АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Целью дисциплины является формирование и совершенствование языковой и речевой коммуникации студентов в области специального языка предметной области психологии, социальной психологии для формирования коммуникативных основ профессиональной практики на иностранном языке за счет реализации следующих задач:
-
овладение специальной лексикой сферы психологии, социальной психологии, установление терминологических русско-английских соответствий;
-
развитие специальных речевых навыков (умение провести презентацию, составить рекламный текст, осуществлять коммуникацию с представителями средств массовой информации на иностранном языке и т.п.);
-
развитие навыков письма (составление деловых писем, политических речей и др. с учетом традиции, сложившейся в англоязычном мире).
Структура дисциплины включает в себя следующие разделы:
-
Практика устной речи.
2. Практическая грамматика.
3. Индивидуальное чтение.
Задачами практики устной речи являются:
- обучение речевой деятельности на языке, формирование навыков оперирования правилами, посредством которых языковые единицы выстраиваются в осмысленные высказывания;
- развитие способности к общению, т.е. способности планировать речевое поведение, понимать и передавать информацию в связных, логичных и аргументированных высказываниях, построить и организовать высказывание в соответствии с функциональной задачей общения;
- развитие способности осуществлять разные виды речемыслительной деятельности и выбирать коммуникативные средства в соответствии с местом, временем, сферой общения, адекватно социальному статусу партнера по общению;
- формирование потребности к самосовершенствованию в иностранном языке, то есть способности обучающегося преодолевать дефицит своих знаний в области общекультурных иноязычных умений, позволяющих находить пути восполнения пробелов в языковой, речевой и социокультурной компетенциях.
Задачей практической грамматики является формирование у обучающихся представления о грамматическом строе иностранного (английского) языка, законах и правилах образования и изменения слов, соединения их в словосочетания, правила построения предложений и объединения их в рамках более сложных синтаксических конструкций. Умение применять полученные знания о словообразовании, морфологии и синтаксисе осуществляется посредством выполнения упражнений по грамматике, в качестве которых используются как традиционные, так и коммуникативные, нацеленные на ситуативное употребление грамматических структур.
Задачей индивидуального чтения является ознакомить студентов с одним из способов совершенствования своих навыков и умений и научить правильно использовать его в дальнейшем с целью самосовершенствования, увеличить словарный запас на примере произведений художественной литературы, а также развить способность получать и анализировать информацию.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-
специальную лексику и терминологию сферы психологии;
-
профессиональную этику в сфере общения;
-
шаблоны основных типов деловых писем и юридических текстов;
-
особенности юридической деятельности в англоговорящих странах;
Уметь:
-
осуществлять коммуникацию на иностранном языке на профессиональную тематику;
-
составлять юридические тексты, деловые письма, тексты политических речей, тексты публичных выступлений на иностранном языке;
-
адекватно выражать свои мысли касательно проблематики психологии в устной и письменной форме, используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;
Владеть:
-
терминологическим аппаратом изучаемого языка в сфере психологии;
-
навыками проведения презентаций на английском языке;
-
навыками составления деловых писем и юридических текстов на изучаемом языке;
-
навыками проведения дискуссий и обсуждений на профессиональную тематику на изучаемом языке.
Тематическое содержание дисциплины
Чтение
-
Задачи:
-
а) унифицировать полученные в школе умения и навыки чтения на расширенном языковом материале;
-
б) совершенствовать их с целью подготовки к пониманию письменной информации различных видов.
-
Требования к начальному уровню:
-
1. Прочитать несложный учебный текст в заданной ситуации общения с полным пониманием его содержания и выделением смысловой информации. Примерный нормативный показатель чтения (с использованием словаря): 1200 печатных знаков за академический час.
-
2. Прочитать учебный текст и ознакомиться с общим содержанием. Примерный нормативный показатель чтения (без словаря): 2000–2400 печатных знаков за 0,5 академического часа.
-
Состав учебной деятельности. Ситуационно организованные циклы занятий включают три главные группы учебных действий, которые сменяют друг друга: информационно-ознакомительные, тренировочные, обобщающе-контрольные.
-
Минимум речевого материала. Каждый цикл занятий по чтению — 4–5 учебных текстов. Содержание текстов отражает учебные ситуации и тематику, относящуюся к описанию учебно-производственной, профессионально ориентированной, общественно-политической, страноведческой и бытовой сфер деятельности.
-
Минимум лексического материала. Общий объем составляет примерно 1200 слов и словосочетаний. В лексическом минимуме не учитывается интернациональная лексика.
-
Минимум грамматического материала. В необходимый минимум входят показатели видовременных форм глагола во всех простых временах, залога (в простых формах), простых неличных форм, показатели групп глаголов и существительных (порядка слов утвердительного предложения), показатели связи слов в предложении; в минимум показателей, помогающих определению частей речи, входят некоторые словообразовательные признаки:
-
— существительных: -tion, -sion, -ist, -ment;
-
— прилагательных: -able, -ful, -less, -ish;
-
— глаголов: -ate, -en, -fy, -ire;
-
— наречий: -ly;
-
— числительных: -teen, -th, -ty.
-
-
Устная речь
-
Задача: сформировать у студентов представление об общих и специфических характеристиках английского языка.
-
Речевой материал представляет собой образцы монологических высказываний, диалогов, бесед. В основном он должен отвечать профессиональным интересам студентов. Используется также общественно-политический и страноведческий материал.
-
Требования к навыкам устной речи:
-
1. Понимать в ситуациях общения речь собеседника (реплики, клише, фразы, монологические высказывания). Примерный объем высказывания 200–240 слов. Темп речи до 200 слогов в минуту.
-
2. Участвовать в различных видах диалога, обмениваясь репликами, высказываниями. Объем — не менее 4–5 высказываний.
-
3. Подготовить собственное сообщение. Объем — не менее 8–10 фраз. Темп речи — до 200 слогов в минуту.
-
Состав учебной деятельности. Цикл занятий включает различные речевые действия: имитационно-воспроизводящие, конструктивные, продуктивные и др. В ситуациях речевого общения отображаются отношения к фактам, событиям, другим людям. Общение происходит на базе звучащей речи, а используемые письменные тексты служат лишь зрительной опорой. Двуязычные речевые действия, в которых родная речь, являющаяся посредником, последовательно заменяется учебным общением на английском языке.
-
Минимум речевого материала. Речевой материал представляет собой (звучащие) тексты — образцы монологических высказываний и диалогов, а также их сочетание в простой беседе. Образцы построены на активном лексико-грамматическом материале. Общее количество текстов на каждый цикл — 4–5. Объем текста равен примерно 200 словам. Тексты для устной речи связаны с текстами для чтения ситуационно и тематически.
-
Минимум лексического материала. Активный лексический минимум включает строевые слова, стандартные реплики, клише, слова-понятия, типовые образцы-фразы, относящиеся к изучаемым сферам общения и тематике. Объем — не менее 500 единиц.
-
Минимум грамматического материала. Для понимания речи на слух и построения собственных высказываний предусматривается повторение и активизация школьного минимума на новом текстовом материале. В минимум входят: способы изменения глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени в активном залоге, простые случаи неличных форм глаголов, изменение форм числа у существительных, существительные с предлогами, формы сравнения прилагательных, формы порядковых числительных, структура простых распространенных предложений (утвердительных, отрицательных), конструкции there is / there are.
-
-
2-й семестр
-
Чтение
-
Задача: обучить чтению и сформировать готовность читать оригинальные тексты (с учетом профиля факультета) в различных ситуациях с целью извлечения нужной информации, передачи содержания и др.
-
Требования к обученности: прочитать оригинальный текст по широкому профилю факультета, полно и точно передать его содержание, выделить информацию по заданному вопросу. Примерный нормативный показатель чтения — 1600 печатных знаков за академический час (с использованием словаря).
-
Состав учебной деятельности. На семестр приходится от 2 до 3 циклов учебных занятий. Содержание учебных занятий, входящих в циклы, обусловлено выполнением поставленных учебных задач. При обучении чтению ведущее место занимают действия, связанные с анализом языковых явлений, смыслового содержания текста. При ознакомительном чтении используются учебные действия, направленные на раскрытие логико-информационной организации текста, имеющихся связей и отношений смыслового характера и т. д.
-
Учебные действия соотносятся с учебными ситуациями поиска, получения и переработки информации, ее применения. Смысловая информация, полученная при чтении текстов, может служить предметом обсуждения, бесед и т. д.
-
Минимум речевого материала. Каждый цикл занятий по чтению содержит 2–4 текста. Тексты по языковому содержанию отбираются так, чтобы они могли обеспечить решение задач при различных видах чтения и ситуациях общения. Тематика текстов затрагивает вопросы научно-технического прогресса, специальностей факультетов, гуманитарных проблем, общественно-политических событий и т. д.
-
Минимум лексического материала. К окончанию первого курса (II семестр) минимум должен составлять не менее 2000 слов и словосочетаний. В этот минимум входит лексика по широкому профилю вуза, а также по общественно-политической тематике.
-
Минимум грамматического материала. Расширяется минимальный объем сведений о грамматической структуре текста. Минимум показателей грамматических форм охватывает следующие явления: функциональное разграничение омонимичных грамматических форм с суффиксами -ed, -ing; различные функции one, have, be; сложные инфинитивные формы; вводящие глаголы (типаsee, hear, know, want и др.) как показатели определенных глагольных конструкций; инфинитив в простой и перфектной форме после модальных глаголов; сложные формы герундия и причастия; бессоюзные придаточные предложения.
-
-
Устная речь
-
Задача: обучить устной речи, сформировать понятие о межкультурных различиях в профессиональном общении и готовность принять участие в профессионально ориентированной беседе по изучаемой тематике.
-
Требования к обученности устной речи:
-
1. Понимать речь на слух и принимать участие в ситуативно обусловленной беседе. Объем высказывания до 10–12 фраз.
-
2. Подготовить сообщение по изученному материалу применительно к знакомым типовым ситуациям. Объем высказывания до 18–20 фраз, примерная скорость речи до 200 слогов в минуту.
-
Состав речевой деятельности. Учебные ситуации и учебные речевые действия видоизменяются в зависимости от подготовки к участию в беседах различного типа: элементарной беседе по заданному плану, беседе-аналогу изученного образца, типовой беседе по заданному плану, беседе-суждению, вариативной беседе с элементами ролевой игры и др.
-
Минимум речевого материала. Тексты представляют собой образцы монологических высказываний, диалогов, полилогов. В текстах отражаются профессионально ориентированные темы, научно-техническое творчество, новости экономики, науки и техники, экологические проблемы, страноведение. Для обсуждения рекомендуется информация, полученная при чтении периодической печати и Интернета.
-
Минимум лексического материала. Активный лексический минимум должен составлять примерно 800 слов и словосочетаний.
-
Минимум грамматического материала. Кроме грамматических тем, указанных выше, в грамматический минимум включаются показатели придаточных дополнительных и определительных предложений, формы глаголов в страдательном залоге.
-
Письмо
-
Задача: сформировать базовые навыки письменной коммуникации, для чего использовать письмо в качестве вспомогательного средства для выполнения учебных заданий.
-
Требования к навыкам:
-
1. Правильно писать английские слова и словосочетания, входящие в активный минимум, при выполнении соответствующих учебных заданий.
-
2. Кратко излагать в письменной форме содержание прочитанного текста.
-
Учебный материал охватывает изученные тексты и речевые образцы.
-
-
3–4-й семестры
-
Задачи в области общего и профессионально ориентированного речевого общения:
-
— сформировать готовность читать оригинальные тексты общего содержания и тексты по профилю специальности студента для получения и использования имеющейся информации;
-
— углубить и расширить практическое владение устной речью.
-
Требования к уровню готовности студента: дифференцированно применять английский язык в варьирующихся ситуациях речевого общения.
-
Минимум речевого материала. Тексты по речевому содержанию отбираются с целью обеспечения обучения устной речи и разным видам чтения.
-
Тематика текстов имеет общий характер или связана со специальностями факультетов и специализацией студента.
-
Минимум лексического материала. Лексический минимум должен составлять не менее 2500 лексических единиц, включая и терминологический минимум по специальности.
-
Минимум грамматического материала предусматривает ознакомление со всеми основными грамматическими темами, а также с особенностями научного стиля в рамках изучаемого подъязыка науки при переводе текстов на русский язык.
-
Характер речевого материала. Используются оригинальные тексты.
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
знание научно- биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;
приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;
создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни,
уметь использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни,
владеть средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1 Легкая атлетика
Тема 2 Волейбол
Тема 3 Тренажерная гимнастика
Тема 4 Баскетбол
Тема 5 Легкая атлетика
Тема 6 Волейбол
Тема 7 Тренажерная гимнастика
Тема 8 Баскетбол
Тема 9 Легкая атлетика
Тема 10 Волейбол
Тема 11 Тренажерная гимнастика
Тема 12 Баскетбол
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Целью учебной дисциплины является формирование у студентов целостного и чёткого представления об основных закономерностях и этапах истории России.
Задачи дисциплины – изучение протекавших на территории страны экономических, политических, этнических и социальных процессов; взаимоотношений народов России с другими народами и государствами на протяжении всего изучаемого периода; глобальных проблем общественно-исторического развития России и способов их решения. Вопросы развития культуры России даются обзорно, так как студенты изучают обстоятельные самостоятельные дисциплины по истории культуры, литературы и искусства.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать
-
основные факты, предпосылки, причины и последствия событий истории России;
-
деятельность крупнейших российских исторических личностей;
-
точки зрения наиболее выдающихся учёных-историков, представителей различных научных школ по дискуссионным проблемам истории России;
владеть
-
навыками работы с различными историческими источниками,
-
сравнительно-историческим методом анализа основных закономерностей исторического процесса в России.
Тематическое содержание дисциплины
Тема I. Первобытное общество на территории России.
Тема II. Древнерусское государство - Киевская Русь.
Тема III. "Феодальная" раздробленность на территории Руси.
Тема IV. Монголо-татарское иго.
Тема V. Агрессия крестоносцев. Литовская агрессия.
Тема VI. Начало объединения русских земель вокруг Москвы.
Тема VII. Образование и развитие единого русского государства.
Тема VIII. Россия в Смутное время.
Тема IX. Россия в XVII веке (1613 – 1682 гг.).
Тема X. Правление Петра Великого.
Тема XI. Россия в эпоху дворцовых переворотов.
Тема XII. Россия во 2 половине XVIII века.
Тема XIII. Россия в 1 четверти XIX века.
Тема XIV. Россия в середине XIX века.
Тема ХV. Россия в период реформ 60 –70 годов XIX века.
Тема XVI. Россия на рубеже веков.
Тема XVII. Россия в феврале – октябре 1917 г.
Тема XVIII. Период интервенции и Гражданской войны.
Тема XIX. СССР в 1920 – 30 –е годы.
Тема XX. Великая Отечественная война.
Тема XXI. СССР в 1945 –1953 гг.
Тема XXII. СССР в 1954 – 1964 гг.
Тема XXIII. СССР в годы перестройки (1985- 1 половина 1991 г.).
Тема XXIV. Современная история России, становление гражданского общества
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ФИЛОСОФИЯ
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Цель дисциплины — развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, создание у студентов целостного системного представления о мире и месте в нем человека, стимулирование потребности к более глубокому пониманию и философской интерпретации исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Изучение философии должно содействовать:
— выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
— формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
— иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;
— иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, об особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
— понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
— понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;
— знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
— уметь логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
— владеть приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Тематическое содержание дисциплины
1. Философия, ее предмет и место в культуре и жизни человека
2. Античная философия
3. Средневековая философия
4. Философия эпохи Возрождения
5. Философия Нового времени XVII–XVIII веков
6. Немецкая классическая философия
7. Неклассическая философия второй половины XIX века
8. Современная западная философия
9. Русская философия
10. Учение о бытии (онтология)
11. Учение о развитии
12. Природа человека и смысл его существования
13. Учение об обществе (социальная философия)
14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
15. Проблема сознания
16. Познание (гносеология и философские проблемы науки)
17. Научное познание
18. Будущее человечества (философский аспект)
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Цель дисциплины — дать студентам целостное представление о культуре как универсальном способе отношения человека к миру, важнейшем условии его духовного развития и научить разбираться в вопросах теории и истории культуры.
Задачи дисциплины:
-
изучение сущности культуры, ее структуры и функций, исторических форм и современных проблем;
-
формирование представления о культуре как социально-историческом феномене, отличающемся динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством;
-
знакомство студентов с предысторией и социально-философскими предпосылками возникновения культурологии как науки, достижениями мировой и отечественной культурологической мысли;
-
формирование умений разбираться в вопросах теории и истории культуры, адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в новых социально-экономических условиях, ориентироваться в фактах культуры, в пестром калейдоскопе мнений и взглядов на культуру, а также применять теоретические положения к анализу современной культурной жизни.
В результате изучения дисциплины студенты должны получить представление:
-
о формах культуры, их возникновении и развитии;
-
механизмах возникновения культурных норм и ценностей, способах сохранения и передачи этих ценностей от поколения к поколению;
-
способах взаимоотношения культуры и природы, культуры и человека; культуры и общества.
Знать:
-
основные направления культурологической мысли и современные теории культуры;
-
исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики;
-
основные тенденции развития культуры в современном обществе.
Уметь:
-
охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;
-
анализировать, опираясь на источники, особенности того или иного типа культуры;
-
понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
-
активно и творчески использовать полученные знания о культуре и ее роли в жизни человека в выборе
-
собственных жизненных ориентиров и установок.
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Культурология как наука
Тема 2. Культура как объект культурологической рефлексии
Тема 3. Культурология Д. Лихачева
Тема 4. Культура: понятие, структура и функции
Тема 5. Культура в системе бытия
Тема 6. Типология культур
Тема 7. Взаимодействие культур
Тема 8. Место и роль России в мировой культуре
Тема 9. Человек и культура в ХХI веке: прогнозы и перспективы
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ПОЛИТОЛОГИЯ
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Цель дисциплины - формирование у студентов устойчивых научных представлений о политике, ее основных проблемах и задачах.
Задачи дисциплины - изучение политологии как науки и ее истории; рассмотрение вопросов становления политической власти и функционирования политической системы и различных политических режимов; ознакомление с политическими партиями и партийными системами, политическими элитами и лидерами.
В результате изучения дисциплины студенты должны
знать:
-
понятийно-категориальный аппарат в сфере политологии;
-
ключевые термины и методы политического анализа;
-
историю политических учений;
-
базовые закономерности и основные формы политических процессов,
уметь:
-
применять основные методологические подходы при анализе и прогнозировании политической ситуации в мире, регионе и обществе,
-
ориентироваться в системе современных политических технологий и разрабатывать возможные варианты решения той или иной политической проблемы.
Тематическое содержание дисциплины
-
Политология как наука
-
Политическая власть
-
Политические системы и режимы
-
Государство и гражданское общество
-
Политические партии и партийные системы
-
Политические элиты и лидеры
-
Политические конфликты
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Особое место в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин занимает правоведение. Это обусловлено тем, что жизнь современного гражданина буквально пронизана правоотношениями и требует от каждого овладения правовой культурой.
Знание законов и правовых актов придает человеку уверенность, позволяет правильно оценивать сложные общественные отношения и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
В результате изучения курса "Правоведение" студенты должны овладеть определенным уровнем знаний в различных сферах правового регулирования общественных отношений (государственно-правовых, гражданских, семейных, трудовых и др.) и уметь работать с нормативными источниками.
Тематическое содержание дисциплины
-
Государственное (конституционное) право
-
Административное право
-
Гражданское право
-
Семейное право
-
Трудовое право
-
Правовая охрана природы
-
Охрана правопорядка
-
Правовая культура
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины «Русский язык и культура речи» – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и теоретическими знаниями в области русского языка и культуры речи; повышение уровня практического владения современным русским литературным языком (письменным и устным) в разных сферах его функционирования.
Задачи дисциплины – научить студентов:
· основам знаний о качествах речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность);
· основным нормам современного русского языка, выработать внимание к нарушениям норм литературного языка;
· анализировать собственную речь;
· созданию профессионально значимых речевых произведений;
· культуре профессиональных и деловых отношений;
· навыкам грамотного составления документации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен:
знать: основные орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические нормы русского литературного языка;
· функциональные разновидности современного русского литературного языка;
· особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном;
· особенности научного стиля речи;
· специфику устной и письменной речи;
· лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи;
· языковые и неязыковые средства выразительности устной речи;
· этические основы культуры речи;
уметь: анализировать тексты различных стилей;
· композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию;
· находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах;
· составлять тексты с элементами доказательства и опровержения;
· выделять тезис и аргументы в научной статье, докладе, отчете;
· вести научную дискуссию;
получить навыки: продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
· участия в диалогах и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Тематическое содержание дисциплины
1.Введение. Современный русский язык и его значение в стране и мире. Язык и речь. Основы устной и письменной речи
2.Функциональные разновидности стиля современного русского языка
3.Научный стиль
4.Официально-деловой стиль
5.Публицистический стиль
6.Разговорный стиль
7.Устная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
8.Оратор и его аудитория. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех
9.Официально-деловой стиль речи
10.Язык и стиль коммерческой корреспонденции
11.Понятие «языковая норма». Система норм русского литературного языка. Виды языковых норм
12.Стилистическое использование выразительных средств языка
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ЭКОНОМИКА
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Цель дисциплины — дать студентам системное изложение исходных теоретических положений экономики, показать их связь с правом, а также роль и значение экономических отношений в обществе и экономической культуры в деятельности социального работника.
Задачи дисциплины — изучение структуры рыночной экономики; рассмотрение основных методов исследования в экономике; изучение подходов различных экономических школ к определению роли государства в экономике.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
основные этапы развития экономической теории, методы экономической теории;
ключевые понятия и термины, основные теории, относящиеся к разделам микроэкономики и макроэкономики;
основные показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
систему показателей, характеризующих экономическое положение государства и потенциал экономического развития страны;
уметь:
применять навыки самостоятельной работы при изучении учебной литературы по экономике и материалов информационно-аналитического характера;
использовать теоретические данные, связанные с деятельностью фирмы на микроуровне и экономической политикой государства на макроуровне.
Содержание дисциплины представлено в четырех разделах:
1. Общетеоретические основы экономики общества.
2. Микроэкономика.
3. Макроэкономика.
4. Проблемы современной экономики Российской Федерации.
Тематическое содержание дисциплины
-
Экономические системы: сущность, типы
-
Отношения собственности в обществе
-
Производство — основа жизни общества
-
Деньги: происхождение, функции
-
Капитал и его роль в рыночной экономике
-
Общая характеристика рыночной экономики
-
Основы теории спроса и предложения. Рыночное равновесие
-
Теория потребительского поведения. Равновесие потребителя
-
Теория производства фирмы. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
-
Равновесие в условиях несовершенной конкуренции. Естественные монополии
-
Ценообразование на рынках факторов производства
-
Общественные блага и внешние эффекты
-
Национальная экономика. Общественное воспроизводство
-
Система национальных счетов
-
Макроэкономическое равновесие: модель AD-AS
-
Макроэкономическая нестабильность
-
Финансовая система и финансовая политика
-
Денежно-кредитная система и политика
-
Социальная политика государства; сущность, направления
-
Экономический рост
-
Особенности российской экономики. Развитие рыночной структуры
-
Обеспечение финансовой стабилизации: цели, средства, результаты
-
Россия в мировой экономике. Проблема национальной экономической безопасности
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Цели дисциплины:
-
повышение теоретического уровня подготовки студентов, формирование их правовой культуры;
-
освоение общетеоретических вопросов и правоприменительной практики регулирования отношений социального партнерства в Российской Федерации;
-
формирование у студентов навыков применения норм трудового права.
Задачи дисциплины:
- дать комплексное представление о правовом механизме социального партнерства в сфере труда, а именно:
- ознакомить студентов с понятием, принципами, системой, организационными формами, сторонами и органами социального партнерства в сфере труда;
- разъяснить сущность коллективных переговоров, участия работников в управлении организациями и иных организационных форм социального партнерства;
- раскрыть понятия коллективных договоров и соглашений как правовых форм социального партнерства, порядок их разработки и заключения.
- раскрыть понятие коллективного трудового спора, порядок разрешения коллективного трудового спора; уяснить сущность права на забастовку как способа коллективной самозащиты трудовых прав.
Программа учебной дисциплины «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» содержит семь тем, важнейшими из которых являются: социальное партнерство как институт трудового права России; принципы, формы и органы социального партнерства; коллективные переговоры; коллективные договоры, социально-партнерские соглашения.
В результате изучения спецкурса студент должен:
- знать правовые и организационные основы социального партнерства в сфере труда в Российской Федерации;
- уметь использовать полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности в качестве возможного участника отношений социального партнерства;
- правильно и обоснованно толковать и применять действующее законодательство о социальном партнерстве.
Тематическое содержание дисциплины
-
Социальное партнерство как институт трудового права России
-
Субъекты социального партнерства
-
Принципы, формы и органы социального партнерства
-
Коллективные переговоры
-
Акты социального партнерства
-
Разрешение разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства
-
Правовое регулирование отношений социального партнерства в зарубежных странах
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Цель дисциплины — дать студентам целостное представление об особенностях культуры Санкт-Петербурга в ее историческом развитии.
Задачи дисциплины — определить и охарактеризовать периоды развития петербургской культуры, наметить общие тенденции в этом процессе; выделить основные памятники, представляющие каждый период и характеризующие различные сферы культуры, показать их связь друг с другом и с историей города.
В ходе изучения дисциплины студенты должны знать: основные вехи развития культуры Санкт-Петербурга, особенности каждого ее этапа; основные культурные памятники, характеризующие этапы развития города; особенности современного культурного развития Санкт-Петербурга; специфику функционирования организаций социокультурной сферы в современных условиях.
Также студенты должны уметь охарактеризовать отдельные объекты культурного развития Санкт-Петербурга, ориентироваться в тенденциях текущей культурной жизни города, составлять программу продвижения культурного продукта на рынке.
Тематическое содержание дисциплины
-
Введение. Культура города и пути ее изучения
-
Общая характеристика Санкт-Петербурга
-
Основание и культурное самоопределение города
-
Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725–1761)
-
Петербург второй половины XVIII века — российское Просвещение
-
Петербург первой половины XIX века — Пушкинский Петербург
-
Петербург второй половины XIX века — Петербург Достоевского
-
Культура Петербурга —Петрограда начала XXвека — эпоха трех революций
-
Культура Петрограда —Ленинграда в годы советской власти
-
Современное состояние и перспективы развития культуры Санкт-Петербурга
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
ЭТИКА
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Цели дисциплины:
— создание у студентов целостного представления об этике как самостоятельной области знания, представленной в различных концепциях, школах и направлениях;
— формирование у студентов основных навыков этической рефлексии, способности к самостоятельному распознаванию этических ценностей, представления об автономном и ответственном характере этического поступка;
— способствование нравственному совершенствованию и воспитанию личности на основе познания этических ценностей человечества.
Задачи:
— выработка систематичных представлений об основных вопросах этики;
— ознакомление с основными понятиями этики, с историей этики как философской дисциплины, с важнейшими этическими текстами;
— переход студенческой аудитории от уровня обыденного этического сознания на уровень аксиологического мышления, осмысление основных проблем прикладной этики;
— формирование самостоятельного, ответственного отношения к принятию моральных решений.
Требования к уровню освоения знаний
В результате изучения курса студенты должны:
— знать проблематику, основные понятия и категории этики, историю этических концепций и проблемы, актуальные для современных моральных дискуссий;
— уметь осознавать и формулировать свою моральную позицию, соотносить свои моральные суждения не только с обыденными эмоциональными представлениями об этических ценностях, но и оценивать их рационально, с точки зрения аргументации существующих моральных теорий; научиться взвешенному, терпимому отношению к позиции другого в ходе моральной дискуссии;
— научиться различать и соотносить этическое действие и традицию, этические, религиозные, психологические, эстетические, политические факторы, определяющие динамику и культуру человеческого сообщества.
Тематическое содержание дисциплины
-
Предмет этики, ее место в системе философского знания
-
Происхождение морали
-
Этическая мысль Древнего Востока
-
Этические концепции античности
-
Этика и религия.Новая этика Средневековья
6.Возрождение и Новое время.От гуманизма к Просвещению
7. Автономия морали И. Канта
8. Критика проекта рационального обоснования морали и этическая проблематика ХХ века
9. Этические идеи в русской философии. Учение Н. А. Бердяева о добре и зле
10. Основные понятия морали
11. Проблемы прикладной этики. Эвтаназия и биоэтика
12. Этика ненасилия. Смертная казнь
АННОТАЦИЯ
учебной дисциплины
Эстетика
Специальность 040101.65 Социальная работа
Квалификация: специалист
Изучение учебной дисциплины ставит целью приобретение навыков философского анализа эстетических явлений в жизни, искусстве, художественной жизни общества. Проблематика искусства, рассматриваемая здесь на мировоззренческом уровне, раскрывает перед студентами не только методологические основы их профессии, но и позволяет осмыслить профессию как призвание, то есть в контексте смысложизненных ценностей, где органично сливаются специалист и человек. В решении этих вопросов с эстетикой органично взаимодействуют философия, культурология, искусствоведение, психология, педагогика.
Тематическое содержание дисциплины
Поделитесь с Вашими друзьями: |