МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
А.В. Меренков,
профессор, академик высшей школы
МЕТОДИКА
работы по профилактике различных видов наркозависимости у детей,
подростков, молодежи
Основные принципы профилактической работы.
Профилактика наркозависимости должна начинаться с определения тех принципов, которые обеспечивают достижение желаемых для социума целей и задач воспитательной работы с детьми, подростками, молодежью. При организации профилактической работы с детьми, подростками и молодёжью необходимо соблюдать следующие принципы.
Во-первых, учет возрастных особенностей при восприятии той информации, которую дети, подростки, молодежь получают обо всех наркотических и психотропных веществах, механизмах возникновения зависимости от них, так как существует психологическая и социокультурная готовность к восприятию, пониманию и использованию той или иной информации. При неправильном использовании она либо вообще не дает какого-либо эффекта, либо увеличивает вероятность появления ориентации на практическое ознакомление с разнообразными наркотическими веществами.
Во-вторых, изучение механизмов возникновения физической, психической и социокультурной зависимости от наркотических веществ. Нужна не только информация о вреде тех или иных видов наркотиков, а знание и понимание тех процессов, которые определяют появление у организма непреодолимой потребности в их постоянном применении. Кто знает последовательность этапов возникновения наркотической зависимости, тот получает возможность управлять своим поведением таким образом, чтобы не создавать саму возможность ее появления.
В-третьих, приобретение навыков активного сопротивления каким-либо предложениям о применении наркотиков в типичных жизненных ситуациях. Дети, подростки, молодые люди должны не только получать необходимые знания о вреде наркотиков, механизмах их воздействия на организм человека, его поведение в обществе, но и на практике использовать методы неприятия в каком-либо виде любые наркотические вещества.
В-четвертых, профилактическая работа должна проводиться постоянно, на основе достижений современной науки о человеке, его развитии и саморазвитии, методик формирования навыков самоопределения и самоорганизации в процессе социализации личности в семье, школе, в трудовых и учебных коллективах, в учреждениях культуры, средствами массовой информации.
В-пятых, профилактическая работа должна проводиться с учетом индивидуальных склонностей тех или иных детей, подростков к появлению зависимости от табака, алкоголя, наркотиков, организацией мониторинга содержания их ориентаций и установок, определяющих уровень готовности к активному сопротивлению попыткам приобщения к психоактивным веществам.
Исходя из этих принципов, осуществляется практическая работа родителей, учителей, врачей, специалистов правоохранительных органов, СМИ, учреждений культуры с различными группами детей, подростков, учащейся и рабочей молодежи.
Профилактика наркомании должна строиться, прежде всего, на основе анализа механизмов, которые определяют вероятность возникновения соответствующей зависимости.
Начинать профилактическую работу надо с объяснения того, что наркотическая зависимость представляет собой соединение физиологического, психического и социокультурного подчинения личности определенным веществам природного и искусственного происхождения.
Необходимо обращать особое внимание на то, что наркотики вызывают не только изменения в организме человека. Они одновременно меняют его психические свойства и культуру взаимодействия с окружающим миром. Человек перестает соответствовать нормам, характеризующим как работу его организма, так и поведение с разными людьми. Это важнейшее положение требуется постоянно объяснять и доказывать, раскрывая сущность и специфику действия наркотиков на человека.
Поэтому раскрытие процесса возникновения наркозависимости требует анализа взаимосвязи преобразований, происходящих под влиянием наркотических веществ, как на уровне организма, чувственно-эмоциональных реакций, сознания человека, так и уровня реализации им требований культуры поведения на производстве, в быту, во время досуга.
Такой комплексный подход ориентирует на особое отношение к людям, попавшим в наркотическую зависимость. Их нельзя воспринимать только как больных в физиологическом плане. Они имеют отличающиеся от обычных индивидов психические реакции и иные установки на соблюдение норм и правил общественной жизни. Поэтому и сам отказ от наркотиков не может быть обеспечен только медицинскими средствами.
Изменение отношения личности к наркотическим веществам происходит только тогда, когда одновременно меняются реакции организма на них, происходит психологический отказ от их использования и преобразуются ценностные ориентации, установки, определяющие культуру поведения личности.
Как показывает практика, традиционная организация работы с наркозависимыми людьми не предполагает одновременности воздействия на их тело, психику и культуру взаимодействия с людьми, самим собой. Часто искусственно выделяется один из элементов возникновения данной зависимости, например, психологических фактор у подростков.
Предпринимаются отдельные попытки изменения психических характеристик части подростков, но желаемый результат достигается редко, так как отсутствует комплексный анализ, как самих механизмов возникновения наркотической зависимости, так и способов ее преодоления.
Организация работы по профилактике наркомании должна начинаться с раскрытия механизмов ее возникновения. Рациональное представление о них позволяет человеку постоянно задумываться как о причинах появления потребности в ПАВ, так и способах предотвращения ее возникновения.
Существенно уменьшается вероятность случайного, неосознанного следования тем природным и социокультурным факторам, которые ведут к данному виду зависимости.
Поделитесь с Вашими друзьями: |