МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
____________ _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 20.. г.
|
Вводится в действие с"____" ________ 20… г.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
|
ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА
|
|
|
Для студентов обучающихся по:
|
|
специальности
|
Стоматология
|
|
|
|
|
Форма обучения
|
очная
|
|
|
|
Москва
2010 г.
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины - освоение студентами теоретических основ и практических навыков по лучевой диагностике различных заболеваний челюстно-лицевой области.
Задачами дисциплины являются:
- ознакомление студентов с возможностями различных методов лучевой диагностики и их диагностической эффективностью при распознавании различных заболеваний зубо-челюстной системы;
- дать студентам представление об анализе рентгеновских изображений (рентгенограмм, томограмм и др.), компьютерных и магнитно-резонансных томограмм, сцинтиграмм, эхограмм, с последующей формулировкой рентгенологического заключения наиболее часто встречающихся заболеваний;
- ознакомление студентов с нормальной лучевой анатомией челюстно-лицевой области и рентгеносемиотическими признаками заболеваний зубо-челюстной системы;;
- ознакомление студентов с принципами организации и работы в отделениях лучевой диагностики, а также с правилами радиационной безопасности при проведении лучевых исследований;
- ознакомление студентов с тактикой лучевого обследования пациентов при заболеваниях и повреждениях челюстно-лицевой области, при «неотложных состояниях».
- формирование у студентов навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, подготовки рефератов, обзоров по современным научным проблемам в области лучевой диагностики;
- формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, партнерами, пациентами и их родственниками;
- ознакомление студентов с алгоритмом лучевого обследования пациентов с различными заболеваниями челюстно-лицевой области, а также при «неотложных состояниях», связанных с заболеваниями и повреждениями внутренних органов и систем.
- формирование у студентов навыков подготовки пациентов для исследования и оформления направления для его проведения;
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Лучевая диагностика» изучается в шестом семестре, относится к циклу профессиональных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Стоматология.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык);
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);
- в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, пропедевтика внутренних болезней, факультетская терапия, профессиональные болезни, общая хирургия, оториноларингология, офтальмология, медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности, неврология, психиатрия, медицинская генетика, дерматовенерология, акушерство, медицинская реабилитация).
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способен и готов к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способен и готов к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к использованию основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, использованию историко-медицинской терминологии; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; оценить политику государства, проявлять в своем поведении элементы политической культуры (ОК-3);
способен и готов понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей экономической эффективности (ОК-4);
способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способен и готов к письменной и устной коммуникации на государственном языке и владению одним из иностранных языков на уровне бытового общения (ОК-6);
готов и способен использовать методы управления; к организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);
общепрофессиональные
способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК-1);
способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способен и готов анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК-4);
способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);
способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК-6);
способен и готов применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебно-профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);
способен и готов проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц и трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы, в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК- 8);
способен и готов к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
профилактическая деятельность
способен и готов к научно-обоснованному применению современных социально-гигиенических методик сбора и медико-статистическому анализу информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья на уровне различных подразделений ЛПУ стационарного и амбулаторного типа (акушерско-гинекологический, сельский врачебный участок и др.) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК-10);
способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
способен и готов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия, мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);
способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);
диагностическая деятельность
способен и готов к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);
способен и готов анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
способен и готов выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);
лечебная деятельность
способен и готов выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);
способен и готов назначать адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии (лечебное питание, двигательный режим и др.) больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями; к ведению физиологической беременности, приему родов (ПК-20);
