Принято на педсовете
|
Утверждаю.
|
Протокол № 1
|
Директор МКОУ «Средняя
|
от 30 августа 2012 г.
|
общеобразовательная школа №24»
|
|
______________Кайшев Ш.С.
|
|
Приказ от 30.08.2012 г. № 188
|
|
|
|
Специальная (коррекционная) общеобразовательная программа начального общего образования
для учащихся с задержкой психического развития
(1-4 классы)
(2-4 классы)
Ст.Суворовская
2012
Содержание
|
Пояснительная записка
|
2-3
|
Принципы коррекционной работы
|
4
|
Направления коррекционно - развивающей работы
|
4-6
|
Характеристика содержания коррекционно-развивающей работы
|
6-7
|
Этапы реализации программы
|
7-9
|
Механизмы реализации коррекционно-развивающей программы
|
9-11
|
Требования к условиям реализации коррекционно-развивающей программы
|
11-12
|
Характеристика детей, с задержкой психологического развития
|
12-14
|
Особенности дететй с задержкой психологического развития
|
14-16
|
Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы
|
16-19
|
Учебный план коррекционно-развивающего обучения
|
19
|
Логопедическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
|
22
|
Кадровое обеспечение образовательного процесса
|
23
|
Пояснительная записка
Тип - общеобразовательная программа
Вид - специальная (коррекционная) общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития
Цель программы:
Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков развития обучающихся, их адаптации к учебной нагрузке и школьным условиям с последующей социализацией.
Задачи программы:
-
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
-
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
-
Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
-
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
-
Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
-
Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг;
-
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном коррекционном классе VII вида по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе. Варьироваться могут степени участия специалистов сопровождения, а также организационные формы обучения.
ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В основе программы коррекционной работы заложены следующие принципы:
-
Системность – системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья; всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
-
Гуманность - вера в возможности каждого ребенка, субъективный позитивный подход.
-
Реалистичность – учет реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
-
Толерантность – безусловное принятие каждого ребенка.
-
Адекватность – право ребенка выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить.
-
Вариативность (гибкость) - изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.
-
Адаптивность – подходы и требования к детям не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а должна ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.
-
Непрерывность помощи ребенку и его законным представителям до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
-
Последовательность.
-
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения или КРО на базе нашей школы.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Направления коррекционной работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают ее содержание.
Диагностическое направление
Особенностями данного направления являются:
-определение актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребёнка («зоны ближайшего развития»);
-определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка;
-своевременное выявление детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе (ограниченными возможностями здоровья),
Данное направление предусматривает проведение комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Коррекционное направление
Основными задачами являются:
-компенсация отклонений в познавательном развитии детей с ЗПР;
- восполнение пробелов предшествующего обучения;
-преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы;
-нормализация и совершенствование учебной деятельности;
- оказание своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования ;
- коррекция недостатков развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;
- формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регуляторных, познавательных, коммуникативных).
Данное направление предполагает реализацию комплексных программ развития в условиях взаимодействия специалистов.
Консультативное направление
Предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребёнка, разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, а также включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач и работу по профилактике вторичных нарушений развития.
Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Просветительское направление
Предусматривает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-аналитическое направление
Обеспечивает взаимодействие специалистов в работе и позволяет:
-
Проводить мониторинг эффективности коррекционного воздействия;
-
корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребёнка;
-
отслеживать и анализировать информацию об интеграции учащихся на массовом обучении.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Диагностическая работа включает:
-
Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи по наблюдениям педагога класса и специалистов, выявление социально-бытовых условий проживания семьи.
-
Раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации:
Диагностика интеллектуального развития, мотивации обучения, произвольности психических процессов, речевых нарушений, выявление типичных затруднений в усвоении ЗУН.
-
Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: обсуждение на ПМПк и принятие решений.
-
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
-
Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
-
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
-
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
-
Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка (плановые ПМПк).
-
Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
-
Выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями, направленных на пробуждение познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей.
-
Организацию и проведение специальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
-
Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
-
Коррекцию и развитие высших психических функций;
-
Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;
-
Социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
-
Выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
-
Консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительная работа предусматривает:
-
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
-
1. Этап сбора и анализа информации – предварительный этап сопровождения ребёнка
(информационно-аналитическая деятельность).
Предварительно собираются начальные сведения о ребёнке и его семье. Выявляются школьники, испытывающие трудности в обучении и поведении; проводится работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка.
Наблюдение, диагностика и обследование ребёнка начинается по запросу родителей (или лиц, их замещающих), либо по запросу любого участника образовательного процесса, контактирующего с данным обучающимся.
Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
-
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительная деятельность).
На данном этапе сопровождения проводится углублённое индивидуальное обследование всеми специалистами, выявленного ребёнка с проблемами в поведении и обучении.
По результатам дифференциальной диагностики определяется уровень актуального развития ребёнка. Каждый специалист составляет индивидуальное заключение, которое выносится на коллегиальное обсуждение ПМПк, где вырабатывается единое представление о характере и особенностях развития ребёнка, определяется общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех коррекционно-развивающих мероприятий, которые помогут ребёнку. Решается вопрос об обязательном обеспечении ребенка c ограниченными возможностями здоровья индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития конкретно взятого ребенка. Обеспечивается единый подход к воспитанию и обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-логопеда, педагога-психолога.
Завершающей частью данного этапа работы является выработка решения консилиума по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребёнка. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом, обеспечение контакта между общеобразовательным учреждением и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с ограниченными возможностями развития.
В ситуации невозможности определить диагноз развития ребёнка он с родителями направляется на районную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). По рекомендации районной ПМПК обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья определяются в специальный (коррекционный) класс VII вида на базе общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития, уже скомплектованный в начале текущего учебного года из детей, также рекомендованных районной ПМПК.
Проводится работа с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей.
Результатом работы на данном этапе является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
-
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
На данном этапе определяется и оценивается адекватность предлагаемых форм обучения возможностям ребенка, состоянию его соматического и нервно-психического здоровья. Проводится целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья в развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об изменениях образовательного маршрута. В случае резкого изменения как состояния, так и условий жизни ребёнка, ситуация также выносится на обсуждение школьного ПМПк.
Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
-
4. Этап регулирования и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
В процессе коррекционно-развивающего обучения педагоги выявляют трудности в усвоении программного материала, а специалисты ПМПК дают динамическую оценку состояния ребёнка и корректируют ранее намеченную программу. По результатам итоговой диагностики при отрицательной динамике развития ставится вопрос о выборе иного типа (вида) образовательного учреждения, который решается на уровне районной ПМПК. По окончанию ребенком начальных классов районная психолого-медико-педагогическая комиссия, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося специального (коррекционный) класс VII вида, рассматривает вопрос о его переводе в общеобразовательное учреждение по месту жительства. В
случае выявления у обучающегося тяжелой формы задержки психического развития рассматривается вопрос о продолжении его обучения в специальном (коррекционном) учреждении.
Результат работы на данном этапе – внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Коррекционно-развивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья выстроено на системном подходе и, будучи индивидуально ориентированным на каждого ребёнка, обеспечивает успешность и качество усвоения знаний. Общее развитие учащихся, решение коррекционно-развивающих задач осуществляется на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов. Задачи определения и организации адекватности предлагаемых форм обучения возможностям ребенка, состоянию его соматического и нервно-психического здоровья решаются школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк), специалисты которого обеспечивают комплексное психолого-педагогическое медико-социальное изучение и сопровождение развития ребёнка.
ПМПк определяет направления коррекционно -- развивающей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, вырабатывает согласованные решения по определению образовательного маршрута ребенка, производит динамическую оценку состояния ребенка и коррекцию ранее намеченной программы, анализирует причины возможной дезадаптации, определяет пути психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации.
Текущие этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формировании навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательной программы, показатели функционального состояния здоровья фиксируются в личной карте обучающегося.
Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Эффективными формами такого организованного взаимодействия являются школьный ПМПк и СППС, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решение вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объединение совместных усилий разных специалистов (психолога, социального педагога, логопеда, врача, педагогов, воспитателей и администрации) позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы конкретного ребенка.
Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума обеспечивает:
-
Многоаспектное рассмотрение причин трудностей в обучении и адаптации к школе;
-
Комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
-
Согласованное воздействие на учебно-познавательную деятельность и эмоционально-личностную сферу учащихся;
-
составление индивидуально-групповых коррекционных программ развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.
Взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе ребёнку, их тесное сотрудничество на разных этапах с ним обеспечивают продуктивность психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность функционирования системы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе напрямую зависит от психологического климата в семье, состояния семьи, стиля семейного воспитания, поэтому организации взаимодействия с родителями отводится первостепенная роль.
Взаимодействие с родителями осуществляется в несколько этапов.
На начальном этапе взаимодействия с родителями наиболее продуктивной формой является индивидуальное консультирование, которое проводится в несколько этапов.
-
установление доверительных отношений с родителями, в том числе отрицающих возможность и необходимость сотрудничества.
-
по итогам всестороннего обследования ребенка.
В доступной форме родителям сообщается об особенностях их ребенка, указываются положительные качества, объясняется, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует особо обратить внимание. Важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их.
-
этап коррекционно-развивающей работы.
На этом этапе родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога, логопеда, педагогов. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.
Анализируются факторы положительной динамики развития осознанной саморегуляции ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
Работа с родителями осуществляется в групповой форме на тематических консультациях, родительских собраниях. Родителям даются специальные рекомендации по организации режима дня, по взаимодействию с детьми, о системе поощрений и наказаний.
Профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами предполагает социальное партнерство.
Социальное партнерство включает:
-
Сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
Сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными об организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
Сотрудничество с родительской общественностью.