Кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук



страница1/22
Дата03.05.2016
Размер3.74 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК




«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор С.Т. Сохов

_____________________________

«____» ______________ 2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЭТИКА

Направление подготовки

39.03.02 Социальная работа

Профиль подготовки

медико-социальная работа с населением

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная

Рабочая программа учебной дисциплины «Биоэтика» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39.03.02, утвержденным ректором Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова О.О.Янушевичем.


Программа обсуждена на заседании кафедры философии, биомедэтики и

гуманитарных наук

« 02 » апреля 2013 года Протокол № 9
Зав. кафедрой, профессор В.И. Моисеев

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»


«_____» ____________2013 г.
Председатель методической комиссии,
член-корр. РАО, профессор ________________А.В. Мартыненко

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

«___» ____________ 2013 года Протокол №___

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, д.м.н.,

профессор _________Э.В. Луцевич

1. Цели и задачи освоения дисциплины биоэтика
Цели:

- подготовка социальных работников, способных эффективно анализировать и разрешать этические проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, в том числе во взаимоотношениях с коллегами и населением;

- формирование у студента представления об общих этических ценностях, связанных с такими понятиями как долг, честь, достоинство, правдивость, справедливость.

Задачи:

- ознакомление студентов с историческими типами этических теорий, историческими предпосылками формирования и развития, современным состоянием и проблематикой биоэтики;

- формирование у студентов представлений о моделях, принципах, правилах биомедицинской этики, восприимчивости студентов к этической проблематике;

- обучение студентов практическим умениям в области биомедицинской этики;

- обучение студентов искусству этического анализа;

- формирование у студентов представления о моральных ценностях (профессиональных и личных), основополагающих в условиях регулирования и разрешения этических конфликтов в сфере социальной защиты населения;

- ознакомление студентов с современными биоэтическими проблемами и возрастающим потоком литературы по биоэтике.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Университета

2.1 Дисциплина «Биоэтика» относится к профессиональному циклу (Б3. В. ОД.15) бакалавриата по специальности «Социальная работа», изучается в 1 семестре 4 курса.

2.2 Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, в том числе при освоении программы общего среднего образования по обществознанию, истории, географии и иностранным языкам.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины должны быть сформированы при изучении в рамках вузовского образования - курсов философии, социологии, истории Отечества, культурологии, истории медицины, биологии, медицинской генетики, социальной экологии, социальной антропологии.

2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками: социальная работа с лицами пожилого возраста, социальное партнерство, профилактика заболевания в социальной работе, паллиативная медицинская помощь, медико-социальная экспертиза и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:



Овладение культурой мышления, обобщения, анализа, восприятия информации, готовность к постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-1

Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-2

Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе

ОК-3

Уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы

ОК-5

Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-9

Быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий, социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан

ПК-2

Быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации

ПК-3

быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам

ПК-4

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные этические термины и понятия;

- основные этические теории;

- основные методы, используемые в биоэтике;

- модели биоэтики;

- морально-этические нормы биомедицинской этики;



Уметь:

- использовать методы и приемы философского анализа этических проблем, в том числе в сфере социальной защиты населения;

- руководствоваться принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями при реализации своей профессиональной деятельности;

- использовать морально-этические нормы, правила и принципы биомедицинской этики и профессионального поведения в своей практической деятельности;

- использовать в практической деятельности основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;

- вести дискуссии в условиях плюрализма мнений, применяя различные этические способы разрешения конфликтов;

- выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.

Владеть:

- навыками нравственной культуры, изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, морально-этической аргументации, ведения дискуссий;

- принципами и правилами биомедицинской этики;

- аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов социальной работы, защиты интересов клиента.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость

объем в зачет-ных едини-цах (ЗЕ)

объем в академических часах (АЧ)

Аудиторная работа,

в том числе






36

Лекции (Л)

10

Семинарские занятия (СЗ)

26 (из них интерактивных – 8)

Самостоятельная работа студента (СРС)

36

Промежуточная аттестация

зачет с оценкой

ИТОГО:

2

72

5. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:

п/№

Код компетенции

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах

1

ОК 1, 2, 3, 5, 9

ПК 2, 3, 4



Теоретические проблемы биомедицинской этики (предмет, основные этические теории, принципы и правила, основные модели взаимоотношений врач-пациент)

Предмет, дисциплинарный статус и методы биоэтики. Возникновение биоэтики как самостоятельной дисциплины и происхождение термина. Факторы, обусловившие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в современную биоэтику. Основные аспекты биоэтики как междисциплинарной области. Основные подходы к этике. Нормативная этика. Ненормативная этика: дескриптивная этика и метаэтика. Практическая этика. Биоэтика – раздел практической нормативной этики. Содержание моральной аргументации. Уровни моральной аргументации: индивидуальные суждения, правила, принципы и этические теории. Характер и основные виды этических конфликтов. Определение биоэтики. Предмет биоэтики. Методы биоэтики. Исторические традиции медицинского этоса. Гиппократова традиция в медицине. Источники традиции. Основное содержание. Традиция в современности. Западные религиозные традиции. Православная этическая традиция. Защита жизни. Продолжение жизни. Этическая традиция римского католичества. Протестантская этическая традиция. Иудейская этическая традиция. Источник авторитета. Принципы иудейской морали применительно к биомедицине. Восточные этические традиции в медицине. Аюрведа. Мусульманская этическая традиция. Источники закона ислама. Принципы мусульманской морали применительно к биомедицине. Буддизм. Основы буддийской мысли. Позиция буддизма по отношению к некоторым проблемам, связанным с биомедициной. Основные типы этической теории, используемые в биоэтике. Утилитаризм. Принцип полезности. Теории ценности: гедонизм, плюрализм, утилитаризм предпочтения. Утилитаризм действия и правила. Кантианская этическая теория. Общая характеристика деонтологической теории. Категорический императив. Другая формулировка категорического императива. Источник морали. Долг. Понятие доброй воли. Совершенный и несовершенный долг. Этика Канта в медицинском контексте. Трудности, с которыми встречается этика Канта. Теория моральных обязательств prima facie У. Д. Росса. Моральные свойства и правила. Фактические моральные обязательства и prima facie моральные обязательства. Список prima facie моральных обязательств Росса. Теория моральных обязательств prima facie в биомедицинском контексте. Теория справедливости Дж. Ролза. Исходное положение и принципы справедливости. Понятие "занавеса неведения". Понятие "первичных благ". Справедливость как честность. Два принципа справедливости и их функции. Проблема патернализма. Понятие и виды "естественных обязанностей". Теория справедливости Ролза в медицинском контексте. Либертарианская теория справедливости Р. Нозика. Либертарианская теория и классический либерализм. Понятие "минимального государства". Этика добродетели. Этика добродетели Аристотеля. Современные теории добродетели Этика естественного закона римского католичества. Цели, разум и моральный закон в интерпретации римского католичества. Принцип двойного эффекта. Принцип целостности, или терапевтический принцип. Приложение морально-теологических точек зрения римского католичества в медицинском контексте. Принципы биомедицинской этики. Моральные обязательства врачей и права пациентов. Модели отношения «врач – пациент». Принцип уважения автономии личности. Понятие автономии: 1) автономия как свобода действия; 2) автономия как свобода выбора: 3) автономия как способность эффективно обдумать ситуацию. Принцип автономии в медицинском контексте – информированное согласие. Ключевые понятия: компетентность и понимание. Классификация некомпетентности. Терапевтическая привилегия. Согласие детей и подростков. Ограничения автономии. Принцип патернализма. Патернализм слабый и сильный. Суррогатное решение и его границы. Право отказаться от лечения. Принцип благодеяния. Понятие и обязательство благодеяния, его границы. Метод оценки риска вреда для определения степени обязательства. Обязательство пациента: ординарные и экстраординарные средства предохранения и восстановления здоровья. Обязательство врача: принцип медицинских показаний. Обязательства заместителей пациента: принцип наилучших интересов пациента. Проблема качества жизни. Конфликт интересов. Принцип "не навреди". Понятие и обязательство не вредить. Принцип "двойного эффекта". Четыре условия принципа. Принцип пропорциональности. Принцип справедливости. Нехватка и распределение. Социальные приоритеты: распределение на макроуровне. Распределение на микроуровне: индивидуальное и институциональное рационирование. Теории распределительной справедливости: строгий эгалитаризм; социализм; утилитаристская теория справедливости; справедливость как честность (Дж. Ролз); либертарианизм (Р. Нозик); теория прав о справедливости. Определение здоровья и болезни, споры вокруг него. Справедливость и здравоохранение. Здравоохранение и его собственные границы. Принцип сообщения правды. Понятие и обязанность сообщать правду. Обязанность не лгать. Обязанность сообщать правду тем, кто имеет право на неё. Проблема "лжи во благо". Право на правду. Проблема плацебо. Принцип конфиденциальности. Понятие и обязательство хранить тайну. Естественная тайна, Обещанная тайна. Профессиональная тайна. Истории болезней, исследование и конфиденциальность. Проблема пределов конфиденциальности. Модели взаимоотношения врач-пациент. Патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения «врач-пациент», их сравнительный анализ.

2

ОК 1, 2, 3, 5, 9

ПК 2, 3, 4



Этические и юридические проблемы начала жизни, смерти и умирания.

Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика аборта, стерилизации и контрацепции. Этика новых репродуктивных технологий. Дефиниция и клиническое определение смерти. Понятие «биологической смерти» и кардиореспиратоный критерий смерти. Понятие «полной смерти мозга». Понятие «постоянного (устойчивого) вегетативного состояния» (церебральной смерти). Проблема стандартов клинического определения смерти мозга. Философские проблемы адекватности определения смерти мозга. Этика поддерживающего жизнь лечения. Этическая основа для принятия решений о поддерживающем жизнь лечении (компетентные и некомпетентные пациенты). Ординарное и экстраординарное лечение. Моральность убийства. Преднамеренное лишение жизни в сравнении с предвиденным, но неумышленным лишением жизни. Убийство и позволение умереть. Не начало лечения и прекращение лечения. Поддерживающее жизнь лечение и самоубийство. Классические случаи в этике поддерживающего жизнь лечения (Квинлан и Крузан). «Поддерживаемое врачом самоубийство». Проблема самоубийства: история вопроса. Концепция содействия в самоубийстве. Дискуссии об определении и разграничении «самоубийства», «рационального самоубийства», «содействия в самоубийстве» и «эвтаназии». Аргументы «за» и «против» содействия в самоубийстве. Классические случаи в этике самоубийства (Боувиа и Макафи). «Смерть с участием врача». Эвтаназия (убийство из милосердия): история вопроса. Принудительная "эвтаназия" в нацистской Германии. Декриминализация добровольной эвтаназии в Нидерландах. "Общество хемлок" в Соединенных Штатах. Хосписное движение как альтернатива «смерти с участием врача». Понятие эвтаназии и ее виды. Доктор Кеворкян и помощь в смерти. Этические проблемы. «Скользкий склон».

3

ОК 1, 2, 3, 5, 9

ПК 2, 3, 4




Биоэтические проблемы медицинской генетики и трансплантологии

Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы медицинской генетики и проведения биомедицинского исследования. Этические проблемы медицинской генетики. Конфиденциальность и добровольное информированное согласие в медицинской генетике. Этические проблемы применения методов, используемых медициной для диагностики и коррекции генетических нарушений. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Происхождение этического интереса к экспериментам над людьми. "Нюрнбергский кодекс", "Хельсинкская Декларация (Руководящие рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования, включающие опыта на людях)". Этика исследователя. Информированное согласие предполагает сообщение информации. Нераскрытие информации по научным резонам. Компетентное и суррогатное информированное согласие. Согласие и особые классы объектов исследований: дети, пациенты, некомпетентные пациенты, беременные женщины. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Справедливость и распределение исследовательского риска. Конфликты интересов. Этические проблемы исследовательской методологии. Эксперименты над заключёнными. Этические проблемы экспериментирования над эмбрионами. Институциональные механизмы контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Этическая допустимость и размер вознаграждения за участие в экспериментах. Этика пользователей результатами биомедицинских исследований.

. Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы трансплантации органов и тканей. Этика передачи в дар органов. Живые доноры. Живые доноры невозобновляемых парных органов. Принцип пропорциональности в трансплантации. Живые, но терминальные доноры. Трансплантация ткани плода. Проблема продажи органов. Этика передачи органов от трупов. Имеется ли обязанность передачи в дар органы и ткани? Этика реципиента. Обязанности бригады, осуществляющей трансплантацию. Взаимоотношения с оконными заместителями и семьями. Этические проблемы увеличения обеспечения органами. Информированное согласие. Этика распределения поставщиком медицинской услуги. Реальное распределение органов. Медицинский критерий для распределения на микроуровне. Технические факторы. Критерий клинического соответствия. Критерий семейной поддержки. Эджеизм. Способность платить. Экономическая стоимость и распределение трансплантантов. Этические теории и трансплантация органов.

4

ОК 1, 2, 3, 5, 9

ПК 2, 3, 4



Биоэтические проблемы ВИЧ\СПИДа, психиатрической помощи, биомедицинских исследований

Этические и юридические проблемы СПИДа, оказания психиатрической, наркологической помощи. Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы СПИДа и оказания психиатрической помощи. Центральные ценности лечебной практики. Главный клиент. Идеальное взаимоотношение между врачом и пациентом. Иерархия ценностей. Компетентность. Убытки и относительная приоритетность благополучия пациента. Отношения с другими представителями профессии. Отношения между врачом и более широким сообществом.

Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac -> soc rab
soc rab -> Министерство здравоохранения и социального развития
soc rab -> Кафедра социальной медицины и социальной работы
soc rab -> 1. Цели и задачи освоения дисциплины биоэтика
soc rab -> Рабочая программа учебной дисциплины история социальной медицины направление подготовки
soc rab -> Цель – формирование у
soc rab -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины
soc rab -> Учебно-методический комплекс по дисциплине социальная работа в психиатрии методические рекомендации для преподавателя по проведению практических занятий
soc rab -> Задачами курса являются


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




©zodomed.ru 2024


    Главная страница