способен и готов осуществлять первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, оказывать медицинскую помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21);
способен и готов назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения (ПК-22);
реабилитационная деятельность
способен и готов применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы для занятий физической культурой после перенесенных заболеваний (ПК-23);
психолого-педагогическая деятельность
способен и готов к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях, и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементов здорового образа жизни (ПК-25);
способен и готов к обучению пациентов, членов их семей и общества основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26);
организационно-управленческая деятельность
способен и готов использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации (например, МКБ-10), и т.д., а также документацию для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактических учреждений стационарного и амбулаторного типа (ПК-27);
способен и готов использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности лечебно-профилактических учреждений различного типа по оказанию медицинской помощи населению, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг, оценку качества оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической помощи пациентам, своевременного направления к врачам-специалистам, в том числе к специалистам, осуществляющим реабилитацию (ПК-28);
способен и готов обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала ЛПУ, проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, а также обеспечивать контроль за соблюдением экологической безопасности; (ПК-29);
способен и готов решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять медицинскую документацию, определять необходимость направления больного в БМСЭ (Бюро медико-социальной экспертизы); проводить профилактику инвалидизации различных групп населения, определять показания к занятию спортом (ПК-30);
научно-исследовательская деятельность
способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-31);
способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- этиологию, патогенез, динамику патологических изменений и связанных с ними функциональных расстройств зубо-челюстной системы;
- основные принципы лучевого обследования больных заболеваниями челюстно-лицевой области;
- особенности различных методов лучевой диагностики в выявлении патологии челюстно-лицевой области;
- организацию планового и неотложного лучевого обследования, правила ведения медицинской документации.
- взаимосвязь патологии зубо-челюстной системы с заболеваниями организма в целом;
- о возможностях отечественной и зарубежной техники для диагностики состояния челюстно-лицевой области;
-
основные принципы лучевой терапии злокачественных опухолей;
-
цели и задачи предоперационной, интра- и послеоперационной лучевой терапии;
-
режимы фракционирования дозы излучения во времени;
-
принципы пространственного распределения дозы излучения;
-
основные виды ионизирующих излучений применяемых для лечения злокачественных опухолей;
-
особенности распределения дозы различных видов ионизирующих излучений в тканях;
-
способы облучения больных.
Уметь:
- собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья пациента с заболеванием челюстно-лицевой области;
- проводить расспрос пациента и его родственников, выявлять жалобы, анамнез жизни, анамнез болезни;
- составлять план лучевого обследования зубо-челюстной системы пациента;
- анализировать результаты лучевого обследования пациента;
- ставить предварительный диагноз с последующим направлением к врачу-специалисту при болезнях челюстно-лицевой области;
- решать деонтологические задачи, связанные со сбором информации о пациенте, диагностикой, лечением, профилактикой и оказанием помощи больным с заболеваниями челюстно-лицевой области;
- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой по оториноларингологии - вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач;
- реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента;
-
определить показания к предоперационному, интра- и послеоперационному облучению онкологических больных;
-
определить показания к использованию лучевой терапии как основного метода лечения злокачественных опухолей;
-
выбрать оптимальный режим распределения дозы излучения во времени;
-
установить оптимальный объем облучения;
-
выбрать вид ионизирующего излучения, методику облучения;
-
знать принципы предлучевой подготовки.
Владеть:
- методами работы с учебной и учебно-методической литературой;
- методами и методиками лучевого обследования больных;
- методами анализа результатов рентгенологических исследований, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования и дополнительной информации о состоянии больных.
- алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;
- выполнением основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
4.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Вид учебной работы
|
Всего часов / зачетных единиц
|
Семестр
V
|
Аудиторные занятия (всего)
|
72
|
72
|
В том числе
|
|
|
Лекции (Л)
|
24
|
24
|
Практические занятия (ПЗ)
|
48
|
48
|
Самостоятельная работа (СРС)
|
36
|
36
|
Вид промежуточной аттестации
|
зачет
|
зачет
|
Общая трудоемкость
|
часы
|
108
|
|
зачетные единицы
|
3
|
3
|
5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Название раздела
дисциплины базовой части ФГОС
|
Содержание раздела
|
1.
|
Общие вопросы лучевой диагностики. Методы лучевой диагностики. Физико-технические основы методов лучевой диагностики. Радиационная безопасность. Контрастные средства и сферы их применения.
|
Организация и технология лучевого исследования. Методы исследования. Лучевая диагностика - клиническая дисциплина, разрабатывающая теорию и практику применения излучений в диагностике заболеваний. История развития и физические основы рентгеновского излучения. Основы радиационной защиты. Предметы изучения лучевой диагностики. Рентгенодиагностика, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, радионуклидная диагностика, ультразвуковая диагностика, ангиография и интервенционная радиология. Источники излучений, используемые с диагностической целью. Регламентация лучевых диагностических исследований. Принципы защиты от ионизирующих излучений. Основные методы получения медицинских диагностических изображений. Анализ изображений, компьютерная обработка медицинских изображений. Цифровые технологии получения изображения. Методы искуственного контрастирования внутренних органов. Контрастные средства и сферы их применения. Возможные осложнения.
|
2.
|
Лучевая диагностика заболеваний внутренних органов: лучевая анатомия и семиотика заболеваний костей и суставов, органов грудной клетки, желудочно-кишечного тракта и органов брюшной полости.
|
Костно-суставная система в лучевом изображении. Нормальная лучевая анатомия костно-суставного аппарата. Лучевые методы исследования костно-суставной системы. Лучевая возрастная анатомия костно-суставной системы. Методы лучевого исследования лёгких. Использование компьютерной и магнитно-резонансной томографии, радионуклидные исследования. Лучевая анатомия лёгких. Деление легких на поля и зоны. Долевое и сегментарное строение легких. Лучевые синдромы поражения лёгких. Выявление основных показателей легочной патологии: затемнение или просветление легочного поля или его части, изменение легочного и корневого рисунка. Лучевая анатомия и семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Методы Лучевой диагностики пищевода, желудка, двенадцатиперстной, тонкой кишки, толстого кишечника. Методика и техника искусственного контрастирования органов пищеварения. Лучевая анатомия пищевода, желудка, кишечника. Лучевая диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Методы лучевой диагностики в урологии.
|
3.
|
Методы лучевой диагностики в стоматологии. Радиационная безопасность при рентгеностоматологических исследованиях.
Лучевая анатомия челюстно-лицевой области и лучевая диагностика аномалий зубо-челюстной системы.
|
Методы лучевой диагностики в стоматологии. Рентгенологические методики. Рентгеновская и магнитно-резонансная томографии. Дентальная объемная томография. Радионуклидная и ультразвуковая диагностика в стоматологии. Цифровые технологии. Радиационная безопасность при рентгеностоматологических исследованиях. Методики рентгенологического исследования челюстно-лицевой области. Методики рентгенологического исследования, применяемые в стоматологии: внутриротовые рентгенограммы - контактные, вприкус, интерпроксимальные, снимки с большого фокусного расстояния; внеротовые рентгенограммы, томограммы, зонограммы, радиовизиограммы, панорамные рентгенограммы, ортопантомограммы.
Анатомия и аномалии развития зубов и челюстей. Аномалии числа, положения, формы, величины, сроков прорезывания.
|
4.
|
Лучевая диагностика травматических повреждений челюстно-лицевой области. Лучевая диагностика воспалительных и дистрофических процессов челюстно-лицевой области
|
Лучевая диагностика травматических и воспалительных поражений зубов и челюстей. Рентгенодиагностика кариеса, периодонтитов, заболеваний парадонта, травматических повреждений зубов и челюстей, остеомиелита, одонтогенного гайморита.
Рентгенодиагностика кариеса, рентгенопозитивные и рентгенонегативные пломбировочные материалы. Рентгенодиагностика хронических периодонтитов постоянных и временных зубов (гранулирующего, гранулематозного, фиброзного), заболеваний пародонта (пародонтит, пародонтоз, гистиоцитозы). Лучевая диагностика травматических повреждений челюстно-лицевой области. Основные рентгенологические признаки переломов, прямые и отраженные, открытые и закрытые. Переломы верхней челюсти по Ле Фору. Заживление переломов. Осложнения (травматический остеомиелит, ложный сустав и т.д.). Рентгенодиагностика одонтогенного остеомиелита на разных стадиях развития.
|
5.
|
Лучевая диагностика кист и новообразований челюстно-лицевой области.
| -
Лучевая диагностика опухолевых поражений зубов и челюстей: кист челюстей; одонтогенных опухолей; неодонтогенных доброкачественных (остеома, гемангиома и др.) и злокачественных (рак, саркома) опухолей челюстно-лицевой области. Рентгенодиагностика рака слизистой оболочки полости рта с прорастанием в челюсть, верхне-челюстную пазуху.
|
6.
|
Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез. Лучевая диагностика заболеваний височно-нижнечелюстного сустава.
|
Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез. Диагностика паренхиматозного и интерстициального сиаладенитов, сиалодохита, камней, новообразований слюнных желез. Лучевая диагностика заболеваний височно-нижнечелюстного сустава (артроз, артрит, фиброзный и костный анкилоз).
|
7.
|
Стоматологическая радиология. Стратегия и клинико-биологические основы лучевого лечения опухолей. Технологическое обеспечение лучевой терапии злокачественных опухолей.
|
Хирургический, лучевой и медикаментозный методы лечения злокачественных опухолей. Комбинированное и комплексное лечение. Лазерная и биомагнитная терапия. Классификация опухолей по системе TNM. Кинетика клеточного роста. Опухолевый ангиогенез. Действие ионизирующего излучения на опухоль. Управление лучевыми реакциями нормальных и опухолевых тканей. Физические и химические средства радиомодификации. Показания и противопоказания к лучевому лечению опухолей.
Организация радиологических отделений, кабинетов лучевой терапии. Организация радиохирургического отделения с блоком закрытых источников облучения. Установки для дистанционного облучения (медицинские ускорители, гамма- и рентгенотерапевтические аппараты). Контактный способ облучения — закрытые и открытые источники излучения. Аппликационный метод, внутриполостное и внутритканевое облучение, близкодистанционная рентгенотерапия
|
8.
|
Принципы и методы лучевой терапии злокачественных опухолей.
|
Предлучевой период /психологическая, общегигиеническая, диетическая, медикаментозная подготовка больного. Оформление лечебного плана. Лучевой период формирование лечебного пучка, наведение пучка, симуляторы и сложные конфигурации полей облучения. Реакция организма на лечебное лучевое воздействие: общая реакция, местная лучевая реакции кожи и слизистых оболочек, лучевые реакции других органов. Предупреждение и лечение лучевых реакций. Ранние и поздние лучевые повреждения и их лечение. Послелучевой период - реабилитация больного.
|
|
Название раздела
дисциплины вариативной части
|
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Клиническая патологическая анатомия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Клиническая патологическая физиология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Клиническая фармакология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4
|
Иммунология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Клиническая фармакология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Госпитальная терапия, эндокринология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
7
|
Госпитальная хирургия, детская хирургия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8
|
Фтизиатрия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9
|
Оториноларингология
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10
|
Травматология, ортопедия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
11
|
Судебная медицина
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
12
|
Поликлиническая терапия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ п/п
|
Название раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1.
|
Методы лучевой диагностики. Физико-технические основы методов лучевой диагностики. Радиационная безопасность. Контрастные средства и сферы их применения.
|
3
|
6
|
4,5
|
13,5
|
2.
|
Лучевая анатомия и семиотика заболеваний костей и суставов. Лучевая анатомия и семиотика заболеваний органов грудной полости. Лучевая анатомия и семиотика заболеваний органов желудочно-кишечного тракта.
|
3
|
6
|
4,5
|
13,5
|
3.
|
Методы лучевой диагностики в стоматологии. Радиационная безопасность при рентгеностоматологических исследованиях.
|
3
|
6
|
4,5
|
13,5
|
4.
|
Лучевая диагностика травматических повреждений челюстно-лицевой области. Лучевая диагностика воспалительных и дистрофических процессов челюстно-лицевой области.
|
4
|
6
|
5
|
15
|
5.
|
Лучевая диагностика кист и новообразований челюстно-лицевой области.
|
2
|
6
|
4
|
12
|
6.
|
Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез. Лучевая диагностика заболеваний височно-нижнечелюстного сустава.
|
3
|
6
|
4,5
|
13,5
|
7.
|
Стратегия и клинико-биологические основы лучевого лечения опухолей. Технологическое обеспечение лучевой терапии злокачественных опухолей.
|
3
|
6
|
4,5
|
13,5
|
8.
|
Принципы и методы лучевой терапии злокачественных опухолей.
|
3
|
6
|
4,5
|
13,5
|
5.4. Лекции
№ п/п
|
Название тем лекций
|
Объем по семестрам
|
V
|
1.
|
Ведение в дисциплину. Общие вопросы лучевой диагностики. Методы лучевой диагностики. Цифровые технологии в лучевой диагностике. Радиационная безопасность.
|
3
|
2.
|
Лучевая диагностика заболеваний внутренних органов.
|
3
|
3.
|
Методы лучевой диагностики в стоматологии.
|
3
|
4.
|
Лучевая диагностика заболеваний челюстно-лицевой области.
|
3
|
5.
|
Клинико-биологические основы лучевого лечения опухолей.
|
3
|
6.
|
Принципы и методы лучевой терапии злокачественных опухолей.
|
3
|
5.5. Практические занятия
№ п/п
|
Название тем практических занятий
|
Объем по семестрам
|
V
|
1.
|
Методы лучевой диагностики. Физико-технические основы методов лучевой диагностики. Радиационная безопасность. Контрастные средства и сферы их применения.
|
3
|
2.
|
Лучевая анатомия и семиотика заболеваний костей и суставов. Лучевая анатомия и семиотика заболеваний органов грудной полости. Лучевая анатомия и семиотика заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов брюшной полости и забрюшинного пространства.
|
3
|
3.
|
Методы лучевой диагностики в стоматологии. Радиационная безопасность при рентгеностоматологических исследованиях.
|
4
|
4.
|
Лучевая анатомия челюстно-лицевой области. Лучевая диагностика аномалий зубо-челюстной системы.
|
4
|
5.
|
Лучевая диагностика травматических повреждений челюстно-лицевой области.
|
6
|
6.
|
Лучевая диагностика воспалительных и дистрофических процессов челюстно-лицевой области.
|
4
|
7.
|
Лучевая диагностика кист и новообразований челюстно-лицевой области
|
6
|
8.
|
Лучевая диагностика заболеваний слюнных желез. Лучевая диагностика заболеваний височно-нижнечелюстного сустава.
|
6
|
9.
|
Управление лучевыми реакциями нормальных и опухолевых тканей. Физические и химические средства радиомодификации. Показания и противопоказания к лучевому лечению опухолей.
|
6
|
10.
|
Оформление лечебного плана. Лучевой период формирование лечебного пучка, наведение пучка, симуляторы и сложные конфигурации полей облучения
|
6
|
5.6. Лабораторные работы не предусмотрены
5.7. Семинары не предусмотрены
5.8. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
|
Всего
36
|
Объем по семестрам
|
V
|
В том числе:
|
|
|
Самостоятельная подготовка по темам практических занятий
|
36
|
18
|
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Современные методы лучевой диагностики зубо-челюстной системы.
Значение компьютерной и магнитно-резонансной томографии в диагностике заболеваний челюстно-лицевой области.
Лучевая диагностика заболеваний парадонта.
Алгоритм лучевого обследования в диагностике новообразований слюнных желез.
Принципы лучевой диагностики при неотложных состояниях.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ БОЛЬНЫХ С ОСТРЫМ СИНУСИТОМ НАБЛЮДАЕТСЯ
|
|
гомогенное снижение прозрачности пазухи (+)
пристеночное утолщение слизистой оболочки пазухи
негомогенное снижение прозрачности пазухи
снижение прозрачности пазухи отсутствует
|
СФЕРОЙ ПРИМЕНЕНИЯ ВЗВЕСИ СУЛЬФАТА БАРИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ
|
|
протоков слюнных желез
желудочно-кишечный тракт (+)
мочевыделительная система
сосудистое русло
|
УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА КОСТНЫХ БАЛОК В ЕДИНИЦЕ ОБЪЕМА КОСТИ И ИХ ИСТОНЧЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК
|
|
остеосклероза
деструкции
остеолиза
остеопороза (+)
|
ХАРАКТЕРНАЯ КАРТИНА ПЕРИОСТАЛЬНЫХ НАСЛОЕНИЙ ПРИ ОСТЕОГЕННОЙ САРКОМЕ
|
|
спикулообразная (+)
линейная
слоистая
бахромчатая
|
ВЕРШИНЫ МЕЖЗУБНЫХ ПЕРЕГОРОДОК В НОРМЕ РАСПОЛАГАЮТСЯ НА УРОВНЕ
|
|
средней и нижней третей коронок зубов
верхней и средней третей верхушек зубов (+)
эмалево-цементной границы
средней и нижней третей верхушек зубов
|
ЧТО НЕ ВХОДИТ В ПРОЦЕСС ПРЕДЛУЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ БОЛЬНЫХ
|
|
клиническая топометрия (+)
составление клинического задания на дозиметрическое планирование
измерение лечебных доз
расчет дозиметрического плана
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЗ СЧИТАЕТСЯ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫМ, ЕСЛИ ВЕСЬ ОБЪЕМ ОПУХОЛИ НАХОДИТСЯ В ЗОНЕ
|
|
100 - 90 % изодозы
70 – 60 % изодозы (+)
50 – 30 % изодозы
|
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ не предусмотрены
ВИЗУАЛИЗИРОВАННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ не предусмотрены
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература
Лучевая диагностика в стоматологии: Монография/ А.Ю. Васильев, Ю.И. Воробьев, В.П. Трутень. – М.: Медика, 2007. – 496 с.: ил.
Васильев А.Ю., Воробьев Ю.И., Серова Н.С. и др. Лучевая диагностика в стоматологии: Учебное пособие. – М.: «Геотар-Медиа», 2008. – 176 с.: ил.
Воробьев Ю.И. Рентгенография зубов и челюстей: Учебник. – М.: Медицина, 1989. – 176 с.: ил.
Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология (Основы лучевой диагностики и лучевой терапии): учебник. – М.: Медицина, 2000. – 672 с.: ил.
б) дополнительная литература
Краткий атлас по цифровой рентгенографии: учебное пособие / Под ред. Васильева А.Ю. – М.: Геотар-Медиа, 2008. – 88 с.: ил.
в) программное обеспечение
- компьютерные презентации;
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- сайты учебных центров;
- сайты Высших учебных медицинских учреждений.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Клинические базы с лекционными аудиториями, учебными комнатами; помещения базы кафедры с демонстрацией рентген-техники, презентации, плакаты, видеофильмы, компьютерные программы, набор рентгенограмм, таблицы, мультимедиа, компьютеры, принтер.
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе обучения преподавателями кафедры читаются лекции по наиболее важным разделам лучевой диагностики, проводятся практические занятия, на которых, помимо работы над основным материалом, осуществляются разборы редких и «интересных» клинических случаев. Студенты имеют возможность ознакомления с работой специалистов лучевой диагностики в диагностических подразделениях кафедры.
В плане практических занятий на проверку теоретической подготовки студентов выделяется 10-15% времени. Основное время используется для работы с пациентами, разбора клинических примеров согласно темы. Максимально используется иллюстративно–демонстрационный потенциал кафедры. Соответственно разделам программы знания студентов проверяются текущим и итоговым тестовым контролем.
Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.
Разработчики:
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
МГМСУ
|
ассистент
|
И.В. Иванова
|
Эксперты:
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |