Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского
3.3. Методические разработки по учебным занятиям
для студентов:
УТВЕРЖДАЮ:
|
Зав. кафедрой
|
|
Лагунова Н.В., профессор, д.м.н.
|
(Ф.И.О., звание)
|
|
(подпись)
|
«29» августа 2014 г.
|
Тема:
|
Дифференциальная диагностика гнойно-воспалительных заболеваний кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных. Омфалит. Сепсис новорожденных.
|
Дисциплина:
|
«Педиатрия с детскими инфекционными болезнями и фтизиатрией»
|
Факультет:
|
II медицинский
|
Курс:
|
6
|
Семестр:
|
11-12
|
Специальность:
|
Педиатрия
|
Куратор темы:
|
Трофимова И.А., доц., к.мед.н. 29.08.2014
|
(Ф.И.О., должность, подпись, дата)
г. Симферополь
Актуальность темы обусловлена тем, что у новорожденных грань между локальными и генерализованными формами гнойной инфекции в значительной мере условна, так как в некоторых случаях отмечается быстрый переход местного воспалительного процесса в генерализованную инфекцию. Несвоевременная диагностика и лечение гнойно-воспалительных заболеваний может стать причиной инвалидизации детей и нередко - привести к летальному исходу. Предупреждение, своевременная диагностика, эффективное лечение имеет не только медицинское, но и социальное значение.
Цель обучения. Уметь проводить дифференциальную диагностику гнойно-воспалительных заболеваний кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных. Приобретение современных теоретических знаний и пракических умений в диагностике, лечении и профилактике сепсиса новорожденных.
Учебно-целевые задачи.
Студент должен знать:
1. Определение понятия "сепсис".
2. Классификацию гнойно-воспалительных заболеваний и сепсиса у новорожденных.
3. Этиопатогенез сепсиса.
4. Клинические признаки локализованных гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных.
5. Клинические признаки неонатального сепсиса. Дополнительные методы для подтверждения диагноза.
6. Особенности течения септицемической и септикопиемической формы сепсиса.
7. Принципы лечения гнойно-септических заболеваний и неонатального сепсиса.
8. Последствия гнойно-септических заболеваний и неонатального сепсиса.
10. Диспансерное наблюдение за детьми, перенесшими неонатальный сепсис.
Студент должен уметь:
Диагностировать клинические признаки гнойно-воспалительного процесса, в т.ч. сепсиса у ребенка.
2. Назначить обследование ребенку для подтверждения диагноза
Поставить диагноз "сепсис" по классификации.
Дать оценку дополнительных методов обследования.
Провести дифференциальную диагностику гнойно-воспалительных заболеваний кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных
Провести дифференциальную диагностику сепсиса с другими гнойно-септическими заболеваниями.
Составить план обследования больного сепсисом.
Составить план лечения больного сепсисом.
2.2.Учебно-воспитательные задачи.
Развивать у студентов чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.
3. Междисциплинарная интеграция
Дисциплина
|
Студент должен знать
|
Студент должен уметь
|
анатомия
|
Анатомические особенности новорожденного
|
Собрать анамнез и провести объективное обследование.
Интерпретировать данные анамнеза и объективного обследования.
Объяснить патогенетические механизмы сепсиса и других гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных.
Диагностировать гнойно-воспалительные заболевания кожи и подкожно-жировой клетчатки у новорожденных, провести дифференциальный диагноз. Диагностировать омфалит, назначить лечение. Обосновать диагноз сепсиса у новорожденного и назначит лечение.
Использовать средства патогенетической и симптоматической терапии
|
биохимия
|
Биохимические изменения при гипоксемии, гиперкапнии, метаболическом ацидозе, токсикозе, инфекционном процессе
|
микробиология
|
Характеристику возбудетелей инфекционного процесса
|
патофизиология
|
Патофизиологические изменения при гипоксии, инфекционном процессе, системном воспалительном ответе, инфекционно-токсическом шоке
|
пропедевтика детских болезней
|
Анатомо-физиологические особенности кожи иподкожно-жировой клетчатки у новорожденного. Особенности иммунной системы у детей. Синдромологию сепсиса
|
рентгенология
|
Рентгенологическую картину при пневмонии, остиомиелите, НЭК
|
фармакология
| 7) Антибактериальные лекарственные средства, лекарственные средства,влияющие на систему свертывания крови, препараты коррекции гемодинамических расстройств, иммунозаместительные средства, используемые в неонатологии
|
Программа самостоятельной подготовки.
№ п/п
|
Учебные задания
|
Конкретизация заданий
|
1
|
Собрать анамнез, уметь оценить течение беременности и родов
|
Выяснить генитальные и экстрагенитальные заболевания матери, течение беременности (заболевания во время беременности, токсикоз, анемия, угроза прерывания и т.д.), течение родов (положение плода, длительность родов, безводный период и состояние околоплодных вод, акушерская помощь), оценку по шкале Апгар, динамику состояния ребенка, как осуществлялся уход за ребенком
|
|
Провести осмотр новорожденного
|
Интерпретировать результаты клинического осмотра, выделить симптомы и синдромы
|
3.
|
Интерпретация лабораторных данных и результатов специальных методов исследования
|
Общий анализ крови, ионограмма, нейросонография, эхоэнцефалоскопия, рентгенограмма черепа и шейного отдела позвоночника в 2-х проекциях, компьютерная томография.
|
4.
|
Поставить предварительный диагноз
|
Учитывая анамнез, объективные данные и дополнительные методы исследования поставить диагноз
|
5.
|
Обосновать окончательный диагноз
|
Провести дифференциальный диагноз, выставить клинический диагноз согласно МКБ
|
6.
|
Определить тактику ведения
|
Назначить лечение
|
Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
|
Собрать анамнез, провести осмотр, проанализировать данные дополнительных методов исследования
|
Второй этап
|
Верифицировать диагноз: обосновать предположительный диагноз, провести диф.диагноз, обосновать окончательный диагноз.
|
Третий этап
|
Назначить лечение
|
Тесты, ситуационные задачи, вопросы.
Вопросы для самоподготовки и текущего контроля.
1. Этиология, эпидемиология и факторы риска гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных:
а) этиологическая структура, свойства и специфичность возбудителей гнойно-воспалительных заболеваний;
б) эпидемиологические звенья гнойно-воспалительных заболеваний;
в) особенности иммунологической реактивности у новорожденных;
г) факторы риска развития инфекционной патологии у новорожденных;
2. Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной основы у новорожденных.
3. Клинические проявления заболеваний кожи и подкожной основы:
а) везикулопустулез;
б) пузырчатка новорожденных (пемфигус); диф.диагноз с сифилитической пузырчаткой;
в) эксфолиативный дерматит Риттера;
г) флегмона новорожденного;
д) мастит новорожденного, диф. диагноз с физиологической мастопатией, флегмоной;
4. Клинические проявления заболеваний пупка:
а) катаральный омфалит;
б) гнойный омфалит
5. Диагностические критерии язвенно-некротического энтероколита у новорожденных.
6. Основные звенья профилактики гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных:
а) профилактические мероприятия антенатального периода;
б) профилактические мероприятия постнатального периода.
8. Определение термина «неонатальный сепсис». Факторы развития.
9. Классификация и этиология неонатального сепсиса.
10. Клинические и лабораторные критерии неонатального сепсиса.
11. Принципы лечения и профилактики неонатального сепсиса.
Тесты:
1. У доношенного ребёнка 3-их суток жизни на разных участках кожи определяются
эритема, эрозивные поверхности, трещины, шелушение эпидермиса. Младенец выглядит
словно ошпаренный кипятком. Положительный симптом Никольского. Общее состояние
ребёнка тяжёлое: выраженное беспокойство, гиперестезия, фебрильная температура.
Какой наиболее вероятный диагноз?
#1=Пузырчатка новорожденного
#2=Псевдофурункулёз Фигнера
#3=Флегмона новорожденного
#4=Эксфолиативный дерматит
#5=Микотическая эритема
2. У ребёнка на 6-й день жизни в области затылка, шеи и ягодиц появились пузырьки,
заполненные серозно-гнойным содержимым. Общее состояние ребёнка не нарушено.
О каком заболевании следует думать?
#1=Буллёзный эпидермолиз
#2=Потница
#3=Пузырчатка новорожденных
#4=Импетиго
#5=Везикулопустулёз
3. На 8-е сутки жизни ребёнка, родившегося в срок, с массой 3500 г, поднялась температура тела до 37,5°С, стал вяло брать грудь У матери: послеродовой эндометрит. Объективно: ребёнок активен. На коже груди, живота, бёдер обнаружены поверхностные вялые пузыри числом 10, диаметром 5-10 мм, с мутным содержимым. Некоторые из них разрушились, при этом появилась ярко-розовая поверхность. Со стороны внутренних органов изменений нет. Укажите наиболее вероятный диагноз:
А. Пузырчатка новорожденного
В. Инфицированная потница
С. Синдром Лайелла
D. Везикулопустулёз
Е. Эксфолиативный дерматит Риттера
Поделитесь с Вашими друзьями: |