УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ФАКУЛЬТЕТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
ПО КУРСУ: "БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ"
Методические указания по курсу: "Биологическая химия" предназначены для использования при выполнении лабораторных работ и самостоятельной подготовки студентов факультета ветеринарной медицины по направлениям «Ветеринария» и «Ветеринарно-санитарная экспертиза»
Ставрополь, 2013 г.
ВВЕДЕНИЕ
Биохимия животных изучает химический состав организма животного, обмен веществ и энергии в нем. Успехи биохимии превратили ее из науки описательной в науку преобразующую.
Знание биохимических процессов поможет специалисту направленно влиять на обмен веществ с целью повышения продуктивности животных, диагностики заболеваний и организации лечебных мероприятий, эффективного использования кормов и добавок биологически активных веществ.
В биохимических отделах и лабораториях для контроля за состоянием обмена веществ у животных используют современные биохимические и биофизические методы – электрофорез, фотоколориметрию, спектрофотометрию, хроматографию, полярографию и др.
Задачей биологической химии является изучение теоретических основ и обучение студентов практическим навыкам для проведения таких исследований и анализа полученных результатов. Студенты, получив на лекциях в кратком виде основы теоретических знаний, самостоятельно проработав учебный материал и конспекты, на лабораторных занятиях путем беседы с преподавателем показывают, как они разобрались в этих разделах дисциплины и что требуют дополнительной проработки.
Лабораторный практикум позволит студентам освоить основные методики биохимических исследований с использованием таких приборов, как рН-метр, рефрактометр, фотоколориметр, аппарат для электрофореза, и на основании теоретических знаний, расшифровать полученные результаты.
ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Приступая к работе в лаборатории, необходимо внимательно изучить возможные причины несчастных случаев и меры их предупреждения.
В химической лаборатории разрешается работать только в халатах.
В помещении лаборатории необходимо поддерживать порядок и чистоту, соблюдать тишину. Запрещается пить воду, принимать пищу, курить, пробовать на вкус химические вещества.
По окончании пользования газом, водой и электричеством немедленно закрыть краны и выключить электроприборы.
Перед тем, как набрать какой-либо химический реактив, внимательно прочтите надпись на этикетке.
Крышки и пробки от банок и флаконов нужно класть на стол поверхностью, не соприкасающейся с реактивом, а по окончанию пользования реактивом закрыть флаконы той же пробкой.
Определяя запах вещества, нужно направлять струю воздуха в сторону носа легкими движениями кисти руки над отверстием пробирки.
Избегать контакта с любыми неорганическими и органическими реактивами.
Неиспользованные химические реактивы нельзя возвращать в ту же склянку.
Порезы рук стеклом часто происходят при закрывании пробирки пробкой с газоотводной трубкой. Следует запомнить, что нужно прилагать лишь небольшие усилия, держась за резиновую пробку, но не за трубку. В случае пореза ранку промывают водой, очищают от осколков стекла и смазывают спиртовым раствором иода.
При термическом ожоге нужно обожженное место смочить 5% раствором танина в 40% этиловом спирте. При ожоге крепкими кислотами следует немедленно промыть обожженный участок большим количеством воды, затем наложить компресс из ваты, смоченной 1% раствором содой. При ожоге щелочами – действия те же, но компресс 1% раствор уксусной кислоты.
При попадании кислоты или щелочи в глаза, их обильно промывают водой, а затем 2% раствором борной кислоты (для нейтрализации щелочи), либо 2% раствором гидрокарбоната натрия (для нейтрализации кислоты).
При небольших ожогах фенолом пораженный участок кожи смазывают глицерином.
Причина выброса – нагревание жидкости выше температуры кипения. Вероятность перегрева увеличивается при нагревании пробирки на открытом пламени, особенно при наличии в жидкости осадка. Для предотвращения выброса реакционной смеси необходимо:
– перед нагреванием в реакционную смесь добавить кипятильный камешек;
– пробирку нагревать в наклонном положении, а не вертикально;
– при нагревании вращать пробирку вдоль оси, иногда осторожно встряхивая; отверстие пробирки направлять в сторону от себя и от соседа.
Работу с ядовитыми веществами и концентрированными кислотами, щелочами следует проводить в вытяжном шкафу, предварительно включив тягу, при этом не вводить голову внутрь шкафа.
Растворы сильных кислот и щелочей, а также ядовитых веществ отмеривать только цилиндрами, а не пипетками.
При работе с кислотами надо твердо помнить правило смешивание крепкой серной кислоты с водой – кислоту вливать в воду небольшими порциями, а не наоборот.
ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ЖУРНАЛА
Во время лабораторных занятий студент обязан кратко записывать методику и результаты опытов в специальной тетради. Рекомендуется следующая форма записи лабораторных работ (в тетради на развернутом листе):
Название темы______________________
Дата_______________________________
-
Название
Опыта
|
Уравнение
основной
реакции
|
Методика
выполнения
опыта
|
Результаты
опыта
|
Выводы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Графы NN 1, 2, 3 заполняются дома при подготовке к занятию, графы 4 и 5 – в лаборатории после проведения каждого опыта. Писать уравнения химических реакций (графа 2) следует, пользуясь структурными формулами с развернутым изображением функциональных групп. Методика выполнения опыта (графа 3) описывается кратко и по существу.
Результат опыта (графа 4) записывается одной фразой, например: выпадает осадок синего цвета, выделяется газ и т.д. Выводы из каждого опыта (графа 5) должны быть хорошо продуманными, краткими.
Поделитесь с Вашими друзьями: |