I. цель и задачи дисциплины «Психология здоровья»



страница1/4
Дата23.04.2016
Размер291 Kb.
  1   2   3   4
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология здоровья» как учебная дисциплина имеет цель дать сведения о здоровье в виде определенной аналитической системы, включающей оценку качества жизни (как полного благополучия) с корректным решением значения психического и физического состояния. Здоровье рассматривается как определяющее звено качества жизни человека.

Выполнению этой цели служит решение задач по диагностике психического и физического здоровья (адаптации) с выделением факторов риска. Целесообразно определение в состоянии психического здоровья роли таких составляющих как характер, режим, мотивации питания, половая идентификации, причем, ведущее значение придается психическим параметрам, физические составляющие являются «фоном».

Воспитательные задачи при изучении дисциплины определяются необходимостью рационального научно обоснованного подхода к оценке собственного здоровья и здоровья будущих клиентов и пациентов психолога.

Основные направления психологической помощи как системы поддержки и восстановления психического здоровья методами практической психологии – это практическая цель в преподавании предмета.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин как «Философия», «Социология», «Общая психология», «Психофизиология», «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение в профессию», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Психология труда» и др.


III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) - способности и готовности к:

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7).

Студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями в практической деятельности - способностью и готовностью к:

- реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

- выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5).
IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет _6,5_ зачетные единицы.

Вид учебной работы


Количество часов

Всего

по учебному плану















Аудиторные занятия (всего):

6










В том числе:













Лекции (Л)

6










практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия













лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП)













Контроль самостоятельно работы (КСР):













Самостоятельная работа (всего):

64










ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:

Часы:

70










Зач. ед.:

1










Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)










Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)














V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 6,5 зачетные единицы 234 часов.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование тем

Количество часов

(в акад. часах и/или кредитах)



Лекции

Семинары

Самостоятельн. работа

Всего часов по теме

Тема 1. Содержание понятий «здоровье», «болезнь», «адаптация». Определение «здоровья» в Уставе Всемирной организации здравоохранения, определения болезни адаптации в медико-физиологических и психологических критериях.

2





14

16

Тема 2. Системы диагностики здоровья. Понятие о донозологической диагностике.

1




12

13

Тема 3. Факторы риска, их распространенность, значение, гендерные отличия.

1




12

13

Тема 4. Уровень психического здоровья и его сохранение.

1




14

15

Тема 5. Психологические основы психогигиены, психопрофилактики и реабилитации.

1




12

13

Итого по курсу:

6




64

70


VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Содержание понятий «здоровье», «болезнь», «адаптация». Определение здоровья в Уставе ВОЗ, определение болезни и адаптации в медико-физиологических и психологических критериях

Дидиактические единицы: здоровье, норма, адаптация ,болезнь.

Перечень знаний по теме: знать определения понятий : здоровье, болезнь, адаптация, объяснять их сущность и значение в психологии.

Проблемное задание. При изучении темы необходимо усвоить содержание и определение понятий :здоровье ,норма, адаптация, болезнь. Во время практикума студенты получают умения и навыки диагностики указанных состояний (см. далее).

Дается определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которое характеризует здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, раскрывается суть каждой составляющей, их взаимосвязь и взаимозависимость. Дается определение психического здоровья и его группы, понятия «норма-здоровья» и «норма-болезнь» и представление о донозологических состояниях.

Учебный материал (опорные конспекты)

В последние два десятилетия качественно и количественно изменился уровень благосостояния общества, что негативно отразилось на здоровье всего населения России, в том числе и особенно значимо – молодежи. Высшая школа призвана готовить профессионалов в той или иной области знаний. Ключевым этапом в решении проблемы является разработка совокупности основных идей образовательной политики и программ, способных дать молодому человеку возможность реализовать свой личностный потенциал наиболее полно.

Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием системы образования, заставляют по-новому относиться к разработке теоретических и практических проблем развития и сохранения физического, психического и социального здоровья студентов. Наряду с профессиональным уровнем, состояние здоровья необходимо рассматривать как один из важнейших показателей качества подготовки специалистов высшей квалификации и основу их профессионального творческого долголетия (Н.А. Агаджанян).

Научными и общественными организациями высшей школы накоплен достаточно большой опыт в укреплении здоровья студентов. Однако сама по себе проблема многогранна и сложна. Изучение условий жизни, учебы, здоровья студентов, выявление динамики механизмов приспособления, поиск средств и методов профилактики и коррекции дизадаптационных процессов – далеко не полный перечень актуальных вопросов, требующих своевременного научного комплексного анализа для оптимизации здоровья интеллектуального потенциала страны.

Подавляющее большинство лиц юношеского возраста имеет высокие запросы как в отношении будущей профессии, так и личной обеспеченности. Однако социальная ситуация в России не соответствует этим ожиданиям, т.к. постоянные политические и экономические изменения лишают граждан чувства уверенности и снижают степень защищенности личности.

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни являются основными в оценке состояния здоровья. С понятием нормы в сознании тесно связано состояние здоровья. Интуитивное определение нарушений здоровья характеризуется как необычные состояния, которые «обычно не бывают» (20). В настоящее время общепринятым определением считается формулировка Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Переживания и поведение человека в экстремальных ситуациях находятся в центре внимания психологов, физиологов, других специалистов с незапамятных времен. Выдающийся физиолог, академик АН и АМН СССР В.В. Парин-основоположник космической физиологии писал: «Психологический стресс в любой экологии реализуется вегетативной нервной системой», т.е. механизмы психического и физического здоровья немыслимы раздельно. «Неразрывная связь сомы и психики очевидна, иная точка зрения уводит от корректного решения проблем, связанных с человеком и его адаптацией в окружающем мире» - утверждает один из мэтров мировой психологии наших дней Л.Н. Собчик (22). Проблема здоровья включается в системный анализ «Экология, здоровье, качество жизни» (Н.А. Агаджанян).

В настоящее время здоровье чаще трактуется как способность организма к адаптации в различных условиях (адекватных и неадекватных по отношению к гено- и фенотипическим факторам конкретной личности). Здоровый организм обладает достаточным запасом функциональных возможностей для ответа на воздействие стрессогенных факторов за счет напряжения регуляторных систем (нервной и гуморальной регуляции). Это «рабочее напряжение». Но если так называемый практически здоровый человек выявляет напряжение в условиях покоя, то это свидетельствует о недостаточности его функциональных резервов.

Судить о степени напряжения регуляторных систем можно с помощью различных методов диагностики: физиологических, биохимических, инструментальных, психологических.

В психологическом аспекте даже бытовое представление человека о его возрасте, возможностях, связанных с ним – (чувствования, поведение, отношение к себе) - определяет содержание внутренней картины здоровья. Переживание чувства здоровья соотносится с оценкой своего психического, физического и социального здоровья как состояние, дающее возможность оптимально, без ограничений осуществлять все виды деятельности (общественной, семейной, сексуальной и т.д.). Это внутренняя картина здоровья, которая является частью самосознания, сопровождающегося своеобразным эмоциональным фоном.

Следует различать 2 понятия: состояние здоровья – это истинное положение дел в организме, по всем параметрам оно определяется врачебным обследованием; самочувствие отражает субъективное восприятие своего состояния и далеко не всегда соответствует объективным данным.

Отечественные авторы (20) выделяют по состоянию психического здоровья 4 группы:

1 группа – совершенно здоровые, жалоб нет;

2 группа – легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием микросоциальных факторов;

3 группа – лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в состоянии компенсации (стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций), перенапряжение механизмов адаптации (обратить внимание на анамнез-неблагополучные беременности и роды, диатезы, травмы головы, хронические инфекции);

4 группа – клинические формы в стадии субкомпенсации, недостаточность и поломка механизмов адаптации.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует обращать особое внимание на диагностику донозологических (доболезненных) состояний человека, которые связаны с факторами риска. Под последними понимаются различные обстоятельства, вызывающие изменения здоровья и психологически несущие с собой неопределенность в развитии событий. Выделяются 4 донозологических состояния здоровья: удовлетворительное, напряжения, неудовлетворительная адаптация и срыв адаптационных механизмов (4,20). Методически определение уровня адаптации может касаться физического, психического и социального благополучия. В клинической психологии важно установление уровня физического и психического здоровья и их взаимозависимости.

Тема 2 Системы диагностики здоровья. Понятие о донозологической диагностике

Дидактические единицы: донозологическая диагностика, прогноз здоровья, критерии здоровья ( адаптации),методы.

Проблемное задание: как суметь определить уровень здоровья (адаптации) в психологических и психофизиологических критериях

Методы диагностики психофизического уровня здоровья (метод математического анализа ритма сердца как способ диагностики разных уровней адаптации). Установление уровня психофизиологической адаптации. Диагностика психического здоровья. Ознакомление с «пакетом» валидных методов, применяемых в практике (стресс-коронарный профиль по Фридману, ИТО, MMPI). Ознакомление с математическими методами обработки и интерпретации психологических и физических данных, характеризующих уровень здоровья и корреляции между физическими и психическими параметрами понятия о первичной статистике и корреляционном анализе).



Учебный материал (опорные конспекты)

Понятие о донозологической диагностике здоровья

Всемирная организация здравоохранения рекомендует обращать особое внимание на диагностику донозологических (доболезненных) состояний человека, которые связаны с факторами риска. Под последними понимаются различные обстоятельства, вызывающие изменения здоровья и психологически несущие с собой неопределенность в развитии событий.

Выделяются 4 донозологических состояния здоровья: удовлетворительное, напряжения, неудовлетворительная адаптация и срыв адаптационных механизмов (4,20).

Методически определение уровня здоровья и его адаптивных возможностей может касаться определения физического, психического и социального благополучия. В клинической психологии важно установление уровня физического и психического здоровья и их взаимозависимости.

«Психология здоровья» как учебная дисциплина, на наш взгляд, должна дать сведения в определенной аналитической системе, включающей оценку качества жизни (как полного благополучия) с корректным решением значения психического и физического состояния. Основная (ведущая) цель дисциплины «Психология здоровья» - характеристика здоровья как определяющей части качества жизни человека.

Донозологический диагноз и контроль это динамическая оценка физического, психического и социального здоровья или общего функционального состояния организма здоровых и практически здоровых людей, находящихся в естественных или стрессовых ситуациях жизнедеятельности. Концепция донозологического контроля основана на представлении о тесной связи между адаптационными возможностями организма и их срывом с выходом в заболевание. Риск дизадаптации среди студентов достаточно значим .Системы донозологического контроля с оптимально доступным сбором информации о состоянии физического и психического здоровья студентов дает возможность диагностики, прогноза и психологической коррекции преморбидных ( доболезненных) состояний. Это на первых порах обучение правильной научно-обоснованной оценке своего физического, психического состояния и их взаимозависимости, прогнозированию уровня собственных резервов адаптации как существенной составляющей качества жизни .Коррекция негативных отклонений может расцениваться как звено обратной связи в оптимизации здоровья.

За основу донозологического контроля необходимо выбрать психологические и физиологические методы, которые должны быть логически взаимосвязаны, валидны и надежны. В то же время информация должна правильно интерпретироваться и обрабатываться (4).

Тема 3 Факторы риска, их распространенность, значение, гендерные отличия

Дидактические единицы: факторы риска, образ жизни, гендерные особенности, психологическая адаптация и здоровье.

Проблемные задачи: факторы риска и уровень здоровья, риски и психологическая адаптация.

Характеризуется понятие факторов риска, их значимость в процессе адаптации, сохранения и развития здоровья, особо - значимость в психологической адаптации. Обсуждается роль половых особенностей адаптации с их психологическими параметрами.

Учебный материал (опорные конспекты)

Под факторами риска подразумеваются различные обстоятельства и ситуации, вызывающие изменения здоровья и психологически несущие неопределенность в развитии существенных для субъекта событий.

Диагностика психического и физического здоровья связана с определением уровня адаптационных механизмов и выделением факторов риска. Для оценки состояния психического здоровья важно определение роли таких экологических факторов как гелиофизические, геомагнитные и метеорологические (они рассматриваются в курсе « Экология» ).

При изучении роли в состоянии здоровья таких факторов как биоритмологические и питания целесообразно учитывать их двойное значение.



Биоритмологи выделяют две основные группы факторов:

-экзогенные факторы определяются ритмическими изменениями внешней среды и все биологические объекты на Земле связаны с ними, приспосабливаясь в процессе видовой эволюции. Наиболее значимыми для человека являются 11-ти летние циклы Солнечной активности. Русским врачом Александром Леонидовичем Чижевским.в 20-х годах ХХ столетия установлена зависимость эпидемий различных заболеваний ( дифтерии, брюшного и сыпного тифов, малярии, чумы и др.) от уровня солнечной активности (24). В 70- 80 гг. проводились масштабные наблюдения о зависимости числа сердечно–сосудистых катастроф, психических обострений, биохимических и, психофизиологических колебаний у «практически» здоровых» лиц в различных геофизических зонах планеты (М.Н. Гневышев, К.Ф. Новикова, Н.П.Неверова; 17). В годы «активного солнца» (1978-82) были зафиксировано и математически показано увеличение тесной зависимости указанных состояний, особенно в приполярных регионах планеты. По мнению специалистов Полярного института геофизики Кольского филиала Академии наук СССР годы « активного солнца» отличает не только высокая активность, но и резкое увеличение внезапных сильных вспышек, во время которых Земля оказывается в сильнейшем вихре « солнечного ветра», возмущающего геомагнитное поле планеты. Настоящий период активного Солнца начался в 2003 г. и продолжится 11 лет. Многие геофизики, метеорологи, врачи и психологи связывают необычность климатических изменений настоящего времени( особенно зиму 2006-2007гг.) с отклонениями здоровья. , в том числе, в Москве.

Геомагнитная оболочка - наша защитница, ее изменения влияют на движение воздушных масс и все живое, таким образом, находится под влиянием солнца, геомагнитного поля и погоды.

Многие колебания окружающей среды достаточно ритмичны - это сезоны года, суточные ( циркадианные ) изменения как в неживой, так и в живой природе.

-эндогенные ритмы в курсе «Психология здоровья» рассматриваются с учетом роли суточных ритмов. Например, хорошо известен ритм сердечных сокращений. Если сердце животного удалить из организма, то оно самопроизвольно сокращается от нескольких минут до нескольких часов (у лягушек). Этот феномен связан с наличием проводящей системы сердца, построенной из особых клеток – волокон Пуркинье в мышечной оболочке сердца. Ритмические импульсы возникают в синусном узле правого предсердия, распространяются по правому и левому предсердию и вызывают их сокращение ( систолу предсердий).В межжелудочковой перегородке находится второй узел (атрио-вентрикулярный) и следом за волной возбуждения в предсердиях возникает импульсация в атрио-вентрикулярном узле и далее- по пучку и ножкам Гиса распространяется на желудочки, вызывая их сокращение-кровь выбрасывается в аорту ( начало большого круга кровообращения) и легочный ствол (малый круг кровообращения). В целостном организме автоматия сердца « подчиняется» влияниям из ствола головного мозга с использованием вегетативного отдела периферической нервной системы. В свою очередь стволовые отделы мозга находятся под контролем высших отделов ЦНС. Изменения ритма сердца, артериального давления и других ритмических процессов , таким образом, регулируются эндогенными источниками ритма (проводящая система сердца) и влияниями ЦНС плюс гуморальными факторами (гормоны, медиаторы, минеральные соли и др.)

Для психолога важно знать, что определенным психосоциальным ритмам подчинена жизнь каждого человека. Особенности этих ритмов в определенной степени зависит от психофизиологических особенностей индивида. Все люди по биологическим свойствам относятся к дневным живым существам. В процессе эволюции анатомически и физиологически сформировались наши психофизиологические особенности- напр., днем существенно выше обмен веществ, умственная и физическая работоспособность, частота сердечных сокращений и т.д. Тем не менее, временные характеристики поведения имеют свои особенности и люди классифицируются как лица с утренним укладом функций («жаворонки»), лица с вечерним укладом функций (« совы») и лица промежуточного типа («голуби»).

Обычно это люди различных темпераментов и имеют общие психологические особенности, в частности, это касается режимов «сон-бодрствование», успешность обучения, нормативность поведения и многих других психических реакций и состояний (биоритмологические характеристики здоровья - определение типа циркадианной организации, относительность личного понятия о течении времени составляют сущность практического занятия).

Ведущее значение придается психическим параметрам, где физические составляющие являются «фоном».

На основе наблюдений на студентах нами сделана попытка расшифровать физиологический термин «Психоэмоциональное напряжение» и оказалось, что оно существенно зависит от личностных особенностей студента. Проанализированы данные теста ММРI. У девушек по шкале 4 (импульсивность) значения 60-69 составили 60% (они расценивались как состояние психоэмоционального напряжения), значения 70 и выше обнаружены у остальных обследуемых (они расценивались как возможная причина неудовлетворительной адаптации). В то же время, состояние напряжения оказалось достаточно часто встречаемым (около 60%) и по данным шкалы 9 (оптимизм, высокий уровень активности и творческого напряжения). У остальных 40% показатель превышал 70 стенов и расценивался как очень высокий уровень активности. Выраженные черты индивидуалистичности характерны (шкала 8) для 40% девушек. Число юношей по шкалам 4 и 8 в зоне напряжения и перенапряжения психологических механизмов адаптации составило около половины наблюдаемых.

Можно предполагать, что приведенные данные указывают на возможные причины психоэмоционального напряжения. Более чем у половины студентов они связаны с такими личностными особенностями как импульсивность, высокий уровень индивидуалистичности и активности. Все эти черты характерны для юношеского возраста обследованных и при высоких значениях некоторых особенностей личности могут объяснять и явления нарушений адаптации к процессу обучения в высшей школе.

Кроме этого аспекта методология донозологической диагностики успешно используется для психологической помощи как системы поддержки и восстановления психического здоровья методами практической психологии – это вторая цель в преподавании предмета.

Студенческий период жизни расценивается как напряженный, чреватый риском негативных отклонений физического, психического и социального здоровья. Выявление факторов риска имеет определенную значимость в оценке и прогнозе здоровья студентов.

Первичная профилактика патологических отклонений психического и физического здоровья по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения включает донозологическую диагностику с разработкой эффективных мер обследования; пропаганду здорового образа жизни; формирование ценностного отношения каждого студента к своему здоровью. Процесс предполагает активное освоение социально значимых способов реализации личностной потребности в положительном эмоциональном настрое, умении разрешить свои проблемы при активной жизненной позиции.


Каталог: student -> %D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD -> %D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
student -> Вегетососудистые дисфункции у детей
student -> Цели и задачи дисциплины
student -> Контрольные вопросы к практическим занятиям по дисциплине «Внутренние болезни»
student -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
student -> Экзаменационные вопросы Вопросы для подготовки к госэкзаменам. I. Общая часть
student -> Вопросы к итоговой государственной аттестации по специальности
student -> Цели и задачи дисциплин Цель изучения дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Цели и задачи дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Задачами освоения дисциплины «Анатомия цнс»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница