
|
|
|
|
Форма обучения
|
очная
|
|
|
|
Москва
2011 г.
|
VI – 1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ПАРОДОНТОЛОГИЯ»
Цель – подготовка врача стоматолога, способного оказать амбулаторно-поликлиническую помощь пациентам с заболеваниями пародонта.
Задачи модуля:
- приобретение теоретических знаний в области пародонтологии;
- изучение современных аспектов этиологии и патогенеза заболеваний пародонта;
- изучение особенностей обследования пациентов с заболеваниями пародонта;
- овладение основами диагностики и лечения заболеваний пародонта;
- ознакомление с осложнениями при лечении заболеваний пародонта и с методами их устранения;
- ознакомление с принципами организации и работы клиники пародонтологии;
- ознакомление с принципами профилактики инфекции на пародонтологическом приеме, создания благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;
- изучение порядка оформления медицинской документации при ведении пациентов на пародонтологическом приеме;
- формирование практических умений, необходимых для самостоятельной работы врача-пародонтолога в условиях амбулаторно-профилактического учреждения по оказанию населению пародонтологической помощи с соблюдением основных требований врачебной этики и деонтологических принципов;
- изучение системы объективных критериев оценки эффективности и безопасности современных методов лечения заболеваний пародонта;
- формирование практических умений к самостоятельному поиску и применению знаний по вопросам лечения заболеваний пародонта, использования с этой целью международных систем и баз данных, позволяющих получать и внедрять в клиническую практику современную информацию в области пародонтологии;
- формирование у студентов навыков составления комплексного плана лечения заболеваний пародонта с учетом хирургического этапа;
- ознакомление с современными методами хирургического лечения патологии пародонта;
- освоение основных и дополнительных методик хирургического вмешательства на тканях пародонта;
- формирование у студентов навыков коллегиального ведения пациентов с патологией пародонта. Определение необходимости привлечения специалистов смежных специальностей и объема необходимого вмешательства;
- ознакомление студентов с современными остеопластическими материалами, применяемыми для повышения эффективности хирургического лечении заболеваний пародонта;
- основные ошибки и осложнения, возникающие при хирургическом лечении заболеваний пародонта и методы их профилактики и устранения;
- изучение принципов поддерживающей терапии заболеваний пародонта.
В результате освоения модуля «Пародонтология» студент должен:
Знать:
- теоретические основы строения, состояния и функционирования тканей пародонта в норме и при патологии;
- этиологию и патогенез заболеваний пародонта, действующую классификацию заболеваний пародонта (МКБ-10);
- тактику клинического обследования пациентов с патологией пародонта, диагностический алгоритм и стандарты обследования при проведении диспансерного наблюдения пациентов, страдающих заболеваниями пародонта;
- принципы и методы комплексного амбулаторного лечения, включающего консервативные мероприятия и хирургические вмешательства на пародонте, реабилитации и профилактики заболеваний пародонта;
- должностные обязанности и права врача по оказанию неотложной помощи;
- оперативную, учетно-отчетную документацию;
- контингенты, подлежащие диспансерному наблюдению;
- нормативы при диспансеризации, диспансерные группы учета;
- правила выписывания рецептов и приема лекарственных препаратов, применяемых для лечения заболеваний пародонта;
- контроль за качеством лечения;
- методы и средства нехирургического лечения пациентов с патологией пародонта;
- основные ошибки, возникающие при нехирургическом лечении патологии пародонта, и методы их профилактики и устранения;
- принципы коллегиального ведения пациентов с заболеваниями пародонта с врачами смежных специальностей;
- основные ошибки, возникающие при терапии неотложных состояний в пародонтологии;
- профессиональную этику и деонтологические аспекты лечебно-профилактической работы врача, роль информированного согласия; методы и средства санитарного просвещения;
Уметь:
- оценивать функциональные изменения в тканях пародонта при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах;
- в ограниченное время качественно провести опрос и осмотр пациента и выявить основные объективные данные, подтверждающие диагноз;
- определить минимум необходимых для установления диагноза лабораторных и инструментальных исследований, информативных для установления диагноза;
- интерпретировать полученные результаты лабораторных и инструментальных методов обследования;
- составить план обследования и лечения конкретного пациента с учетом привлечения специалистов смежных стоматологических специальностей;
- выбирать оптимальный вариант консервативного лечения, назначать медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий;
- проводить лечение болезней пародонта с помощью нехирургических методов у пациентов различного возраста;
- выявлять, устранять и предпринимать меры по предотвращению возможных осложнений при лечении болезней пародонта;
- оказывать неотложную помощь при лечении острых процессов в пародонтологии;
- выбирать оптимальный вариант и выполнять необходимый объем хирургических манипуляций на пародонте;
- определять необходимый объем ортопедического и ортодонтического вмешательства у пациентов с патологией пародонта;
- выписать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства, наркотические и приравненные к ним средства;
- пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;
- правильно оформлять документы по экспертизе нетрудоспособности;
- составить программу реабилитации больного;
- проводить диспансеризацию (по основным группам диспансерного наблюдения);
- правильно оформлять документацию, с которой имеет дело врач стоматолог-пародонтолог;
- оказывать квалифицированную помощь при неотложных состояниях пациента в пародонтологии.
Демонстрировать способность и готовность (владеть):
- методами общеклинического обследования пациента и оформления медицинской карты пациента, страдающего патологией пародонта;
- правильным ведением медицинской документации пациента с патологией пародонта;
- оценками состояния общего здоровья;
- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
- алгоритмом развернутого клинического диагноза;
- - основными методами нехирургического лечения заболеваний пародонта;
- подбирать лекарственные средства для общей и местной терапии болезней пародонта;
- методами шинирования зубов, избирательного пришлифовывания;
- методами вскрытия пародонтальных абсцессов;
- оценкой качества оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи пациентам, страдающим патологией пародонта;
- основными методами нехирургического лечения заболеваний пародонта;
- ручными и аппаратными методами снятия зубных отложений;
- подбирать лекарственные средства для общей и местной терапии болезней пародонта;
- методами шинирования зубов, избирательного пришлифовывания;
- основными и дополнительными методами хирургического лечения заболеваний пародонта;
- подбирать остеопластические препараты для направленной регенерации тканей пародонта в зависимости от вида пародонтальных дефектов;
- грамотно использовать хирургическую методику в зависимости от вида хирургического вмешательства;
- средствами и методами реабилитации послеоперационных больных;
- анализом научной литературы и официальных статистических обзоров по современным научным проблемам пародонтологии подготовке информации по выполненной работе.
Объём модуля «ПАРОДОНТОЛОГИЯ» и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Объем по семестрам
|
VIII
|
IX
|
X
|
Аудиторные занятия (всего)
|
114
|
42
|
36
|
36
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Лекции (Л)
|
|
16
|
12
|
12
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
26
|
24
|
24
|
Самостоятельная работа (всего)
|
57
|
21
|
18
|
18
|
В том числе:
|
-
|
|
|
|
Написание истории болезни
|
6
|
6
|
-
|
-
|
Подготовка к семинарам практическим занятиям, работа с литературой (основной и дополнительной), решение ситуационных задач
|
45
|
15
|
12
|
18
|
Написание и защита реферата
|
6
|
-
|
6
|
|
Подготовка к экзамену
|
9
|
-
|
-
|
9
|
Вид промежуточной аттестации
|
|
|
|
экзамен
|
Общая трудоемкость часы
зач. ед.
|
180
5
|
63
|
54
|
63
|
VI – 5.1. Содержание разделов модуля
№ п/п
|
Название раздела
модуля
|
Содержание раздела
|
1
|
Введение в пародонтологию.Этиология и патогенез болезней пародонта
|
Понятие о пародонтальном комплексе, особенности функционирования и биомеханики пародонта. Современный взгляд на этиологию заболеваний пародонта. Патогенетические аспекты развития пародонтальной патологии в свете современных научных исследований. Звенья патогенеза.
|
2
|
Классификация болезней пародонта.
|
Классификации болезней пародонта (МКБ-10 и др.)
Терминология.
|
3
|
Обследование пациента с патологией пародонта
|
Протокол осмотра пародонтологического больного Особенности обследования пациентов с патологией пародонта (определение глубины преддверия полости рта, характеристика прикрепления уздечек губ и языка, оценка состояния десны, измерение глубины пародонтального кармана, краевой рецессии тканей пародонта, определение костных и фуркационных дефектов, размеров потери пародонтального прикрепления).
Методы индексной оценки а) тяжести гингивита, б) пародонтита . Оценка окклюзии, наличия преждевременных контактов зубов, патологической подвижности зубов.
|
4
|
Дополнительные методы диагностики
|
Дополнительные методы диагностики:
а) внутриротовая рентгенография, панорамная рентгенография, ортопантомография, компьютерная томография, др. аппаратные методы обследования
б) исследование состояния сосудов десны, стоматоскопия, капилляроскопия, в) лабораторные исследования – цитология содержимого пародонтального кармана, исследование количественного и качественного состава десневой жидкости, миграция лейкоцитов по М.А. Ясиновскому, микробиологическое и гистологическое исследования. Сущность комплексного обследования больного терапевтом, ортопедом, ортодонтом, а также врачами других специальностей.
|
5
|
*Острый гингивит (К05.0)
Хронический гингивит
(К05.1)
|
Этиология, патогенез. Роль местных и общих факторов в этиологии гингивита. Распространенность, клиника, Дифференциальная диагностика.
|
6
|
*Гингивит язвенный (А69.10)
|
Гингивит язвенный Этиология, патогенез. Роль местных и общих факторов в этиологии гингивита. Распространенность, клиника. Дифференциальная диагностика.
|
7
|
*Пародонтит (К05.2, К05.3)
|
Пародонтит: острый, хронический, обострение хронического, стадия ремиссии, агрессивное течение. Локализованный, генерализованный. Этиология, патогенез, патоморфология.
Клиника, дифференциальная диагностика.
|
8
|
*Утолщенный фолликул (гипертрофия сосочка), гипертрофия десны (К06.1)
|
Этиология, патогенез. Роль местных и общих факторов в развитии гипертрофии десны. Распространенность, клиника Дифференциальная диагностика.
|
9
|
*Пародонтоз (К05.6)
|
Пародонтоз: Этиология, патогенез, патоморфология.
Клиника, дифференциальная диагностика пародонтоза.
|
10
|
*Другие заболевания пародонта (К05.5)
|
Заболевания пародонта с прогрессирующим лизисом пародонта. Особенности клинических проявлений. Опухоли и опухолевидные заболевания пародонта. Особенности клинических проявлений.
|
11
|
*Рецессия десны (К06.0)
|
Этиология, патогенез. Роль местных и общих факторов в развитии рецессии десны. Распространенность, клиника Дифференциальная диагностика.
|
12
|
Составление плана лечения пациентов с патологией пародонта
|
Общие принципы лечения патологии пародонта. Комплексное лечение патологии пародонта. Использование терапевтических, ортопедических, ортодонтических и физиотерапевтических методов в комплексном лечении заболеваний пародонта. Методы иммобилизации подвижных зубов, избирательное пришлифовывание в пародонтологии.
|
13
|
Консервативное лечение воспалительных заболеваний пародонта
|
Основные методы нехирургического лечения гингивита. Консервативный этап в лечении хронического генерализованного пародонтита.
|
14
|
Консервативное лечение пародонтоза, генерализованной рецессии
|
Основные принципы комплексного лечения пародонтоза и генерализованной рецессии
|
15
|
Консервативное лечение других болезней пародонта) идиопатических заболеваний пародонта, опухолеподобных заболеваний пародонта
|
Основные принципы комплексного лечения, консервативный этап.
|
16
|
Современные методы снятия над- и поддесневых зубных отложений. Пародонтологический инструментарий.
|
Методы работы ручными инструментами, звуковые и ультразвуковые скейлеры для снятия зубных отложений. Ирригация пародонтальных карманов. Лазерный кюретаж, фотодинамическая терапия.
|
17
|
Медикаментозная терапия заболеваний пародонта. Местные и общие препараты
|
Классификация фармакологических препаратов, применяемых в пародонтологии, показания, противопоказания и побочные действия фармакотерапии заболеваний пародонта
|
18
|
Неотложные состояния в пародонтологии
|
Диагностика и лечения острых гингивитов, обострение хронического генерализованного пародонтита (пародонтальный абсцесс, нагноение пародонтальной кисты)
|
19
|
Основные методы хирургического лечения болезней пародонта
|
Общие принципы хирургического лечения патологии пародонта. Основные и дополнительные методы хирургических вмешательств на пародонте. Показания и противопоказания к проведению хирургического вмешательства. Критерии эффективности хирургического вмешательства.
|
20
|
Метод направленной регенерации тканей пародонта, остеопластические препараты в пародонтологии
|
Выбор тактики хирургического лечения. Использование хирургического инструментария, шовного материала. Проведение гемостаза. Правила оформления истории болезни.
|
21
|
Дополнительные операции на пародонте
|
Показания к проведению вестибулопластики, френулоэктомии, мукогингивальной пластики. Техника операций, осложнения.
|
22
|
Зубосохраняющие методики.
|
Принципы лечения фуркационных дефектов. Пародонтологические показания к удалению зубов. Эндо-пародонтальные дефекты (тактика пародонтологического лечения).
|
23
|
Основные принципы ортопедического и ортодонтического лечения пациентов с патологией пародонта
|
Выбор тактики ортопедического и ортодонтического лечения патологии пародонта. Составление плана лечения с учетом привлечения специалистов смежных специальностей
|
24
|
Поддерживающая терапия заболеваний пародонта
|
Сроки диспансерного наблюдения пациентов с патологией пародонта. Методы и средства поддерживающей терапии.
|
* - диагноз в соответствии с МКБ-10, действующей на момент разработки программы
VI – 5.2. Разделы модуля и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Название
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
|
№ № разделов данного модуля, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
1
|
Клиническая стоматология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Ординатура по стоматологическим специальностям
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
VI – 5.3. Разделы модуля и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела модуля
|
Л
|
ПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
Введение в пародонтологию. Этиология и патогенез болезней пародонта
|
4
|
4
|
4
|
6
|
2
|
Классификация болезней пародонта.
|
2
|
1
|
1,5
|
4,5
|
3
|
Обследование пациента с патологией пародонта
|
2
|
4
|
3
|
9
|
4
|
Дополнительные методы диагностики
|
2
|
4
|
3
|
9
|
5
|
Острый гингивит (К05.0) Хронический гингивит
(К05.1)
|
1
|
1
|
1
|
3
|
6
|
Гингивит язвенный (А69.10)
|
1
|
2
|
1,5
|
4,5
|
7
|
Утолщенный фолликул (гипертрофия сосочка), гипертрофия десны (К06.1)
|
1
|
1
|
1
|
3
|
8
|
Пародонтоз (К05.6)
|
|
1
|
0,5
|
1,5
|
9
|
Другие заболевания пародонта (К05.5)
|
|
1
|
0,5
|
1,5
|
10
|
Рецессия десны (К06.0)
|
|
2
|
1
|
3
|
11
|
Пародонтит (К05.2, К05.3)
|
4
|
6
|
5
|
15
|
12
|
Составление плана лечения пациентов с патологией пародонта
|
|
6
|
3
|
9
|
13
|
Консервативное лечение воспалительных заболеваний пародонта
|
4
|
6
|
5
|
15
|
14
|
Консервативное лечение пародонтоза, рецессии десны
|
1
|
2
|
1,5
|
4,5
|
15
|
Консервативное лечение других болезней пародонта (идиопатических заболеваний пародонта, опухолеподобных заболеваний пародонта)
|
2
|
2
|
2
|
6
|
16
|
Современные методы снятия над- и поддесневых зубных отложений. Пародонтологический инструментарий.
|
|
6
|
3
|
9
|
17
|
Медикаментозная терапия заболеваний пародонта. Местные и общие препараты
|
4
|
4
|
4
|
12
|
18
|
Неотложные состояния в пародонтологии
|
2
|
2
|
2
|
6
|
19
|
Основные методы хирургического лечения болезней пародонта
|
4
|
6
|
4
|
14
|
20
|
Метод направленной регенерации тканей пародонта, остеопластические препараты.
|
2
|
6
|
4
|
12
|
21
|
Дополнительные операции на пародонте
|
|
4
|
2
|
6
|
22
|
Зубосохраняющие методики
|
|
4
|
2
|
6
|
23
|
Основные принципы ортопедического и ортодонтического лечения пациентов с патологией пародонта
|
2
|
4
|
3
|
9
|
24
|
Поддерживающая терапия заболеваний пародонта
|
2
|
1
|
1,5
|
4,5
|
VI – 5.4. Лекции
№ п/п
|
Названия тем лекций базовой части модуля
|
Объём по семестрам
|
VIII
|
IX
|
X
|
1
|
Введение в пародонтологию. Пародонтология, понятия, терминология. Классификация болезней пародонта. Современные аспекты этиопатогенеза заболеваний пародонта
|
6
|
|
|
2
|
Основные принципы диагностики заболеваний пародонта. Протокол обследования пародонтологического больного.
|
4
|
|
|
3
|
Клиническая картина основных заболеваний пародонта. Дифференциальная диагностика болезней пародонта.
|
6
|
|
|
4
|
Составление плана лечения. Современные методы консервативного лечения заболеваний пародонта.
|
|
4
|
|
5
|
Медикаментозная терапия заболеваний пародонта. Местные и общие препараты
|
|
4
|
|
6
|
Неотложные состояния в пародонтологии. Поддерживающая терапия и диспансеризация пациентов с патологией пародонта
|
|
4
|
|
4
|
Основные принципы хирургического лечения заболеваний пародонта. Выбор метода хирургического вмешательства. Современные остеопластические препараты. Показания и противопоказания. Ошибки и осложнения.
|
|
|
6
|
5
|
Комплексное лечение заболеваний пародонта. Основные принципы ортопедического, ортодонтического, физиотерапевтического лечения патологии пародонта. Поддерживающая терапия.
|
|
|
6
|
VI – 5.5. Практические занятия
№ п/п
|
Название тем практических занятий модуля
|
Объём по семестрам
|
VIII
|
IX
|
X
|
1
|
Обследование пациента с патологией пародонта
|
4
|
|
|
2
|
Дополнительные методы диагностики
|
4
|
|
|
3
|
Острый гингивит (К05.0) Хронический гингивит
(К05.1)
|
2
|
|
|
4
|
Гингивит язвенный (А69.10)
|
2
|
|
|
5
|
Утолщенный фолликул (гипертрофия сосочка), гипертрофия десны (К06.1)
|
2
|
|
|
6
|
Пародонтоз (К05.6)
|
2
|
|
|
7
|
Другие заболевания пародонта (К05.5)
|
2
|
|
|
8
|
Рецессия десны (К06.0)
|
2
|
|
|
9
|
Пародонтит (К05.2, К05.3)
|
6
|
|
|
10
|
Составление плана лечения пациентов с патологией пародонта
|
|
2
|
|
11
|
Основные методы консервативного лечения заболеваний пародонта (скейлинг, лазерный кюретаж, фотодинамическая терапия)
|
|
6
|
|
12
|
Пародонтологический инструментарий. Снятие зубных отложений ручными инструментами, звуковыми и ультразвуковыми скейлерами. Навыки работы, ошибки и осложнения
|
|
6
|
|
13
|
Выбор медикаментозной терапии при различных заболеваниях пародонта. Показания и противопоказания для назначения различных препаратов для фармакокоррекции патологии пародонта. Рецептурная пропись медикаментозных препаратов.
|
|
6
|
|
14
|
Лечение неотложных состояний в пародонтологии. Вскрытие пародонтальных абсцессов и реабилитация пациентов. Правила оформления листка нетрудоспособности.
|
|
4
|
|
15
|
Методика проведения основных хирургических вмешательств.
|
|
|
12
|
16
|
Методика проведения дополнительных хирургических операций на пародонте
|
|
|
6
|
17
|
Классификация костных дефектов, выбор и тактика использования остепластических препаратов
|
|
|
4
|
18
|
Составление плана комплексного лечения патологии пародонта. Необходимость привлечения смежных специалистов. Принципы коллегиального ведения пациентов с патологией пародонта
|
|
|
4
|
19
|
Критерии излеченности заболеваний пародонта. Ведение пациентов в период ремиссии заболеваний пародонта. Принципы диспансеризации пациентов с патологией пародонта
|
|
|
4
|
VI - 5.6. Лабораторные работы не предусмотрены
VI - 5.7.Семинары не предусмотрены
VI – 5.8. Самостоятельная работа
-
Самостоятельная работа
|
Семестры
|
VIII
|
IX
|
X
|
В том числе:
|
21
|
18
|
18
|
Самостоятельная подготовка к занятиям
|
15
|
12
|
18
|
История болезни
|
6
|
-
|
-
|
Реферат
|
-
|
6
|
-
|
VI – 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «ЗАБОЛЕВАНИЯ ПАРАДОНТА» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.Индекс ПМА определяет тяжесть
гингивита*
пародонтита
пародонтоза
парадонтолиза
стоматита
2. Гипертрофический гингивит фиброзной формы дифференцируют с
пародонтитом
фиброматозом*
пародонтозом
герпетическим гингивостоматитом
кандидозом
3. Резорбция межальвеолярных перегородок характерна для заболеваний
гингивита
периодонтита
пародонтита*
пародонтомы
фиброматоза
4. При глубине кармана более 5 мм целесообразно провести
кюретаж
открытый кюретаж
лоскутную операцию*
костную пластинку
гингивотомию
5. Для определения тяжести пародонтита необходимо определить
подвижность зуба
глубину кармана
потерю пародонтального прикрепления*
концентрацию глюкозы в крови
сделать рентгенограмму
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
Пациент 20 лет обратился к стоматологу с жалобами на кровоточивость десны при чистке зубов, неприятный запах из полости рта. Считает себя больным более 10 лет, когда стал обращать внимание на кровоточивость дёсен во время чистки зубов. Проводились осмотры у стоматолога каждые 6 месяцев, лечение зубов по поводу кариеса. При внешнем осмотре: кожные покровы без видимых изменений. При осмотре полости рта: гигиена неудовлетворительная, слизистая оболочка губ, щёк бледно-розового цвета, достаточно увлажнена, без видимых патологических изменений. В области зубов 13 12 11 21 22 23 карманы 3,5 мм. Десну окрасили раствором Шиллера-Писарева.
Вопросы и задания:
1.Назовите группу заболеваний пародонта, к которой может относиться данная патология.
2.Назовите причину патологических изменений десны у этого пациента.
3.Определите индекс ПМА в области зубов 13 12 11 21 22 23.
4.Поставьте предварительный диагноз. Назовите метод диагностики, необходимый для уточнения диагноза.
5.Составьте план лечения.
Ответы 1
1.К группе воспалительных заболеваний пародонта.
2.Причиной патологических изменений десны у этого пациента является микробная бляшка, которая не полностью удаляется с поверхности зубов при их ежедневной чистке.
3.Индекс ПМА а области 13 12 11 21 22 23 равен 66,6(6)%.
4.Предварительный диагноз: хронический локальный пародонтит лёгкой степени в области 13 12 11 21 22 23. Для уточнения диагноза необходимо применить рентгенологический метод исследования – панорамную рентгенографию верхней и нижней челюстей.
5.План лечения:
- удаление зубных отложений;
- коррекция и контроль гигиены полости рта;
- местная противовоспалительная терапия;
- санация полости рта
Задача 2
Пациентка 43 лет обратилась к стоматологу с жалобами на подвижность резцов верхней челюсти, появление щели между зубами, крови во время чистки зубов и припухлость десны, которая в течение последнего года возникала трижды. Стоматолога посещает регулярно 2 раза в год: проводится лечение зубов, удаление зубного камня. Внешний осмотр: кожные покровы без видимой патологии. Осмотр полости рта: слизистая оболочка губ, щёк без патологических изменений. Десневые сосочки и маргинальная десна отёчны, гиперемированы, кровоточат при зондировании. Пародонтальные карманы в области 13 12 11 21 22 23 равны 4-5 мм. Патологическая подвижность 12 11 21 22 соответствует I степени.
Задания
1.Опишите рентгенограмму в области центральных резцов верхней челюсти.
2.Проведите расчёт пародонтального индекса (ПИ по Расселу) с учётом данных рентгенологического исследования.
3.Проведите дифференциальную диагностику и сформулируйте предварительный диагноз заболевания.
4.Составьте план дополнительного обследования.
5.Определите план лечения.
Ответы 2
1.На контактных внутриротовых рентгенограммах в области 11 21 высота межальвеолярной перегородки снижена на длину корней зубов, отсутствует кортикальная пластинка на вершине межальвеоляной перегородки, резорбция альвеолярной кости II степени.
2.Заключение по рентгенограмме: резорбция межальвеолярной перегородки II степени, что соответствует пародонтиту средней степени тяжести.
3.Пародонтальный индекс (ПИ по Расселу) в области 13 12 11 21 22 23 соответствует 6 баллам.
4.Предварительный диагноз: хронический локальный пародонтит средней степени в области 13 12 11 21 22 23.
Учитывая клинические и рентгенологические данные, дифференциальную диагностику следует проводить между гингивитом, пародонтитом лёгкой и тяжёлой степени, пародонтозом, пародонтолизом.
План дополнительного обследования:
- общий клинический анализ крови;
- биохимический анализ крови на содержание глюкозы;
- анализ крови на ВИЧ-инфекцию;
- заключение врача терапевта общего профиля о перенесённых и сопутствующих заболеваниях.
5.План лечения:
- коррекция и контроль гигиены рта;
- местная противовоспалительная терапия;
- шинирования 13 12 11 21 22 23;
- избирательное пришлифовывание зубов верхней и нижней челюстей;
- операция открытый кюретаж в области 13 12 11 21 22 23
Задача 3
Пациент 27 лет обратился к стоматологу с жалобами на подвижность зубов, отсутствие зубов 11 21 31, кровоточивость десны, выделение гноя, боль, неприятный запах из полости рта, частые случаи припухлости десны, которые сопровождаются болью и повышением температуры тела до 37,9 градусов. В анамнезе диабет, уровень глюкозы в периферической крови натощак 7,5 ммоль/л. Внешний осмотр: кожные покровы без видимых изменений, регионарные лимфоузлы не пальпируются. Осмотр полости рта: слизистая оболочка губ, щёк без патологических изменений. Десна в области имеющихся зубов застойно гиперемирована, отмечается гнойное отделяемое из пародонтальных карманов. Пародонтальные карманы 6-9 мм патологическая подвижность зубов I-III степени.
Задания
1.Назовите группы заболеваний пародонта, к которым может относиться данная патология.
2.Назовите данные анамнеза, которые необходимо выяснить для уточнения диагноза.
3.Назовите методы обследования, необходимые для уточнения диагноза. Поставьте предварительный диагноз.
4.Наметьте план лечебных мероприятий.
5.Обоснуйте отдалённый прогноз заболевания.
Ответы 3
1.Данная патология может быть отнесена к группам воспалительных и идеопатических заболеваний пародонта.
2.Для уточнения диагноза необходимо выяснить длительность течения диабета и применения инсулинотерапии.
Предварительный диагноз: хронический генерализованный пародонтит тяжёлой степени, осложнённый частичной вторичной адентией, протекающей на фоне сахарного диабета I типа.
3.Рентгенологическое исследование (панорамная рентгенография верхней и нижней челюстей); общий клинический анализ крови; заключение эндокринолога.
4.План лечения:
- удаление зубных отложений;
- коррекция и контроль гигиены;
- местная противовоспалительная терапия;
- санация полости рта.
5.Отдалённый прогноз заболевания неблагоприятный, что обусловлено:
- возникновением болезни в молодом возрасте;
- быстрой потерей альвеолярной кости;
- ранней потерей зубов;
- патологической подвижностью зубов;
- гипергликемией, ёе осложнениями
Задача 4
Пациент 25 лет обратился с жалобами на сильную кровоточивость десны при чистке зубов. Десна кровоточит с 14 лет, лечился нерегулярно, в последние полгода кровоточивость усилилась. Стоматолог по месту жительства назначил: трихопол по 1 таб. 3 раза в день, супрастин по 1 таб. 2 раза в день, аскорутин по 2 таб. 3 раза в день, инъекции раствора никотиновой кислоты в десневые сосочки. Больной от предложенного лечения отказался и обратился в МГМСУ.
Общие заболевания: детские инфекции, операция — аппендэктомия, тонзиллэктомия. Заключение терапевта после комплексного обследования — здоров. Последние 3 года работает переводчиком, несколько часов в день проводит за компьютером. При осмотре: внешний вид без особенностей. Поднижнечелюстные лимфоузлы слегка увеличены, умеренно болезненны при пальпации, мягкие, подвижные. Слизистая оболочка полости рта бледно-розовая, умеренно увлажнена. Зубы 13—24 и 33—44 скучены, 11—21 — диастема, короткие уздечки верхней губы и языка, мелкое преддверие полости рта. Отек, деформация десневых сосочков, цианоз, продолжительная кровоточивость десны при зондировании у этих зубов. Гипертрофированная десна покрывает коронковую часть зуба до ее середины в области зубов 13—24 и 33—44. У остальных зубов десна гиперемирована, кровоточит при зондировании, гигиена полости рта неудовлетворительная, обилие наддесневого зубного камня. Зубы 16, 28, 35, 44, 47— кариес по 2-му классу. Прикус смешанный. На ортопантомограмме — компактная пластинка вершин межальвеолярных перегородок сохранена.
-
Укажите номера всех правильных ответов
|
1. Гигиеническое состояние полости рта оценивается с помощью индексов
1) Грина-Вермильона*
2) ПИ
3) РМА
4) CPITN
5) ИГ (по Федорову-Володкиной)*
|
2. Для определения распространенности воспаления десны используют индексы
1) CPITN
2) ИГ
3) РМА*
4) ПИ*
|
3. Причина этого заболевания
1) патология прикуса*
2) неудовлетворительная гигиена полости рта*
3) нерегулярное лечение*
4) стресс
5) длительная работа на компьютере
|
4. Для диагностики данного заболевании рентгенологическое исследование
а) показано *
б) не показано
|
5. Это заболевание дифференцируют с хроническим
1) катаральным гингивитом
2) язвенно-некротическим гингивитом в стадии обострения
3) язвенно-некротическим гингивитом в стадии ремиссии
4) генерализованным пародонтитом лёгкой степени*
5) генерализованным пародонтитом средней степени
6) гипертрофическим гингивитом фиброзной формы*
|
6. Это заболевание называется
1) острый катаральный гингивит
2) хронический катаральный гингивит
3) острый язвенно-некротический гингивит
4) острый гипертрофический гингивит, отечная форма
5) хронический гипертрофический гингивит, отечная форма*
6) хронический генерализованный пародонтит легкой степени
7) хронический генерализованный пародонтит средней степени
|
7. Представленная аномалия относится к аномалиям
1) челюстей
2) зубов*
3) зубных рядов
|
8. Диастема относится к аномалии зубных рядов
1) формы
2) последовательности расположения зубов
3) контактов*
|
9. Для постановки диагноза необходима консультация
1) ортопеда
2) хирурга*
3) ортодонта*
4) невропатолога
5) дерматолога
|
10. Лечение кариеса зубов проводится у данного пациента
1) до лечения гингивита
2) после лечения гингивита*
|
11. Укажите правильную последовательность этапов лечения
1) ортодонтическое лечение
2) лечение кариеса
3) операции по пластике уздечек и преддверия полости рта
4) «открытый» кюретаж
5) коррекция гигиены полости рта
6) снятие наддесневых зубных отложений
7) противоотёчная терапия
(5, 6, 7, 4, 3, 2, 1)
|
12. К противоотёчным средствам относят мази
1) ацикловир
2) гепариновую*
3) нистатиновую
4) бутадионовую*
5) солкосерил
|
13. Этому пациенту операции по углублению преддверия полости рта и пластики уздечек
1) показаны*
2) не показаны
|
14. Удаление наддесневого зубного камня проводится в последовательности
1) удаление зубного камня с оральной стороны
2) удаление зубного камня с вестибулярной стороны
3) удаление зубного камня с контактных поверхностей
4) полирование поверхностей зубов
(2, 3, 1, 4)
|
15. Для снятия зубных отложений используют
1) ультразвуковой сканер*
2) рашпили
3) экскаваторы*
4) гладилки
|
16. Методы хирургического лечения этого заболевания
1) гингивэктомия
2) гингивотомия
3) лоскутная операция
4) «открытый» кюретаж*
5) пластика уздечек и преддверия полости рта*
|
17. Установите правильную последовательность этапов операции пластики уздечки верхней губы
1) анестезия
2) декортикация компактной пластинки альвеолярного отростка верхней челюсти
3) разрез слизистой оболочки верхней губы и формирование треугольных лоскутов
4) отсепаровка слизистой оболочки верхней губы
5) наложение швов
(1, 4, 2, 3,5)
|
IV - 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература
Терапевтическая стоматология. Учебник. Часть 2. Болезни пародонта. Под редакцией проф. Г.М. Барера. – М., «Гэотар-Медиа», 2008, 224 с.
Янушевич О.О., Гринин В.М., Почтаренко В.А., Рунова Г.С. Заболевания пародонта. Современный взгляд на клинико-диагностические и лечебные аспекты. Под ред. О.О. Янушевича, М., «Гэотар-Медиа», 2010.160 с.
Терапевтическая стоматология + СD. Национальное руководство. Под ред. Л.А. Дмитриевой, Ю.М. Максимовского «ГЭОТАР-Медиа» 2009. 912 с.
б) дополнительная литература
Терапевтическая стоматология. Учебник под ред. Боровского Е.В. Изд. М. "Медицинскоеинформационное агенство" 2004. 840 с.
Грудянов А.И. Заболевания пародонта М, Медицинское Информационное Агентство, 2009. 336 с
Дмитриева Л.А. Пародонтит М., МЕДпресс-информ, 2007, 504 с.
Рациональная фармакотерапия в стоматологии: Руководство для практических врачей /Под редакцией Г.М. Барера, Е.В. Зорян. – М., Литтера, 2006 г. с 179-203, 235-245.
Стоматология. Запись и ведение истории болезни: Практическое руководство. Афанасьев В.В, Барер Г.М., Ибрагимов Т.И. – М., ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006 г., 320 с.
IV - 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ
Для осуществления учебно-лечебного процесса используются учебные аудитории и лечебные кабинеты, клиники, кафедры пародонтологии, оснащенные специальным оборудованием (стоматологические установки, фантомы, модели) и необходимыми материалами (инструментарий, медикаменты, аппараты для снятия зубных отложений, хирургический лазер, центрифуга для получение обогащенной тромбоцитарной массы). Кабинеты оснащены телевизорами для демонстраций видеофильмов. Учебные аудитории, интерактивное обучение с использованием современных компьютерных технологий
IV - 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Обучение складывается из аудиторных занятий ( 2 ч. в неделю) и самостоятельной работы (1ч. в неделю). Основное учебное время выделяется на практическую работу на фантоме и в клинике по приёму больных. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО необходимо широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций и т.д.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах должен составлять не менее 10% аудиторных занятий.
В свете современной парадигмы практико – ориентированнного образования модернизация учебного процесса требует использование новых педагогических технологий, активных методов обучения, которые позволят обучать студентов не сумме знаний, а способам мышления (теоретическому, диалектическому, логическому анализу, синтезу, системному подходу), развивать творческие способности (умение применять усвоенные знания в любых ситуациях, включая и самостоятельную постановку задачи, а также поиск новых способов решения задач), повышать профессиональное мастерство (свободное осуществление требуемой деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях).
Для освоения дисциплины отдается предпочтение методам активного обучения, позволяющих организовать непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность по ходу учебного процесса. Следует выделить следующие уровни усвоения учебной информации дисциплины «Пародонтология» - от простого знакомства с информацией до ее творческого использования в решении профессиональных проблем:
- Ознакомление с учебной информацией (прослушивание лекций, изучение материальных объектов (фантомов, инструментов, стоматологических материалов), тестовых источников информации (учебников, учебных пособий и др.).
- Выполнение умственных действий (решение задач познавательных, логических, ситуационных клинических, выполнение тестовых заданий).
- Выполнение мануальных действий (на фантомах, моделях, непосредственная работа с пациентами).
- Учебные игры (ситуационно-ролевые, или деловые игры).
Учебно-исследовательская работа (реферирование источников информации, планирование и проведение исследования на практических занятиях, выполнение курсовой работы (курсовая история болезни)
Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию деонтологического поведения, аккуратности, дисциплинированности.
Самостоятельная работа с литературой, написание историй болезни и рефератов, прием пациентов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.
Различные виды учебной деятельности формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии.)
Поделитесь с Вашими друзьями: |