Особенности медицинского учреждения как объекта социально-индикативного управления



Скачать 184.4 Kb.
Pdf просмотр
Дата08.09.2017
Размер184.4 Kb.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. № 7 (126). Выпуск 22/1
УДК 338.26
ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА
СОЦИАЛЬНО-ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Данная работа является первой в цикле статей, посвященных социально-индикативному управлению в сфере здравоохранения. В работе рассматриваются особенности медицинского учреждения как объекта социально-индикативного управления. Приводится описание областей приложения ин­
дикативных методов, имеющих наибольшую отдачу для эффективности индикативного управления. Сформулированные особенности декомпозируются для удобного выбора впоследствии индикаторов оценки деятельности учреждения здравоохранения. Анализируются существующие недостатки в рамках действующего медицинского менеджмента и обосновываются преимущества индикативного подхода.
Ключевые слова социально-индикативное управление, медицинское учреждение, сфера здравоохранения
В качестве перспективного механизма планирования и управления, отвечающего современным соци ально-эконом ическим условиям хозяйствования, в отечественной и зарубежной научно-практической литературе рассматривается применение индикатив ны хм етодов Потенциальный интерес к и нди кативном у управлению связан, главным образом , с возможностью применения системного подхода в решении задач управления, то есть ин ­
ди кати вн ы ем етодики позволяют оперировать множеством альтернатив развития управляемой системы и использовать итерационные процедуры при обратной связи с объектом управления. При разработке стратегии развития конкретных экономических систем ин ­
ди кативная информация способствует обозначению в перспективе их собственной функциональной полезности в макромире, без которой невозможно выживание и дальнейшее развитие организации (рис. Социально экономическая система (о тр а сл ь)
J
Б ел го ро дск и й государственный
национальны й исследовательский
ун и версит ет
e-m ail: Tkhorikov@ bsu.edu.ru
3 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ iРис. 1.

Взаимосвязь уровней индикативного управления
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия История. Политология. Экономика. Информатика.
2012
№7
(
126
). Выпуск
22/1 3 В общем виде инди кативное управление выступает в качестве набора рекомендательных процедур согласования процессов развития различных систем одного иерархического ряда, но большинство частных теоретических им етодических положений и н ди ­
кативного подхода остаются дискуссионными и недостаточно разработанными. Однако, проведя сравнение теоретиком етодологической базы при использовании инди кативны хм етодов в управлении объектами различной масштабности и детализации, мы пришли к выводу о том, что возможно осуществить корректную экстраполяцию существующих наработок в области м акрои ндикативного управления нар аботу хозяйствующих субъектов, предварительно адаптировав их с учетом требований специфики выбранной отрасли народного хозяйства.
Для определения специфики отрасли здравоохранения мы рассмотрели порядок взаимодействия медицинского учреждения (МУ) с окружающей средой и установили ряд особенностей учреждения здравоохранения как объекта индикативного управления (рис. 2).
1)
Диверсификация оказываемых услуг.
Внезапность развития у пациента какого- либо заболевания из множества нозологий требует нам акроуровне системы охраны здоровья обеспечения функционирования медицинских учреждений различных типов, нам икроуровне - организацию оказания широкого спектрам едицинских услуг соответственно специализации МУ.
О пределенная учреждением здравоохранения ассортиментная политика закрепляется государственным заданием на предстоящий календарный год в виде плановых объемов медицинской помощи, которые являются базой расчета потребности в кадровых им атери ально-техни чески х ресурсах. Предметно анализируя работу М У по набору индикаторов, можно решить существующие затруднения формирования ассортимента. Во- первых, сделать число неликвидных медицинских услуг минимально необходимым во- вторых, обеспечить согласованность между прогнозной статистической потребностью в различных видах медицинской помощи и реальной обращаемостью пациентов. Данные мероприятия, помимо прочего, позволят повысить эффективность нормирования трудам едицинского персонала, материального обеспечения и отдачу основных фондов)
Сложность социально-экономического планирования.
