ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
«Психологии»
___________Е. Л. Солдатова
(подпись)
|
ПРОГРАММА
итоговой государственной аттестации выпускников
к ООП от 02.07.2014 № 07-116/03-22в
по направлению 030300.62 Психология
(указывается код направления/специальности, наименование, название программы)
степень бакалавр
(указывается наименование степени/квалификации/)
кафедра-разработчик Психология развития
(указывается наименование кафедры, разработавшей программу)
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки Психология, утвержденным приказом Минобрнауки от 21 декабря 2009 года № 759
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии развития (протокол № 1 от 30.08.2013)
Зав. кафедрой разработчика,
д.психол.н., профессор _________________ Е. Л. Солдатова
(ученая степень, ученое звание) (подпись)
Уч. секретарь кафедры,
к.психол.н., доцент _________________ И. А. Шляпникова
(ученая степень, должность) (подпись)
Разработчик программы,
к.психол.н., доцент _________________ И.А.Шляпникова
(ученая степень, должность) (подпись)
Челябинск 2014
1. Общие положения 1.1. Цель и структура ИГА
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО), разработанной в университете.
Итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускников по направлению подготовки 030300.62 Психология включает:
-
государственный экзамен (решение ученого совета Университета, протокол № 2 от 29.10.2012);
-
защиту выпускной квалификационной работы.
1.2. Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника
Основной образовательной программой по направлению подготовки 030300.62 «Психология» предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:
-
практической,
-
научно-исследовательской,
-
педагогической,
-
организационно- управленческой.
|
Выпускник должен решать следующие профессиональные задачи
В практической деятельности:
анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья;
предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;
распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;
формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.
В научно-исследовательской деятельности:
участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;
изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
применение стандартизованных методик;
обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.
В педагогической деятельности:
преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;
сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;
участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в учебно-методической работе в сфере общего образования; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.
В организационно-управленческой деятельности — описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах;
выявление проблем, затрудняющих функционирование организации; проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации;
использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.
| 1.3. Трудоемкость ИГА
Общая трудоемкость ИГА составляет 12 зачетных единиц, 8 недель.
2. Государственный экзамен 2.1. Перечень компетенций, освоение которых проверяется в ходе государственного экзамена
способность и готовность к:
пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);
пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);
использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);
использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);
овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);
отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20);
анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21); проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);
реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
| 2.2. Перечень дисциплин образовательной программы и/или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене
Общая психология
-
Ощущение. Общее представление об ощущениях. Пространственные, временные, качественные и интенсивные характеристики ощущений.
-
Восприятие. Основные свойства образа восприятия: предметность, целостность, константность, обобщенность. Классификации восприятия.
-
Память. Общее определение понятия память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Классификации видов памяти.
-
Общая характеристика мышления. Понятие о мышлении. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, критичность, оригинальность мышления; гибкость, широта, глубина, беглость.
-
Эмоции. Общая характеристика эмоций. Классификации эмоций.
-
Психология воли. Понимание воли в психологии. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты воли.
-
Внимание. Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования.
-
Понятие личности. Понятие личности и структуры личности в психологии. Типологический и факторный подходы к описанию личности.
-
Потребностно-мотивационная сфера личности. Понятие потребности. Классификация потребностей. Понятия «мотив» и «мотивация», характеристики, функции и виды мотивов. Понятие мотивации.
-
Установки личности. Определению понятия «установка». Виды и характеристики установок.
-
Теория деятельности. Общая характеристика и структура деятельности. Общее строение деятельности: соотношение внешней и внутренней деятельности. Виды деятельности: игра, учение, труд.
-
Сознание и бессознательное в личности. Сознание: определение понятия, свойства, функции. Бессознательное: представления о БСЗ, проявления.
-
Самосознание и Я-концепция. Понятие и структура самосознания. Уровни и единицы самосознания. Понятие и структура Я-концепции. Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.
-
Темперамент. Понятие о темпераменте, типы темперамента. Природные основы и свойства темперамента. Темперамент и деятельность.
-
Характер. Общее представление о характере. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Типы характеров. Формирование характера.
-
Способности. Понятие способностей. Способности и задатки. Формирование и развитие способностей.
История психологии
-
Модификации метода самонаблюдения в истории психологии.
-
Значение математического аппарата на разных этапах истории психологии.
-
Основные достижения зарубежной и отечественной педологии.
-
Основные достижения зарубежной и отечественной психотехники.
-
Основные эксперименты бихевиорального направления.
-
Основные эксперименты гештальтпсихологии.
-
Основные эксперименты когнитивной психологии.
-
Философская основа современных психологических школ.
-
Концепции развития в истории психологии.
-
Категория «образ» в истории психологии.
-
Категория «мотив» в истории психологии.
-
Категория «действие» в истории психологии.
-
Категория «психосоциальные отношения» в истории психологии.
-
Категория «личность» в истории психологии.
-
Методологические принципы в советской психологии.
-
Основные подходы к изучению памяти в истории психологии.
-
Основные подходы к изучению мышления в истории психологии.
-
Основные подходы к изучению эмоций в истории психологии.
Методологические основы психологии
-
Общая характеристика методологии науки.
-
Понятие парадигмы. Классическая и неклассическая парадигмы науки.
-
Научные революции.
-
Неклассическая парадигма в интерпретациях теоретической психологии.
-
Парадигматическое и нарративное познание в психологии.
-
Стратегии теоретического исследования в эпоху постнеклассической науки.
-
Современное состояние и тенденции развития психологии.
-
Актуальность этической проблематики психологии.
-
Методологический смысл дискуссии о взаимосвязях психологии, религии и искусства.
-
Структура психологических теорий.
-
Основания сравнения психологических теорий. Критерии оценки теорий.
-
Научные школы в психологии.
-
Научные дискуссии. Взаимосвязь феноменов, методов, теорий.
-
Методологический анализ системы категорий психологии.
-
Системный характер базовых психологических категорий и метапсихологических категорий.
-
Экстрапсихологические категории и их взаимосвязь с базовыми и метапсихологическими категориями.
-
Протопсихологические категории и их взаимосвязи с базовыми и метапсихологическими категориями.
-
Системный анализ категорий в эмпирическом психологическом исследовании.
-
Принцип детерминизма и варианты его реализации в различных психологических теориях.
-
Принцип системности и варианты системного подхода в различных психологических направлениях.
-
Принцип развития в психологии. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.
-
Эвристическая роль методологических принципов.
-
Психофизическая проблема: исторический аспект.
-
Психофизиологическая проблема: исторический аспект.
-
Психогностическая проблема. Проблема объективного метода в психологии.
Зоопсихология и сравнительная психология
-
Общая зоопсихология. Характеристика психической деятельности животных. Объект и предмет изучения зоопсихологии. Проблема возникновения психики. Краткая история зоопсихологии. Зоопсихологические исследования в России.
-
Возрастная зоопсихология. Проблема онтогенеза поведения.
-
Общая характеристика эволюции психики.
-
Общая характеристика сравнительной психологии, ее связь с другими науками. Сравнительный анализ теорий, описывающих поведение животных и человека.
Психология личности
-
Проблема личности в социальной психологии. Социализация личности. Сферы социализации. Стадии социализации. Институты социализации.
-
Социальные установки: понятие, методы изучения. Изучение аттитюдов в зарубежной социальной психологии. Возникновение и изменение аттитюдов. Поведение и установка: эксперимент Р.Лапьера; теория когнитивного соответствия (структурного баланса) Ф. Хайдера; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; диспозиционная концепция В.А. Ядова.
-
Социально-психологические феномены личности: социальная зрелость, социальный интеллект, социальная компетентность, ценности и ценностные ориентации личности.
Социальная психология
-
Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания (интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы).
-
Методы социальной психологии. Методы сбора данных (опрос, анализ документов, эксперимент, тесты, наблюдение).
-
Методы социальной психологии. Методы воздействия (социально-психологический тренинг, консультирование, групповая дискуссия и т.д.). Статистические методы.
-
Социальная психология больших социальных групп. Общие признаки больших групп: специфические регуляторы социального поведения (нравы, обычаи и традиции); образ жизни (формы общения, тип контактов, складывающихся между людьми, интересы, ценности, потребности и пр.); наличие специфического языка.
-
Социальная психология больших социальных групп. Классификация больших групп в социальной психологии: организованные (социальные) и неорганизованные (стихийные) группы. Методы изучения больших групп. Специфика общения в больших общностях. Трансформация личности в толпе.
-
Социальная психология малой группы. Признаки малой группы. Верхняя и нижняя границы малой группы. Классификации малых групп. Основные теоретические подходы к изучению малых групп.
-
Социальная психология общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Основные знаковые системы невербальной коммуникации. Классификация типов взаимодействия по К.Томасу.
-
Социальная психология общения. Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Проблема точности межличностной перцепции.
Психология труда, инженерная психология и эргономика
-
Психология труда как область знания. Основные проблемы психологии труда. Трудовой процесс и его структура. Средства труда, орудия труда и их основные разновидности. Условия труда. Понятие субъект труда в психологии труда, уровни его изучения.
-
Психологическое профессиоведение. Понятия профессиограмма и психограмма.
-
Психологические основы профотбора, основные требования и принципы организации.
-
Психологические основы профессиональной ориентации и консультации, основные требования и принципы организации.
-
Профессиональная адаптация и реабилитация, задачи и принципы организации.
Организационная психология
-
Организационная культура. Характеристики основных типов организационной культуры. Влияние организационной культуры на систему управления и эффективность деятельности персонала.
-
Стадии развития организации. Взаимосвязь факторов, влияющих на формирование системы управления в организации.
-
Психологические основы мотивации персонала. Понятия потребности и мотивы. Индивидуальная мотивация и мотивационный менеджмент. Задачи мотивационного менеджмента.
-
Обучение и развитие персонала организаций. Классификация форм организации обучения и развитии персонала. Постановка целей в корпоративном обучении.
-
Психология управления конфликтами в организации. Конфликтология в системе наук. Социология и психология как основа конфликтологии.
-
Методы оценки персонала.
Психология развития и возрастная психология
-
Предмет психологии развития и возрастной психологии. Разделы психологии развития: детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, геронтопсихология. Место психологии развития в системе наук. Практические и теоретические задачи психологии развития и возрастной психологии.
-
Стратегии и методы исследования в возрастной психологии. Изменение стратегий исследования психического развития в зависимости от уровня развития и господства теоретических представлений в психологии. Наблюдение и его виды, принципы объективного наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы. Метод тестов в исследовании психического развития. Метод анализа продуктов деятельности.
-
Стратегии и методы исследования в возрастной психологии. Проективные методы в исследовании развития. Констатирующий эксперимент. Методы продольных и поперечных срезов. Формирующий эксперимент.
-
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Понятие о неравномерности и гетерохронности психического развития.
-
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека.
-
Ранние теоретические концепции психологии развития. Биогенетическое направление в психологии развития. Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Концепция конвергенции двух факторов.
-
Психоаналитические теории и их вклад в психологию развития. Теория классического психоанализа о развитии личности. Методы психоанализа. Значение детских переживаний в развитии личности. Структура личности. Защитные механизмы личности. Стадии психо-сексуального развития личности. Психоанализ детства в исследованиях А. Фрейд, М. Кляйн. Понятие социализации личности.
-
Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как форма преодоления психосоциальных жизненных кризисов личности.
-
Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Теория развития как научение. Законы научения. Теория социального научения.
-
Генетическая психология Ж. Пиаже. Эгоцентризм детского мышления и речи. Стадии интеллектуального развития ребенка и их характеристика. Закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации. Движущие силы психического развития ребенка. Проблема обучения и развития.
-
Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Понятие о высших психических функциях. Психологический возраст как единица анализа психического развития. Социальная ситуация развития. Психологические новообразования личности, впервые возникающие на той или иной стадии развития, как особый тип строения личности и ее деятельности. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие зоны ближайшего развития. Системное и смысловое строение сознания.
Введение в клиническую психологию
-
Клиническая психология как прикладная и социально значимая психологическая дисциплина. Клиническая психология как наука и профессия, её определение, предмет, задачи, междисциплинарные связи и история развития.
-
Характеристика клинической психологии как прикладной области психологии. Основные разделы клинической психологии. Методология и основные методы клинической психологии. Клиническая психология в системе медицинской науки.
-
Общие теоретико-методологические основы клинической психологии. Основные психологические категории клинической психологии и взаимосвязи между ними.
Педагогическая психология
-
Педагогика как наука (основные категории, задачи педагогической науки и практики в современных социальных условиях). Инфраструктура педагогической науки. Объект, предмет, принципы и методы научно-педагогических исследований.
-
Принципы и структура современной российской системы образования, пути обеспечения ее непрерывности. Конвенция о правах ребенка. Отражение идей Конвенции в законодательных актах РФ.
-
Принципы психолого-педагогического проектирования инновационного обучения в школе.
-
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
-
Понятие о воспитании как общественном явлении. Противоречия как источник и движущая сила воспитания.
-
Понятие о самовоспитании (самовоспитание и развитие личности, мотивы самовоспитания, педагогическое стимулирование деятельности учащихся по самовоспитанию).
Психофизиология
-
Психофизиология: определение, основные задачи, место среди естественных наук. Неинвазивные и инвазивные методы исследования, их практическое значение.
-
Проблема соотношения мозга и психики. Современные представления о соотношении психического и физиологического. Системный подход к проблеме «мозг-психика».
-
Специализация отделов головного мозга: функциональные блоки по А.Н.Лурия, ассоциативная кора, специализация полушарий мозга. Функциональная единица коры головного мозга.
-
Динамика созревания основных блоков головного мозга и психическое развитие.
-
Применение психофизиологии для решения практических задач. Психофизиологические компоненты работоспособности.
Экспериментальная психология
-
Эксперимент как активный метод исследования. Экспериментальное воздействие. Зависимая и независимая переменная. Побочные переменные. Научная гипотеза. Типы гипотез: теоретическая, экспериментальная, статистическая. Внешняя и внутренняя валидность эксперимента и их соотношение.
-
Естественный и лабораторный эксперимент. Интраиндивидуальная и межгрупповая схемы эксперимента. Кросс-индивидуальная схема. Многоуровневые эксперименты. Факторные эксперименты. Эксперименты и квазиэксперименты. Обзор основных экспериментальных планов.
Специальная психология
-
Специальная психология как наука. Определение, цели и задачи специальной психологии. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.
-
Методы специальной психологии. Принципы, технологии и методы специального образования.
-
Инновационные методы и технологии обучения и эффективность их использования в специальной психологии.
-
Психологическая характеристика отдельных форм дизонтогенеза.
Психодиагностика
-
История психодиагностики, перспективы ее развития; современное состояние психодиагностики.
-
Классификация психодиагностических методов; особенности применения для разных категорий клиентов.
-
Этические принципы психодиагностики; основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования.
-
Алгоритм создания и адаптации методик; основные психометрические характеристики психологических тестов, отвечающие за их качество – репрезентативность, надежность, валидность, достоверность.
-
Сферы применения психодиагностических методов.
Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях
-
Методы обучения в преподавании психологии в школе. Методы словесного обучения (рассказ, беседа, объяснение). Метод проблемного обучения. Метод погружения. Метод проектов. Метод наблюдения.
-
Методы экспериментальной и дифференциальной психологии. Новые методы в преподавании психологии в школе. Активные групповые методы социального тренинга. Метод творческого самовыражения, метод психической саморегуляции и тренировки психических функций. Метод экспрессии.
-
Качество образования и диагностика усвоения знаний. Критерии эффективности качества психологических знаний. Оценка результатов обучения.
Математические методы в психологии
-
Понятие измерения. Специфика измерений в психологии.
-
Шкалы измерения в психологии: номинальная шкала, порядковая шкала, шкалы интервалов и отношений.
Психология семьи
-
Понятие, виды и функции семьи. Семья как малая группа. Зрелые (благополучные) и незрелые (проблемные) семьи. Факторы семейного благополучия. Основные периоды и кризисы семейной жизни. Причины распада семьи и нарушения семейного взаимодействия в эти периоды.
-
Эмоциональный мир семьи. Понятие и виды любви. Ревность и причины ее зарождения. Динамика эмоциональных отношений в семье. Факторы выбора брачных партнеров. Сексуальные отношения в браке.
-
Специфика конфликтов в семье. Развод: виды, причины, тенденции. Психологические проблемы, связанные с разводом.
-
Детско-родительские отношения: основные стили и их влияние на формирование личности ребенка. Отражение основных проблем семейной жизни на личности ребенка.
Психология оценки и оценивания
-
Понятие оценки и оценивания. Оценка как форма отражения отношений. Оценочная функция психики и ее роль в регуляции деятельности.
-
Характеристика трех основных родов оценки.
Теории и методы психологического консультирования
-
Психологическое консультирование: понятие, виды, цели, задачи, принципы. Консультирование и психотерапия: сходства и различия. Профессиональная этика в консультировании. Эффективное и неэффективное консультирование.
-
Взаимодействие личности консультанта и личности клиента в процессе психологического консультирования. Влияние процесса консультирования на личность клиента. Требования к личности консультанта. Личностная зрелость консультанта как основополагающее условие квалифицированного консультирования. Влияние процесса консультирования на личность консультанта.
-
Основные направления современной психотерапии: психоанализ, поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, психодрама и социодрама, транзактный анализ, экзистенциальная психотерапия, психосинтез, игровая терапия, сказкотерапия (теоретические основы, принципы проведения, роль терапевта в каждом направлении).
-
Индивидуальная психотерапия: задачи, показания, преимущества и ограничения, специфические проблемы. Связь индивидуальной психотерапии с психологическим консультированием. Связь индивидуальной и групповой психотерапии.
-
Групповая психотерапия: задачи, показания, преимущества и ограничения, специфические проблемы. Основные виды групповой психотерапии.
-
Психотерапевтические факторы группы: поощрение надежды, универсальность проблем, новая информация, альтруизм, коррекция опыта первичной семьи, совершенствование социальных навыков, имитационное поведение, катарсис, социальное научение, сплоченность группы, экзистенциальные факторы, инсайт.
-
Групповой терапевт: требования к личности и подготовке. Профессиональные навыки. Стиль работы. Перенос и контрперенос. Ко-терапевт.
-
Сопротивление в групповой терапии и его формы. Навыки эффективного участия в группе.
Психология малых групп
-
Понятие малой группы. Понятие малой группы. Виды малых групп.
-
Структура малой группы. Структурные характеристики малой группы. Социометрический подход. Ролевая структура малой группы.
-
Управление малой группой. Понятие социальной власти. Лидерство в малой группе. Руководство малой группой.
Социально-психологический тренинг
-
Области применения СПТ и функции СПТ. Цели и задачи СПТ. Основные принципы СПТ. Этические принципы работы ведущего.
-
Общая схема проведения социально-психологического тренинга. Подбор группы. Вступительное слово. Этап создания работоспособности. Этап ориентации. Этап изменений. Заключительный этап.
-
Классификация методов в тренинге. Методические средства тренинга: техники предоставления информации; имитационные техники; техники создания реальной среды.
-
Классификация методов в тренинге. Групповая дискуссия. Рефлексия собственного опыта. Ролевая игра. Моделирование ролевой игры на разных этапах социально-психологического тренинга. «Сухие», «полусухие» упражнения. Психогимнастика. Модерация.
Психология творчества и искусства
-
Предмет психологии искусства. Различные аспекты предмета психологии искусства: психология художественного творчества, психология восприятия искусства, психология красоты, психология истории искусства.
-
Психология художественного восприятия. Закономерности и факторы восприятия произведения искусства.
-
Психология художественного воздействия. Закономерности и типы художественных воздействий разных направлений искусства: катарсис, антикатарсис, открытая катастрофа.
-
Искусство и личность. Способы “присутствия” личности автора в произведении искусства. Источники авторского художественного стиля. Личность воспринимающего в психологии искусства.
Социальная психология личности
-
Социально-психологические аспекты социальной роли личности. Понятие «роль». Социальная роль личности. Классификация ролей личности. Ролевой конфликт. Соотношение статуса и роли личности.
-
Лидерство. Феномен лидерства. Современные теории лидерства.
-
Понятие о социализации личности. Социализация как инкультурация, социализация как итернализация, социализация как адаптация, социализация как конструирование социальности.
Психология массовых коммуникаций
-
Актуальные проблемы психологии массовых коммуникаций в современном мире. Особенности массовых коммуникаций при переходе к постиндустриальному, информационному обществу. Понятие креативной эпохи.
Особенности массовых коммуникаций. Социально-психологические механизмы влияний массовых коммуникаций на личность. Информационно-психологическая безопасность в СМИ.
| 2.3. Порядок проведения государственного экзамена
Государственный экзамен проводится в соответствии с учебным планом на пятом году обучения.
Форма сдачи государственного экзамена – устная.
Экзаменационный билет содержит 2 вопроса:
I вопрос – по дисциплинам базовой части профессионального цикла;
II вопрос – по дисциплинам вариативной части профессионального цикла.
На подготовку на экзамене отводится 30 минут, на ответ отводится 10 минут.
По итогам устного ответа члены экзаменационной комиссии согласуют оценки студентов за экзамен и оглашают их в присутствии студентов.
Для каждого из студентов секретарь ГЭК заполняет протокол с указанием билета, заданных комиссией вопросов и итоговой оценки.
В случае получения неудовлетворительной оценки у студента есть возможность в этот же день подать заявление в апелляционную комиссию. В случае повторной несдачи экзамена студент отчисляется, но имеет право сдать государственный экзамен в следующем учебном году.
| 2.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение государственного экзамена Печатная учебно-методическая документация
а) основная литература
-
Анастази, А., Урбина С. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб: Питер, 2009. – 688 с.
-
Берулава, Г.А. Методология современной психологии / Г.А.Берулава. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2009. – 216 с.
-
Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
-
Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга: Учеб. пособие / Е.А. Горбатова. – СПб.: Речь, 2009. – 320 с.
-
Двинин, А.П. Современная психодиагностика / А.П. Двинин, И.А. Романченко. – СПб.: Речь, 2012. – 283 с.
-
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д.Бокум. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 939 с.
-
Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов/Н.Д. Линде. – М.: Аспект Пресс, 2009.– 255 с.
-
Социальная психология /под ред. С.Московичи. – СПб.:Питер, 2010.– 592с.
-
Эйдемиллер, Э. Г. Групповая психотерапия: Теория и практика / И.Ялом, М.Лесц, под ред. Э. Г. Эйдемиллер– СПб и др.: Питер, 2009. – 683 с.
|
б) дополнительная литература:
-
Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов по направлению "Психология" / Э. Ф. Зеер. - М.: Академия , 2009. - 239 с.
-
Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие для вузов по направлению и специальности психологии / В. Н. Карандашев СПб. и др. : Питер , 2008. – 249 c.
-
Молочкова, И.В. Методологические и методические аспекты психологии как учебного предмета в школе и в вузе [Текст]: учебное пособие / И.В. Молочкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 123 с.
-
Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: Учеб. пособие / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект: Трикста, 2008.– 462 с.
-
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.Головей, Е.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
|
в) методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену:
-
Итоговая государственная аттестация: методические указания по подготовке к государственному экзамену / составители И.А.Шляпникова, Ю.А.Дмитриева, С.Ю.Коробова, под ред. Е.Л.Солдатовой – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. – 2014. – 30с.
| Электронная учебно-методическая документация
Вид учебно-методической документации
|
Наименование
разработки
|
Ссылка на информационный ресурс
|
Наименование ресурса в электронной форме
|
Доступность
(сеть Интернет / локальная сеть; авторизованный / свободный доступ)
|
Методические рекомендации
|
Итоговая государственная аттестация: методические указания по подготовке к государственному экзамену / составители И.А.Шляпникова, Ю.А.Дмитриева, С.Ю.Коробова, под ред. Е.Л.Солдатовой – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. – 2014. – 30с.
|
https://www.psyrazv.susu.ac.ru/
|
Официальный сайт кафедры «Психология развития»
|
Сеть Интернет/свободный
| 2.5. Критерии оценивания ответа студента на государственном экзамене
Оценка «отлично» выставляется
Оценка «отлично» выставляется, если студент показал высокий уровень владения учебно-программным материалом, свободное владение категориальным аппаратом, аналитический подход к различным теориям и направлениям психологии, умение применять на практике теоретические знания, владение основными методами и технологиями практической психолого-педагогической деятельности, проявив при этом системность знаний, логичность изложения, высокую профессиональную направленность.
|
Оценка «хорошо» выставляется
Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал полное знание учебно-программного материала, владение основными фактами, относящимися к области психологии, имеет представление об основных методах направлений прикладной психологии, но во время ответа делал незначительные оговорки и сам исправлял их или показал незначительные пробелы в знании теоретического материала.
|
Оценка «удовлетворительно» выставляется
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент обнаружил знание основного материала в объеме достаточном для работы практического психолога и дальнейшей учебы, допустив при этом погрешности, пробелы в некоторых областях, но с помощью преподавателя смог их восполнить.
|
Оценка «неудовлетворительно» выставляется
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент показал слабое владение материалом, допускал грубые ошибки в изложении теоретических вопросов, не владеет основными методами и технологиями практической работы, что ставит под сомнение его способность к самостоятельной профессиональной деятельности.
| 3. Выпускная квалификационная работа 3.1. Перечень компетенций, формируемых в ходе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
способность и готовность к:
применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);
реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).
| 3.2. Перечень компетенций, освоение которых проверяется при защите выпускной квалификационной работы
Общекультурные компетенции (ОК):
способность и готовность к:
-
активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
-
свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);
-
принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6);
-
оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11).
| 3.3. Вид выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа выполняется в виде бакалаврской работы.
|
3.4. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать теоретический обзор (не менее 60 источников) по выбранной тематике, описание использованных методов (не менее трех), а также эмпирическое исследование, проведенное на выборке не менее 60 человек со статистической обработкой данных, позволяющих сделать выводы.
Объём работы (без приложений): 45–60 листов – выпускная квалификационная работа.
Структура бакалаврской работы должна быть строго выдержана в соответствии с установленными нормативами.
Стандартным является следующий порядок глав и разделов:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ обзор
Пример: ОБЗОР основных концепций, связанных с представлениями о жизни в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Исследование социальных представлений
1.2. Удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие
….
1.4. и т.д.
ГЛАВА 2. Программа исследования
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Методы математической обработки данных.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1.
3.2. и т.д.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Методики сбора данных (примеры стимульного материала)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое) Первичные, сырые данные по методикам исследования или их фрагменты
ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое) Данные статистического анализа
Содержание главы 1 включает: теоретический обзор основных концепций по выбранной теме в разрезе отечественной и зарубежной психологии; описание психологического феномена/ явления; обобщений и выводов.
Содержание главы 2 включает: описание программы исследования; описание выбранных методов и методик; обоснование применения данных методов и методик; описание применения методов математической обработки данных; формулы.
Содержание главы 3 включает: анализ результатов исследования по выбранной теме путем словесного, табличного, графического обоснования; подтверждение или опровержение раннее выдвинутых гипотез;
Выводы включают в себя логически завершенное обобщение проведенного исследования, рекомендации.
3.5. Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ
Примерная тематика выпускных квалификационных работ:
-
Развитие личности: идентичность и кризисы
-
Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми разного возраста.
-
Влияние взаимоотношений взрослого и ребенка на психическое (личностное) развитие детей и взрослых.
-
Профессиональное и личностное развитие человека (самоопределение, саморазвитие, самореализация).
-
Психология детей с особыми образовательными потребностями: диагностика, коррекция, профилактика.
-
Психология субъект-субъектного лидерства
-
Глобальное отношение личности к миру
-
Перинатальная психология.
-
Психология грудного вскармливания.
-
Экологическое сознание личности как психологический феномен.
-
Психология нравственного развития личности.
Порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра утверждается на заседании кафедры в соответствии со сроками утверждения выпускных квалификационных работ в университете.
| 3.6. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы -
Итоговая государственная аттестация: методические указания по написанию выпускной квалификационной работы / Составители Ю.А.Дмитриева, П.С.Глухов, под ред. В.Г.Грязевой-Добшинской - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 30с.
| 3.7. Порядок представления выпускной квалификационной работы в государственную аттестационную комиссию
Количество представляемых экземпляров: выпускная квалификационная работа – два экземпляра. В некоторых случаях (по решению выпускающей кафедры) студент сдаёт и электронную версию работы на электронном носителе.
К защите допускаются только выпускные квалификационные работы, имеющие отзыв руководителя о работе студента над бакалаврской работой и рецензию. Рецензентами выступают специалисты, компетентные в той области исследования, в рамках которой выполнялась работа. Работа должна быть сдана на рецензию не позднее, чем за две недели до защиты.
Выпускная квалификационная работа также сопровождается аннотацией, которую студент пишет самостоятельно. В аннотации отражаются основные положения работы (объём аннотации – не более одного листа).
Выпускная квалификационная работа должна быть представлена к защите в печатном переплетенном виде (с отзывом руководителя и рецензией) не позднее, чем за неделю до официальной даты защиты, указанной в графике защит, установленном распоряжением декана факультета психологии ЮУрГУ.
Готовность работы подтверждается наличием подписей на титульном листе пояснительной записки выпускной квалификационной работы автора-студента, консультантов, руководителя, нормоконтролера, заведующего кафедрой, рецензента.
После подписания выпускной квалификационной работы в нее не могут быть внесены никакие изменения.
При нарушении сроков и порядка представления выпускной квалификационной работы студент может быть не допущен к защите.
В случае представления руководителем выпускной квалификационной работы заявления о недопуске выпускной квалификационной работы к аттестации, выпускная квалификационная работа не направляется на рецензирование и студент не допускается к защите.
| 3.8. Порядок защиты выпускной квалификационной работы
Порядок защиты ВКР:
а) перед началом заседания ГАК всем его членам раздается сводная информация об аттестуемых (результаты промежуточной аттестации по образовательной программе), защита ВКР которых запланирована на данном заседании;
б) секретарь ГАК передает ВКР вместе с отзывом руководителя и рецензией
председателю ГАК, который доводит до сведения членов ГАК и присутствующих тему ВКР, фамилию, имя, отчество аттестуемого и фамилию, имя, отчество руководителя;
в) представление выпускником ВКР (7–10 минут) с использованием электронных
презентационных материалов;
г) заслушиваются вопросы членов ГАК, рецензента и присутствующих к автору ВКР (вопросы должны быть связаны с темой защищаемой работы, кратко и четко сформулированы) и ответы аттестуемого на эти вопросы;
д) выступление руководителя, при его отсутствии отзыв зачитывается секретарем ГАК, председательствующим или одним из членов ГАК;
е) рецензию и отзыв зачитывает секретарь ГАК, председательствующий или один из членов ГАК; если присутствует рецензент, то ему дается слово для рецензии;
ж) аттестуемому предоставляется слово для ответа на замечания рецензента;
з) после выступления всех выпускников, комиссия совещается и выставляет оценки;
и) председательствующий объявляет об окончании защиты ВКР (объявляет оценки).
В случае получения неудовлетворительной оценки студентом на защите, он имеет право выйти на защиту в последующем учебном году в течение 5 лет. Студент имеет право заменить тему выпускной квалификационной работы, либо оставить прежнюю тему.
| 3.9. Критерии оценивания соответствия уровня подготовки студента требованиям ФГОС ВПО на основе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
Оценка «отлично» выставляется
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельно выполненное завершенное исследование.
Работа грамотно оформлена в письменной форме. Студент демонстрирует отличное владение категориальным аппаратом психологии, способность к обоснованию гипотез и постановке задач научного исследования, выбору адекватных психодиагностических методов и методов математической обработки данных, способность анализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования, делать обоснованные выводы.
Устное выступление на защите – целостное, хорошо структурированное. Студент дает полные, развернутые, осмысленные ответы на вопросы аттестационной комиссии и рецензента, демонстрирует сформированное профессиональное мировоззрение.
|
Оценка «хорошо» выставляется
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельно выполненное завершенное исследование.
Работа в целом грамотно оформлена в письменной форме. Студент демонстрирует хорошее владение категориальным аппаратом психологии, способность к обоснованию гипотез и постановке задач научного исследования, выбору адекватных психодиагностических методов и методов математической обработки данных, способность анализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования, делать обоснованные выводы. Имеются несущественные недочеты и ошибки.
Устное выступление на защите – целостное, хорошо структурированное. Студент дает достаточно полные, развернутые, осмысленные ответы на вопросы аттестационной комиссии и рецензента, иногда допускает неточности.
|
Оценка «удовлетворительно» выставляется
Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельно выполненное завершенное исследование.
Работа оформлена в письменной форме, но имеются неточности. Студент демонстрирует удовлетворительное владение категориальным аппаратом психологии, способность к обоснованию гипотез и постановке задач научного исследования, выбору адекватных психодиагностических методов и методов математической обработки данных, способность анализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования, делать обоснованные выводы. Имеются недочеты и ошибки.
Устное выступление на защите отражает суть проделанной работы, однако недостаточно целостное и структурированное. Ответы на вопросы аттестационной комиссии и рецензента – недостаточно полные, развернутые и содержательные, допускаются неточности.
|
Оценка «неудовлетворительно» выставляется
Выпускная квалификационная работа не завершена, отсутствуют ключевые структурные блоки.
Работа оформлена в письменной форме, но имеются грубые неточности. Студент демонстрирует неудовлетворительное владение категориальным аппаратом психологии, не способен к обоснованию гипотез и постановке задач научного исследования, выбору адекватных психодиагностических методов и методов математической обработки данных, не умеет анализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования, делать обоснованные выводы. Имеются грубые недочеты и ошибки.
Устное выступление на защите не отражает суть проделанной работы. Студент не отвечает на вопросы аттестационной комиссии и рецензента, либо допускает грубые неточности.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |