К ПРОБЛЕМЕ CОМАТОФОРМНОЙ ДИСФУНКЦИИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Т.Г. Маховская
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Во многих развитых странах мира обнаруживается тенденция к ухудшению психического здоровья населения. Больший удельный вес занимают психогенные невротические расстройства с тревожными и соматовегетативными нарушениями, распространенность которых составляет, по данным разных авторов, 5-50 на 1000 населения. Симптомокомплекс вегетативных расстройств, обусловленный нарушением вегетативной регуляции внутренних органов и систем с эмоциональными, аффективными проявлениями, представляет психовегетативный синдром, который по МКБ-9 рассматривался как «Нарушение физиологических функций психогенной этиологии» (код - 306), а в соответствии с МКБ-10 – как «Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы» (СДВНС) (F 45.3).
Актуальность изучения СДВНС сопряжена со сложной социально-психологической ситуацией, имеющей место в нашей стране. Негативные изменения среды обитания человека, межличностных отношений, микросоциального окружения превышают адаптационные возможности человека, формируют популяционный риск вегетативных нарушений, которые составляют 1/3 всех заболеваний с временной утратой трудоспособности. Распространенность вегетативных расстройств выше среди работников промышленного производства, поскольку на производственные неблагоприятные факторы в первую очередь реагирует вегетативная нервная система, обеспечивающая адаптацию организма к различным внешнесредовым воздействиям.
В настоящее время нет достаточно полных данных о распространенности и особенностях пограничных психических расстройств среди работников железнодорожного транспорта, поэтому целью настоящего исследования явилось изучение заболеваемости соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы в структуре пограничной психической патологии среди работников железнодорожного транспорта.
Заболеваемость работников железнодорожного транспорта за 1996-2000 годы по V классу «Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)» изучалась по отчетной форме №16-ВН (строка 21) и по годовым показателям лечебно-профилактических учреждений. Кроме того, для эпидемиологического исследования использовалась унифицированная карта «Заболеваемость работников железнодорожного транспорта по V классу «Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)» (с разбивкой по полу, нозологическим формам и профессиональным группам).
Данные о заболеваемости пограничными психическими расстройствами и СДВНС с учетом пола среди работников железнодорожного транспорта приведены в относительных показателях (табл.1).
Таблица 1.
Заболеваемость работников железнодорожного транспорта пограничными психическими расстройствами и СДВНС (на 1000 работающих)
Годы
|
Пограничные психические
расстройства (%0 ±3m)
|
в том числе - СДВНС (%0±3m)
|
Всего
|
Мужчины
|
Женщины
|
Всего
|
Мужчины
|
Женщины
|
1996
|
4,9±0,72
|
4,5±0,93
|
5,6±1,2
|
2,6±0,54
|
2,8±0,72
|
2,3±0,75
|
1997
|
5,5±0,81
|
5,0±1,05
|
6,1±1,35
|
3,1±0,63
|
3,4±0,87
|
2,9±0,93
|
1998
|
6,9±0,84
|
5,8±0,99
|
8,7±1,5
|
3,4±0,6
|
3,8±0,81
|
2,7±0,84
|
1999
|
7,6±0,9
|
6,2±1,05
|
9,8±1,68
|
3,9±0,66
|
4,6±0,9
|
2,9±0,9
|
2000
|
7,3±0,84
|
6,0±0,96
|
9,4±1,56
|
4,0±0,63
|
4,7±0,87
|
2,8±0,84
|
Примечание: m - ошибка относительной величины, 3 - доверительный коэффициент.
Все приведенные в таблице 1 показатели заболеваемости пограничными психическими расстройствами и СДВНС достоверны. В структуре пограничных психических расстройств значительную долю составили пациенты с СДВНС (49-55%). Преобладание СДВНС связано с высокими требованиями к работникам железнодорожного при профессиональном отборе, что позволяет уже при приеме на работу выявлять пациентов с рекуррентными аффективными расстройствами средней и тяжелой степени, циклотимией, обсессивно-компульсивными расстройствами. Стресс, хроническое переутомление, физические неблагоприятные факторы оказывают дезадаптирующее действие и формируют высокий риск нарушений вегетативной регуляции и СДВНС среди работников железнодорожного транспорта. При сравнительном анализе относительных показателей заболеваемости в группе пограничных психических расстройств и СДВНС за период с 1996 по 2000г отмечается их достоверный рост (р<0,001). По интервальным показателям за период с 1996 по 2000 год темпы прироста показателей заболеваемости работников железнодорожного транспорта пограничными психическими расстройствами составили 10,1 - 25,2%, а СДВНС - 2,6-19,7% в год. Установлено, что у мужчин уровень заболеваемости СДВНС выше, чем у женщин на 62,0 - 72,3% в разные годы.
Группы профессий железнодорожного транспорта представлены следующим образом: группа 1 – машинисты, водители и их помощники, 2 – диспетчерско-операторская, 3 – станционно-маневровая, 4 – обслуживающая поезда в пути следования, 5 – группа пути, группа 6 -электроснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи. Работники, осуществляющие профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности представлены группой 7 –начальники железных дорог, их заместители, работники аппаратов управлений железных дорог, линейных предприятий и иных организаций железнодорожного транспорта, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути.
Данные о заболеваемости пограничными психическими расстройствами среди работников железнодорожного транспорта I категории представлены в таблице 2. Регистрируется достоверность роста показателя заболеваемости пограничными психическими расстройствами с вероятностью ошибки (р<0,001).
Таблица 2.
Заболеваемость пограничными психическими расстройствами среди работников
железнодорожного транспорта I категории на 1000 работающих (%0±3m)
Год
|
I
Группа
|
II
группа
|
III
группа
|
IV
Группа
|
V
Группа
|
VI
группа
|
Всего
|
1996
|
3,1±2,2
|
1,6±3,3
|
1,2±2,4
|
6,8±3,7
|
9,4±6,0
|
2,7±2,9
|
4,7±1,5
|
1997
|
2,3±1,1
|
1,6±3,3
|
2,0±3,3
|
6,2±3,5
|
13,1±7,2
|
3,9±3,3
|
4,8±1,5
|
1998
|
3,0±2,1
|
3,9±5,1
|
3,3±4,4
|
7,2±3,6
|
13,5±7,1
|
4,3±3,6
|
5,6±1,6
|
1999
|
3,1±2,1
|
2,3±3,9
|
4,5±5,1
|
8,7±3,9
|
16,8±7,8
|
6,6±4,5
|
6,8±1,8
|
2000
|
3,3±2,2
|
3,9±5,2
|
5,3±5,6
|
8,5±4,0
|
18,4±8,4
|
5,4±4,1
|
7,0±1,8
|
Среди работников железнодорожного транспорта I категории пограничные психические расстройства и СДВНС наиболее распространены в 4 и 5 группах (обслуживающие поезда в пути следования и группа пути), что вероятнее всего связано с регламентированными критериями профотбора и высокими исходными требованиями к уровню здоровья для работников локомотивных бригад, диспетчерско-операторской и станционно-маневровой групп, в которых уровень заболеваемости СДВНС значительно меньше.
Регистрируется достоверный роста показателя заболеваемости СДВНС среди обследованных лиц I категории (таблица 3) (р<0,001). Отдельно по группам достоверного роста показателей заболеваемости не наблюдается.
Таблица 3.
Заболеваемость СДВНС среди работников железнодорожного транспорта
I категории на 1000 работающих (%0±3m)
Год
|
I
группа
|
II
группа
|
III
группа
|
IV
группа
|
V
группа
|
VI
группа
|
Всего
|
1996
|
2,2±1,8
|
0,8±2,4
|
1,2±2,6
|
4,2±2,9
|
6,2±4,9
|
2,0±2,5
|
3,0±1,2
|
1997
|
1,3±1,4
|
0,83±2,4
|
1,36±2,8
|
4,4±3,0
|
6,8±5,2
|
2,4±2,7
|
2,9±1,2
|
1998
|
1,8±1,6
|
2,3±4,0
|
1,9±3,3
|
4,6±3,0
|
6,3±4,8
|
2,6±2,8
|
3,4±1,3
|
1999
|
2,3±1,8
|
1,5±3,0
|
1,9±3,3
|
5,1±3,0
|
9,2±5,8
|
3,8±3,3
|
4,0±1,3
|
2000
|
2,8±2,0
|
1,59±3,3
|
3,3±4,2
|
6,7±3,6
|
13,6±7,2
|
4,6±3,6
|
5,4±1,62
|
При анализе показателей заболеваемости как пограничными психическими расстройствами, так и СДВНС среди работников железнодорожного транспорта II и III категории (таблица 4) c 1996 по 2000 год регистрируется достоверный рост заболеваемости (р<0,001). Заболеваемость пограничными психическими расстройствами работников II и III категорий выше, чем у работников I категории, что вероятнее всего объясняется исходным профотбором. Относительные показатели заболеваемости среди работников 1 категории сопоставимы с суммарными показателями II и III категорий.
Таблица 4.
Заболеваемость пограничными психическими расстройствами и СДВНС среди
работников II+III категорий железнодорожного транспорта на 1000 работающих
Год
|
Заболеваемость ППР (%0±3m)
|
Заболеваемость СДВНС (%0±3m)
|
1996
|
5,0±0,84
|
2,5±0,59
|
1997
|
5,7±0,9
|
3,2±0,74
|
1998
|
7,3±0,99
|
3,4±0,6
|
1999
|
7,8±1,06
|
3,9±0,75
|
2000
|
6,9±0,9
|
3,7±0,66
|
В группе пациентов, представляющих ведущие профессии железнодорожного транспорта (машинисты, водители и их помощники, диспетчерско-операторская группа, станционно-маневровая группа, группа пути) за 5 лет (1996-2000гг) заболеваемость СДВНС сохраняет тенденцию к росту (р<0,001).
Самые высокие требования с профессиональных позиций безопасности движения предъявляются к работникам I группы, эффективный контроль за текущим функциональным состоянием машиниста локомотива занимает одно из важнейших мест. Санитарная характеристика условий труда водителей: высокое нервно-эмоциональное напряжение, напряжение внимания, шум, вибрация, нестабильные микроклиматические условия, загрязнение токсическими газами, ночные смены, стато-динамические физические перегрузки. Работникам II группы предъявляются значительные требования к психическим функциям, адекватности реакций, вниманию, высокой психоэмоциональной устойчивости. В III группе физические нагрузки, напряжение внимания, слуха, зрения. Деятельность работников IV группы связана с нервно-эмоциональным напряжением, нестабильным режимом работы. Труд в V группе требует напряженной физической нагрузки, внимания, связан с повышенной опасностью травматизма, сменным режимом работы. В VI группе нестабильные микроклиматические условия, сменные дежурства, контакт с токсическими веществами. Деятельность руководящего состава (VII) с нервно-эмоциональным напряжением, ответственностью за обеспечение безопасности движения поездов.
Полученные данные свидетельствуют о существенном удельном весе соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы в структуре пограничных психических расстройств среди работников железнодорожного транспорта. Высокие требования к психофизиологическим резервам, предъявляемые условиями деятельности определяет необходимость разработки целостной системы социально-психологического сопровождения профессиональной деятельности, включающей в себя диагностический этап (профессионально-психологический отбор, периодическую диагностику, диспансеризацию) и восстановительное лечение пограничных психических расстройств, поддержание профессиональной работоспособности. На наш взгляд, важным шагом в решении проблемы распространенности пограничных психических расстройств, является создание системы восстановительной медицины в лечебно-профилактических учреждениях железной дороги. Первый этап – организация отделений восстановительной медицины на базе лечебно-профилактических учреждений. Задача отделения – сохранение профессиональной надежности и долголетия работников, обеспечение безопасности движения поездов – конечной цели железнодорожной медицины.
Поделитесь с Вашими друзьями: |