ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ ПО ПРОГРАММЕ ДЛЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА НА ИНСУЛИНОТЕРАПИИ
Беженар М.А., Поршукова Г.Н., Перетолчина О.В.
ОГУЗ «Амурская областная больница восстановительного лечения»,
МУЗ Поликлиника № 4, Благовещенск
Традиционными компонентами лечения сахарного диабета принято считать диету, физические нагрузки, таблетированные сахароснижающие средства, инсулин. В последние годы получает развитие еще один полноправный компонент лечения - терапевтическое обучение больных. Самые подробные рекомендации врача не могут охватить все жизненные ситуации, в которых может оказаться пациент: разные условия питания, поездки, физические нагрузки, стрессы и т.п., когда пациенту необходимо принимать самостоятельное решение медицинского характера. Задача для больного сахарным диабетом 2 типа усложняется при необходимости присоединения к лечению инсулинотерапии. Порой, только упоминание об инсулине приводит пациента к нерешительности, психо-эмоциональным переживаниям, как бывает у человека при встрече с неизвестным.
Цель. Показать необходимость и эффективность обучения больных сахарным диабетом 2 типа, получающих в лечении инсулин.
Объект исследования и методы. Рассмотрим сравнительную характеристику двух групп больных сахарным диабетом, получающих инсулин. В первую вошли пациенты, прошедшие обучение, во вторую - пациенты без специального обучения. В обеих группах средний возраст пациентов со стажем заболевания до 10 лет- 57.6 лет, более 10 лет- 64 года; 100% имеют поздние осложнения диабета; 84% имели по два осложнения, 76% имели более двух случаев декомпенсации по заболеваниям ССС; 8% имели в анамнезе эпизоды гипогликемии за последние 6 месяцев. Выявлен низкий уровень знаний об особенностях протекания сахарного диабета 2 типа, большинство пациентов не понимали значения самоконтроля, имели смутные знания о различных видах инсулинов и т.п. Обучение проводилось по структурированной программе, разработанной совместно фирмой «Lilly» и ГУ ЭНЦ РАМН. Врач эндокринолог прошел обучение на Семинаре Школа диабета. Инсулинотерапия СД 2 типа. Лилли. По программе проводилось 6-7 занятий, содержащих минимум информации, но при этом каждый больной получал дополнительные сведения о заболевании, овладевал какими-либо навыками по использованию средств самоконтроля, шприц - ручки, местах введения инсулина. На занятиях подробно освещались свойства различных видов инсулина, зависимость дозы вводимого инсулина от питания и образа жизни, различия питания для пациентов с нормальной и повышенной массой тела, подробно излагались симптомы гипо- и гипергликемии, симптомы поздних осложнений сахарного диабета, правила ухода за стопами с целью профилактики диабетической стопы.
Результаты. В результате обучения у больных вырабатывается адекватное восприятие своей болезни, возможных его осложнениях, позитивное отношение к соблюдению диеты, понимание значения физических нагрузок, правильное пользование шприц - ручкой и введение инсулина, понимание различий продленного и короткого инсулинов, уверенное обращение с инсулином, правильный выбор дозы инсулина и т.п. У 62% больных с ожирением наблюдалось снижение веса, уменьшились случаи декомпенсации по заболеваниям ССС, улучшились показатели гликемии, не наблюдались явления гипогликемии, в общем, наметилась положительная динамика в состоянии больных. Улучшился психо-эмоциональный статус больных, снятие комплекса неполноценности, связанного с заболеванием. Формирование умения управлять лечением диабета в активном союзе с врачом.
Выводы. Обучение больных сахарным диабетом по дифференцированным программам в зависимости от категории больных является актуальным методом лечения. Знания, полученные за время обучения помогают пациенту понять особенность течения заболевания у него, создают внутреннюю мотивацию пациента к самоконтролю, объясняют ему, что при выполнении всех рекомендаций врача, его показатели качества жизни будут такими же, что и у здорового человека. Изменится лишь образ жизни. Не случайно говорят, что диабет – это не болезнь, а образ жизни. Компенсация сахарного диабета, сохранение здоровья необходимы для достижения таких жизненных целей, как работа, учеба, создание и сохранение семьи, воспитание детей, возможность заниматься любимым делом.
Поделитесь с Вашими друзьями: |