В цикле управления отдельным учреждением здравоохранения существует критический пробел на этапе соци ­
ально-эконом и ческого планирования работы М У, который оказывает негативное влияние на оценку эффективности текущей работы по достижению поставленных целей и снижает качество последующей оптимизации работы медицинского учреждения. Это связно стем, что широкая интеграция деятельности медицинского учреждения в работу различных хозяйствующих субъектов, оказание различных видов медицинской помощи от социально значимых до сервисных, имеющих различные источники оплаты , непостоянство половозрастной структуры обслуживаемых пациентов и прочее снижают точность и качество прогнозирования на основе традиционных эконом ико-м атем ати ческих методов. В том числе существуют следующие затруднения 1) отсутствие достоверных статистических данных) наличие размерных величин. Простые способы нормировки субъективны и часто влияют на результат исследования 3) наличие пропусков в данных. Восстановление или просеивание данных возможно при наличии представительной статистики 4) интервальный характер данных, обусловленный неопределенностью условий их получения 5) большая размерность признакового пространства, вызванная наличием нескольких десятков характеристик.
П рим енени ем етодов инди кативного управления позволит администрации учреждения здравоохранения констатировать прогнозируемые изменения во внешней среде и проводить стратегические масштабные преобразования, а также настраивать внутриорга- низаци онны ем икропроцессы на основе выявления трудно коррели руем ы х связей между ними за счет 1) построения сводного показателя, используемого для интегральной оценки состояния объекта здравоохранения качествам едицинского обслуживания, построения прогнозных моделей и прочее 2) снижения размерности пространства характеристик с целью их визуализации, выявления пр ичинно-следственны х связей, построения обоб-

2012
. № 7
(
126
). Выпуск щенных характеристик для анализа данных и интерпретации полученных результатов 3) кластеризации данных для выявления их корреляции в условиях трудно формализуемой зависимости между ними, для наглядного представления 4) оценки информативности используемых медицинских показателей для проведения более детального и достоверного обследования больных)
Стандартизация и алгоритмизация лечебного процесса.
Терапевтический процесс включает комплекс медицинских мероприятий, связанных с постановкой диагноза (предварительного, клинического, заключительного, патом орф ологического), диагностику и терапию . И имеет, два, иногда взаимоисключающих, результата реальные изменения в состоянии пациента и изменения в состоянии пациента, зафиксированные в первичной медицинской документации и отчетных статистических формах. Отсутствие единого результата, главным образом , связано с разными требованиями, предъявляемыми пациентами и органами государственной власти, а также рядом отраслевых особенностей субъекта управления 1) пациенты при обращении зам едицинской помощью могут самостоятельно выбирать маршрут движениям еж ду врачам и-специалистам и и параклиническим и подразделениями) текущая деятельность врачей -специалистов в рамках сложившейся системы управления скрыта от оперативного контроля со стороны администрации М У 3) отсутствует единый механизм управления движением пациентов и аккумулирования всех затрат связанных с оказанием медицинской помощи) учет расходов в медицинском учреждении ведется, как правило, котловым методом ; 5) в системе оказания медицинской помощи отсутствуют центры ответственности, отвечающие за конечное состояние здоровья пациента 6) общая стоимость лечения пациента зависит, в первую очередь, от врача-специалиста, а не от нозологической формы 7) система перспективного планирования не имеет законодательно регулируемых требований к корреляции с фактически достигнутыми результатами М У 8) работа медицинского учреждения не имеет единой оценки, каждый из участников внешнего окружения формирует свою.
В сложившихся условиях инди кативное управление позволяет придать лечебному процессу нужный уровень механистичности сточки зрения оценки эффективности продолжительности его выполнения и полученных результатов, на основании создания внутренних центров ответственности, логи сти чески х потоков движения пациентов, оперативного учета произведенных затрат и прочее)
Сложность координации внутренних социальных процессов.
Развитием еди­
цинской науки вовлекает в лечебный процесс все большее число участников, увеличивается доля узкоспециализированных врачебных консультаций, расширяется спектр диагностических исследований. В подобной ситуации медицинские работники, выполняющие отдельные исследования или манипуляции, не видят общей динамики патологического процесса, возрастает время постановки диагноза, снижается эффективность контроля за рациональностью использования ресурсов. Кроме того, в большинстве случаев на пациентов перекладывается работа по сбору медицинской документации из различных источников и передача ее лечащему врачу, возлагается ответственность самостоятельного передвижениям еж ду структурными подразделениями для получения медицинских услуг. В результате лечебный процесс становится несогласованным, раздробленными в целом слабоуправляем ы м , что в конечном итоге проявляется во множестве негативных последствий для пациентов.
И нди кативное управление позволит рационализировать менеджмент медицинского учреждения за счет радикального перепроектирования рабочих процессов икон центрации управленческого воздействия не на задачах (управление запасами, управление продажами, управление персоналом и т.п.) и функциях (м атериально-техническое снабжение, производством аркетинг, учет и т.п.), а на процессах, выстроенных от пациента [8,
9]. Данная возможность связана стем, что сущность индикативного подхода позволяет организовать внутреннее управление с учетом реинж иниринга бизнес-процессов
(business process reengineering) (Серия История. Политология. Экономика. Информатика НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Рис. 2. Функционирование медицинского учреждения как открытой социальной системы

3 4 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия История. Политология. Экономика. Информатика. № (120). Выпуск 21/1 5)
Информационное обеспечение процессов управления.
В государственной политике информатизация определена одной из приоритетных задач интеллектуального и технического развития страны , требующей безотлагательного решения. Механизмами реализации избран программ но-целевой принцип, ди ректи вн о обозначенный в Федеральной программе Электронная Россия, подпрограммой в которой является информатизация здравоохранения, Концепции информатизации здравоохранения России, Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации доги иных нормативных документах. Можно отметить положительные сдвиги в этом направлении деятельности на региональном уровне, в том числе в Москве, Санкт- Петербурге, Алтайском, Ставропольском , Краснодарском, Приморском краях, Кемеровской, Тульской, Свердловской, Новосибирской, Томской, Омской, Архангельской, Воронежской областях. Однако основное внимание разработчиков, главным образом , сосредоточено на создании отдельных, несвязанных между собой программных продуктов (ПО, решающих следующие узкоспециализированные задачи здравоохранения 1) методическое обеспечение лечебного процесса и облегчением едицинским работникам принятия решений) формирование в электронном виде первичной медицинской документации и осуществление с созданным массивом данных заданных действий) автоматизация ведения бухгалтерского учета и составления специальных периодических отчетных форм преимущественно ф инансово-эконом ических);
А втом атизаци я иных областей работы медицинских учреждений развивается менее интенсивно. По нашему мнению , это связано с целым комплексом системных проблем) низкая компьютерная грамотность большинства медицинских сотрудников и незначительное оснащение рабочих мест средствами вычислительной техники и цифровой связи 2) компьютеризация М У осуществляется фрагментарно, исключительно для информационной поддержки реализации законодательных актов, связанных с расходованием бюджетных средств 3) компьютерные технологии не являются действенным рычагом повышения эффективности управления здравоохранением ; 4) отсутствие государственного регулирования в областях стандартизации разработок и распространения специализированного программного обеспечения, формирования единого информационного пространства в здравоохранении.
Одна из наиболее специфичных сфер деятельности учреждений здравоохранения - управленческий учет, основанный на интеграции медицинской, социальной и экономической деятельности , затронута процессами автоматизации незначительно. По нашему мнению М У связан с преобладанием ситуационного подхода к управлению их деятельностью, обусловленного спецификой здравоохранения как социального института.
Больш инство медицинских учреждений организуют собственную работу интуитивно, исходя из региональных особенностей с присущими им институциональными ловушками и собственными традициями, постепенно сформировавшимися см ом ента введения в эксплуатацию учреждения. В результате внутренняя организационная структура М У одного города или области, в том числе Белгородской, Курской, Липецкой и прочих, существенно отличается друг от друга. В связи с этим , разработчики IT -продуктов не стремятся участвовать в автоматизации процессов управления, так как подобная работа требует проведение детального изучения организационных процессов конкретного медицинского учреждения, иначе автоматизация только ускорит получение неудовлетворительных результатов или не будет обладать нужным потенциалом для модификации программного обеспечения в условиях конвенционального подхода к реинж инирингу.
Н а основании вышеизложенного мы можем утверждать, что принципы инди ка­
тивного управления позволяют реализовать автоматизацию процессов медицинского менеджмента на основе перспективной технологи BPM S.
6)
Коммерциализация и пациентоориентированность.
Конституция Российской Федерации закрепляет в своих нормах право на охрану здоровья им едицинскую помощь статья 41). Правом нам едицинскую помощь гарантируется право на охрану здоровья. В свою очередь, право на охрану здоровья гарантирует два конституционных права более высокого уровня - право на достойное существование и право на свободное развитие, закрепленные в норме пункта 1 статьи 7 Конституции, а эти два права гарантируют конституционное право на жизнь НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия История. Политология. Экономика. Информатика.
2012
№7
(
126
). Выпуск
22/1 3 Достойная жизнь, в первую очередь, характеризуется наличием минимального набора бесплатных для человека благ, позволяющих ему как приобрести определенный уровень духовного и физического состояния, таки сохранить этот уровень перед лицом ряда бедствий и жизненных невзгод - так называемых социальных рисков. При этом данный уровень защищается, в том числе путем установления некоторых нормативов получения бесплатных благ.
Свободное развитие означает наличие свободного доступа к дополнительным благам, превосходящим минимальный уровень бесплатных для гражданина благ. Это свободный доступ к дополнительному образованию , дополнительным медицинским услугам , культуре, досугу для развития и самоусовершенствования и тому подобному. Для обеспечения свободного развития личности государством принимаются меры, основанные преимущественно на поощрении частной инициативы . При этом поощряется не только частная инициатива со стороны того, кто нуждается во благах, но и частная инициатива с противоположной стороны , то есть лиц, предоставляющих необходимые блага.
Как было изложено ранее, государственные гарантии медицинской помощи для достойной жизни имеют эфемерный характер. Неоднозначно воспримется и инициатива М У реализовать права граждан на свободное развитие оказание платных медицинских услуг (П М У) на базе государственных медицинских учреждений является объектом острой полемики среди теоретиков и практиков экономики здравоохранения и нем ож ет быть разрешено в рамках существующей концепции развития системы охраны здоровья. Однако, по нашему мнению, применение индикативной основы управления позволит внедрить в деятельность М У взвешенный управленческий механизм по организации и оказанию П М У населению . Подобная практика позволит достичь 1) удовлетворения скрытого спроса нам едицинские услуги , не вошедшие в территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (ТПГГ);
2) разграничениям еж ду частными медицинскими организациями и государственными учреждениями здравоохранения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых населению соответственно на платной и бесплатной основе 3) упреждения стихийного развития рынка платных медицинских услуг 4) выведения теневых трансфертов, возникающих между пациентом им едицинским и работниками, на уровень цивилизованных договорных отношений) усиления контроля со стороны администрации М Уза процессом оказания П М У 6) планирования, прогнозирования ивы работки стратегических направлений развития внебюджетной деятельности ; 7) усиления профессиональной конкуренции между медицинскими работниками) создания дополнительного источника повышения доходам едицинских работников 9) прекращения утечки высококвалифицированных специалистов в другие частные медицинские организации 10) повышения ответственности медицинских работников завы полняем ую работу, что связано с обратным контролем со стороны пациентов, выступающих в качестве полноправных потребителей медицинских услуг 11) сохранения лучших медицинских традиций государственной медицины в предпринимательской деятельности) создания преемственности между бесплатной и во зм езд ной медицинской помощью в рамках одного медицинского учреждения)
Генерирование экстернальной эффективности.
Эффективность работы учреждения здравоохранения может быть определена с позиции любого экономического контрагента М У. По нашему мнению, только интегральная оценка, включающая представления о деятельности медицинского учреждения основных участников его контактного окружениям ож ет претендовать на приближение к объективности. При этом необходимо учитывать, что оценка эффективности должна производиться по предварительно определенным параметрами нести информацию для последующего управления соци оси ­
стемой на всех уровнях, что требуется для комплексного соци ально-и ндикативного управления)
Сложность определения качества (измерения результатов) работы.
В научной литературе приведены многочисленные определения качества медицинской помощи, рассматриваются основные методические подходы к его обеспечению , даются характеристики системы стандартов и предлагаются методы , организационные технологии оценки

3 6 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия История. Политология. Экономика. Информатика. № (120). Выпуск качествам едицинской помощи. Однако в практической работе большое научно­
инф орм аци онное поле, главным образом , вносит затруднение в выбор единого инструмента. При этом для целей соци ально-эконом ического управления результаты качества работы медицинского учреждениям огут быть однозначно формализованы через соответствующие показатели, основанные нам еханистическом восприятии лечебного процесса. Например, в качестве оценочной базы могут использоваться м едико-эконом и чески е стандарты , субъективная удовлетворенность пациентов, профессиональная работа персонала М У и прочее.
С формированный перечень особенностей учреждения здравоохранения для целей и ндикативного управления будет положен в основу системы индикаторов комплексной оценки деятельности МУ.
Систем а индикаторов - расчетный инструмент менеджмента, позволяющий получить информацию о некоторых качественных и количественных состояниях объекта управления, достаточную для принятия предсказуемых в рамках определенной соци аль­
н о-эконом ической системы управленческих реш ений.
Н а рисунке 3 в общем виде представлена система индикаторов, соответствующая задачам инди кативного управления.
Рис. 3.
Структура системы индикаторов оценки социально-экономической системы
Таким образом , система индикаторов представляет собой набор расчетных инструментов, позволяющих получить системную информацию о качественных и количественных состояниях объекта управления- различных подсистемах медицинского учреждения. Однако при их разработке необходимо учитывать специфику отрасли, связанную с действием перечисленных выше факторов, а также сложившуюся высокую инертность процессов организационных изменений в медицинских учреждениях и связанные сними отсроченные во времени социальные риски. Баков, Н.Х. Нормативный метод индикативного планирования в сельскохозяйственном производстве (нам атери алах К абардино-Балкарской Республики автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Нальчик с. Вялков, АИ. Государственная политика в области информатизации здравоохранения в РФ // Главврач. - 2008. - № 4. - С. 19 -3 3 .
3. Гасников, В.К. Многолетний опыт совершенствования методологического и ин форм ационно-анали тического обеспечения управления региональным здравоохранением В.К. Гасников, В.Н Савельев, НС. Стрелков // Организация здравоохранения и общественное здоровье. - 2008. - № 4. - С. 11-14.
4. Л ипчиу, АИ . Об инди кативном планировании в управлении финансами организаций // Экономический анализ теория и практика. - 2007. - № 17. - С. объекта управления
Область оценки объекта управления
Л и тер ату р а
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия История. Политология. Экономика. Информатика.
2012
№7
(
126
). Выпуск
22/1 3 7 5. М ахинова, Н.В. Совершенствование организационных технологий планирования в здравоохранении автореф ... дисс. кан. экон. наук. - Екатеринбург- с. Петрова, Н.Г. Современные проблемы менеджмента в здравоохранении Менеджмент в России и за рубежом- С. 57-60.
7. Ш аккум, ММ ехани зм реализации инди кативны х планов // Экономист- С. 19 -2 7 .
8. Ш ульман, Е.И. Настоящее и будущее клинических информационных систем функции, свойства и распространение // Главный врач. - 2010. - № 8. - С. 16-23.
9. Ш ульман, Е.И. ИТ-сообщ ество должно осознать, что работа врача - не «business process», а «brain process» // Врачи информационные технологии. - 2007. - № 6. - С. 4-11.
10. Я ковлев, А.А. Формирование организационно-эконом ического механизма управления знаниями в организациях здравоохранения авторе ф . дисс. кан. экон. наук.
- Санкт-П етербург. -2 0 0 9 . - 29 с.
MEDICAL FACILITY CHARACTERISTICS AS AN OBJECT
OF SOCIALLY INDICATIVE MANAGEMENT
B elg o ro d N a tio n a l
R esearch University
e-m ail: Tkhorikov@ bsu.edu.ru
B.A. TKHORIKOV
This paper is the first in a series of articles about socially indica­
tive management in health care. This paper considers the peculiarities of the medical facility as an object of socially indicative management.
Description for the application areas of indicative methods that have the greatest impact to the effectiveness of the indicative management is given. Formulated specifications are decomposed for the comfortable future use in medical facility analysis. Existing problems in medical management are analyzed and advantages of the indicative approach are explained.
Key words: socially indicative management, medical facilities, public health services.

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Значение интерлейкинов в прогрессировании хронической сердечной недостаточности у больных пожилого возраста с ишемической болезнью сердца мохамед Хассан Мохамед Сид Ахмед, асп
123456789 -> Учебное пособие Харьков 2012 министерство здравоохранения украины
123456789 -> Учебное пособие для иностранных студентов высшых фармацевтических учебных заведений и фармацевтических факультетов
123456789 -> Медицинская психология рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов медицинского факультета
123456789 -> Случай абсцедирующего менингоэнцефалита
123456789 -> В., Золотухина Г. А. Облитерирующий бронхиолит у детей
123456789 -> Роль полиморфизма гена Met235Thr ангиотензиногена в патогенезе хронической сердечной недостаточности и ожирения у больных ишемической болезнью сердца
123456789 -> Современные методы и апаратно-программные комплексы для оценки адаптационных возможностей и уровня здоровья организма человека
123456789 -> Учебное пособие для студентов V курса медицинских вузов IV уровня аккредитации Харьков хнму 2009
123456789 -> Практикум по русскому языку для студентов II курса стоматологического факультета

Скачать 184.4 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница