-
Цель и задачи освоения дисциплины «Паллиативная медицинская помощь»
Цель – формирование у будущего социального работника:
- теоретических знаний о паллиативной медицине как разделе медицины, задачами которого является использование методов и достижений современной медицинской науки для проведения лечебных процедур и манипуляций, призванных облегчить состояние больного, когда возможности радикального лечения уже исчерпаны;
- представлений о паллиативной медицинской помощи как комплексе медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимых пациентов;
- создание у студентов представления о паллиативной медицинской помощи как неотъемлемой части системы здравоохранения.
Задачи дисциплины:
- рассмотрение концепции и принципов паллиативной медицинской помощи;
- раскрытие принципов лечения хронической боли и мониторинга его эффективности и безопасности;
- описание особенностей коммуникаций с клиентами, родственниками и ближайшим окружением;
- рассмотрение методологии паллиативной медицинской помощи больным с онкологическими и неонкологическими прогрессирующими хроническими заболеваниями (ВИЧ/СПИД, ИБС, ХОБЛ, и др.);
- анализ этических и правовых проблем отношения к неизлечимым больным;
- ознакомление с практикой работы отделения паллиативной медицинской помощи и хосписа.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалиста.
2.1. Дисциплина «Паллиативная медицинская помощь» относится к вариативной части профессионального цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (Б.1.Б3) бакалавриата по специальности «Социальная работа», изучается в заключительном восьмом семестре.
2.2 Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые в рамках вузовского образования такими учебными дисциплинами, как «Технология социальной работы», «Социальная работа в онкологии», «Этические основы социальной работы», «Деонтология социальной работы», «Психология социальной работы».
2.3. Изучение курса призвано содействовать формированию у выпускников знаний и навыков решения комплексных медицинских, социальных, психологических и этических проблем при оказании клиентам паллиативной медицинской помощи.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих профессиональных (ПК) компетенций:
Быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи
|
ПК-15
|
Быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей
|
ПК-35
|
В результате освоения дисциплиной обучающийся должен:
Знать:
- принципы паллиативной медицины и концепцию паллиативной медицинской помощи;
- структуру организации паллиативной медицинской помощи;
- медицинские, психологические, социальные и этические аспекты оказания паллиативной медицинской помощи клиентам.
Уметь:
- формировать у клиента проблеморазрешающее поведение;
- оказывать клиенту помощь в преодолении стресса.
Владеть:
методами решения физических, психологических и социальных проблем неизлечимо больных клиентов на дому, в учреждениях социальной защиты, отделениях паллиативной медицинской помощи, хосписах и центрах паллиативной помощи.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Трудоемкость
|
объем
в зачетных единицах
(ЗЕ)
|
объем в
академических часах (АЧ)
|
Аудиторная работа,
в том числе
|
|
36
|
Лекции (Л)
|
18
|
Семинарские занятия (СЗ)
|
18 (из них интерактивных – 8)
|
Самостоятельная работа студента (СРС)
|
45
|
Промежуточная аттестация
|
Зачет
|
ИТОГО:
|
3
|
81+27 (зачет) =
108
|
5. Разделы дисциплины:
№ п/п
|
Номер компе-тенции
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела в дидактических единицах
|
Тема 1
|
ПК-15
|
Принципы паллиативной медицины и концепция паллиативной медицинской помощи
|
Принципы паллиативной медицины: облегчить боль и другие физические страдания; предоставлять психологическую и духовную поддержку; помогать вести максимально возможную активную жизнь; помогать близким пациента справляться с болезнью и утратой; обеспечивать наилучшее сочетание медикаментозного лечения и других мер; помочь в восприятии умирания как естественного процесса; не стремиться отдалять или ускорять приближение смерти. Паллиативная медицинская помощь как комплекс медицинских вмешательств, способствующих улучшению качества жизни неизлечимых больных и их семей. Особенности курации неизлечимых больных: оценка их состояния и критериев исхода.
|
Тема 2
|
ПК-15;
|
Лечение хронической боли
|
Причины и источники хронической боли различного генеза. Способы градации интенсивности боли.
Переживания боли. Болевое поведение. Многофакторная концепция хронической боли.
Основы терапии хронической боли. Классификация анальгетических лекарственных средств. Нелекарственные методы лечения хронической боли.
|
Тема 3
|
ПК-15
|
Психологические и социальные аспекты паллиативной медицинской помощи
|
Формирование у клиента проблеморазрешающего поведения. Преодоление стресса и совладение с проблемной ситуацией. Профилактика реактивной депрессии. Профилактика острого стрессового расстройства.
Рекомендации для лиц, осуществляющих уход за клиентом, находящимся на завершающем этапе жизненного цикла. Поддерживающее консультирование. Психологическая помощь членам семьи. Сообщение «тяжелых новостей».
Коммуникация медицинских работников, социальных работников, родственников и клиентов. Вопросы этики и деонтологии.
|
Тема 4
|
ПК-35
|
Уход на дому
|
Оказание на дому комплексных услуг, включая медицинскую и социальную помощь. Участие
профессиональных и непрофессиональных работников. Цель ухода на дому: восстановление, повышение и поддержание максимально возможного уровня комфорта и качества жизни больного человека. Физические, психосоциальные и духовные мероприятия как компоненты непрерывной медико-социальной помощи.
|
Тема 5
|
ПК-35
|
Организация паллиативной медицинской помощи в Российской Федерации
|
Условия оказания и структура системы паллиативной медицинской помощи. Направления деятельности подразделений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь. Роль социального работника в команде паллиативной медицинской помощи. Поддержка семьи во время ухода за больным в стационарных условиях и на дому.
|
Тема 6
|
ПК-15
|
Паллиативная медицинская помощь при неонкологических
заболеваниях
|
Психологические и социальные проблемы неизлечимых больных. Психологическая поддержка в терминальной стадии соматического заболевания. Паллиативная медицинская помощь больным с ВИЧ/СПИД. Взаимодействие служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь. Этика и деонтология при работе с неизлечимыми больными.
|
Тема 7
|
ПК- 15
|
Паллиативная медицинская помощь
при онкологических
заболеваниях
|
Паллиативная медицинская помощь как неотъемлемая часть клинической онкологии. Специализированные подразделения для оказания паллиативной медицинской помощи онкологическим больным. Правовые и психолого-социальные аспекты социальной работы с онкологическими больными. Проблема информирования о диагнозе. Взаимодействие служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь онкологическим больным.
Особенности онкологических заболеваний детского возраста. Социальные последствия онкологических заболеваний у детей.
|
Тема 8
|
ПК-35
|
Этические и правовые аспекты взаимоотношений с неизлечимым больным
|
Эвтаназия как важнейшая проблема современной биоэтики. Правовые, социальные и этические аспекты эвтаназии. Этико-юридический анализ активной добровольной (и недобровольной) эвтаназии. Критерии смерти. Понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть» и «смерть мозга».
|
Тема 9
|
ПК-35
|
Нормативно-правовые аспекты паллиативной медицинской помощи
|
Федеральный закон № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статьи 32 и 36). Ведомственные правовые акты об организации оказания паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях
|
5.1. Распределение тем лекций:
№ п/п
|
Наименование тем лекций
|
Трудоемкость
(АЧ)
|
1.
|
Принципы паллиативной медицины и концепция паллиативной медицинской помощи
|
2
|
2.
|
Диагностика и лечение хронической боли у неизлечимых больных
|
4
|
3.
|
Психологические и социальные аспекты коммуникации с клиентами, родственниками и ближайшим окружением
|
2
|
4.
|
Уход на дому при клинических проблемах, не связанных с основным заболеванием
|
2
|
5.
|
Организация паллиативной медицинской помощи в Российской Федерации: история, современное состояние и перспективы развития
|
2
|
6.
|
Паллиативная медицинская помощь при неонкологических заболеваниях
|
2
|
7.
|
Паллиативная медицинская помощь при неонкологических заболеваниях
|
2
|
8.
|
Этические и правовые аспекты в паллиативной медицине
|
2
|
Итого:__18__5.2._Распределение_тем_семинарских_занятий'>Итого:
|
18
|
5.2. Распределение тем семинарских занятий
№ п/п
|
Наименование тем семинарских занятий
|
Трудоемкость
(АЧ)
|
1.
|
Принципы паллиативной медицины и концепция паллиативной медицинской помощи
|
2
|
2.
|
Диагностика и лечение хронической боли у неизлечимых больных
|
2
|
3.
|
Коммуникация с клиентами, родственниками и ближайшим окружением
|
2
|
4.
|
Уход на дому при клинических проблемах, не связанных с основным заболеванием
|
2
|
5.
|
Организация паллиативной медицинской помощи в Российской Федерации
|
2
|
6.
|
Паллиативная медицинская помощь при неонкологических заболеваниях
|
2
|
7.
|
Паллиативная медицинская помощь при неонкологических заболеваниях
|
2
|
8.
|
Этические и правовые аспекты взаимоотношений с неизлечимым больным
|
2
|
9.
|
Нормативно- правовые аспекты паллиативной медицинской помощи
|
2
|
Итого:
|
18
|
5.3. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам:
№ п/п
|
Самостоятельная работа
|
Трудоемкость
(АЧ)
|
1
|
Изучение учебного материала по темам (учебники, дополнительная литература)
|
25
|
2
|
Написание эссе/реферирование
|
5
|
3
|
Подготовка презентаций
|
5
|
4
|
Ведение понятийного (терминологического словаря)
|
5
|
5
|
Конспектирование источников и литературы
|
5
|
Всего (АЧ)
|
45
|
6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины
6.1. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации, виды оценочных средств:
№ п/п
|
Виды контроля
|
Наименование раздела/модуля дисциплины
|
Оценочные средства
|
Формы
|
Кол-во вопросов/ тестовых заданий в варианте
|
Кол-во независимых вариантов
| -
|
Текущий
|
По каждому
разделу
|
Тестирование (групповое/ письменное)
|
15
|
3
| -
|
Текущий
|
По каждой теме
|
Контроль усвоения темы
(опрос, собеседование по ситуации-онным задачам, тестирование)
|
9/15
|
15
| -
|
Промежуточный
|
Паллиативная медицинская помощь
|
Зачет
|
75
|
25
|
6. Оценочные средства для контроля успеваемости, курсового экзамена по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
6.1. Примерная тематика рефератов.
Причины и диагноз хронической боли.
Принципы лечения хронической боли.
Лекарственные методы лечения хронической боли.
Профилактика и лечение побочных эффектов опиоидных анальгетиков
Нелекарственные методы лечения хронической боли.
Особенности коммуникации при осуществлении ухода за клиентом, находящимся на завершающем этапе жизненного цикла.
Психологическая помощь членам семьи. Сообщение «тяжелых новостей».
Вопросы этики и деонтологии при коммуникации с клиентами, родственниками и ближайшим окружением.
Профилактика реактивной депрессии. Профилактика острого стрессового расстройства.
Особенности коммуникаций с клиентами, страдающими неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями.
Поддерживающее консультирование.
Характеристика комплексных социально-медицинских услуг, оказываемых на дому.
Определение болевого поведения клиента.
Особенности коммуникаций с клиентом и членами его семьи в домашних условиях.
Физические, психосоциальные и духовные мероприятия при медико-социальной помощи неизлечимым больным.
Условия оказания и структура системы паллиативной медицинской помощи.
Организация работы подразделений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь.
Роль социального работника в команде паллиативной медицинской помощи.
Роль социального работника в поддержке семьи во время ухода за неизлечимым больным.
Психологические и социальные проблемы ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.
Психологическая помощь клиентам в терминальной стадии заболевания.
Психологическая помощь членам семьи больного в терминальной стадии заболевания.
Взаимодействие служб при оказании паллиативной медицинской помощи неилечимым больным.
Этика и деонтология в паллиативной медицинской помощи.
Паллиативная медицинская помощь в клинической онкологии.
Правовые аспекты социальной работы с онкологическими больными.
Проблема информирования больного о диагнозе.
Взаимодействие служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь онкологическим больным.
Правовые и этические и социальные аспекты эвтаназии. Мировой опыт.
Критерии смерти. Понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть» и «смерть мозга».
Нормативная правовая база организации паллиативной медицинской помощи.
Роль и место социального работника в организации оказания паллиативной медицинской помощи.
6.2. Термины и понятия для ведения словаря.
Объясните содержание следующих понятий: адъювантное лечение, аналгезия, антиноцицептивная система, волонтер, деонтология, долговременный уход, качество жизни пациента, концепция паллиативной медицинской помощи, междисциплинарная команда, междисциплинарный подход, наркомания, неизлечимый больной, нейропатия, ноцицептивная система, опиоидный анальгетик, паллиативная медицина, паллиативная медицинская помощь, пациент, побочное действие лечения, поддерживающая терапия, помощь в конце жизни, помощь в конце жизни, помощь по обеспечению комфорта, психическая зависимость, психосоциальная и духовная поддержка, реабилитация, симптоматическая терапия, танатология, терминальная помощь, толерантность, трофические расстройства, угрожающее жизни заболевание, физическая зависимость, хоспис, хосписная помощь, хроническая боль, эвтаназия, этика.
6.3. Тестовые задания.
1. Целью паллиативной медицинской помощи неизлечимым больным является:
1) продление жизни
2) улучшение психологического статуса
3) лечение хронической боли
4) улучшение качества жизни (+)
5) симптоматическое лечение
2. Правила оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению установлены:
1) Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2) Приказом Минздрава России от 21декабря 2012 г. № 1343н (+)
3) Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. N 915н
4) Приказом Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н
5) Приказом Минздрава России 20 декабря 2012 г. N 1183н
3. Оказание паллиативной медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями систем здравоохранения:
1) государственной и муниципальной
2) муниципальной и частной
3) государственной, муниципальной и частной (+)
4) государственной и частной
5) государственной, муниципальной и ведомственной
4. Паллиативная медицинская помощь классифицируется как:
1) направление медико-социальной деятельности
2) условие оказания медицинской помощи
3) форма оказания медицинской помощи
4) комплекс медицинских вмешательств
5) вид медицинской помощи (+)
5. К ноцигенной боли относится:
1) соматическая боль
2) висцеральная боль
3) аллодиния и каузалгия
4) соматическая и висцеральная боль (+)
5) деафферентационная боль
6.5. Ситуационные задачи.
Задача 1.
Коммуникация в широком смысле представляет собой обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникативная связь со всеми вовлеченными в паллиативную медицинскую помощь является фундаментом для улучшения всех аспектов качества жизни пациента.
Вопросы:
1.Какими средствами может осуществляться коммуникация с пациентом и его близким окружением?
2. Какие различают подходы к осуществлению коммуникации?
3. Какой из подходов предполагает совместную деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи?
Ответы:
1. Вербальными и невербальными.
2. Механистический и деятельностный.
3. Деятельностный.
Задача 2.
Несмотря на множество индивидуальных особенностей, существуют общие типы реагирования на известие о приближающейся смерти. Большинство исследователей фиксируют несколько основных психологических реакций больного, рассматриваемые как фазы адаптации больного к экстремальной ситуации близкой смерти. Определите их по описанию.
Вопросы:
1) Сознание больного наполнено картиной неотвратимой гибели, психическая боль этой стадии трудноописуема. Частые словесные определения - «все оборвалось», «сердце остановилось», «я заледенел», «информация ударила, как топор по голове: и т. д. Пациентй зовет на помощь, требует срочно что-нибудь сделать, чтобы удержать жизнь, мечется, рыдает, проклинает всех и все...
2) У больного возникают спасительные мысли о врачебной ошибке, о возможности нахождения чудотворных лекарств или целителя. Нарушения сна со страхом уснуть и не проснуться, и страх темноты и одиночества, явления во сне «покойников», ситуаций угрозы жизни.
3) Полученная информация признается и личность реагирует поиском причины и виноватых. Протест против судьбы, негодование на обстоятельства, ненависть к тем, кто, возможно, явился причиной болезни, — все это выплескивается наружу.
4) Больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, стать послушным пациентом или примерным верующим.
5) Чувства обиды и вины, раскаяния и прощения перемешиваются. В попытках оплакивать себя, составить завещание пациент ищет надежду на прощение и пытается что-то исправить. Больные не разрешают заглянуть в свой внутренний мир и отделываются от участливых вопросов обычным: «ничего».
6) Момент качественной переоценки физических, материальных и духовных истин. Осознание смысла жизни, не всегда определяемое словесно, успокаивает больного. Он не клянет свою судьбу, и принимает все обстоятельства болезни и своего существования.
Ответы:
1) «шок»
2) «отрицание»
3) «агрессия»
4) «торг»
5) «депрессия»
6) «принятие/примирение»
Задача 3.
Боль – субъективное явление, с трудом поддающееся объективной оценке. Тем не менее, правильная первичная и последующая динамическая диагностика, включающая анализ жалоб и оценку поведенческих характеристик, позволяет оценить состояние пациента и эффективность лечения.
Вопросы:
1) Опишите способы элементарного диагностического тестирования, которые могут быть использованы для оценки интенсивности хронической боли.
2) Что такое «болевое поведение»?
3) Какое диагностическое значение имеет наличие «болевого поведения» у пациента?
4) Перечислите и опишите обязательные составляющие «болевого поведения» пациента с хронической болью.
Ответы:
1) визуально-аналоговые и вербально-оценочные шкалы (ВАШ, ШВО)
2) «болевое поведение» – специфическое поведение субъекта (больного), позволяющее окружающим (врачу) заключить, что он испытывает боль.
3) «болевое поведение» является основным проявлением психосоматической значимости боли, как фактора ухудшения качества жизни пациента
4) обязательными составляющими «болевого» поведения (по Frederickson L.W., Lynd R.S., Ross J., 1978) являются:
- снижение функционирования в результате вынужденного ограничения двигательной активности, сексуальной активности, профессиональной деятельности;
- потребность в «соматических» манипуляциях (вмешательствах): применение медикаментов (анальгетики, адъюванты), лечебные блокады, облегчающая терапия;
- болевые эквиваленты: лексика, выражение лица, гримасы, альгические позы, изменение походки.
Задача 4.
Эффективная терапия хронической боли различного генеза – сложная задача, требующая применения многокомпонентного комплексного подхода. На всех ступенях обезболивания анальгетики могут сочетаться с адъювантными средствами: противосудорожными, кортикостероидами, трициклическими антидепрессантами, транквилизаторами и др.
Вопросы:
1) Что является основой лечения хронической боли у пациентов всех возрастных групп, и демонстрирует эффективность более чем в 80% случаев?
2) На какие категории делятся лекарственные препараты, используемые для лечения боли?
3) В какой последовательности, согласно «анальгетической лестнице» ВОЗ, назначаются анальгетики при лечении хронической боли?
4) Перечислите принципы, которые необходимо строго соблюдать для получения положительного результата с первых дней фармакотерапии хронической боли.
5) Какие опиоидные анальгетики, разрешенные к применению в РФ, рекомендуются для лечения хронической боли?.
Ответы:
1) Системная фармакотерапия
2) Неопиоидные анальгетики, опиоидные анальгетики и адъювантные препараты
3) При слабой боли - неопиоидные анальгетики, при умеренной дополнительно - опиоиды слабой потенции, для лечения сильной боли – опиоиды сильной потенции.
4) Индивидуальный подбор дозы анальгетика; назначение анальгетика строго «по часам»; применение анальгетиков «по восходящей» от слабого препарата к более сильному; приоритет неинвазивным лекарственным формам.
5) Просидол, морфин, фентанил трансдермальный, бупренорфин.
Задача 5.
Проблемы больных ВИЧ/СПИДом, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, могут продолжаться неопределенное время и приводить не только к интенсивному изменению психологического состояния, но и возникновению выраженных психических расстройств, требующих специализированной психиатрической помощи. ВИЧ/СПИД является заболеванием, вызывающим интенсивный хронический стресс, проявляющийся разнообразными ответными эмоциональные реакциями.
Вопросы:
1) Какими ответными эмоциональными реакциями проявляется хронический стресс у больных ВИЧ/СПИДом?
2) Какие основные аспекты неразрешенных проблем являются факторами, травмирующими психику больных ВИЧ/СПИДом?
3) Какие медицинские проблемы влияют на качество жизни больных ВИЧ/СПИДом?
4) Какие психологические аспекты более всего беспокоят больных ВИЧ/СПИДом?
5) Какие наиболее частые социальные проблемы больных с ВИЧ/СПИДом в связи с приближающейся смертью усиливают социальную изоляцию больного, членов его семьи и обостряют проблемы семьи?
Ответы:
1) Тревога, депрессия, страх, гнев, вина, горе, утрата, потеря
2) Медицинский, психологический и социальный.
3) Боли и адекватное обезболивание, качественный уход.
4) Проблема смерти и умирания, одиночество, физическое и психологическое страдание
5) Отсутствие гарантированной социальной помощи, финансовые и правовые проблемы, стоимость и организация ритуальных услуг.
6.6. Вопросы для промежуточного контроля (зачет)
-
Паллиативная медицинская помощь как вид медицинской помощи.
-
Принципы и философия паллиативной медицины.
-
Особенности курации неизлечимых больных: оценка состояния и критериев исхода.
-
Причины и источники хронической боли различного генеза. Диагноз хронической боли.
-
Многофакторная концепция хронической боли. Болевое поведение.
-
Методы диагностики хронической боли.
-
Классификация лекарственных средств для лечения хронической боли.
-
Основы терапии хронической боли.
-
Вопросы этики и деонтологии при коммуникации с клиентами, родственниками и ближайшим окружением.
-
Общие правила информирования. Сообщение «тяжелых новостей».
-
Особенности коммуникаций с клиентами, страдающими неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями.
-
Поддерживающее консультирование.
-
Общие правила коммуникации медицинских работников и неизлечимых пациентов.
-
Цель паллиативной медицинской помощи и ухода на дому.
-
Содержание мероприятий паллиативной медицинской помощи и ухода на дому.
-
Участие в процессе профессиональных и непрофессиональных работников.
-
Принципы организации паллиативной медицинской помощи в РФ.
-
Структура и основные направления деятельности подразделений, оказывающих паллиативную медицинскую помощь.
-
Хосписный уход как неотъемлемая часть паллиативной медицинской помощи онкологическим больным в учреждениях социального обслуживания.
-
Преемственность и этапность оказания паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, амбулаторно и на дому.
-
Порядок маршрутизации пациентов для оказания паллиативной медицинской помощи.
-
Психологические и социальные проблемы ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.
-
Вопросы этики и деонтологии в работе с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом.
-
Психологическая помощь клиентам в терминальной стадии заболевания.
-
Психологическая помощь членам семьи больного в терминальной стадии заболевания.
-
Взаимодействие служб при оказании паллиативной медицинской помощи больным СПИДом.
-
Этика и деонтология в работе с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом
-
Правовые и психолого-социальные аспекты социальной работы с онкологическими больными.
-
Специализированные подразделения для оказания паллиативной медицинской помощи онкологическим больным.
-
Методология паллиативной медицинской помощи онкологическим больным.
-
Лечение хронической боли онкологического генеза
-
Взаимодействие служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь онкологическим больным
-
Этапы развития медицинской этики и деонтологии
-
Эвтаназия как проблема современной биоэтики
-
Правовые и этические аспекты эвтаназии и самоубийства при содействии врача
-
.Отношение общества к проблеме эвтаназии. Мировой опыт.
-
Критерии смерти. Понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть» и «смерть мозга».
-
В чем суть положений Федерального закона № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статьи 32 и 36), определяющих паллиативную медицинскую помощь.
-
Что определяют основные положения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21декабря 2012 г. № 1343н «Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению».
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).
7.1. Перечень основной литературы:
№
|
Наименование согласно библиографическим требованиям
|
Количество экземпляров
|
На кафедре
|
В библиотеке
|
1
|
Контроль симптомов в паллиативной медицине / Под ред. проф. Г.А.Новикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 248 стр.
|
10 экз.
|
1 экз.
|
2
|
Паллиативная помощь онкологическим больным: Учебное пособие / Г.А.Новиков, Н.А.Осипова, Б.М.Прохоров, М.А.Вайсман, С.В.Рудой. – М.:ООД «Медицина за качество жизни», 2005.
|
10 экз.
|
. 1 экз.
|
3
|
Краткое клиническое руководство по паллиативной помощи при ВИЧ/СПИД. / Под ред. Г.А.Новикова. – М.: Открытый институт здоровья, 2006.
|
2 экз.
|
1 экз.
|
7.2. Перечень дополнительной литературы:
№
|
Наименование согласно библиографическим требованиям
|
Количество экземпляров
|
На кафедре
|
В библиотеке
|
1
|
Аспекты паллиативной медицины. Учебное пособие. Биктимиров Т.З., Тихонова Л.М., Новиков Г.А., Шарафутдинов М.Г., Биктимирова К.Т., Тихонова Ю.В., Эккерт Н.В. - Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2009, 150 с.
|
1 экз.
|
|
2
|
Клинические рекомендации. Онкология / Под ред. В.И.Чиссова, С.Л.Дарьяловой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – стр. 41-83 (глава «Хронический болевой синдром». Абузарова Г.Р, Новиков Г.А., Осипова Н.А., Прохоров Б.М., Рудой С.В.).
|
1 экз.
|
|
7.3. Перечень методических рекомендаций для аудиторной и самостоятельной работы студентов:
№
|
Наименование согласно библиографическим требованиям
|
Количество экземпляров
|
на кафедре
|
в библиотеке
|
1
|
Методические указания для аудиторной работы студентов
|
-Бумажный носитель
-Электронный вариант в кафедральном компьютере
|
|
2
|
Методические указания для самостоятельной работы студентов
|
-Бумажный носитель
-Электронный вариант в кафедральном компьютере
|
|
7.4. Перечень методических рекомендаций для преподавателей:
№
|
Наименование согласно библиографическим требованиям
|
Количество экземпляров
|
на кафедре
|
в библиотеке
|
1
|
Методические рекомендации для преподавателей по проведению семинарских занятий
|
-Бумажный носитель
-Электронный вариант в кафедральном компьютере
|
|
2
|
М.А Мещерякова. Методические рекомендации по разработке учебно-методического комплекса дисциплины (модуля) (для кафедр додипломного образования. МГМСУ. 2013
|
3
|
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации основных целей и задач учебной программы по дисциплине «Паллиативная медицинская помощь» кафедра располагает аудиторным фондом для проведения лекционных и семинарских занятий и внеаудиторной работы. Аудитории оснащены учебной мебелью, а также оборудованы современными техническими средствами (ноутбук, мультимедийный проектор, 1 стационарный и 1 переносной экраны) для визуализации лекционного курса и практических занятий со студентами: демонстрации презентационных материалов, таблиц, слайдов, фильмов и т.п.
9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:
а) Материалы ежегодной научно-практической конференции «Паллиативная медицинская помощь в Российской Федерации»
https://www.palliamed.ru/
б) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Российская государственная библиотека. Электронный каталог и электронная библиотека https://www.rsl.ru/ru/s97/s339/
2. Центральная Научная Медицинская Библиотека https://www.scsml.rssi.ru/
3. Библиотека естественных наук РАН https://www.benran.ru/; https://www.benran.ru/Magazin/El/Str_elk1.htm
4. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России) https://www.gpntb.ru/
5. Электронная библиотека учебников https://studentam.net/
6. Европейская электронная библиотека https://www.europeana.eu/portal/
7. Каталог электронных библиотек https://www.aonb.ru/iatp/guide/library.html
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта образовательная программа подготовки бакалавра по дисциплине «Паллиативная медицинская помощь» включает совокупность учебно-методической документации (рабочую программу, учебно-методический комплекс и другие материалы), обеспечивающей качественную подготовку обучающихся. При подготовке выпускников реализуется системный подход, который выражается в согласованности и междисциплинарной связи данного курса с другими дисциплинами, логической последовательности изложения учебного материала, наличии межпредметных связей. Общая трудоемкость дисциплины «Паллиативная медицинская помощь» составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов. Занятия лекционного типа составляют 18 академических часов, на семинарские и практические занятия - 45 аудиторных часов, из них 8 ч. - занятия, проводимые в интерактивных формах, на самостоятельную работу отводится 45 ч. Для повышения качества подготовки бакалавра по дисциплине «Паллиативная медицинская помощь» в образовательном процессе используются лекции-презентации. Активные методы «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта», организация дискуссий, выступлений с научными докладами и презентациями реализуют проектно-организованные технологии обучения, способствуют формированию у студентов стремления к самообразованию, расширению мировоззрения, культуры общения, способности работать в команде, развитию практического мышления. Преподаватели должны направить усилия на формирование культуры мышления обучающихся (способности к сбору, логическому и аргументированному анализу и обобщению информации); развивать творческую активность студентов (неординарность мышления при постановке целей и выборе путей их достижения в образовательной, профессиональной и научной деятельности); развивать их мировоззренческую, морально-этическую позицию, общую эрудицию и кругозор личности. Для этого необходимо развивать студенческую научную работу (проведение олимпиад, студенческих конференций, организация работы кружков); осуществлять методическое обеспечение и контроль за внеаудиторной работой студентов (работа с источниками и литературой в форме составления конспектов, написания эссе, проведение тематических экскурсий, привлечение студентов к участию в научных мероприятиях – конференциях, форумах, симпозиумах, мастер-классах). Контроль за усвоением теоретических знаний и практических навыков осуществляется преподавателями при проверке умения анализировать научные теории, аргументировано отстаивать свою точку зрения; в ходе решения контрольных и тестовых заданий по проблемам паллиативной медицины, ситуационных задач по паллиативной медицинской помощи; при защите докладов и научных сообщений на семинарских занятиях и реферативных зачетах. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Кроме создания банка тестовых заданий и ситуационных задач по дисциплине, реализуется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов (текущее и промежуточное тестирование, итоговый контроль, оценка конспектов, рефератов, докладов, эссе, дополнительная работа: кружки, в том числе СНК, стенды, конференции, олимпиады).
Студентам для успешного овладения компетенциями по дисциплине «Паллиативная медицинская помощь» необходимо регулярно посещать лекции и семинарские занятия; выполнять план самостоятельной работы на основе глубокого изучения основной и дополнительной литературы, написания творческих работ; активно участвовать в работе семинаров, широко используя электронное оборудование для демонстрации наглядных материалов и электронных презентаций; использовать рекомендованные электронные ресурсы для подготовки докладов и сообщений для студенческого научного кружка, научных конференций и форумов.
Посещение лекций помогает студенту составить общее представление о дисциплине, систематизировать свои знания, получить дополнительный материал для самоподготовки к семинарам. Участие в работе семинара способствует развитию у студента навыков принятия самостоятельных решений, способствует формированию деонтологического поведения. Ведение научных дискуссий, реферирование докладов и сообщений других студентов формируют способность к самостоятельному анализу, экспертной работе в группе, плодотворному контакту с сокурсниками и преподавателями.
Самостоятельная работа студента направлена на изучение источников и литературы, подготовку докладов и сообщений, рефератов и презентаций. Все указанные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, развивает способность в письменной и устной форме, логически правильно оформить его результаты.
Компьютеризация учебного процесса способствует формированию у обучающихся соответствующих навыков работы с современными информационными технологиями, готовности к восприятию инноваций. Студенты вырабатывают умение приобретать новые знания, используя различные формы обучения, в том числе - информационно-образовательные технологии.
Сочетание интерактивных форм проведения занятий с их диалогичностью, дискуссионностью и системностью способствует формированию мировоззренческих установок, общей культуры личности, ее готовности к самосовершенствованию, самореализации. Это развивает культуру мышления, что в условиях ускоренного развития науки и практики положительно повлияет на осуществление выпускниками своей дальнейшей профессиональной деятельности, даст стимул к переоценке накопленного опыта, к анализу своих возможностей в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Составители:
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Инициалы, фамилия
|
Кафедра паллиативной медицины ФДПО МГМСУ
|
Заведующий кафедрой
|
Г.А. Новиков
|
Кафедра паллиативной медицины ФДПО МГМСУ
|
Доцент
|
С.В.Рудой
|
Кафедра социальной медицины и социальной работы МГМСУ
|
Заведующий кафедрой
|
А.В.Мартыненко
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |