КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
Новороссийский филиал
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры уголовного процесса
и криминалистики
Новороссийского филиала
Краснодарского университета МВД РФ
полковник полиции
Л.Ю. Денисова
«___» ____________ 2017 г.
Дисциплина: «Судебная медицина и психиатрия»
специальность: 40.03.01 (030900.62) – Юриспруденция
специализация «Уголовно-правовая»
узкая специализация «Деятельность уполномоченного полиции»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины
слушателями заочной формы обучения
Обсуждены и одобрены на Подготовил: к.ю.н.
заседании кафедры УПиК доцент кафедры УПиК
Протокол № ___ С.А. Лобова_______________
от «___» __________2017 г
Новороссийск
2017
Введение
Обучение в высших учебных заведениях предполагает не только работу на семинарских и практических занятиях, но и самостоятельное изучение предлагаемого материала. Самостоятельная работа слушателей подразумевает творческое овладение ими специальными знаниями, умениями, навыками. В процессе самостоятельной работы обучающуюся должны активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, овладевать профессиональными умениями и навыками. Активизация познавательной деятельности позволяет самостоятельно получать знания в процессе поиска и изучения различных источников информации, анализа накопленного опыта. Специалист с высшим образованием должен уметь самостоятельно ориентировать не только в учебной, но и в научной информации, уметь грамотно трактовать закон и иные нормативные акты, принимать верные решения. Самостоятельная работа слушателей будет успешной в случае усвоения ими необходимого объема теоретических знаний и использования практического опыта в сфере деятельности правоохранительных органов.
Профессиональные навыки юриста, приобретенные во время обучения в вузе, будут совершенствоваться в дальнейшей практической работе, в том числе и в ходе самостоятельной работы над совершенствованием своего профессионального уровня.
Судебная медицина и судебная психиатрия, как самостоятельные медицинские дисциплины занимают одно из ведущих мест среди различных отраслей знаний, активно способствующих установлению истины и соблюдению законности в уголовном и гражданском судопроизводстве. Знание современных возможностей судебной медицины и судебной психиатрии как науки и умелое использование на практике результатов судебно-медицинских и судебно-психиатрических исследований являются необходимыми условиями подготовки высококвалифицированных специалистов различного профиля для органов внутренних дел.
Знания в области судебной психиатрии дают возможность успешно работать в направлении определения вменяемости и невменяемости субъекта преступления. Применительно к гражданско-правовым дисциплинам, на знаниях вопросов судебной психиатрии базируется определение вопросов дееспособности и недееспособности.
Учебная дисциплина «Судебная медицина и судебная психиатрия» органически связана с рядом других дисциплин: уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой, основами доврачебной помощи.
В практической деятельности следователь не только должен правильно и процессуально грамотно составить постановление на проведение судебно-медицинской экспертизы, но и проанализировать заключение эксперта и с учетом своего анализа строить дальнейшую следственную работу, не допуская тактических ошибок.
Цель данной дисциплины заключается в определении основных направлений судебной медицины и психиатрии для более детального изучения в юридическом вузе этих дисциплин. Для достижения поставленной цели в процессе изучения дисциплины необходимо решение ряда задач: овладеть теоретическими знаниями, уметь пользоваться специальной литературой, выработать умения и навыки необходимые для применения полученных знаний в практической деятельности,
В результате изучения дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия» слушатели должны:
иметь представление:
- о современных научных данных по основным разделам судебной медицины и судебной психиатрии;
- о природе и клинических проявлениях основных психиатрических заболеваний, их влияния на способность человека к объективному отражению действительности, принятию осознанных решений, целенаправленному поведению, пониманию связи психического здоровья с ответственностью за свои действия, а также о сути общественно опасных действий, совершаемых психическими больными;
знать:
- положения законодательства о судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизах;
- права, обязанности и ответственность судебно-медицинских экспертов и экспертов-психиатров;
- положения законодательства о порядке назначения и проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, осмотров и освидетельствований, изъятия образцов для сравнительных исследований;
- основы законодательства, регулирующие правовое положение лиц, страдающих разного рода психическими расстройствами;
- вопросы применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими заболеваниями, методы обращения с такими лицами;
- медицинские показания для оказания психиатрической помощи, особенности психиатрической помощи лицам, находящимся в исправительных учреждениях и обладающим не резко выраженными психическими отклонениями;
уметь:
- квалифицированно проводить осмотры мест происшествий и трупов на местах их обнаружения; фиксировать в протоколе осмотра позу трупа и данные его наружного осмотра с описанием одежды, трупных явлений, повреждений;
- обнаруживать, изымать и упаковывать вещественные доказательства биологического происхождения, правильно формулировать вопросы перед судебно-медицинским экспертом;
- проводить освидетельствование подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления с оформлением соответствующих документов;
- квалифицированно определять необходимый комплекс судебно-медицинских экспертиз и исследований;
- распознавать психические отклонения у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;
- распознавать психические отклонения у потерпевшего, свидетеля в случаях, когда возникают сомнения в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания;
овладеть навыками:
- устанавливать факт наступления смерти, ориентировочно устанавливать время наступления смерти;
- распознавать психические отклонения у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.
Структура дисциплины:
Учебный материал, предусмотренный программой, реализуется на лекциях, семинарах, практических занятиях. Цель семинарских занятий состоит в закреплении знаний, получаемых при чтении лекционного курса. Проведение занятий, для лучшего усвоения курса сопровождается показом дополнительного учебного видеоматериала.
В заключение курса предусмотрено зачетное занятие, как итог обучения.
Данные методические рекомендации призваны помочь слушателям в организации самостоятельной работы над изучаемым материалом.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.
Заочная форма обучения, нормативный срок обучения 4 года, на базе высшего неюридического образования и на базе среднего профессионального образования.
Специальность 030900.62 Юриспруденция профиль подготовки уголовно-правовой (деятельность уполномоченного полиции)
Раздел 1 «Судебная медицина»
Вид учебной работы
|
Всего часов/
зачётных
единиц
|
Семестры
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
6
|
6
|
Лекции (Л)
|
2
|
2
|
Семинары (С)
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
4
|
4
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
Контрольная работа (КР)
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
48
|
48
|
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:
|
48
|
48
|
Подготовка к семинарским (практическим,
лабораторным) занятиям
|
48
|
48
|
Практикум
|
|
|
Подготовка к контрольной работе
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
Курсовая работа
|
|
|
Реферат
|
|
|
Подготовка к промежуточной аттестации: зачёт
|
|
|
Промежуточная аттестация: зачёт
|
|
|
Общая трудоёмкость: часы
|
54
|
54
|
зачётные единицы
|
1,5
|
1,5
|
Раздел 2 «Судебная психиатрия»
Вид учебной работы
|
Всего часов/
зачётных
единиц
|
Семестры
|
|
Аудиторные занятия (всего)
|
6
|
6
|
Лекции (Л)
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
6
|
6
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
Контрольная работа (КР)
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
48
|
48
|
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:
|
34
|
34
|
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным)
Занятиям
|
34
|
34
|
Практикум
|
|
|
Подготовка к контрольной работе
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
14
|
14
|
Курсовая работа
|
|
|
Реферат
|
|
|
Подготовка к промежуточной аттестации: зачёт
|
10
|
10
|
Промежуточная аттестация: зачёт
|
4
|
4
|
Общая трудоёмкость: часы
|
54
|
54
|
зачётные единицы
|
1,5
|
1,5
|
Итого: часы
|
108
|
108
|
зачётные единицы
|
3
|
3
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |