КОНЦЕПЦИЯ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016-2025 ГОДЫ Общие положения Настоящая Концепция охраны репродуктивного здоровья населения Российской Федерации (далее - Концепция) определяет политику органов государственной власти Российской Федерации в области репродуктивного здоровья граждан. Настоящей Концепцией, определяются цели, принципы, задачи и основные направления согласованной политики Российской Федерации в области охраны репродуктивного здоровья на период до 2025 года. Нормативно правовой базой для разработки Концепции являются: Конституция Российской Федерации, национальные законодательные и нормативные правовые акты в области здравоохранения и демографической политики; договоры, соглашения, конвенции и другие правовые акты, заключенные между Российской Федерацией в рамках региональных или международных организаций (ООН, ВОЗ и др.), а также между Российской Федерацией и другими государствами, не входящими в эти организации. Современная ситуация в сфере репродуктивного здоровья в Российской Федерации и тенденции ее развития Основные понятия: Репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов. Репродуктивный потенциал населения – способность населения на определенной территории к воспроизводству. Репродуктивный потенциал человека - уровень физического и психического состояния организма, который позволяет при достижении социальной зрелости воспроизводить здоровое потомство. Репродуктивный потенциал считается реализованным полностью, если всякая беременность заканчивается родами. Репродуктивные потери - это потери в процессе осуществления функции воспроизведения потомства. В данной Концепции в репродуктивные потери включаются: самопроизвольные аборты, искусственные аборты, материнская смертность, перинатальная смертность, смертность детей в течение 1 года жизни. Репродуктивное поведение - целостная система действий, отношений и психических состояний личности, направленных на рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности, в браке и вне брака. Структурно в рамках репродуктивного поведения выделяются: естественное репродуктивное поведение - совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка; контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия; абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение. Ответственное родительство – это, сбалансированность разных сторон (коммуникативного, эмоционального, духовного, охранительного, нормативного, экономического) воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать развитие его личностных качеств. Бесплодие – неспособность пары репродуктивного возраста зачать ребенка в течение 12 месяцев половой жизни без использования методов контрацепции. Доабортное консультирование - это система медико-социальных мер, адресованных женщинам, намеревающимся сделать аборт и направленных на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, подготовку к семейной жизни, ориентации на здоровую семью, социальную защиту женщин при обращении по поводу прерывания беременности, формирование у женщин сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшую поддержку в период беременности. Актуальность создания настоящей Концепции Демографическая ситуация. По среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики до 2030 года естественная убыль населения России составит в среднем 267 тысяч человек ежегодно. Частично эти потери будут компенсироваться устойчивым миграционным приростом, однако, структура естественного движения населения обуславливает необходимость принятия комплексных мер по реализации репродуктивного потенциала населения России. Демографический фактор, который не дает реализовать репродуктивный потенциал, состоит в том, что численность женщин уже к 30 годам выше численности мужчин по данным 2010 года, и возраст численного гендерного равенства продолжает снижаться. А средний возраст рождения третьего ребенка, который обеспечивает демографическое развитие – 33 года. Вместе с тем в настоящее время наблюдается наиболее благоприятное соотношение населения репродуктивного возраста. С каждым годом доля населения репродуктивного возраста будет уменьшаться. Поэтому ближайшие 3- 5 лет являются критическими в реализации мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации за счет улучшения репродуктивного здоровья населения. В ближайшие 10 лет численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20-29 лет, на которые приходится 2/3 рождений, снизится почти в 2 раза. В сложившейся социально-демографической ситуации состояние репродуктивного здоровья, снижение репродуктивных потерь и реализация репродуктивного потенциала населения является одним из важнейших факторов, обеспечивающих социально-демографическую устойчивость и национальную безопасность страны в долгосрочной перспективе. Достигнутые успехи. Благодаря принятым мерам в области охраны материнства и детства в последние 10 лет отмечается выраженная положительная тенденция в индикаторах, которые сегодня характеризуют репродуктивное здоровье. Уровень репродуктивных потерь, в частности материнской и младенческой смертности, прогрессивно снижается, достигнув исторического минимума, что отражает качественные изменения в системе здравоохранения Российской Федерации. Стратегическая задача. Конечным объективным показателем реализации репродуктивного потенциала общества является рождаемость. Поэтому увеличение рождаемости является одной из стратегических задач для развития России. Бережное отношение к репродуктивному потенциалу населения, создание условий для его максимальной реализации и особое (бережное) отношение к каждой наступившей беременности является крайне важным. Показатели рождаемости. По данным Росстата среднее ожидаемое число детей в семье – 1,92. Это меньше уровня воспроизводства населения. За последние 5 лет среднее ожидаемое число детей среди женщин выросло на 0,2 (на 11,6%), а среди мужчин осталось на прежнем уровне. Скорость нарастания позитивных тенденций в репродуктивном поведении недостаточна для нормализации демографического состояния в России. По данным демографических исследований решение о числе детей, а именно о рождении второго и третьего ребенка принимает именно мужчина, поэтому мероприятия по повышению рождаемости во многом должны быть направлены на мужчину. Вызовы репродуктивному потенциалу. Абсолютные показатели рождаемости в России в последние годы растут, но для сохранения имеющейся положительной динамики необходимо снижение числа репродуктивных потерь и создание условий для максимальной реализации населением репродуктивного потенциала. На 2 беременности, завершившиеся родами, приходится одна, завершившаяся абортом (искусственным или самопроизвольным). Есть все основания полагать, что еще больше беременностей, которые не наступили по различным причинам, хотя для здорового протекания беременности и рождения ребенка были все условия и возможности. Число абортов в России ежегодно снижается, однако все еще отмечается высокий уровень абортов среди несовершеннолетних и первобеременных, что влечет снижение репродуктивного потенциала и репродуктивного здоровья. Суммарный коэффициент абортов на 1 женщину репродуктивного возраста составляет 1,0. Каждая третья женщина в России когда-либо делала аборт. Частота абортов среди несовершеннолетних составляет 2,5%. Опросы населения показали, что в большинстве случаев беременности решение о сохранении детей женщина принимает, опираясь на решение мужчины. Состояние здоровья детей. Снижается здоровье и растет инвалидизация новорожденных детей. Каждый третий новорожденный имеет то или иное отклонение от нормы. Здоровье детей сейчас не является целевым показателем деятельности органов здравоохранения по обеспечению охраны репродуктивного здоровья населения. Роль мужчины в репродуктивном здоровье семьи. В настоящее время отсутствуют системные мероприятия и государственные программы по охране мужского репродуктивного здоровья и поддержке ответственного отцовства. В то время как состояние репродуктивного здоровья мужчины играет определяющую роль в формировании репродуктивных нарушений у женщины. Так наличие инфекционно-воспалительных заболеваний мужской репродуктивной системы, приводит к снижению вероятности зачатия ребенка и резкому увеличению риска осложнений беременности и ее самопроизвольного прерывания. Влияние инфекций на репродуктивное здоровье. Нарушение микробиома плаценты микроорганизмами, которыми мужчина заражает женщину, приводит к неправильному формированию плаценты. Это влечет за собой нарушение питания плода, осложненное течение беременности. В результате происходит рождение детей с низкой массой тела, требующих применения высокотехнологичных методов выхаживания (кювезов, реанимационных комплексов и пр.) и значительных усилий по восстановлению здоровья. Неправильное «фрагментарное» прикрепление плаценты ведет к осложненному течению родов и повышению риска кровотечения, сепсиса и, как следствие смерти роженицы. Таким образом, мужчина, в равной степени с женщинами является участником всех этапов репродуктивного процесса и играет значительную роль в формировании репродуктивного здоровья и репродуктивных потерь среди населения Российской Федерации. Причины ограничения репродуктивного потенциала. Вызывает обеспокоенность и высокая распространенность бесплодия, как мужского, так и женского. По данным исследований в России частота бесплодия в браке достигает 16%, при этом не отмечается тенденции к снижению. При этом, Всемирная организация здравоохранения утверждает, что если в стране частота бесплодия превышает 15%, это становится не только медицинской, но и социально-демографической проблемой. Изучение развития и становления репродуктивной системы человека показало, что имеет место рост встречаемости заболеваемости органов репродуктивной системы у мужчин и женщин, большая часть из которых влечет за собой снижение фертильности, что ограничивает репродуктивный потенциал населения. Частой причиной бесплодия являются врожденно – наследственные поражения репродуктивной системы. Это означает, что многие формы нарушения репродукции взрослого человека корнями уходят в детство, а точнее в пренатальный онтогенез. Причинами высокой распространенности бесплодия в России также являются стрессовые и психологические факторы, раннее вступление в половую жизнь и высокая распространенность поведенческих факторов риска, не только среди молодежи, но и среди беременных. 42% женщин вступают в половую жизнь до наступления совершеннолетия. При этом 41% из них не использовали презервативы при первом половом контакте. Следствием безответственного сексуального поведения является высокая заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем. На перенесенные инфекции, передаваемые половым путем, указывает каждая четвертая женщина в России. У 27% женщин было какое-либо осложнение во время беременности. Частота женщин, куривших и употреблявших алкоголь во время беременности, составляет 12% и 11%, соответственно. Экономические аспекты. Репродуктивное поведение высокого риска, и, как следствие, высокий уровень бесплодия приводит к большим затратам на оказание высокотехнологичной помощи гражданам, страдающим бесплодием. В связи с этим необходимо сделать акцент на мероприятиях по первичной и вторичной профилактике нарушений репродуктивного здоровья. Применение высокотехнологичных методов должно осуществляться только при отсутствии эффекта от мероприятий по первичной и вторичной профилактике. Мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья населения должны быть рассчитаны с момента вступления в брак и принятия решения о рождении ребенка, а не только на помощь с начала беременности. В связи с тем, что проблемы охраны репродуктивного здоровья населения в условиях сложной экономической и демографической ситуации выходят за пределы компетенции здравоохранения и приобретают характер первостепенных задач государственной политики, необходимо обеспечить государственную поддержку реализации данной Концепции. Цель, принципы, задачи и приоритетные направления государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья населения Целью Концепции является реализация репродуктивного потенциала семьи и снижение репродуктивных потерь населения. Основными задачами Концепции являются: 1. Совершенствование законодательной базы в области охраны репродуктивного здоровья граждан; o совершенствование системы медицинского страхования с развитием индивидуального подхода к формированию страховых тарифов; o установление ответственности пациента, государства и работодателя, как субъектов права, за состояние здоровья в т.ч. и репродуктивного, а также за состояние здоровья лиц, находящихся на попечении; 2. Усиление взаимодействия органов государственной власти, профессионального сообщества и институтов гражданского общества в области охраны репродуктивного здоровья: o разработка механизма межведомственного взаимодействия в сфере охраны репродуктивного здоровья населения; o создание системы взаимодействия профессионального сообщества и органов государственной власти в вопросах репродуктивного здоровья; o реализация специальной научной программы. o повышение квалификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья; 3. Формирование мотивации для образа жизни, способствующего профилактике репродуктивных нарушений: o укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; o создание коммуникационной кампании по информированию россиян о проблемах репродуктивного здоровья; 4. Формирование профилактической среды в области репродуктивного здоровья населения: o создание трехуровневой системы охраны репродуктивного здоровья населения; 5. Повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного коэффициента рождаемости) до уровня, превышающего уровень воспроизводства населения: o снижение уровня репродуктивных потерь за счет сокращения числа абортов и самопроизвольного прерывания беременности; o создание системы непрерывного мониторинга состояния репродуктивной системы у детей и подростков. В основу реализации Концепции положены следующие принципы: комплексность решения задач в области охраны репродуктивного здоровья – мероприятия в этой сфере должны в равной мере охватывать всех участников репродуктивного процесса (мужчин, женщин, детей); семейно-ориентированный характер мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья; политика органов государственной власти в области охраны репродуктивного здоровья должна быть универсальной, то есть ориентированной в равной степени на всех участников репродуктивного процесса (мужчин и женщин, всех возрастных групп, состоящих и не состоящих в зарегистрированном браке и пр.); адресный характер политики, сконцентрированной на группах высокого риска; акцент на первичную и вторичную профилактику и санитарно-просветительские мероприятия; социальная справедливость; доступность мероприятий по охране репродуктивного поведения для всех слоев населения, оказания медицинской помощи населению по охране репродуктивного здоровья; вовлечение медицинских организаций всех форм собственности в процесс охраны репродуктивного здоровья населения; развитие государственно-частного партнерства в области охраны репродуктивного здоровья, создание равных условий для конкуренции в этой области; создание условий для осуществления научных разработок по профилактике, диагностике и лечению заболеваний репродуктивной системы; взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны репродуктивного здоровья населения на межведомственной основе; повышение ответственности населения, государства и работодателей за состояние репродуктивного здоровья; использование современных технологий, повышающих эффективность и охват населения мероприятиями по охране репродуктивного здоровья и повышающие их эффективность. Реализация задач в области охраны репродуктивного здоровья населения Решение задачи по совершенствованию законодательной базы в области охраны репродуктивного здоровья граждан В обеспечении любых мероприятий по укреплению репродуктивного здоровья населения является абсолютно необходимым создание единой законодательной базы для регламентации работы организаций, оказывающих помощь в вопросах репродуктивного здоровья, всех форм собственности (государственных, муниципальных, частных, частно-государственного партнерства). Для этого необходимо предусмотреть: установление требований к оснащению и персоналу организаций, оказывающих помощь в вопросах репродуктивного здоровья, стандарты и порядки оказания помощи в вопросах репродуктивного здоровья, требования к форме и регламенту подготовки отчетной документации; установление ответственности за создание условий, вызывающих нарушения репродуктивного здоровья; разработку научно обоснованного перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых не допускается (или регламентирован) труд женщин детородного возраста, в т.ч. беременных, подростков и инвалидов, предусмотрев сокращение рабочего времени их занятости с сохранением среднего заработка; аттестацию рабочих мест для предотвращения риска нарушения репродуктивного здоровья работающих; проведение сертификации постоянных рабочих мест, средств производства и оборудования с учетом факторов риска нарушений репродуктивного здоровья; разработку механизма квотирования, налоговых и иных льгот и т.п. для работодателей, использующих труд женщин, особенно беременных и кормящих матерей; разработку в рамках законодательства Российской Федерации нормативно-правовой базы политики в области охраны репродуктивного здоровья; внесение репродуктивных нарушений (в частности, бесплодия), а также ишемической болезни сердца, цереброваскулярных заболеваний, являющихся главными причинами предотвратимой смертности, в Перечень социально значимых заболеваний; установление административную ответственность за нарушение порядка прохождения диспансеризации и немотивированный отказ выполнять назначения врача. Решение задачи по совершенствованию системы медицинского страхования с развитием индивидуального подхода к формированию страховых тарифов Для решения данной задачи необходимо предусмотреть: решение вопроса о разработке системы социального страхования (в том числе обязательного медицинского страхования) дифференцированно по степеням профессионального риска и экологического неблагополучия территории в современных условиях; изменение ставок по обязательному медицинскому страхованию для лиц, имеющих поведенческие факторы риска. Решение задачи по установлению ответственности пациента, государства и работодателя, как субъектов права, за состояние здоровья в т.ч. и репродуктивного, а также за состояние здоровья лиц, находящихся на попечении, путем разумного сочетания моральной и материальной заинтересованности Введение пациента, а не гражданина, в правовое поле и определение его, как субъекта права, с установлением ответственности является ключевым инструментом стимулирования человека к соблюдению порядка периодических и профилактических осмотров. Для этого необходимо: сделать обязательным прохождение периодических и профилактических осмотров с целью определения группы риска репродуктивных нарушений для всех граждан России; предусмотреть ответственность за уклонение от прохождения диспансеризации; установить ответственность работодателей и других официальных лиц за несоблюдение сотрудниками порядка прохождения диспансеризации и профилактических осмотров; включить заболевания репродуктивной системы в Перечень социально значимых заболеваний, определяемый Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 установить механизм налоговых и иных льгот для работодателей при инвестициях в программы профилактики и ранней диагностики репродуктивных нарушений; сформировать механизмов субъектовой ответственности врача и пациента за состояние репродуктивного здоровья; регулярно приводить в действие механизмы привлечения широкой общественности с участием крупнейших работодателей, некоммерческих общественных организаций к принятию решений в области охраны репродуктивного здоровья. Разработка механизма межведомственного взаимодействия в сфере улучшения репродуктивного здоровья населения Состояние репродуктивного здоровья населения зависит от широкого круга факторов. Успех мер по охране репродуктивного здоровья возможен только при объединении усилий правительственных, общественных, религиозных и др. организаций, политических партий и движений, самого населения в выработке единых
установок и их реализации по охране репродуктивного здоровья на основе уважения личности и его права выбора. В целях обеспечения практической реализации Концепции органам власти Российской Федерации необходимо предусмотреть на основе социально-экономической ситуации в России: развитие программно-целевого подхода к формированию и осуществлению политики в области охраны репродуктивного здоровья с учетом общенациональных интересов; разработку поэтапного плана реализации политики в области охраны репродуктивного здоровья в субъектах Российской Федерации, включающего определение системы направлений, практических мер и механизмов реализации политики в области охраны репродуктивного здоровья; создание постоянного межведомственного консультативного органа, обеспечивающего согласованные действия органов государственной власти в области охраны репродуктивного здоровья с участием представителей профессиональных общественных организаций; использование современных технологий и методов, с целью сохранения и продления репродуктивного возраста и активного социального долголетия, а также улучшения качества жизни; в целях снижения заболеваемости и смертности от предотвратимых причин разработка и внедрение межгосударственных, федеральных, и национальных программ по диспансеризации, скринингу и профилактике социально значимых заболеваний. Решение задачи по созданию системы взаимодействия профессионального сообщества и органов государственной власти в вопросах репродуктивного здоровья Для реализации данной задачи необходимо: вовлекать в процесс обучения и аккредитации специалистов, занимающихся вопросами репродуктивного здоровья общественных профессиональных организаций; вовлекать общественные профессиональные организации в законодательный процесс, осуществление контрольно-надзорных функций над медицинскими и иными организациями, вовлеченными в процесс охраны репродуктивного здоровья населения; обеспечивать экспертную и консультативную помощь органами исполнительной власти административно- территориальным единицам, органам местного самоуправления и общественным организациям, осуществляющим деятельность в сфере охраны репродуктивного здоровья; повышать роли органов местного самоуправления и общественных объединений в обеспечении поддержки мероприятий в области репродукции. Решение задачи по реализации специальной научной программы. Основной задачей научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья населения, прогнозирования состояния репродуктивного здоровья является формирование стратегии в оценке уровня репродуктивного здоровья, разработке новых технологий диагностики, лечения и реабилитации нарушений репродуктивной функции, новых форм управления и организации медицинской помощи. С целью реализации указанной задачи в Российской Федерации необходимо разработать научную программу по охране репродуктивного здоровья с концентрацией научно-технического потенциала и ресурсов на приоритетных направлениях. Российской академии наук совместно с профильными научно-исследовательскими центрами и институтами осуществлять формирование и проведение фундаментальных исследований в области репродуктивного здоровья.
Поделитесь с Вашими друзьями: |