Глава 19
Половые различия и женщина-спортсменка
7
В недалеком прошлом девочкам, как правило,
рекомендовалось играть в куклы, "в дом" и т.п., тогда как мальчики лазали по деревьям, соревновались, кто быстрее пробежит дистанцию или занимались каким-либо спортом. Считалось, что мальчики должны быть спортивными, тогда как для девочек физические занятия менее подходят, поскольку они более слабые и хрупкие. Подобным образом строились и занятия по физическому воспитанию в школе: девочки бегали на более короткие дистанции, выполняли меньшее число подтягиваний. В результате к моменту окончания школы девочки уже не могли соревноваться на равных со своими сверстниками, если представлялась такая возможность.
Однако времена изменились и девочки и женщины теперь могут себе позволить заниматься спортом, довольно часто показывая удивительные результаты. Это привело к тому, что ученые заинтересовались, насколько половые различия в спортивных результатах, демонстрируемых спортсменами и спортсменками, обусловлены биологическими различиями. На этот вопрос мы попытаемся ответить в данной главе. Рассмотрим различия между мужчинами и женщинами в конституции и составе тела, а также в физиологических реакциях на физическую нагрузку. Определим половые различия в двигательных способностях. Наконец, остановимся на сугубо женских проблемах, таких, как менструальный цикл, беременность, остеопороз, расстройства питания, взаимодействия с окружающей средой; выясним, как эти факторы влияют на мышечную деятельность спортсменок.
Сопоставление мировых рекордов 1991 г. показывает, что женщины по сравнению с мужчинами
• пробегают 100 м на 6,4 %, а 1 500 м на 11,0 % медленнее;
• прыгают в высоту на 14,3 % хуже;
• проплывают дистанцию 400 м вольным стилем на 8,4 % медленнее.
Обусловлено ли это биологическими различиями? Или же это отражает социальные и культурные ограничения, с которыми сталкиваются жен
щины в подростковом возрасте? В этой главе мы попытаемся выяснить, насколько биологические различия между мужчинами и женщинами влияют на спортивные результаты. Начнем с рассмотрения основных морфо-функциональных различий и их влияния на мышечную деятельность.
Поделитесь с Вашими друзьями: |