Учреждение образования
«Гомельское государственное училище олимпийского резерва»
Учебная дисциплина
«Основы теории и методики спортивной тренировки»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
2-ого курса
по 6-му разделу
«УПРАВЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ
И
КОНТРОЛЬ В СПОРТЕ»
Преподаватель Скидан Анна Александровна
ТЕМА: КОНТРОЛЬ в спортивной тренировке
План лекции:
-
Цель, задачи контроля
-
Виды контроля
-
Понятие комплексного контроля, методы
-
Методика самоконтроля
Литература: Платонов, В.Н. Системапс в ОС
-1-
Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации (показателей) о ходе тренировочного процесса, соревнований и состояния спортсмена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им.
ЦЕЛЬЮ КОНТРОЛЯ является содержание тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон различных сторон подготовленности (технической, тактической, физической и др.), их работоспособность, возможности функциональной деятельности спортсменов.
ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ:
-
Оценка состояний спортсменов;
-
Оценка уровня подготовленности спортсменов;
-
Оценка тренировочных и соревновательных нагрузок;
-
Оценка выполнения планов подготовки;
-
Оценка соревновательной деятельности спортсменов (спортивных результатов);
-
Оценка состояния внешней среды.
Все показатели контроля будут различны в зависимости от вида спорта.
-2-
В теории и практике спорта принято выделять следующие ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
-
ЭТАПНЫЙ
-
ТЕКУЩИЙ
-
ОПЕРАТИВНЫЙ
ЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ – позволяет оценить этапное состояние спортсмена, являющееся в результате долговременного тренировочного эффекта – результат длительной подготовки в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа. Проводиться несколько раз в год. Регистрация показателей в начале и в конце какого-либо этапа или периода годичного цикла подготовки. Оценивается:
- уровень развития физических качеств (ОФП, СФП)
- степень функциональной готовности к соревнованиям
- качество соревновательной деятельности по спортивным результатам
Проводится тренером на контрольном тренировочном занятии, а также в спортивном диспансере, при выполнении функциональных тестов-проб, фиксируются физиологические и биохимические показатели.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ – позволяет оценить текущее состояние спортсмена, которое является следствием нагрузок тренировочных и соревновательных микроциклов. Информация, полученная в ходе текущего контроля, служит основой для планирования ближайших тренировочных занятий, при проведении интенсивных (ударных) и объемных тренировок, особенно важно на этапах непосредственной подготовки к главным соревнованиям. Проводится для контроля процессов утомления и восстановления между нагрузками. Включает заполнение спортсменов дневника тренировок, соотношение динамики применяемых нагрузок в микроциклах.
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ – позволяет оценить реакции организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований (готовность спортсмена к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, схватки, боя т.д.). Фиксирует качество выполнения физических нагрузок и качество отдыха, воздействие нагрузок на отдельные системы организма (ССС, дых. систему, нервно-мышечную), оценивается качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом. Контроль показателей рекомендуется проводить биохимическими и физиологическими тестами, позволяют оценить более точно функциональное состояние спортсмена, контролируется врачом и другими специалистами.
-3-
Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях определяется КОМПЛЕКСНЫМ КОНТРОЛЕМ – это измерение и оценка всесторонних показателей при параллельном использовании этапного, текущего и оперативного видов контроля. Процесс обследования спортсменов проводится комплексом методов, оцениваются: уровень подготовленности, содержание тренировочного процесса, соревновательной деятельности спортсменов.
С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются разнообразные МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ:
- анализ рабочей документации тренировочного процесса;
- педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований (определение и регистрация показателей);
- тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов;
- медико-биологические измерения;
- психологическое анкетирование и др.
Информация, полученная в результате решения вышеуказанных задач, реализуется в процессе управления тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.
Комплексный контроль большей частью реализуется в ходе тестирования, измерения показателей в тестах. ТЕСТ (от лат. – задача, проба) – это метод исследования, задание стандартной формы (словесного характера или виде какого-либо физического упражнения) применяемое с целью определения двигательных способностей и других сторон человека (спортсмена). Тесты, применяемые в каждом из видов контроля должны соответствовать следующим требованиям.
Поделитесь с Вашими друзьями: |