Открытый урок по биологии
с использованием межпредметных связей
(лингвистика, ИЗО, география).
5 КЛАСС
Тема: «Греция - колыбель культуры и цивилизации»
Цель – формирование у обучающихся системы знаний о терминах по биологии греческого происхождения.
Тип урока: урок новых знаний (метапредметных)
Вид урока: комбинированный, с элементами развивающего обучения
Задачи:
-
Образовательная: ввести понятие «метапредметные связи», охарактеризовать биологию как науку.
-
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки;
-
Развивающая: развивать мыслительную деятельность, биологическую речь.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедиа.
План урока
-
Оргмомент.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление полученных знаний.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока.
-
Оргмомент.
-
Введение. Тема урока. Определение цель, задач урока.
Греция. Колыбель культуры и цивилизации. Родина наук и искусств. Мать литературы и сестра истории. Какое значение имеет она для биологии?
Само слово биология – греческого происхождения. «Био» – жизнь и «логос» – слово. Биология – слово о жизни, наука о живом. И ботаника – наука от растениях, родом из Греции. Ботаника от греческого «ботанис» - растение, трава. А Флорой звали богиню цветов.
Мы изучаем растения, нас окружают растения, цветы, травы. Но часто ли мы задумываемся, почему мы называем астру астрой, а гладиолус – гладиолусом? Имена растений неслучайны. В именах растений таится История. Имена растений – это маленькие рассказы, интересные повести или даже целые романы. Сегодня мы перенесемся в Грецию, древнюю и современную, и узнаем, какие тайны скрывают скромные, привычные нам растения.
-
Основная часть. Доклады обучающихся.
-
Кто не знает историю марафонского бега? Забудутся подробности древних сражений, но из памяти не изгладится рассказ о том, как после победной битвы один из воинов побежал в родной город и, промчавшись десятки километров, рухнул замертво, успев сказать согражданам: «Мы победили». Только что греческий отряд разбил персидское войско при деревне Марафон. Полководец выбрал его, скорохода, спеша обрадовать горожан.
Как стрела, выпущенная командиром, воин летит в сторону Афин, чтобы погибнуть там, избежав смерти в бою. Сама дорога становится врагом, встаёт на дыбы, уходит в горы, но гордость от победы в груди бегуна. Пока он несёт память о победе, он жив; когда поделится ею с согражданами, умрёт. Марафонский бег, марафонская дистанция, марафонец. Знакомы и привычные слова. Но что они значат? «Марафон» в переводе с греческого значит «укроп». Марафонское поле – поле укропа. Так мы и по сей день славим скромное пахучее растение, облюбовавшее наши грядки.
-
Кто не чтит богиню любви Афродиту, кто противится ее власти, того немилосердно карает она. Так покарала она сына речного бога и нимфы, прекрасного, но холодного, гордого Нарцисса. Никого не любил он, кроме одного себя. Разгневалась богиня любви Афродита и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Вода его была чиста и прозрачна. Нагнулся Нарцисс к ручью и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья; не отрываясь любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок - цветок смерти. Его зовут Нарцисс.
Существует несколько мнений о происхождении названия «нарцисс». Предполагают, что оно появилось от греческого слова "наркао", что в переводе означает "ошеломлять, одурманивать". По другой версии название происходит от персидского слова "наргис" - "коченеть, застывать". Оба мнения имеют под собой почву. Сильный запах нарцисса поэтического — Нарциссус поэтикус (а именно он был известен в ту пору) может одурманить, вызвать головную боль, а о парализующем действии сока нарцисса знал еще Гомер. Все нарциссы - ядовитые растения, их не едят даже мыши. В наше время из луковиц нарциссов выделены такие вещества, как: нарциссин, тацеттин, поэтин, обладающие наркотическими свойствами. Видимо, и слово "наркоз" происходит от слова нарцисс.
-
Еще одна интересная история связана с кровавой историей гладиаторских боев. … Шла война между римлянами и фракийцами и победа досталась римлянам. Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Тоска по родине, боль о потерянной свободе, унижение от положения рабов, связала двух юношей-пленников Севта и Тереса крепкой дружбой. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил верных друзей сражаться друг против друга, обещая победителю награду - возвращение на родину. Ради свободы они должны были отдать свою жизнь.
На зрелище сошлись множество любопытных граждан. Когда затрубили трубы, призывая к битве, то Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростёртыми объятиями, готовые принять смерть. Толпа возмущенно загудела. Верных друзей предали смерти. Как только тела гладиаторов коснулись земли, их мечи пустили корни и расцвели, превратившись в высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов их назвали гладиолусами. Не случайно мы называем гладиолус шпажником. Так мы отдаем дань уважения легенде о мужественных друзьях.
-
Самое известное, самое ценное, самое воспеваемое и чтимое растение Греции – олива. Оливковое дерево – дар богини Афины. Во время спора с богом моря, после того, как Посейдон взмахнул трезубцем и высек из скалы ручей, Афина вонзила в землю копьё, которое превратилось в оливковое дерево. Мы называем оливки маслинами, и это правильно, ведь олива по–гречески – «эльес», что значит масленая, наполненная маслом. Римляне заимствовали название, олива тоже значит «масленая». А знаменитые русские оладушки названы так, потому что жарятся в масле.
-
Не многие догадываются о том, что астра — одно из древнейших растений, известных человеку. Название ее произошло от греческого «asteros» — звезда. Наблюдательные и романтичные древние люди заметили сходство цветка со звездой — ярко-желтая середина, от которой во все стороны разбегаются острые лучики-лепестки. Вероятно, отсюда и берет происхождение красивейшая старинная притча о том, что астры выросли из пылинок, упавших со звезды.
-
Коварство греческих богов не знало пределов, и цветок анемон тому доказательство. Согласно греческой легенде, Анемоной звали нимфу, в которую влюбились 2 ветра: Зефир, сладкий весенний ветер, и Борей, бог западных ветров. Узнала об этом богиня цветов Флора, рассердилась на нимфу и превратила её в цветок. Когда приходила пора дуть Зефиру, весеннему ветру, цветок уже увядал. Происхождение названия анемонов греческое. Слово "анемос" означает ветер. Действительно, лепестки анемоны колеблются от малейшего дуновения ветерка. Неслучайно народное название цветка - ветреница.
-
С названиями очень многих растений связаны греческие легенды и предания. Пионы назвали в честь мифического врачевателя богов Пеона, исцелившего Аида, и Ареса, богов смерти и войны. Название цветка Amarantbus (амарант) происходит от двух греческих слов "мараино", что означает "я не вяну" и "антбос" — "цветок", что говорит о том, как цветет растение.
Растение Clematis (клематис) произошло от греческого слова "clema" — лоза, потому что большинство клематисов - это лианы, они могут виться по опоре, поднимаясь на большую высоту. Цветок с дивным запахом Hesperis (гесперис) получил свое романтическое название от греческого слова "besperos" — вечер. Это объясняется тем, что внешне скромное растение с наступлением вечера издает необыкновенный тонкий аромат. Мы этот цветок называем вечерницей. Phlox (флокс) получил свое название за огненно-красные цветки диких высокорослых видов: в переводе с греческого "pblox" означает "пламя".
-
Презентация «Названия растений греческого происхождения».
-
Практическая часть. Зарисовка растений по теме и подготовка к выставке.
-
Рефлексия.
-
Что нового узнали на уроке?
-
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-
Какие вопросы возникли по теме?
-
Оценки за урок.
-
Домашнее задание. Закончить рисунки по теме.
Поделитесь с Вашими друзьями: |