МДОУ «ЦРР – д/с № 171» г. Магнитогорска
Альфия Хаматхановна Суфьянова,
старший воспитатель
Использование здоровьесберегающих
технологий в условиях ДОУ
В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на: воспитание у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению; формирование представления о здоровье как ценности; мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии классифицируются по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду:
-
медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания, физического развития и закаливания дошкольников; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);
-
физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);
-
обеспечение социально-психологического благополучия ребенка (психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка);
-
здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного образования (развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни);
-
валеологическое просвещение родителей (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практикумы и др.).
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Планирование оптимальной системы здоровьесбережения в ДОУ требует решения целого комплекса задач:
-
поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
-
выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
-
определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса дошкольного учреждения выступает создание здоровьесберегающей среды. Она определяется как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и детском саду. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:
-
формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;
-
использование в образовательной деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;
-
конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
-
обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:
-
непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастики, самомассаж, точечный массаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
-
реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги, сказкотерапия);
-
специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, оздоровительная физкультура, игры на физическую компетентность, спортивные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, прогулки, экскурсии).
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
-
приобщение детей к физической культуре;
-
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Необходим комплекс эффективных профилактических мер, система надежных средств психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
Поделитесь с Вашими друзьями: |