МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет Институт права Кафедра Уголовное право и криминология 030900.62 Юриспруденция код и наименование направления подготовки, специальности) Уголовно-правовой направленность (профиль) БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему Преступления, совершаемые без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ Студент Лихачев А.Г. ИО. Фамилия) личная подпись) Руководитель дюн, доцент Клименко Т.М. ИО. Фамилия) личная подпись) Допустить к защите Заведующий кафедрой Уголовное право и криминология дюн, доцент Т.М. Клименко ______________ (ученая степень, звание, ИО. Фамилия) (личная подпись) г. Тольятти 2016
2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет Институт права Кафедра Уголовное право и криминология УТВЕРЖДАЮ Завкафедрой Уголовное право и криминология _____________ _Т.М.Клименко_ (подпись) (ИО. Фамилия) «____»___________201_ г. ЗАДАНИЕ на выполнение бакалаврской работы Студент Лихачев Алексей Геннадьевич 1. Тема Преступления, совершаемые без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы – _____________________. Исходные данные к выпускной квалификационной работе Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года, Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1993 года, Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах. 4. Содержание выпускной квалификационной работы Глава 1. Понятие, виды, признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 1.1. Понятие, виды, признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по Российскому законодательству исторический аспект. 1.2 Понятие, виды, признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по зарубежному законодательству. Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых без цели сбыта наркотических средств. 2.1. Объективные признаки преступлений, совершаемых без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ. 2.2. Субъективные признаки преступлений, совершаемых без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ ст. 228 УК РФ. 2.3. Спорные вопросы квалификации иных преступлений, связанных с наркотиками, либо совершенных на почве наркомании (ст. 229, 230 УК РФ. 5. Ориентировочный перечень графического и иллюстративного материала – правовая статистика архивные уголовные дела. 6. Дата выдачи задания «____» ______________ 201___ г. Руководитель выпускной квалификационной работы дюн, доцент подпись) Клименко Т.М. ИО. Фамилия) Задание принял к исполнению (подпись) Лихачев А.Г. (ИО. Фамилия) 3 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский государственный университет Институт права Кафедра Уголовное право и криминология УТВЕРЖДАЮ Завкафедрой Уголовное право и криминология _Т.М.Клименко_ (подпись) (ИО. Фамилия) «____»___________201_ г. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН выполнения бакалаврской работы Студента_Лихачева Алексея Геннадьевича по теме Преступления, совершаемые без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ Наименование раздела работы Плановый срок выполнения раздела Фактический срок выполнения раздела Отметка о выполнении Подпись руководителя Выбор и обоснование темы работы До 15 октября 2015 г. 15.10.2015 Выполнено Подбор библиографии До 15 декабря 2015 г. 15.12.2015 Выполнено Глава 1 С 15 января 2016 г. по 15 марта 2016 г. 15.02.2016 Выполнено Глава 2 15.03.2016 - Введение До 15 апреля 2016 г. 15.04.2016 Выполнено Заключение 15.04.2016 Выполнено Оформление работы До 1 мая 2016 г. 01.05.2016 Выполнено Представление ВКР на кафедру Не позднее 20 мая г. 20.05.2016 Выполнено Руководитель выпускной квалификационной работы дюн, доцент подпись) Клименко Т.М. ИО. Фамилия) Задание принял к исполнению подпись) Лихачев А.Г. ИО. Фамилия)
4 Аннотация Тема бакалаврской работы Преступления, совершаемые без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Объем бакалаврской работы 65 страниц, она содержит 63 источника. Объектом исследования являются общественные отношения, сопутствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта, регулируемые уголовным законодательством России. Предмет исследования - уголовное законодательство России и зарубежных государств, федеральные законы и подзаконные акты, осуществляющие регламентацию правоотношений в исследуемой сфере, материалы правоприменительной практики, научная литература по теме работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы и ее научная разработанность, формулируются цель и задачи исследования, указывается объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, в ней раскрывается понятие, виды, признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, исследуется история российского уголовно-правового регулирования запрета на незаконный оборот наркотиков, анализируется зарубежный опыт уголовно-правовой борьбы с наркоугрозой. Во второй главе проводится исследование объективных и субъективных признаков преступлений, предусмотренных статьями 22, 229, 230 УК РФ, в том числе сложных вопросов квалификации. Заключение содержит основные выводы и предложения, направленные на применение совершенствование правоприменения уголовно-правовых норм, содержащих запрет на незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ, несвязанный сих сбытом.
5 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 6 Глава ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ 1.1. Понятие, виды, признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по Российскому законодательству исторический аспект …………………………………………………………………………. 9 1.2 Понятие, виды, признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по зарубежному законодательству ……………….. 17 Глава 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ БЕЗ ЦЕЛИ СБЫТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ……………………………………………... 22 Объективные признаки преступлений, совершаемых без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ 2.2. Субъективные признаки преступлений, совершаемых без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ. 36 2.3. Спорные вопросы квалификации иных преступлений, связанных с наркотиками, либо совершенных на почве наркомании (ст. 229, 230 УК РФ) ………………..………………………………………………………….. 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 55
6 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Об актуальности темы борьбы с незаконным оборотом наркотиков говорят данные официальной статистики. Так, за первые 4 месяца 2016 года выявлено 76,4 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. При этом сотрудниками органов наркоконтроля выявлено 24,4 тыс. преступлений, сотрудниками органов внутренних дел – 50,3 тыс. преступлений. По сравнению с январем - апрелем 2015 года на 10,9% сократилось число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в тоже время их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, вырос св январе - апреле 2015 года до В ст.ст. 228-233 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) закреплены нормы, запрещающие совершение ряда деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от незаконного приобретения до незаконного культивирования растений, содержащих подобные вещества, или склонения других лиц к их употреблению. Также актуальность и практическую значимость приобретает исследование вопросов квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в связи с реорганизацией государственной системы органов по борьбе сними ликвидацией Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и передача ее функций полиции. В сфере таких изменений приобретает особую значимость повышение квалификации сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие поданной категории уголовных дел. Степень научной разработанности темы. Тема преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, 1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - апрель 2016 года // https://mvd.ru/folder/101762/item/7755683/ 7 освещается в работах ТА. Боголюбовой, Э.Г. Гасанова, Р.Г. Гунарис, В.А. Зелика, Т.М. Клименко, В.А. Кулькова, Л.А. Прохорова, МЛ. Прохоровой, К.И. Сазоновой, Г.В. Середы, ИМ. Середы, В.В. Ткаченко, СВ. Ткаченко, Е.Н. Федик, А.В. Фёдорова, ЕЛ. Харьковского, ЕЮ. Четвертаковой и других учёных. Отдельные аспекты незаконного оборота рассмотрены в исследованиях А.В. Федорова, ЮС. Ромашева, АС. Киреева, Р.М. Каширина, ИЛ. Киреевой, АС. Шурыгина, А.П. Осипова и других учёных. Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования определены общественные отношения, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта, запрещенные уголовным законодательством России. Предметом исследования является уголовное законодательство России и зарубежных государств, федеральные законы и подзаконные акты, осуществляющие регламентацию правоотношений в исследуемой сфере, материалы правоприменительной практики, научная литература по теме работы. Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составила отечественная правоприменительная практика постановления Верховного Суда РФ, а также материалы 56 уголовных дели надзорных производств по уголовным делам по обозначенными смежным составам преступлений, расследовавшимся в 2014 – 2016 годах Следственным управлением Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте, статистические сведения МВД России. Цель и задачи исследования. Основными целями бакалаврского исследования являются изучение объективных и субъективных признаков деяний, предусмотренных ст. 228, 229, 230 УК РФ, рассмотрение спорных вопросов квалификации, исследование проблем правоприменительной практики, разработка практических рекомендаций по их применению. Для достижения указанных целей сформулированы следующие задачи
8 - определение понятия, видов, признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по Российскому законодательству в историческом аспекте - изучение понятия, видов, признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по зарубежному законодательству - характеристика объективных признаков преступлений, совершаемых без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ - характеристика субъективных признаков преступлений, совершаемых без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ - разрешение спорных вопросов квалификации иных преступлений, связанных с наркотиками, либо совершенных на почве наркомании (ст. 229, 230 УК РФ. Поставленные цели и задачи обусловили структуру работы, состоящую из двух глав, объединивших пять параграфов, а также введения, заключения и списка литературы.
9 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ 1.1. Понятие, виды, признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по Российскому законодательству исторический аспект Российская империя столкнулась с проблемой наркомании в конце XIX века. Первая мировая война ввергла страну в распространение кокаина и опиатов. Был зарегистрирован рост преступлений, совершенных под воздействием одурманивающих веществ. Дальнейшее распространение наркотиков заставило монархическую власть принять первый в истории российского государства целевой антинаркотический закон от 07.06.1915 О мерах борьбы с опиумокурением» 1 Этот закон явился прототипом ст. 224 УК РСФСР и ввел такие понятия, как хранение, приобретение и перевозка наркотиков. Впервые годы советской власти незаконный оборот наркотиков представлял особую опасность. Поэтом политические акты в данной сфере были направленна запрет употребления наркотиков. Предписание СНК РСФСР от 31.07.1918 № 7206–7212 О борьбе со спекуляцией кокаином. В соответствии с этим Предписанием, спекуляция наркотиками (кокаином) признавалась самой отвратительной из всех видов спекуляцией, а виновных предписывалось арестовывать. Предписание Совета Народных Комиссаров РСФСР 1918 года О торговле опиумом делало попытку пресечения каналов и источников международного 1 Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1915. Отдел первый. Первое полугодие. № 170. Ст. 1291. 2 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917–1952 гг.). МС наркобизнеса из Ирана через Азербайджан в РСФСР и далее в Сибирь, которая на тот момент была под контролем Колчака, а затем через Киргизию в Китай. 1 В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года не было конкретных составов преступлений, которые бы содержали уголовно-правовые запреты наоборот наркотиков. И только 22 декабря 1924 г. в УК РСФСР была введена статья д, предусматривающая ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт определенных видов наркотиков, а именно кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ. Также предусматривалась ответственность за промысел наркотиков, содержание притонов для их потребления. Изготовление для себя и их потребление уголовным законом не запрещались. В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года были предусмотрены меры социальной защиты в виде принудительного лечения наркоманов, совершивших преступления (ст. 24). Статья 104 УК РСФСР 1926 года была аналогичной по содержанию статье д УК РСФСР 1922 года. В целях дальнейшего упорядочения контроля за оборотом наркотических средств, ВЦИК и СНК СССР приняли Постановление от 23 мая 1928 г. О мерах регулирования торговли наркотическими веществами, которым было запрещено свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона. В 1959–1961 гг. приняты уголовные кодексы союзных республик. Они устанавливали уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконными действиями с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами. В последующем уголовный закон специализировался и ужесточался. 1 Маркова, Л.А. История развития российского уголовного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ в ХХ веке // Проблемы укрепления законности и правопорядка наука, практика, тенденции. С. 240. 2 Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР, 1925. № 5. Ст. 33. 3 Собрание узаконений РСФСР, 1926. № 80. Ст. 600. 4 Собрание законов СССР, 1928. № 33. Ст. 290. 11 В УК РСФСР появились новые составы преступлений, такие как склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических средств. Указ Президиума Верховного Совета СССР № 5928-VIII 243 от 25.04.1974 Об усилении борьбы с наркоманией стал первым на уровне СССР нормативным актом по борьбе с наркопреступлениями. Следующим шагом в создании отечественного антинаркотического законодательства стали два указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.06.1987 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты ССССР» 2 и Президиума Верховного Совета РСФСР № 6462-XI от 29.06.1987 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР. Они вводили весьма жесткие меры (послереволюционных расстрелов, которые позволили охарактеризовать отношение государства к проблеме распространения наркотиков. Впервые появились административная преюдиция, добровольное раскаяние, небольшие размеры наркотических средств. Административная преюдиция распространялась наст КоАП РСФСР и 224, 225 УК РСФСР. В случае совершения административного правонарушения повторно в течение года лицо привлекалось уже к уголовной ответственности. Освобождение от ответственности в случае добровольного раскаяния позволяло правонарушителю, который замешан в приобретении, хранении, перевозке либо пересылке наркотиков, освобождаться от уголовной (примечание к ст. 224 УК РСФСР) и административной (примечание к ст. 44 КоАП РСФСР) ответственности при условии передачи наркотических средств в соответствующие инстанции. Лица, обратившиеся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях также освобождаются от ответственности. 1 Ведомости Верховного Совета СССР, 1974. № 18. Ст. 275. 2 Ведомости Верховного Совета СССР, 1987. № 25. Ст. 354. 3 Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987. № 27. Ст. 961.
12 5 декабря 1991 г. принят Закон РСФСР № 1982-1 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Была ликвидирована ответственность за употребление наркотических средств без назначения врача. Значимым этапом развития отечественного антинаркотического законодательства стало Постановление Верховного Совета РФ от 22.07.1993 № 5494-1 О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Ее главная цель состояла в осуществлении работы по предупреждению роста незаконного оборота наркотиков и последующего их снижения. В 1992 году была начата разработка Федерального закона О наркотических средствах и психотропных веществах. Это было обусловлено отсутствием соответствующего правового регулирования в данной сфере. Принят Федеральный закон 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах 8 января 1998 года 3 В это время вступил в законную силу новый УК РФ (с 01.01.1997) 4 . Его нормы относительно незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ без существенных изменений перекочевали из УК РСФСР 1960 года. Был лишь расширен предмета преступлений, к которым примкнули психотропные вещества, а также введен состав вымогательства наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) 5 Масштабная реформа законодательного обеспечения борьбы с незаконным оборотом наркотиков была проведена в 2003 году. Так, Указом Президента РФ от 06.06.2003 № 624 Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ был создан специальный государственный ор- 1 Ведомости СНД и ВС СССР, 1991 № 52. Ст. 1867. 2 Ведомости СНД и ВС РФ, 1993. № 32. Ст. 1265. 3 Собрание законодательства РФ, 1998. № 8. Ст. 219. 4 Собрание законодательства РФ, 1996. № 25. Ст. 2954 5 Воронин, МЮ. Проблемы законодательного регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков учеб.-метод. пособие. М ВНИИ МВД России, 2006. С. 21. 13 ган по нормативно-правовому регулированию и контролю за оборотом наркотиков на территории РФ. Согласно изменениями дополнениям, внесенным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах, органам наркоконтроля были предоставлены специальные полномочия в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ ив области противодействия их незаконному обороту Одним из первых шагов на пути становления современного российского антинаркотического законодательства стал Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ О приведении УПК РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, которым изменено наименование статьи 6.8 Ко- АП РФ и приведена новая редакция диспозиции указанной статьи, ужесточена административная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. В 2003 году Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации были предусмотрены составы уголовно-наказуемых деяний в виде незаконного оборота аналогов наркотических средств и психотропных вещества также появились альтернативные наказания за нарушение ст. 228 УК РФ. Значительные изменения были внесены в российское антинаркотическое законодательство в период с 2006 по 2007 год. Так, Федеральный закон от 5 января 2006 г. № 11-ФЗ наделил Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и ФЗ О противодей- 14 ствии терроризму в УК РФ введена глава 15.1 Конфискация имущества. Она восстановила исключенный ранее институт конфискации имущества. В 2008 году российскими законодателями была предпринята попытка придать новое качественное развитие реализации государственной антинаркотической политики. С принятием Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 136-ФЗ были созданы правовые основания для обеспечения беспрепятственного и оперативного вывоза лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в целях оказания гуманитарной помощи иностранным государствам. С принятием Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 177-ФЗ утратил свое значение единый Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, как не соответствовующий требованиям международного законодательства. 2010 год также был ознаменован совершенствованием нормативного правового регулирования вопросов, связанных с противодействием незаконному обороту наркотиков. В частности, впервые в отечественной юриспруденции институт административного выдворения иностранных граждан за пределы России стал применяться не только за совершение миграционных правонарушений, но и за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков. Важное значение имеет и такой программный документ, как Указ Президента России от 9 июня 2010 г. № 690 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. В нем даются обоснование и характеристика современных проблем наркотизации населения. Принятие 7 декабря 2011 г. Федерального закона № 420-ФЗ стало первым шагом на пути создания в Российской Федерации системы альтернативного уголовному наказанию лечения для больных наркоманией лиц, совершивших преступления небольшой тяжести. Названный Закон дополнил УК РФ новой статьей 82.1, установившей, что лицам, впервые осужденным за совершение преступле-
15 ний, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 ист УК РФ, и изъявившим желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, может быть отсрочено реальное отбывание наказания до окончания курса лечения. В рамках повышения эффективности нормативного правового обеспечения антинаркотической деятельности Федеральным законом от 1 марта 2012 года № 18-ФЗ была заменена двухступенчатая система дифференциации уголовной ответственности за совершение незаконного оборота наркотиков на трехступенчатую (значительный, крупный и особо крупный размеры. А также введено новое отягчающее обстоятельство - совершение преступления с использованием наркотических средства также психотропных и сильнодействующих веществ. Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ дополнил УК РФ новой ст. 234.1 Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, дополнив таким образом инструментарий для борьбы правоохранительных органов с лицами, осуществляющими незаконный оборот потенциально опасных психоак- тивных веществ. Подводя итог проведенному анализу изменений российского законодательства, направленного на обеспечение антинаркотической безопасности, важно подчеркнуть, что эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков во многом зависит от оперативности принятия адекватных складывающейся наркоситу- ации законодательных решений. Таким образом, история развития российского антинаркотического законодательства за последние сто лет свидетельствует, что в течение всего указанного времени прослеживается наступательность в борьбе с распространением наркотиков. Наиболее стремительное развитие отечественного антинаркотического законодательства имело место в е годы прошлого века. В х годах ХХ века в Российской Федерации создана и действует система уголовно-правовых мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 16 Действующее законодательство не содержит определения понятия «нарко- преступление, и теми, кто использует это понятие, в него вкладывается различное содержание 1 Одним из наиболее приемлемых представляется определение наркопре- ступления, предложенное А.В. Федоровым 2 . Он рассматривает наркопреступле- ния прежде всего в узком понимании этого термина как преступления, заключающиеся в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, наркосодержащих растений и их частей или связанные с таким оборотом, а также в нарушении правил их оборота. С позиции уголовного права такой подход к определению наркопреступлений вполне логичен. С позиции криминологии он может быть шире, относя к наркопреступлени- ям, в частности, преступления, совершенные в состоянии наркотического опьянения в целях получения средств для приобретения наркотиков. Т.М. Клименко определяет незаконный оборот наркотиков с двух позиций. В широком смысле под ним понимает оборот, осуществляемый в нарушение действующего законодательства, а в уголовно-правовом (узком) смысле – конкретные виды преступных деяний, осуществляемых физическими лицами, достигшими возраста уголовной ответственности, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством Российской Федерации. 3 Таким образом, в систему преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков входят 1. Непосредственно незаконный оборот наркотиков и их аналогов, а именно преступления, предусмотренные ст. 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 229, 229.1, 230, 231, 232, 233, 234.1 УК РФ. 1 Мурашов Н.Ф. К вопросу о предмете наркопреступления по уголовному законодательству России // Наркоконтроль. 2013. № 3. С. 14. 2 Федоров А.В. Наркокриминология как одно из направлений криминологии // Наркоконтроль. 2013. № 1. С. 7. 3 Клименко Т.М. Проблемы противодействия наркопреступности, наркотизму и наркомании в Российской Федерации (вопросы теории и практики. Дисс. докт. юрид. наук. Волгоград, 2008. С. 38.
17 2. Преступления, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих вещес, а именно преступления, предусмотренные ст. 226.1, 234. 3. Преступления, направленные на обеспечение незаконного оборота наркотиков (если они сопряжены с совершением преступлений, предусмотренных ст.ст. 228 – 233 УК РФ, а именно преступления, предусмотренные ст. 316, 174, 174.1, 209, 210. Общим признаком, объединяющим все перечисленные преступления, является совершение их в целях незаконного оборота наркотиков вне зависимости оттого, были ли наркотические средства, их аналоги или прекурсоры предметом преступления. 1.2. Понятие, виды, признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по зарубежному законодательству Мало стран имеют длительный исторический опыт борьбы с наркоманией. Эта проблема приобрела значимые масштабы только в ХХ веке. А в некоторых странах и вообще только несколько десятилетий назад. Мировая практика дает порой принципиально разные подходы к борьбе с наркопреступлениями. 1 Все государства по характеру принимаемых мера также направленности уголовной политики возможно дифференцировать на две группы западные и восточные страны. В западную группу входят в основном европейские государства. Среди них выделяются государства с наиболее либеральным законодательством и те, где законодательство более сбалансированно и дифференцированно. 1 Чернигин И.С. Уголовная политика зарубежных стран в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Нижегородской правовой академии. 2014. № 3. С. 113.
18 Наиболее либеральными к незаконному потреблению и обороту являются Германия, Нидердланды, Италия, Испания, Швейцария. Характерной чертой их политики является суровое наказание за оборот жестких наркотиков (ЛСД, героин, кокаин, опий) и низкий уровень ответственности (а порой и полное ее отсутствие) за оборот мягких наркотиков (марихуана, гашиш) 1 В Голландии не предусмотрена уголовная ответственность за изготовление, переработку, хранение мягких наркотических средств и психотропных веществ для личного потребления в незначительных количествах В Дании, Германии, Италии, Швейцарии и Австрии отстсвтует ответственность за употребление наркотиков. В Бельгии, Испании и Люксембурге существует запрет на употребление наркотиков в общественных местах. За такие действия наступает административная ответственность. Комитет ООН поддерживает идею с либерализацией контроля за оборотом наркотиков. Впервые ее высказал американский социолог Альфред Р. Линдесмит. По его мнению ограничения наоборот наркотиков вызывают развитие их нелегального рынка и стимулируя преступность Однако практическая реализация указанных идей не всегда дает положительный эффект. Так, к примеру, Швеция освободила от уголовной ответственности незаконное употребление наркотиков, а также разрешила выдачу по рецептам бесплатных терапевтических доз наркотических средств и психотропных веществ. Был установлен допустимый размер. В первый же год реализации либеральной политики число наркозависимых увеличилось вдвое. Швейцария в 1986 году открыла экспериментальный парк для наркозависимых, в котором выдавались бесплатные шприцы (до 15 тыс. вдень. Через 5 лет в данном парке зафиксировали 78 смер- 1 Жилина НЮ. Особенности международно-правового предупреждения и борьбы с наркопре- ступностью, наркотизмом и наркоманией // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 11. С. 110. 2 Уголовный кодекс Голландии. СПб.: Юридический центр Пресс, 2011. 3 Борьба с распространением наркотиков в США // Борьба с преступностью за рубежом, 1992. № 4.
19 тельных случаев (рост в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, в результате чего парк закрыли. 1 В результате отмены в штате Орегон (США) в 1973 году ответственности за хранение марихуаны, количество лицее употребляющих выросло на 6%. Реализация либеральных мер и их последствия привели к последующему ужесточению государственной политики. К государствам второго типа западной группы относятся те, где установлена уголовная ответственность за употребление наркотических средств. Таковыми являются Франция, Швеция. Запрет на хранение наркотические средств установлен Испанией, Италией, Швецией, Исландией. Так, Швеция признав либеральную политику неэффективной с 1978 года ввела рестриктивную систему контроля. Не является наказуемым незаконное хранение одной дозы наркотиков при условии, что в отношении данного гражданина преступление выявлено впервые. При повторном пресечении оборота наркотиков наступает ответственность в зависимости от тяжести совершенного. Такая схема исторически стала самой эффективной в Европе. 2 Принципиально иной подходу стран восточной группы. В Китае, Японии, Египте, Иране, Таиланде, ОАЭ политика направлена на ужесточение уголовной ответственности. Так, Япония после окончания Второй мировой войны столкнулась с эпидемией амфетаминовой наркомании. В 1954 году было зарегистрировано около 2 млн. жителей злоупотреблявших амфетамином. Для борьбы была введена уголовная ответственность за хранение и употребление без цели сбыта наркотических средств и принудительное лечение. Эти меры привели к сокращению наркозави- симых до 550 тыс. в 1955 г, 32 тыс. в 1956 г. ив г 1 Классен АН, Евдокимова ДН. Тенденции развития зарубежного законодательства об ответственности за преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотических средств // Проблемы права, 2012. № 7. 2 О борьбе с алкоголизмом и наркоманией в Швеции // Борьба с преступностью за рубежом, 1993. № 3. 3 Классен АН, Евдокимова ДН. Указ соч. 20 Аналогично Китай насчитывал к 1950 году около 20 млн. потребителей наркотиков. Была введена смертная казнь запродажу наркотиков, а также исправительные лагеря и принудительное лечение – за хранение и употребление. Эффектом стало уменьшение числа наркоманов в геометрической прогрессии. Фактически репрессии коснулись лишь 10 % наркозависимых. Остальное число сокращалось за счет профилактического воздействия уголовно-правовых мер. В настоящее время политика в отношении незаконного оборота наркотиков в указанных странах смягчена 1 В Иране, Сингапуре, Египте предусмотрена смертная казнь, телесные наказания, длительное лишение свободы в том числе и за хранение для личных целей. Анализ динамики зарубежного законодательства по борьбе незаконным оборотом наркотиков приводит к следующему выводу чем более тяжелая складывается ситуация с наркоманией, тем более жесткие меры принимаются, и наоборот. Однако чрезмерный либерализм в вопросах уголовной ответственности за наркопотребление влечет за собой его увеличение. Анализ международного опыта показывает, что рациональней всего применение рестриктивных мер, смягчающих наказание (ноне исключающих его) вот- ношении молодых наркопотребителей и увеличивающих его в отношении торговцев. Таким образом соблюдается баланс прав и свобод человека и гражданина и защиты общества от наркомании. Для российской уголовной традиции приемлемым путь с послаблением антинаркотического законодательства назвать нельзя. Однако и чрезмерные карательные меры к лицам, привлекаемым к ответственности за приобретение, хранение, перевозку наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта не будут отвечать целям справедливости наказания. Следует согласиться с выводами, изложенными в диссертационном исследовании Т.М. Клименко о том, что основной фронт борьбы с наркоманией в 1 Халльберг Т. Япония – страна исчезнувших наркоманов // www.narkotiki.ru/mir_5726.html
21 нашей стране лежит в криминологической плоскости – в стимулировании снижения потребления и пропаганде здорового образа жизни. 1 Также характеризуя международный опыт регулирования вопросов уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков, стоит отметить институт уголовной ответственности юридических лиц. Указанная проблематика приобрела достаточную актуальность ив России. Так, к примеру, 23 марта 2015 г в Государственную Думу внесен законопроект за № 750443-6 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц» 2 В настоящее время административная ответственность юридических лиц уже предусмотрена за совершение ряда административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков. Как правило правонарушения юридических лиц выявляются при расследовании уголовных дел в отношении физических лиц, которые, в свою очередь, совершали противоправные деяния от имени или в интересах соответствующих юридических лиц. Соответственно, расследовать содеянное необходимо в рамках единого процесса для повышения его эффективности. Это позволит, в частности, повысить качество доказательств, собираемых при рассмотрении дел об административных правонарушениях. 3 Таким образом, по результатам рассмотрения в первом чтении проекта Федерального закона 750443-6 следует при его доработке включить в перечень статей, которыми устанавливается уголовная ответственность юридических лиц, и наркопреступления, предусмотренные статьями 228, 228.1, 229.1 УК РФ. 1 Клименко Т.М. Клименко Т.М. Проблемы противодействия наркопреступности, наркоти зму и наркомании в Российской Федерации (вопросы теории и практики. Дисс. докт. юрид. наук. Волгоград, 2008. С. 353-354. 2 https://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=750443-6 3 Фёдоров А.В. Об уголовной ответственности юридических лиц за наркопреступления: зарубежный опыт и российские перспективы // Антинаркотическая безопасность. 2015. № 1. С. 10- 11. 22
Поделитесь с Вашими друзьями: |