Методическая разработка для ординаторов, обучающихся по специальности «аллергология и иммунология» Тема разработки: Основы клинической аллергологии и иммунологии



страница1/5
Дата23.04.2016
Размер0.49 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5

Методическая разработка для ординаторов,

обучающихся по специальности «аллергология и иммунология»




  1. Тема разработки: Основы клинической аллергологии и иммунологии.

  1. Значение данной темы. Иммунная система человека является одной из главных реагирующих систем и принимает участие практически во всех физиологических и патологических процессах. Дисфункции иммунной системы необходимо учитывать в лечении всех хронических заболеваний человека. При этом отдельно выделяют иммунодефицитные состояния, при которых иммунные нарушения являются ведущим патогенетическим механизмом и тактика лечения должна включать методы иммунокоррегирующей терапии. Аллергические заболевания также чрезвычайно распространены. Атопическая конституция выявляется у 30-35% населения различных стран и регионов, а псевдоаллергические реакции возникают практически у каждого человека. Аллергические реакции необходимо знать при назначении любой медикаментозной терапии, так как реакции на лекарственные препараты возникают часто, иногда имеют тяжелые проявления, такие как анафилактический шок, сывороточная болезнь, васкулиты, отеки Квинке и другие.

  1. Цель изучения темы: методы исследования системы иммунитета, принципы диагностики и лечения аллергических заболеваний в терапевтической практике.

Врач-ординатор должен знать:

а) структуру и функции системы иммунитета;

б) основы клеточной иммунокооперации в иммунном ответе, участие цитокинов в иммунных реакциях и воспалительных процессах.

Врач-ординатор должен уметь:

а) анализировать изменения общего анализа крови и/или лейкограммы при бактериальных, вирусных, аллергических заболеваниях;

б) интерпретировать изменения показателей иммунограммы при инфекционно-воспалительных заболеваниях;

в) собрать и проанализировать данные иммунологического и аллергологического анамнеза;

г) оценить результаты кожных аллергологических тестов, лабораторных данных аллергологического обследования и провокационных тестов;

д) определить показания к направлению больного к аллергологу-иммунологу.




  1. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки:

  1. врач-ординатор должен знать структуру и функции системы иммунитета;

  2. механизмы иммунного ответа клеточного и гуморального типов;

  3. механизмы иммунорегуляции;

  4. фазы аллергической реакции.


Базисные разделы для повторения, полученные на смежных дисциплинах: Основные популяции лимфоцитов, этапы их дифференцировки,

функции интерлейкинов,

антигены,

антитела,

медиаторы аллергических реакций.

Разделы для повторения, полученные ранее по изучаемой дисциплине:

Лекционный материал по теме: «Основы клинической аллергологии и иммунологии».


Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

  1. Терминология специальности «Иммунология».

  2. Воспаление как проявление иммунных реакций.

  3. Системное воспаление в клинике внутренних болезней.

  4. Общие принципы диагностики и лечения в аллергологии и клинической иммунологии.

  1. Методы диагностики и лечения аллергических заболеваний.

  1. Лабораторные методы оценки иммунного статуса.

  1. Иммунокоррегирующая терапия.

  2. Имунореабилитация.


Вопрос 1. Терминология специальности «Иммунология».

Базовое понятие иммунологии – иммунитет – рассматривается в контексте общих закономерностей реактивности человека, т.е. как способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродности. Однако в клинической практике аллерголога-иммунолога термин иммунитет в первую очередь соотносится с понятием диагностики и лечения аллергических заболеваний и состояний, связанных с нарушением противоинфекционной защиты. Широкое толкование термина и включение в понятие иммунитет таких механизмов защиты, которые, в сущности, не являются функцией иммунокомпетентных клеток или относятся к системе иммунитета условно, считается необоснованным, поскольку существуют различные структуры защиты – палеоиммунитет и неоиммунитет. К палеоиммунитету относятся структуры защиты постоянства внутренней среды организма, сформировавшиеся за много миллионов лет до появление человека, как биологического вида: различные фагоциты (гранулоциты, моноциты/макрофаги); многочисленные антиген неспецифичные опсонины; антибиотико-подобные факторы; система комплемента; система гемостаза; пролиферативная и регенераторная активность тканей. Механизмы защиты, основанные на строгом рецепторном взаимодействии и узнавании, появившиеся в более поздний период филогенеза, получили наименование неоиммунитет (процессы рецепторного узнавания и антигенпрезентации, функции лимфоцитов; синтез антител, рецепторы суперсемейства иммуноглобулинов, система рецепторного поля для эндокринных факторов и нейромедиаторов, система цитокинов, участие клонально-активированных лимфоцитов в эндокринной и паракринной регуляции воспалительного процесса). Следует отметить, что термины, обозначающие компоненты системы иммунитета и выполняемые ими функции, определяются прилагательным иммунный (иммунная система, иммунный ответ, иммунный статус). Термины, обозначающие продукт или процесс деятельности субъекта (иммунолога), а также относящиеся к науке об иммунитете определяются прилагательным иммунологический (иммунологический надзор, иммунологическое обследование, иммунологические мобили).

Одним из базовых понятий клинической иммунологии является иммунодефицитное состояние (ИДС). Выделяют первичные, обусловленные врожденными (генетическими) дефектами (ПИД) и вторичные ИДС, формирующиеся в позднем постнатальном периоде или у взрослых. ИДС – клинико-лабораторный(е) синдром(ы), возникающие по причине структурных и функциональных дефектов системы иммунитета и проявляющиеся признаками нарушения противоинфекционной защиты, аллергическими, аутоиммунными или лимфопролиферативными заболеваниями, а также повышенной частотой нарушения противоопухолевой защиты. При этом клинические признаки ИДС могут быть представлены любым из 4-х известных синдромов – инфекционным, аллергическим, аутоиммунным или лимфопролиферативным. Однако в практической деятельности аллерголога-иммунолога следует придерживаться определения ИДС, соответствующего понятию противоинфекционной защиты: «ИД – снижение функциональной активности основных компонентов системы иммунитета, ведущее к нарушению защиты организма от микробов и проявляющееся в повышенной инфекционной заболеваемости» (Медицинские стандарты…, 2000).

Одним из распространенных клинических синдромов является аллергический. При этом следует отметить, что термины аллергические заболевания и аллергия не всегда представляются синонимами. Аллергия – это состояние повышенной чувствительности организма человека к различным веществам чужеродной антигенной природы. Основное различие истинных и ложных аллергических реакций кроется в участии иммунной системы. Патогенез истинных реакций имеет три фазы с обязательным участием иммунной системы, синтезом антител или только активностью Т-лимфоцитов. Ложные аллергические реакции развиваются без иммунных механизмов. Их патогенез включает только две фазы. Чаще в клинической практике аллерголог-иммунолог сталкивается с ложными аллергическими реакциями, и его основная задача состоит в умении провести дифференциальный диагноз между истинными аллергическими заболеваниями, возникшими на основе аллергии, и псевдоаллергическими реакциями. Многие клинические проявления этих состояний одинаковые, но лечебная тактика во многих случаях должна быть различной.



Вопрос 2. Воспаление как проявление иммунных реакций.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
2012 -> План: Предмет экологической биохимии
2012 -> Реакция уротелиального эпителия мочевого пузыря при доброкачественной гиперплазии предстательной железы
2012 -> "Иммунопатология"
2012 -> Методическая разработка для ординаторов, обучающихся по специальности «аллергология и иммунология» Тема разработки: Первичные иммунодефициты
2012 -> Учебное пособие для врачей
2012 -> Медико-санитарной помощи в территориальной поликлинике для взрослого населения методические рекомендации
2012 -> Руководство для врачей Москва 2013
2012 -> Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для студентов: по специальности060501 Сестринское дело
2012 -> «Избранные вопросы внутренней медицины» 25-26 февраля 2016 г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница