Стоматология – Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СТОМАТОЛОГИЯ
|
МОДУЛЬ «ПРОФИЛАКТИКА И КОММУНАЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»
|
|
|
Для студентов обучающихся по:
|
|
специальности
|
Стоматология
|
|
|
|
|
Форма обучения
|
очная
|
|
|
|
Москва
2011 г.
|
II - 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ПРОФИЛАКТИКА И КОММУНАЛЬНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»
Целью модуля является подготовка врача стоматолога, владеющего знаниями и умениями для проведения профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.
Задачами модуля являются:
- освоение студентами практических умений по выявлению и устранению факторов риска возникновения стоматологических заболеваний;
- освоение студентами методов организации и проведения профилактических мероприятий среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях;
- освоение студентами методов стоматологического просвещения и осуществление мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья;
- приобретение студентами умения проводить эпидемиологическое стоматологическое обследование детского и взрослого населения и планировать программы профилактики;
В результате освоения модуля студент должен
Знать:
-методы регистрации и критерии оценки состояния твёрдых тканей зубов, тканей пародонта, гигиенического состояния полости рта;
- факторы риска и причины возникновения стоматологических заболеваний;
- значение гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний и особенности гигиенического воспитания в различных возрастных группах населения;
- средства ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним;
- методы и средства профилактики стоматологических заболеваний;
- цель, методы и средства стоматологического просвещения, особенности его проведения среди различных групп населения;
- принципы проведения эпидемиологического стоматологического обследование населения: цели, задачи, этапы;
- основы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения;
Уметь:
- регистрировать и оценивать состояние твёрдых тканей зубов, пародонта, гигиены полости рта;
- выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний;
- обучать детей и взрослых правилам гигиенического ухода за полостью рта;
- проводить индивидуальный подбор средств гигиены полости рта;
применять методы и средства профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом уровнях;
- проводить профессиональную гигиену полости рта;
- проводить стоматологическое просвещение населения по вопросам возникновения и предупреждения стоматологических заболеваний;
- проводить эпидемиологическое стоматологическое обследование населения;
- планировать программы профилактики стоматологических заболеваний на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях;
Демонстрировать способность и готовность (владеть):
- определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей;
- определять состояние тканей пародонта с помощью пародонтальных индексов;
- определять распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных;
- определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов;
- осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта;
- демонстрировать различные методы чистки зубов на фантомах;
- обучать методам чистки зубов детей и взрослых;
- проводить контролируемую чистку зубов;
- проводить диагностику и дифференциальную диагностику очаговой деминерализации эмали;
- проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали;
- применять реминерализирующие средства;
- использовать фторидсодержащие растворы;
- покрывать зубы фторидсодержащим лаком, гелем;
- проводить герметизацию фиссур зубов;
- удалять над-и поддесневые зубные отложения, используя ручные, ультразвуковые инструменты;
- проводить беседы (индивидуальные, групповые), лекции с различным контингентом населения по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний;
- проводить «уроки здоровья» в организованных детских коллективах и женских консультациях;
- разрабатывать материалы по стоматологическому просвещению.
II - 4. ОБЪЕМ МОДУЛЯ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Семестры
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
Аудиторные занятия (всего)
|
144
|
72
|
24
|
24
|
24
|
В том числе:
|
-
|
|
|
-
|
|
Лекции (Л)
|
24
|
12
|
4
|
4
|
4
|
Практические занятия (ПЗ)
|
120
|
60
|
20
|
20
|
20
|
Самостоятельная работа (всего)
|
72
|
36
|
12
|
12
|
12
|
В том числе:
|
-
|
|
|
-
|
|
Отработка на фантомах практических умений
|
|
9
|
2
|
2
|
|
Подготовка и написание рефератов
|
|
6
|
2
|
2
|
2
|
Работа с литературой
|
|
6
|
3
|
3
|
4
|
Разработка материалов по стоматологическому просвещению населения
|
|
9
|
3
|
3
|
|
Разработка программ профилактики (написание и защита)
|
|
|
|
|
6
|
Научно-исследовательская работа (НИР)
|
|
6
|
2
|
2
|
|
Подготовка к экзамену
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
Экзамен-балльно-рейтинговая оценка
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость: часы
зачетные единицы
|
216
|
|
|
|
|
6,0
|
|
|
|
|
II - 5. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
II - 5.1. Содержание разделов модуля
№ п/п
|
Название раздела модуля
|
Содержание раздела
|
1.
|
Введение в курс «Профилактика и коммунальная стоматология».
|
Профилактика стоматологических заболеваний. Цель, задачи и методы. Стоматологическая заболеваемость населения. Распространенность и интенсивность кариеса и заболеваний пародонта.
Уровни внедрения профилактики в практическом здравоохранении.
Цель и задачи ВОЗ по профилактике стоматологических заболеваний. Опыт зарубежных стран и России в профилактической и коммунальной стоматологии.
|
2.
|
Индивидуальная гигиена полости рта.
|
Поверхностные образования на зубах и зубные отложения: кутикула, пелликула, зубной налет, зубной камень. Механизм образования зубных отложений, состав, строение, роль в возникновении кариеса и заболеваний пародонта.
Определение гигиенического состояния полости рта по индексам Федорова - Володкиной, Грин – Вермиллиону и др.
Средства гигиены полости рта. Зубные щетки и требования, предъявляемые к ним. Классификация, состав, свойства зубных паст. Абразивность зубных паст. Назначение и способы применения ополаскивателей, эликсиров, зубных нитей, межзубных ершиков, зубочисток, ирригаторов, щеточек для языка, жевательных резинок.
Индивидуальный подбор средств по уходу за полостью рта пациента с учетом возраста и стоматологического статуса.
Методы чистки зубов. Контролируемая чистка зубов и методика ее проведения.
Особенности обучения чистке зубов детей разного возраста и взрослых.
|
3.
|
Факторы риска возникновения кариеса зубов. Кариесрезистентность эмали. Кариесогенная ситуация.
|
Общие и местные факторы риска возникновения кариеса. Значение зубного налета, питания, фторидов и др. в возникновении и развитии кариеса
Факторы, определяющие кариесрезистентность эмали, методы ее оценки.
Значение состава и свойств слюны в процессах де - и реминерализации эмали.
Понятие о кариесогенной ситуации. Оценка и способы ее устранения. Кривая Стефана.
Индексы интенсивности кариеса (КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей).
|
4.
|
Стоматологическое просвещение населения.
|
Цель, методы, средства и формы стоматологического просвещения. Мотивация населения к поддержанию здоровья полости рта. Содержание, особенности и организация проведения стоматологического просвещения в женских консультациях, комнатах здорового ребенка, детских садах, школах, стоматологических поликлиниках. Персонал, участвующий в проведении стоматологического просвещения.
Гигиеническое воспитание населения. Проведение "уроков здоровья», бесед, лекций в организованных детских и взрослых коллективах.
Методы оценки эффективности стоматологического просвещения. Анкетирование населения.
|
5.
|
Профилактика кариеса зубов.
|
Общие методы профилактики кариеса: здоровый образ жизни, закаливание, сбалансированное питание, стоматологическое просвещение, гигиеническое воспитание населения, диспансеризация.
Методы фторидпрофилактики кариеса. Современные представления о механизме действия фторидов.
Эндогенные (системные) методы и средства: фторирование питьевой воды, молока, соли, таблетки фторида натрия. Показания, противопоказания, дозировки, методика выполнения, эффективность применения, опыт за рубежом и в России.
Экзогенные (местные) методы и средства: фторидсодержащие лаки, гели, растворы для полосканий и аппликаций, фторидсодержащие зубные пасты. Показания, противопоказания, техника выполнения, эффективность.
Профилактика фиссурного кариеса. Метод герметизации фиссур зубов. Показания, противопоказания, методики, оценка эффективности. Современные материалы для герметизации фиссур.
|
6
|
Очаговая деминерализация (начальный кариес).
|
Современные представления о механизме де- и реминерализации эмали. Методы выявления очаговой деминерализации эмали: визуальный, инструментальный, витальное окрашивание эмали и др. Профилактика очаговой деминерализации эмали. Реминерализирующие средства, методики применения.
|
7.
|
Профилактика некариозных заболеваний твердых тканей зубов.
|
Факторы риска возникновения флюороза. Оптимальное содержание фторидов в питьевой воде для различных климатических зон. Индивидуальные и коллективные профилактические мероприятия при флюорозе.
Факторы риска возникновения местной и системной гипоплазии эмали. Профилактика гипоплазии.
Профилактика некариозных поражений, возникающих после прорезывания зуба: истирание твердых тканей зуба, эрозии эмали, некроз.
Повышенная чувствительность твердых тканей зуба. Факторы риска возникновения и профилактика повышенной чувствительности зубов.
|
8
|
Профилактика заболеваний тканей пародонта.
|
Общие и местные факторы риска и причины возникновения заболеваний пародонта. Оценка состояния тканей пародонта с применением пародонтальных индексов (CPITN, РМА и др.)
Методы и средства профилактики заболеваний пародонта. Значение гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний пародонта.
|
9.
|
Профессиональная гигиена полости рта.
|
Профессиональная гигиена полости рта и ее значение в профилактике стоматологических заболеваний. Методы и средства профессиональной гигиены. Особенности проведения профессиональной гигиены полости рта в зависимости от возраста и стоматологического статуса пациента.
|
10.
|
Профилактика зубочелюстных аномалий.
|
Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий у детей: эндогенные и экзогенные.
Роль вредных привычек в формировании зубочелюстных аномалий и способы их устранения. Значение нормализации функций жевания, дыхания, глотания, организации питания в грудном возрасте, санации полости рта и носоглотки в предупреждении развития зубочелюстных аномалий у детей. Аномалии развития слизистой оболочки рта - фактор риска возникновения зубочелюстных аномалий. Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий.
|
11.
|
Профилактика стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.
|
Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний. Влияние течения беременности на формирование зубочелюстной системы ребенка.
Программа профилактики стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста.
|
12.
|
Эпидемиология стоматологических заболеваний.
|
Эпидемиологическое стоматологическое обследование населения. Цель, задачи, этапы, методики, регистрация и анализ результатов. Калибровка специалистов, участвующих в обследовании.
Показатели стоматологической заболеваемости. Уровни распространённости и интенсивности кариеса и заболеваний пародонта по критериям ВОЗ.
Оценка уровня стоматологической помощи населению.
Мониторинг стоматологической заболеваемости населения.
|
13
|
Принципы разработки, внедрения и оценки эффективности программ профилактики
|
Этапы планирования программ профилактики.
Ситуационный анализ - основа планирования программ профилактики.
Цель, задачи программы, выбор методов и средств. Персонал, участвующий в выполнении программы, материальное обеспечение. Оценка эффективности программы. Прогнозирование стоматологической заболеваемости.
Уровни внедрения программ: индивидуальный, групповой, популяционный.
Организационные мероприятия по внедрению программы профилактики.
|
14
|
Профилактические мероприятия среди отдельных групп населения.
|
Программы профилактики для рабочих предприятий, связанных с профессиональными вредностями.
Особенности проведения профилактических мероприятий среди пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями (умственные, мануальные), людей, проживающих в условиях неблагоприятной экологии, находящихся в условиях длительной изоляции и др.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |