Приложение 3
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний у детей 6 лет
Критерии сформированности экологических знаний:
-
знания о мире животных;
-
знания о растительном мире;
-
знания о человеке;
-
знания о неживой природе.
В целях диагностики данных компонентов экологической воспитанности мы решили использовать один из вариантов методики, разработанной на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Схема изучения знаний о животных.
-
Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?
-
Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
-
Знают ли, как обеспечить уход за животными?
-
Могут ли определить стадии роста и развития животных?
-
Относятся ли животных к живым существам, и по каким признакам?
-
Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?
-
Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».
Методика диагностики. Приготовить картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадии роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».
Беседа по картинкам:
-
Кто это?
-
Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы).
-
Найди модели к этим группам животных.
-
Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
-
Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?
-
Что происходит с птицами зимой, весной, летом?
-
Почему это происходит?
Схема изучения знаний о растениях
-
Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
-
Знают ли органы растений и их функции?
-
Знают ли стадии развития и роста растений?
-
Знают ли их потребности?
-
Знают ли особенности ухода за домашними растениями?
-
Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
-
Относят ли растения к живым существам?
-
Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной группы).
Методика диагностики: Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».
Беседа по картинкам:
-
Назови растение.
-
Где растет?
-
Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
-
Что нужно делать, чтобы растение росло?
-
Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.
-
Почему они любят много света, влаги?
-
Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
-
Почему это происходит?
-
Игра «Путаница».
-
расположи части растений правильно;
-
почему части растений нужно расположить именно так?
-
зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
10. Игра «Подбери модели». Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.
Схема изучения знаний о человеке
-
Знает ли ребенок, как устроен его организм, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно?
-
Для чего нужны человеку глаза? Как ты о них заботишься?
-
Зачем человеку уши? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке?
-
Знает ли ребенок, для чего человеку нужны зубы? Почему они болят? Как надо за ними ухаживать?
-
Знают ли дети, для чего нужен нос? Как ты заботишься о своем носе?
-
Зачем человеку кожа? (Это «броня» организма.) Что угрожает коже? (Загрязнение.)
-
Знает ли ребенок внутренние органы? (Легкие, сердце, желудок, почки, печень.) Какую функцию они выполняют?
-
Знают ли дети, что делает кровь? (доставляет питательные вещества и кислород, удаляя углекислый газ и продукты обмена, включая яды.)
-
Знают ли дети, что скелет – наша опора? Что надо делать, чтобы осанка была правильной?
Методика диагностики: Беседа; рассматривание таблиц, иллюстраций; деловые игры «Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»; разыгрывание ситуаций, рисунки: мальчик занимается спортом, девочка ест, мальчик курит, дети в позднее время сидят у телеэкрана, мальчик чистит зубы, девочка причесывается и др. (показать правильные действия); правила безопасности (на воде, на дороге и т. д.); карточки с изображением продуктов: полезные (укрепляют здоровье) – рыба, кефир, геркулес, морковь, подсолнечное масло, лук, капуста, груши и т. п., неполезные (разрушают здоровье) – фанта, пепси, чипсы, торты, жирное мясо, «Сникерс», шоколадные конфеты и т. п. (можно этикетки от продуктов); опыты.
Схема изучения знаний детей о неживой природе
Вода
-
Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость.)
-
Знают ли дети, где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море)
-
Знают ли дети, для чего мы ее используем?
-
Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки.)
-
Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.)
-
Знают ли дети, что растет в воде?
-
Знают ли дети, кто живет в воде?
-
Кому нужна вода?
-
Знают ли дети, почему воду надо беречь?
Методика диагностики: Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые – вода, белые – льды, снега); опыты с водой; рассматривание рисунков, фотографий водоемов и водных растений, иллюстраций с изображением кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.
Солнце
-
Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда.)
-
Знают ли дети, что солнце – источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи.)
-
Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?
-
Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные.)
-
Знают ли дети, что солнце – источник тепла?
-
Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?
-
Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?
-
Знают ли о роли солнца в жизни человека?
Методика диагностики: Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (Земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть в игру «День-ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условия холода и жары.
Камни, песок, глина
-
Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)
-
Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)
-
Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?
-
Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)
-
Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?
-
Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?
Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.
Почва
-
Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)
-
Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.
-
Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
-
Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?
-
Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?
Методика диагностики: Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в живом уголке, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.
Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)
Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень (8-12 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.
Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
Результаты диагностики ( начало и конец учебного года)
Имя
ребен-ка
|
Уровень сформированности начал экологической культуры
|
Результат диагностики
|
животные
|
растения
|
человек
|
нежив.прир.
|
|
балл
|
уровни
|
балл
|
уровни
|
балл
|
уровни
|
балл
|
уровни
|
балл
|
уровни
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |