Дифференциальная диагностика гнойно-воспалительных заболеваний кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных. Омфалит. Сепсис новорожденных



Скачать 253.98 Kb.
страница1/4
Дата28.12.2019
Размер253.98 Kb.
ТипМетодические разработки
  1   2   3   4

Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского


Кафедра

Педиатрии с курсом детских инфекционных болезней.


3.3. Методические разработки по учебным занятиям
для студентов:



УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой




Лагунова Н.В., профессор, д.м.н.

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

«29» августа 2014 г.



Тема:

Дифференциальная диагностика гнойно-воспалительных заболеваний кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных. Омфалит. Сепсис новорожденных.


Дисциплина:

«Педиатрия с детскими инфекционными болезнями и фтизиатрией»




Факультет:

II медицинский




Курс:

6

Семестр:

11-12

Специальность:

Педиатрия



Куратор темы:

Трофимова И.А., доц., к.мед.н. 29.08.2014

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

г. Симферополь





  1. Актуальность темы обусловлена тем, что у новорожденных грань между локальными и генерализованными формами гнойной инфекции в значительной мере условна, так как в некоторых случаях отмечается быстрый переход местного воспалительного процесса в генерализованную инфекцию. Несвоевременная диагностика и лечение гнойно-воспалительных заболеваний может стать причиной инвалидизации детей и нередко - привести к летальному исходу. Предупреждение, своевременная диагностика, эффективное лечение имеет не только медицинское, но и социальное значение.




  1. Цель обучения. Уметь проводить дифференциальную диагностику гнойно-воспалительных заболеваний кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных. Приобретение современных теоретических знаний и пракических умений в диагностике, лечении и профилактике сепсиса новорожденных.

    1. Учебно-целевые задачи.

      1. Студент должен знать:

1. Определение понятия "сепсис".
2. Классификацию гнойно-воспалительных заболеваний и сепсиса у новорожденных.
3. Этиопатогенез сепсиса.
4. Клинические признаки локализованных гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных.
5. Клинические признаки неонатального сепсиса. Дополнительные методы для подтверждения диагноза.
6. Особенности течения септицемической и септикопиемической формы сепсиса.
7. Принципы лечения гнойно-септических заболеваний и неонатального сепсиса.
8. Последствия гнойно-септических заболеваний и неонатального сепсиса.
10. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими неонатальный сепсис. 

      1. Студент должен уметь:

  1. Диагностировать клинические признаки гнойно-воспалительного процесса, в т.ч. сепсиса у ребенка.

2. Назначить обследование ребенку для подтверждения диагноза

  1. Поставить диагноз "сепсис" по классификации.

  2. Дать оценку дополнительных методов обследования.

  3. Провести дифференциальную диагностику гнойно-воспалительных заболеваний кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных

  4. Провести дифференциальную диагностику сепсиса с другими гнойно-септическими заболеваниями.

  5. Составить план обследования больного сепсисом.

  6. Составить план лечения больного сепсисом.

2.2.Учебно-воспитательные задачи.

Развивать у студентов чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.



3. Междисциплинарная интеграция

Дисциплина


Студент должен знать


Студент должен уметь


анатомия


  1. Анатомические особенности новорожденного




Собрать анамнез и провести объективное обследование.
Интерпретировать данные анамнеза и объективного обследования. 
Объяснить патогенетические механизмы сепсиса и других гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных. 
Диагностировать гнойно-воспалительные заболевания кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных, провести дифференциальный диагноз. Диагностировать омфалит, назначить лечение. Обосновать диагноз сепсиса у новорожденного и назначит лечение.
Использовать средства патогенетической и симптоматической терапии 



биохимия


  1. Биохимические изменения при гипоксемии, гиперкапнии, метаболическом ацидозе, токсикозе, инфекционном процессе




микробиология


  1. Характеристику возбудетелей инфекционного процесса

патофизиология


  1. Патофизиологические изменения при гипоксии, инфекционном процессе, системном воспалительном ответе, инфекционно-токсическом шоке

пропедевтика детских болезней


  1. Анатомо-физиологические особенности кожи иподкожно-жировой клетчатки у новорожденного. Особенности иммунной системы у детей. Синдромологию сепсиса




рентгенология


  1. Рентгенологическую картину при пневмонии, остиомиелите, НЭК




фармакология

7) Антибактериальные лекарственные средства, лекарственные средства,влияющие на систему свертывания крови, препараты коррекции гемодинамических расстройств, иммунозаместительные средства, используемые в неонатологии







  1. Программа самостоятельной подготовки.




№ п/п

Учебные задания

Конкретизация заданий

  1. 1

Собрать анамнез, уметь оценить течение беременности и родов

Выяснить генитальные и экстрагенитальные заболевания матери, течение беременности (заболевания во время беременности, токсикоз, анемия, угроза прерывания и т.д.), течение родов (положение плода, длительность родов, безводный период и состояние околоплодных вод, акушерская помощь), оценку по шкале Апгар, динамику состояния ребенка, как осуществлялся уход за ребенком



Провести осмотр новорожденного

Интерпретировать результаты клинического осмотра, выделить симптомы и синдромы

3.

Интерпретация лабораторных данных и результатов специальных методов исследования

Общий анализ крови, ионограмма, нейросонография, эхоэнцефалоскопия, рентгенограмма черепа и шейного отдела позвоночника в 2-х проекциях, компьютерная томография.

4.

Поставить предварительный диагноз

Учитывая анамнез, объективные данные и дополнительные методы исследования поставить диагноз

5.

Обосновать окончательный диагноз

Провести дифференциальный диагноз, выставить клинический диагноз согласно МКБ

6.

Определить тактику ведения

Назначить лечение




  1. Алгоритм практической работы студентов.




Первый этап

Собрать анамнез, провести осмотр, проанализировать данные дополнительных методов исследования

Второй этап

Верифицировать диагноз: обосновать предположительный диагноз, провести диф.диагноз, обосновать окончательный диагноз.

Третий этап

Назначить лечение



  1. Тесты, ситуационные задачи, вопросы.

Вопросы для самоподготовки и текущего контроля.

1. Этиология, эпидемиология и факторы риска гнойно-воспалительных заболеваний  у  новорожденных:

а)    этиологическая структура, свойства и специфичность возбудителей гнойно-воспалительных заболеваний;

б)   эпидемиологические звенья гнойно-воспалительных заболеваний;

в)   особенности иммунологической реактивности у новорожденных;

г)    факторы риска развития инфекционной патологии у новорожденных;

2.   Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной основы у новорожденных.

3.   Клинические проявления заболеваний кожи и подкожной основы:

а)    везикулопустулез;

б)   пузырчатка новорожденных (пемфигус); диф.диагноз с сифилитической пузырчаткой;

в)   эксфолиативный дерматит Риттера;

г)    флегмона новорожденного;

д)   мастит новорожденного, диф. диагноз с физиологической мастопатией, флегмоной;

4.   Клинические проявления заболеваний пупка:

а)    катаральный омфалит;

б)   гнойный омфалит

5. Диагностические критерии язвенно-некротического энтероколита у новорожденных.

6.   Основные звенья профилактики гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных:

а)    профилактические мероприятия антенатального периода;

б)   профилактические мероприятия постнатального периода.

8. Определение термина «неонатальный сепсис». Факторы развития.

9. Классификация и этиология неонатального сепсиса.

10. Клинические и лабораторные критерии неонатального сепсиса.

11. Принципы лечения и профилактики неонатального сепсиса.


Тесты:

1. У доношенного ребёнка 3-их суток жизни на разных участках кожи определяются

эритема, эрозивные поверхности, трещины, шелушение эпидермиса. Младенец выглядит

словно ошпаренный кипятком. Положительный симптом Никольского. Общее состояние

ребёнка тяжёлое: выраженное беспокойство, гиперестезия, фебрильная температура.

Какой наиболее вероятный диагноз?

#1=Пузырчатка новорожденного

#2=Псевдофурункулёз Фигнера

#3=Флегмона новорожденного

#4=Эксфолиативный дерматит

#5=Микотическая эритема

2. У ребёнка на 6-й день жизни в области затылка, шеи и ягодиц появились пузырьки,

заполненные серозно-гнойным содержимым. Общее состояние ребёнка не нарушено.

О каком заболевании следует думать?

#1=Буллёзный эпидермолиз

#2=Потница

#3=Пузырчатка новорожденных

#4=Импетиго

#5=Везикулопустулёз

3. На 8-е сутки жизни ребёнка, родившегося в срок, с массой 3500 г, поднялась температура тела до 37,5°С, стал вяло брать грудь У матери: послеродовой эндометрит. Объективно: ребёнок активен. На коже груди, живота, бёдер обнаружены поверхностные вялые пузыри числом 10, диаметром 5-10 мм, с мутным содержимым. Некоторые из них разрушились, при этом появилась ярко-розовая поверхность. Со стороны внутренних органов изменений нет. Укажите наиболее вероятный диагноз:

А. Пузырчатка новорожденного

В. Инфицированная потница

С. Синдром Лайелла

D. Везикулопустулёз

Е. Эксфолиативный дерматит Риттера


Каталог: docs -> 206036
docs -> I семестр Лечебная физическая культура
docs -> Антейкер В. В. обвиняется в нанесении побоев и иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Ук РФ
docs -> Клинические рекомендации
206036 -> С. И. Георгиевского Кафедра Педиатрии с курсом детских инфекционных болезней. Методические разработки
206036 -> С. И. Георгиевского Кафедра Педиатрии с курсом детских инфекционных болезней

Скачать 253.98 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница