Миндубаева Ф.А., Гитенис Н.В., Евневич А.М., Салихова Е.Ю., Харисова Н.М.
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФИЗИОЛОГИИ
Карагандинский государственный медицинский университет,
кафедра физиологии, г.Караганда
Необходимым условием подготовки выпускников всех специальностей медицинских вузов является обучение навыкам проведения научных исследований, что связано с потребностью внедрения научно-обоснованной медицинской практики, важнейшим принципом которой является умение врача критически анализировать информацию, полагаясь на наблюдения, основанные на твердых научных принципах, включающих способы уменьшения предвзятости и оценку роли случайности [1,2]. В соответствии с опытом ведущих мировых высших профессиональных школ, функционирующих в условиях рынка труда, специалисты делают вывод о необходимости обеспечить подготовку конкурентоспособных выпускников, обладающих профессиональной мобильностью, способностью адаптироваться к динамично изменяющейся профессиональной среде [3]. Основой для этого становится компетентностный подход с акцентом на овладение ключевыми компетенциями, в том числе и исследовательскими. Научно-исследовательская деятельность является творческим процессом, требующим соответствующей организации исследовательского труда, владения современными информационными технологиями в сфере своей профессиональной деятельности. Необходимыми компонентами системы научной компетентности являются критическое мышление, решение проблемы, анализ, распространение информации [5].
При этом приоритетным должны стать не информированность обучающегося, не усвоение и репродукция учебного материала, а самостоятельный мотивированный поиск информации, ее интерпретация, обработка и анализ с целью получения нового знания, то есть исследовательская деятельность. Исследовательская компетенция является примером метапредметной компетенции [4], в том числе и для биомедицинских дисциплин. Однако уровень обучения и воспитания, формирования навыков научно-исследовательской деятельности в современных условиях еще не в полной мере отвечает требованиям, задачам модернизации высшего медицинского образования.
Физиология - одна из наиболее практико-направленных дисциплин, изучаемых в условиях высшей школы. Практический метод обучения, являющийся основным для физиологии, мобилизует экспериментальное и логическое мышление, особенно в проблемной ситуации. Анализ и оценка полученных результатов способствует развитию рефлексивных способностей, когнитивного компонента исследовательской компетенции. Практические занятия на кафедре физиологии КГМУ являются той формой занятий, в рамках которой студенты должны осуществлять учебную научно-исследовательскую работу (УИРС). Они перестроены по типу самостоятельного научного поиска с насыщением его элементами научного исследования с четко заданной целью и индивидуализацией проводимых экспериментов.
Перед студентами ставятся конкретные цели и исследовательские задачи, включающие: овладение физиологическими и клинико-физиологическими методами исследования; работа с конкретной аппаратурой (электрокардиографом, электроэнцефалографом, реографом, спирографом, аудиометром и т.д.); постановка эксперимента на животных.
При выполнении экспериментов студенты получают задания с неизвестным результатом, сами активно добывают информацию, проводят анализ, сравнение, оценку наблюдаемых процессов, анализируют полученные данные, обрабатывают их математически, обобщают, интерпретируют и обосновывают свою точку зрения, формулируют выводы.Данные эксперимента протоколируются с объяснениями, что является одной из активных форм самостоятельной работы студентов во время учебных занятий. Проводится обсуждение полученных в эксперименте (или исследованиях на человеке) данных с использованием теоретического материала малой группой – 3- 4человека (TBL), парная работа – выполнение и обсуждение результатов эксперимента двумя студентами.
В течение учебного года при изучении соответствующего модуля дисциплины Физиология-2 каждый студент заполняет («рисует») свой «физиологический портрет», включающий показатели кардио-респираторной системы (пульс, артериальное давление, показатели ЭКГ, частоты дыхания, ЖЕЛ, ФЖЕЛ), остроту зрения, полей зрения, должный основной обмен и т.д. В конце учебного года по результатам анализа данных студенты делают вывод о том, остаются ли они здоровыми, несмотря на воздействие факторов окружающей среды, физических и эмоциональных, в том числе стрессорных, нагрузок во время учебной деятельности, или возникшие изменения могут привести к развитию заболеваний.
Исследовательской работой занимаются все студенты, которыев соответствии с действующим учебным планом готовят рефераты и доклады по темам СРС. Научными трудами их можно назвать лишь в том случае, если они написаны на основе анализа десятка статей и источников.
Более глубокую научную работу, заниматься которой студента не обязывает учебный план, предусматривает проводимая на кафедре работа в научном студенческом кружке и участие в научных конференциях.
Научный кружок дает возможность студенту проводить полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Наш опыт позволяет сделать вывод, что студент, занимающийся научной работой, более ответственен за результат; он начинает понимать, что от него зависит выбор темы исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателей кафедрыоказываются внимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения.
На студенческой научной конференции студенты выступают со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет их более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне, и сделать соответствующие выводы. Это является полезным результатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Часто даже замечания преподавателя воспринимаются как простые придирки. Но слушая доклады других студентов, кружковцы замечают недостатки своей работы, если таковые имеются, а так же выделяют для себя свои сильные стороны.
Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то ввопросах и выступлениях каждый докладчик находит оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.
Среди средств формирования исследовательской компетенции на кафедре физиологии используетсявузовская система элективных дисциплин, в соответствии с которойразработана программа “Основы функциональной диагностики”, способствующая активизации познавательной деятельности студентов, формированию их научного и клинического мышления, исследовательских умений и навыков, способностей самостоятельно анализировать и находить правильное научно обоснованное решение.Изучение данной дисциплины стало возможным благодаря наличию на кафедре современной материально-технической базы– физиологической лаборатории, оснащенной современным диагностическим оборудованием. Проведение исследований на здоровом человеке (студентах) позволяет оценить функциональное состояние здорового человека, освоить современные методы исследования, характеризующие функции основных физиологических систем организма в зависимости от пола, возраста, физического развития, функционального состояния.
Литература
-
Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. – № 11. – С. 4–12.
-
Клиническое мышление и наука. О необходимости научно-обоснованной медицинской практике // Проблемы организации научных медицинских исследований с позиций доказательной медицины http://www.belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2008/kadr08_82.html.
-
Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Уч. пос. для студ.вузов – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 140-144.
-
Осипов Е. А. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2002 128 c. РГБ ОД, 61:03-13/1195-X
-
Телеуов М.К., Досмагамбетова Р.С., Толеуова А.С. и др. Сферы компетентности выпускника КГМУ: навык научных исследований.- Методическое пособие. - 2010. – 24 с.
-
Подготовка научных кадров и формирование научно- исследовательских компетенций: Монография / Под науч. ред. д.и.н. М.В.Новикова. Ярославль: Изд- во ЯГПУ, 2009.
Поделитесь с Вашими друзьями: |