ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3
-
Актуальность;
-
Цель, задачи;
1.2. Ожидаемый результат;
1.4. Принципы реализации.
Глава 2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ……………………………..5
Глава 3.НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………6
3.1. Диагностическое направление;
3.2. Коррекционное направление;
3.3. Консультативное направление;
3.4. Информационно - просветительское;
3.5. Оздоровительно- профилактическое.
Глава 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ……………………………………………10
Глава 5. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …11
4.1. Психолого-педагогическое обеспечение;
4.2. Программно-методическое обеспечение;
4.3. Кадровое обеспечение;
4.4. Материально-техническое обеспечение;
4.5. Информационное обеспечение.
Глава 6. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ….12
Список используемой литературы…………………………………………………14
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………15
Приложение 1
Диагностическая программа специалистов
Приложение 2
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа работы
специалистов с воспитанником
Приложение 3
План взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического
сопровождения воспитанников с ОВЗ
Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья
ГЛАВА 1. Пояснительная записка
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
-
в освоении основной программы дошкольного образования,
-
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
-
их социальную адаптацию.
В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
-
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-
Дети с нарушением речи (логопаты);
-
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-
Дети с умственной отсталостью;
-
Дети с задержкой психического развития;
-
Дети с нарушением поведения и общения;
-
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Таким образом, программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цели программы:
-
создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальной адаптации.
-
создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Ожидаемый результат:
-
создана система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в психическом развитии, их социальной адаптации.
-
созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Реализация программы осуществляется на основе принципов:
1. Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка.
Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2. Принцип системности.
Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.
Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3. Принцип непрерывности.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
-
Принцип реальности.
Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
5. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.
Даже при использовании групповых форм работы коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.
7. Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.
ГЛАВА 2 . Этапы реализации программ
Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
-
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь-октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
-
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность), период реализации: октябрь-декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
-
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.
-
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль-апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
-
Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
-
Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
-
Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
-
Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.
ГЛАВА 3. Направления коррекционно-развивающей деятельности
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Диагностическая работа включает:
№ п.п.
|
Задачи
|
Содержание деятельности в ОУ
|
Ответственные
|
Сроки проведения
|
1
|
Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля.
|
Изучение особых образовательных потребностей воспитанников,
анализ «Карт индивидуального развития».
|
Специалисты ДОУ
Педагоги
|
Май
|
2
|
Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.
Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.
|
Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников.
Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой.
|
Педагог-психолог
Педагоги
|
Сентябрь
Октябрь
|
3
|
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
|
Проведение углубленного диагностического обследования
|
Специалисты
Педагоги
|
Октябрь
Январь
|
4
|
Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников.
|
Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей.
|
Педагоги
Педагог-психолог
|
В течение учебного года
Октябрь
Май
|
5
|
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.
|
Диагностика семейной и социальной ситуации развития.
|
Педагог-психолог
Педагоги
|
В течение учебного года
|
6.
|
Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.
|
Динамическое наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк
|
Специалисты Педагоги
|
В течение учебного года
|
7.
|
Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
|
Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся.
|
Педагог-психолог
Педагоги
|
Апрель
Май
|
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
№ п.п.
|
Задачи
|
Содержание деятельности в ОУ
|
Ответственные
|
Сроки проведения
|
1.
|
Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
|
Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк
Анализ рекомендаций ПМПК.
|
Администрация
Специалисты
Педагоги
|
В течение года
|
2.
|
Коррекция и развитие высших психических функций.
Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения.
Коррекция зрительного восприятия.
Коррекция речевого развития.
|
Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.
|
Педагог-психолог
Учитель логопед
Воспитатель
Родители
|
В течение года согласно графику работы
|
3.
|
Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии.
|
Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса
Динамическое наблюдение за воспитанниками в рамках работы ПМПк.
|
Педагоги
|
В течение года
|
4.
|
Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
|
Индивидуальные консультации специалистов.
|
Педагог-психолог
Педагоги
|
В течение года
|
Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:
-
использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания;
-
использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
-
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям с ОВЗ необходимую помощь;
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
-
создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;
-
формирование положительной мотивации к обучению;
-
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
-
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
-
формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающихзадач. Коррекционные задачи включают задачи исправления или сглаживания отклонений и нарушений развития, преодоления трудностей развития. Профилактические задачи - задачи по предупреждению отклонений и трудностей развития, появления вторичных нарушений развития. Развивающие задачи подразумевают стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития.
Принцип единства диагностики и коррекцииреализуется в двух аспектах:
-
Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
-
Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка.
Принцип учета индивидуальных особенностей личностипозволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информациизаключается в организации обучения таким образом, чтобы у воспитанников развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Направления специальных коррекционных занятий специалистов:
Учитель логопед осуществляет коррекцию нарушений всех компонентов устной речи (звукопроизношения и фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи, фразовой и связной речи).
Педагог-психолог осуществляет коррекцию познавательного, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанника.
-
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
№ п.п.
|
Задачи
|
Содержание деятельности в ОУ
|
Ответственные
|
Сроки проведения
|
1
|
Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
|
Определение стратегии сопровождения воспитанников.
|
Педагог
Специалисты
Родители
|
В течение года
|
2
|
Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
|
Изучение запросов по оказанию методического сопровождения и практической помощи педагогам.
Организация по вопросам сопровождения воспитанников:
- консультаций для педагогов;
- выступлений на педсоветах,
-заседаниях МО;
- мастер-классов;
-обучающих семинаров,
- практикумов.
|
Администрация
Специалисты
Педагоги
|
В
течение года
|
3
|
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
|
Организация индивидуальных консультаций.
Подготовка и представление учащихся на ПМПК
|
Администрация
Специалисты ДОУ
Педагоги
Специалисты ПМПК
Родители
|
В течение года
|
4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса-родителям (законным представителям), педагогическим работникам,- вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
-
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
Предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием детей с ОВЗ, проведением индивидуальных лечебно-профилактических действий в зависимости от нарушения:
-
соблюдение режима дня,
-
мероприятия по физическому и психическому закаливанию,
-
специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением,
-
особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании,
-
использование здоровьесберегающих технологий.
Поделитесь с Вашими друзьями: |