Приказ от 30. 08. 2012 г. №188



Скачать 64.37 Kb.
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер64.37 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3

Принято на педсовете

Утверждаю.

Протокол № 1

Директор МКОУ «Средняя

от 30 августа 2012 г.

общеобразовательная школа №24»




______________Кайшев Ш.С.




Приказ от 30.08.2012 г. № 188












Специальная (коррекционная) общеобразовательная программа начального общего образования

для учащихся с задержкой психического развития

(1-4 классы)

(2-4 классы)

Ст.Суворовская

2012

Содержание








Пояснительная записка

2-3

Принципы коррекционной работы

4

Направления коррекционно - развивающей работы

4-6

Характеристика содержания коррекционно-развивающей работы

6-7

Этапы реализации программы

7-9

Механизмы реализации коррекционно-развивающей программы

9-11

Требования к условиям реализации коррекционно-развивающей программы

11-12

Характеристика детей, с задержкой психологического развития

12-14

Особенности дететй с задержкой психологического развития

14-16

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы

16-19

Учебный план коррекционно-развивающего обучения

19

Логопедическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

22

Кадровое обеспечение образовательного процесса

23


Пояснительная записка
Тип - общеобразовательная программа

Вид - специальная (коррекционная) общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития

Цель программы:

Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков развития обучающихся, их адаптации к учебной нагрузке и школьным условиям с последующей социализацией.



Задачи программы:

  1.  Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  2.  Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  3.  Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

  4.  Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

  5.  Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

  6.  Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

  7.  Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг;

  8.  Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

  9.  Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном коррекционном классе VII вида по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе. Варьироваться могут степени участия специалистов сопровождения, а также организационные формы обучения.
ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

В основе программы коррекционной работы заложены следующие принципы:



  1.  Системность – системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья; всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  2.  Гуманность - вера в возможности каждого ребенка, субъективный позитивный подход.

  3.  Реалистичность – учет реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.

  4.  Толерантность – безусловное принятие каждого ребенка.

  5.  Адекватность – право ребенка выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить.

  6.  Вариативность (гибкость) - изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.

  7.  Адаптивность – подходы и требования к детям не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а должна ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.

  8.  Непрерывность помощи ребенку и его законным представителям до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

  9.  Последовательность.

  1.  Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения или КРО на базе нашей школы.



НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Направления коррекционной работы.

Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают ее содержание.

Диагностическое направление

Особенностями данного направления являются:

-определение актуального уровня развития и потенциальных возможностей ребёнка («зоны ближайшего развития»);

-определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка;

-своевременное выявление детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе (ограниченными возможностями здоровья),

Данное направление предусматривает проведение комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.



Коррекционное направление

Основными задачами являются:

-компенсация отклонений в познавательном развитии детей с ЗПР;

- восполнение пробелов предшествующего обучения;

-преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы;

-нормализация и совершенствование учебной деятельности;

- оказание своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования ;

- коррекция недостатков развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

- формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регуляторных, познавательных, коммуникативных).

Данное направление предполагает реализацию комплексных программ развития в условиях взаимодействия специалистов.




Консультативное направление

Предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребёнка, разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, а также включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач и работу по профилактике вторичных нарушений развития.

Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.


Просветительское направление

Предусматривает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


Информационно-аналитическое направление

Обеспечивает взаимодействие специалистов в работе и позволяет:



  1.  Проводить мониторинг эффективности коррекционного воздействия;

  2.  корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребёнка;

  3.  отслеживать и анализировать информацию об интеграции учащихся на массовом обучении.


ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Диагностическая работа включает:

  1.  Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи по наблюдениям педагога класса и специалистов, выявление социально-бытовых условий проживания семьи.




  1.  Раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации:

Диагностика интеллектуального развития, мотивации обучения, произвольности психических процессов, речевых нарушений, выявление типичных затруднений в усвоении ЗУН.

  1.  Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: обсуждение на ПМПк и принятие решений.

  1.  Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

  2.  Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

  3.  Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

  4.  Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

  5.  Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка (плановые ПМПк).

  6.  Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.


Коррекционно-развивающая работа включает:

  1.  Выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями, направленных на пробуждение познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей.

  1.  Организацию и проведение специальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  2.  Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

  3.  Коррекцию и развитие высших психических функций;




  1.  Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;

  2.  Социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.


Консультативная работа включает:

  1.  Выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

  2.  Консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


Информационно-просветительная работа предусматривает:

  1.  Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  2.  Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.



    1. 1. Этап сбора и анализа информации – предварительный этап сопровождения ребёнка

(информационно-аналитическая деятельность).

Предварительно собираются начальные сведения о ребёнке и его семье. Выявляются школьники, испытывающие трудности в обучении и поведении; проводится работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка.

Наблюдение, диагностика и обследование ребёнка начинается по запросу родителей (или лиц, их замещающих), либо по запросу любого участника образовательного процесса, контактирующего с данным обучающимся.

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.



    1. 2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительная деятельность).

На данном этапе сопровождения проводится углублённое индивидуальное обследование всеми специалистами, выявленного ребёнка с проблемами в поведении и обучении.

По результатам дифференциальной диагностики определяется уровень актуального развития ребёнка. Каждый специалист составляет индивидуальное заключение, которое выносится на коллегиальное обсуждение ПМПк, где вырабатывается единое представление о характере и особенностях развития ребёнка, определяется общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех коррекционно-развивающих мероприятий, которые помогут ребёнку. Решается вопрос об обязательном обеспечении ребенка c ограниченными возможностями здоровья индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития конкретно взятого ребенка. Обеспечивается единый подход к воспитанию и обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-логопеда, педагога-психолога.

Завершающей частью данного этапа работы является выработка решения консилиума по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребёнка. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом, обеспечение контакта между общеобразовательным учреждением и специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с ограниченными возможностями развития.

В ситуации невозможности определить диагноз развития ребёнка он с родителями направляется на районную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). По рекомендации районной ПМПК обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья определяются в специальный (коррекционный) класс VII вида на базе общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития, уже скомплектованный в начале текущего учебного года из детей, также рекомендованных районной ПМПК.

Проводится работа с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций специалистов, оказания помощи ребенку в овладении программными требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей.

Результатом работы на данном этапе является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.




    1. 3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

На данном этапе определяется и оценивается адекватность предлагаемых форм обучения возможностям ребенка, состоянию его соматического и нервно-психического здоровья. Проводится целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья в развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об изменениях образовательного маршрута. В случае резкого изменения как состояния, так и условий жизни ребёнка, ситуация также выносится на обсуждение школьного ПМПк.

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.






    1. 4. Этап регулирования и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

В процессе коррекционно-развивающего обучения педагоги выявляют трудности в усвоении программного материала, а специалисты ПМПК дают динамическую оценку состояния ребёнка и корректируют ранее намеченную программу. По результатам итоговой диагностики при отрицательной динамике развития ставится вопрос о выборе иного типа (вида) образовательного учреждения, который решается на уровне районной ПМПК. По окончанию ребенком начальных классов районная психолого-медико-педагогическая комиссия, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося специального (коррекционный) класс VII вида, рассматривает вопрос о его переводе в общеобразовательное учреждение по месту жительства. В случае выявления у обучающегося тяжелой формы задержки психического развития рассматривается вопрос о продолжении его обучения в специальном (коррекционном) учреждении.

Результат работы на данном этапе – внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.


МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Коррекционно-развивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья выстроено на системном подходе и, будучи индивидуально ориентированным на каждого ребёнка, обеспечивает успешность и качество усвоения знаний. Общее развитие учащихся, решение коррекционно-развивающих задач осуществляется на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов. Задачи определения и организации адекватности предлагаемых форм обучения возможностям ребенка, состоянию его соматического и нервно-психического здоровья решаются школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк), специалисты которого обеспечивают комплексное психолого-педагогическое медико-социальное изучение и сопровождение развития ребёнка.

ПМПк определяет направления коррекционно -- развивающей работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, вырабатывает согласованные решения по определению образовательного маршрута ребенка, производит динамическую оценку состояния ребенка и коррекцию ранее намеченной программы, анализирует причины возможной дезадаптации, определяет пути психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации.

Текущие этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формировании навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательной программы, показатели функционального состояния здоровья фиксируются в личной карте обучающегося.

Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Эффективными формами такого организованного взаимодействия являются школьный ПМПк и СППС, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решение вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объединение совместных усилий разных специалистов (психолога, социального педагога, логопеда, врача, педагогов, воспитателей и администрации) позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы конкретного ребенка.

Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума обеспечивает:


  1.  Многоаспектное рассмотрение причин трудностей в обучении и адаптации к школе;

  2.  Комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

  3.  Согласованное воздействие на учебно-познавательную деятельность и эмоционально-личностную сферу учащихся;

  4.  составление индивидуально-групповых коррекционных программ развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.




Взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе ребёнку, их тесное сотрудничество на разных этапах с ним обеспечивают продуктивность психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность функционирования системы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе напрямую зависит от психологического климата в семье, состояния семьи, стиля семейного воспитания, поэтому организации взаимодействия с родителями отводится первостепенная роль.

Взаимодействие с родителями осуществляется в несколько этапов.

На начальном этапе взаимодействия с родителями наиболее продуктивной формой является индивидуальное консультирование, которое проводится в несколько этапов.



  1.  установление доверительных отношений с родителями, в том числе отрицающих возможность и необходимость сотрудничества.

  2.  по итогам всестороннего обследования ребенка.

В доступной форме родителям сообщается об особенностях их ребенка, указываются положительные качества, объясняется, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует особо обратить внимание. Важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их.

  1.  этап коррекционно-развивающей работы.

На этом этапе родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога, логопеда, педагогов. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.

Анализируются факторы положительной динамики развития осознанной саморегуляции ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.

Работа с родителями осуществляется в групповой форме на тематических консультациях, родительских собраниях. Родителям даются специальные рекомендации по организации режима дня, по взаимодействию с детьми, о системе поощрений и наказаний.

Профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами предполагает социальное партнерство.

Социальное партнерство включает:


  1.  Сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  2.  Сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными об организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  3.  Сотрудничество с родительской общественностью.


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека

Скачать 64.37 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница