Основная образовательная программа начального общего образования
государственного общеобразовательного казенного учреждения
«Кировский физико-математический лицей»
(начальная школа)
на 2011 – 2012 уч.год
(Стандарты от 06.10.2009 г., приказ № 373
Министерства образования и науки Российской Федерации)
Содержание.
-
Пояснительная записка.
-
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
-
Базисный учебный план начальной школы.
-
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
-
Программы отдельных учебных предметов.
-
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
-
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
-
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
-
Пояснительная записка.
Цель. Создание условий, при которых в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносит соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
-
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.
Планируемые результаты:
-
обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
-
являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, - овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т.е. служащий основой для последующего обучения.
Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
* определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
* определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
* выделения основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень усвоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся.
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующих планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.
Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
-
Учебный план КОГОКУ «КФМЛ» для 1-2 классов
Пояснительная записка.
Учебный план Кировского областного государственного общеобразовательного казенного учреждения “Кировский физико-математический лицей” – нормативно-правовой документ, устанавливающий объемы учебного времени, отводимого на освоение основных общеобразовательных программ по ступеням общего образования.
Учебный план лицея составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373. Учебный план разработан согласно Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Учебный план лицея, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.
Учебный план лицея определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. В нем сохранена вся номенклатура образовательных областей и компонентов.
Содержание образования на ступени начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
В обязательную часть учебного плана лицея входят учебные предметы, входящие в обязательные предметные области, такие как: Филология (Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык), Математика и информатика (Математика), Обществознание и естествознание (Окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России (Основы духовно-нравственной культуры народов России), Искусство (Музыка, Изобразительное искусство), Технология (Технология), Физическая культура (Физическая культура). Учебный план регламентирует распределение этих предметов и учебное время, отводимое на их изучение, по классам обучения,
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
-
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-
готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
-
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
При организации образовательного процесса в лицее учебная деятельность может быть организована в различных формах: уроки, уроки – проекты, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры народов России, музыке, изобразительному искусству, технологии, физической культуре, приведены в разделе «Рабочие программы отдельных учебных предметов» Основной образовательной программы начального общего образования лицея.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся во 2-м классе 3 часа в неделю (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), использовано:
-
на ведение предмета Основ безопасности жизнедеятельности со 2-го класса 1 час в неделю
-
на увеличение учебных часов, по математике на 1 час в неделю;
-
на введение учебного курса Мир деятельности. Данный курс вводится с целью формирования у учащихся универсальных учебных действий 4-х типов, предусмотренных ФГОС. Курс на 2 класс рассчитан на 1 час в неделю.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в лицее.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
При проведении занятий по иностранному языку (2–4-е классы) осуществляется деление классов на две группы. Также деление на две группы осуществляется при проведении предмета Технология.
Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю для учащихся 1-х классов и шестидневную учебную неделю для учащихся 2-х классов, соответствует максимальной учебной нагрузке учащихся. Продолжительность учебного года во 2-м классе – 34 недели, в первом классе – 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней для учащихся 2-х классов и 37 календарных дней для учащихся 1-х классов (для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы), летом – 13 недель.
Продолжительность урока составляет:
-
в 1 классе – 35 минут (1 полугодие), 45 минут (2-е полугодие);
-
во 2-х классах – 45 минут
Предметные области
|
учебные предметы
классы
|
Количество часов в неделю
|
1
|
2
|
Обязательная часть
|
Филология
|
Русский язык
|
5
|
5
|
Литературное чтение
|
4
|
4
|
Иностранный язык
|
–
|
2
|
Математика и информатика
|
Математика
|
4
|
4
|
Обществознание и естествознание
|
Окружающий мир
|
2
|
2
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
–
|
–
|
Искусство
|
Музыка
|
1
|
1
|
Изобразительное искусство
|
1
|
1
|
Технология
|
Технология
|
1
|
1
|
Физическая культура
|
Физическая культура
|
2
|
2
|
Итого
|
20
|
22
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
–
|
1
|
Математика
|
–
|
1
|
Мир Деятельности
|
–
|
1
|
Итого
|
–
|
3
|
Недельная нагрузка
|
20
|
25
|
Максимально допустимая недельная нагрузка
|
21
|
26
|
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)
|
5
|
5
|
Всего к финансированию
|
25
|
30
|
-
Программа формирования универсальных учебных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
-
Пояснительная записка
Новые социальные запросы общества ставят перед школой необходимость создания условий, при которых в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
Универсальные учебные действия:
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, обеспечивают возможность продолжения образования в основной школе.
Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Цель программы:
- обеспечить системно-деятельностный подход в реализации стандартов второго поколения;
- создать условия для развития (формирования) системы универсальных учебных действий, обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Данная программа является основой для разработки рабочих предметных программ, программ внеурочной деятельности, воспитательных программ в начальной школе.
Программа предназначена для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, руководителей кружков, родителей обучающихся. Она обеспечивает преемственность образования в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, начальном и среднем звеньях общеобразовательного учреждения.
-
Ценностные ориентиры содержания образования на ступени
начального общего образования
Цель образования - формирование личности с доминантной установкой на самоопределение для своего саморазвития и самосовершенствования. Переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к умению сотрудничать и решать жизненные задачи, обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.
Ценностные ориентиры начального образования, конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начальной школы. Они отражают общие установки образования:
-
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
-
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
-
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей, развитии этических чувств;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
-
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
-
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, критичности к своим поступкам;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Реализация начального общего образования должна осуществляться в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
-
Функции, состав и характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Функции УУД:
-
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
-
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить себя учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
-
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте:
В состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить:
1) личностные действия;
2) регулятивные действия;
3) познавательные действия;
4) коммуникативные действия.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе5 соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
-
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтении и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
-
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно- следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
-
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
Требования к формированию УУД раскрыты в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» - в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Русский язык
Формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия:
-анализ,
-сравнение,
-установление причинно-следственных связей,
- развитие знаково-символических действий,
- моделирование.
Литературное чтение
Формируются все виды универсальных учебных действий:
-смыслообразование через прослеживание судьбы героя,
-самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений,
-основы гражданской идентичности,
-эстетические ценности,
-умение понимать конкретную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей,
-умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации,
-умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения,
-умение строить план.
Математика
Этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий:
-логика,
-алгоритмы, включая знаково-символические,
-планирование,
-систематизация и структурирование знаний,
-моделирование,
-приобретение основ информационной грамотности.
Окружающий мир
Формирование личностных универсальных действий:
-формирование основ исторической памяти,
-формирование основ экологического сознания,
-развитие морально-этического сознания,
-принятие учащимися правил здорового образа жизни.
Формирование познавательных действий:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности,
-формирование действий замещения и моделирования,
-формирование логических действий сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей.
Музыка
Обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий:
- формирование позитивной самооценки;
- потребность в творческом самовыражении;
- приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям;
- формирование российской гражданской идентичности и толерантности;
- развитие эмпатии (сопереживания).
Изобразительное искусство
Развитие личностных, коммуникативных, познавательных действий:
- формирование общеучебных действий;
- целеполагание, планирование и организация действий в соответствии с целью, контроль, внесение корректив;
- приобщение к мировой и отечественной культуре;
- формирование гражданской идентичности;
- формирование эстетических ценностей и вкусов;
- позитивная самооценка.
Технология
Формируются все виды универсальных учебных действий:
- умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане;
- развитие знако-символического и пространственного воображения;
- развитие планирующей и регулирующей функции речи;
- формирование ситуации успеха;
- развитие эстетических представлений.
Физкультура
Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:
- основ общекультурной и российской гражданской идентичности;
-развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей;
-освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Развитие регулятивных действий:
-умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Развитие коммуникативных действий:
- сотрудничество, кооперация (в командных видах спорта);
- планирование;
-осуществление взаимного контроля;
-адекватная оценка собственного поведения и поведения партнера.
Иностранный язык
Развитие коммуникативных действий:
- общее речевое развитие учащихся;
-развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
-развитие письменной речи;
-умение вести диалог.
Формирование личностных универсальных действий:
-формирование гражданской идентичности личности;
- формирование уважительное отношения к другим народам;
- формирование компетентности в межкультурном диалоге.
Формирование познавательных действий:
- понимание смысла текста;
-умение задавать вопросы, с опорой на прочитанный текст;
-сочинение собственных текстов.
Формирование моделирования как УУД осуществляется в рамках практически всех учебных предметов. Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование.
Формирование УУД по классам
|
личностные
|
регулятивные
|
познавательные
|
коммуникативные
|
1 класс
|
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести;
- установка на здоровый образ жизни;
- понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков
|
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- в сотрудничестве с учителем ставит новую учебную задачу
|
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- осуществляет сравнение, классификацию
|
- умение задавать вопросы
- строить монологические высказывания
|
2 класс
|
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков других людей
|
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
|
- осуществляет поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- осознанно строит сообщения в устной и письменной форме;
- строит рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, форме и связях
|
- владеть диалогической формой речи
|
3 класс
|
- самоанализ и контроль результата;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- дифференциация моральных и конвенциональных норм
|
- осуществляет внутренний план действий;
- преобразовывает практическую задачу в познавательную
|
- осуществляет поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
- осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме;
- самостоятельно выбирает основание и критерии для сравнения и классификации
|
- учитывает разные мнения и интересы;
- обосновывает свою позицию
|
4 класс
|
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- принятие ценности природного мира, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье
сберегающего поведения;
- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности
|
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату;
- самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, вносит необходимые коррективы
|
- осуществляет поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей
|
- координирует свою позицию с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности
|
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
-
Формирование УУД на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования, предполагает использование образовательных технологий деятельностного типа.
Современные образовательные технологии используются в образовательном процессе как на уровне методических приемов или отдельных компонентов, так и на уровне системы.
Последовательная реализация деятельностного подхода предполагает изменение характера взаимодействия учителя с классом:
- личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения;
- внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения;
- репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач.
Для эффективного взаимодействия учитель должен:
- создавать проблемные ситуации, активизировать творческое отношение учащихся к учебе;
- формировать рефлексивное отношение школьника к учению и личностного смысла учения;
- организовывать формы совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
При формировании УУД в образовательном процессе используются следующие образовательные технологии:
Технология
|
Формируемые УУД
|
Гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили
|
Личностные
- самоопределение;
- принятие этических принципов.
Регулятивные
- стремление к самовоспитанию;
- умение преодолевать усталость.
Познавательные
- расширение и углубление объема знаний и умений;
- развитие и становление познавательных способностей ребенка.
Коммуникативные
- умение точно выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- умение разрешать конфликты.
|
Технология проблемного обучения
|
Личностные
- способность систематизировать и накапливать знания;
- способность к саморазвитию и самокоррекции;
Регулятивные
- умение постановки учебной задачи;
- умение планировать, прогнозировать;
- умение находить решение в различных проблемных ситуациях;
- умение контролировать и корректировать свою работу.
Познавательные
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов и решений задач;
- рефлексия своей деятельности.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- презентация своих знаний.
|
Технология проектной деятельности
|
Личностные
- устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
Регулятивные
- умение ставить цели и планировать работу,
- умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату действий;
- способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные
- умение работать с разными источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, справочники и словари)
Коммуникативные
- умение детей работать в группе (сотрудничество);
- презентация содержательной части проекта (оформлять результат в виде доклада, выпуска газеты, репортажа)
|
Информационно-коммуникационные технологии
|
Личностные
- усиление мотивации учения (повышение активности и инициативности);
- умение осуществлять отбор необходимых для учебной деятельности ЦОР;
- соблюдение правил безопасности при работе с компьютером. ИКТ – это открытое (но контролируемое) пространство информационных источников.
Регулятивные
- формирование навыков самостоятельной работы;
- самостоятельно оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные
- приобщение к достижениям информационного общества (ресурсам библиотек и сети Интернет);
- умение записывать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
Коммуникативные
- адекватно воспринимать оценку участников образовательного процесса;
- правильное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- владение диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
|
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
|
Личностные
- формирование нравственно-этической ориентации через оценивание усваиваемого содержания;
Регулятивные
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
- развитие критичности мышления;
Познавательные
- овладение навыками поиска и выделения необходимой информации;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение анализировать представленную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с нормами языка;
- построение логической цепи рассуждений, приведение доказательств;
- использование приёмов моделирования для преобразования объекта из чувственной формы в модель;
Коммуникативные
- постановка вопросов с целью поиска и сбора информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи .
|
Здоровьесберегающие технологии
|
Личностные
- формирование установки на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках;
- умение преодолевать усталость, повышение работоспособности;
Регулятивные
- умение планировать свои действия;
Познавательные
- освоение современных систем и методов укрепления здоровья;
Коммуникативные
- осуществление самоконтроля;
- оказание взаимопомощи в сотрудничестве.
|
Игровые технологии
|
Личностные
- следование моральным нормам и этическим требованиям;
- формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им;
- преодоление различных трудностей.
Регулятивные
- применение и сохранение учебной задачи (правил игры).
Познавательные
- умение применять имеющиеся знания в новой ситуации;
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог;
- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности
|
Выбор технологий обеспечивается миссией ОУ и его целевыми установками, а также индивидуально-творческим стилем учителя.
-
Взаимосвязь данной Программы с рабочими программами по предметам, воспитательными программами, программами внеурочной деятельности
Сам принцип единства урочной и внеурочной деятельности, заложенный в стандартах второго поколения, предполагает интеграцию всех видов деятельности. Поэтому важно осуществлять взаимосвязь между рабочими программами по предметам, воспитательными программами, программами внеурочной деятельности.
Программа формирования универсальных учебных действий дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных учебных программ.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Таким образом, формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит в контексте усвоения разных учебных предметов, реализации воспитательных программ и программ внеурочной деятельности. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать то, что первоклассники особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддерживать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Задачи, выделенные в воспитательных программах тесно связаны с УУД:
-
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
-
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
-
Развивать умение общаться и сотрудничать.
-
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
-
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Названия воспитательных программ по классам определяют их содержание и обеспечивают преемственность:
Поделитесь с Вашими друзьями: |