Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра комплексной безопасности
ПРОЕКТ
на тему: «Основы здорового образа жизни»
по курсу
«Обучение основам здорового образа жизни
в общеобразовательных учреждениях»
Выполнил:
слушательница Нехаева Л.Н.
Научный руководитель:
Ст.преподаватель Гурьев А.В.
Москва 2011 г.
Оглавление
Введение__________________________________________________________3
Глава I. Формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к своему здоровью___________________________________________________6
1.1. Основные понятия о здоровье, традициях и здоровом образе жизни_____6
1.2. Необходимость и условия формирования здорового образа жизни у школьников_______________________________________________________13
Глава II. Меры по улучшению формирования ЗОЖ у школьников_________21
2.1. Системный подход как адекватный способ формирования у школьника здорового образа жизни_____________________________________________21
2.2. Профилактика наркозависимости как один из элементов формирования здорового образа жизни_____________________________________________24
2.3 Программа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни МОУ «Топкановская ООШ» на 2011-2012 гг.___________________________________________________________26
Заключение________________________________________________________30
Список литературы_________________________________________________32
Введение
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России и особенно школьников, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом современных условий более адекватно определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность.
Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.
Н.Н. Куинджи дает следующие определения данных показателей:
Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.
Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей.
Нетрудно догадаться, что оба эти показателя образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.
Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.
Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.
Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
Формирование культуры здорового образа жизни у школьников является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Объект исследования: процесс формирования культуры и традиций здорового образа жизни у школьников.
Предмет исследования: Содержание работы внеклассных занятий, методические приемы, способствующие формированию культуры здорового образа жизни у школьников.
Цель проекта: выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни, разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера у школьников.
Задачи:
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи:
-
Изучить и проанализировать научную литературу по данной проблеме.
-
Изучить уровень культуры здорового образа жизни у школьников.
-
Выявить условия создания положительной мотивации к здоровому образу жизни и разработать систему методических приемов по формированию понятий и знаний валеологического характера
-
Выявить эффективность разработанных методических приемов по формированию культуры здорового образа жизни.
Поделитесь с Вашими друзьями: |