Детские страхи Ваш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как понять, что именно пугает малыша? Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель



Скачать 47.67 Kb.
Дата25.04.2016
Размер47.67 Kb.
Детские страхи

Ваш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как понять, что именно пугает малыша? Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.



Человеку свойственно чего-то бояться. А уж ребенку тем более. Еще бы, ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью. Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку. Такого вида расстройства как страхи появляются у 40% детей. Но страх вовсе не всегда является симптомом нервного или психического заболевания. Родители по большей части объясняют тревожное состояние своих детей разными причинами: кого-то напугал фильм или книга, кого-то собака на улице и т.д. Самое распространенное мнение, что дети боятся всякой ерунды, но это только нам, взрослым так кажется. Для ребенка страх - это самая сильная эмоция. Каждому известно ощущение страха, который сковывает, парализует, заставляет наше сердце биться с удвоенной силой.

  1. Определение понятия «страх». Что такое страх?

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенокрастет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.


2.Возникновение страха. Откуда берутся страхи

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.)

  • А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: Не будешь спать – заберет Баба-Яга!» По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

  • Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результатеребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когдаребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет! 

  • Детская фантазия, одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной. Очень часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильныйребенок может запугивать малыша разными историями. Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы (см. табл.). Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди с имунодифицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи.

3.Виды страхов. Возрастная периодизация их возникновения у детей.

Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период. У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста. Позднее в 3-4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику. Существует 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения. 1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др. 2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации. 3. Сверхценные страхи.Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» ивызванны собственной фантазией ребенка.. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценныйСуществует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.


Название страха

Мальчики

Девочки

3

4

5

6

7 (дошк)

3

4

5

6

7 (дошк)

1. Остаться дома в одиночестве

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

2. Нападения

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

3. Заболеть, заразиться

 

 

*

 

 

 

 

*

 

 

4. Умереть

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

5. Смерть родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Чужих людей

*

 

 

*

 

 

*

 

*

*

7. Потеряться

*

*

 

 

 

*

*

 

 

 

8.Мамы и папы

 

 

*

 

 

 

 

*

*

 

9. Наказания

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

10. Баба-яги, Кощея бессмертного, Бармалея и т.д.

*

*

*

 

 

*

*

 

 

 

11. Страшных снов

 

*

 

*

 

 

*

*

 

*

12. Темноты

*

*

 

*

 

*

*

 

 

*

13. Животных

 

*

 

*

 

 

 

*

 

 

14. Транспорта

 

 

*

 

 

 

 

*

 

 

15. Стихийных бедствий

*

 

 

 

*

 

 

*

 

*

16. Высоты

 

 

*

 

*

 

 

 

*

*

17.Глубины

 

 

 

 

*

 

 

 

*

*

18. Маленьких тесных помещений

 

 

 

 

*

*

 

*

 

 

19. Воды

 

*

 

 

 

 

*

*

 

 

20. Огня

*

 

 

 

 

*

*

 

 

*

21. Пожара

 

*

 

 

*

 

*

 

 

 

22. Войны

 

 

*

 

 

 

 

 

*

 

23.Больших помещений, улиц

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

24. Врачей

*

 

 

*

 

*

 

 

*

 

25. Уколов

*

 

*

 

 

*

 

 

*

*

26. Боли

 

 

 

 

*

 

 

*

*

 

27. Резких громких звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

Возростная периодизация страхов у детей

Страхи – эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет инстинктивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты. В других случаях страх социально опосредован, т.е. определяется жизненным опытом. Это страх перед какими-либо событиями, перед наказанием и осуждением, боязнь животных и фантастических чудовищ. Такие страхи также выполняют защитную функцию, выступая как средство самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении и беспокойстве, опасениях и тревоге, иными словами, быть расплывчатыми, неопределенными.

Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например, неврозах. При прочих равных условиях страхи чаще всего встречаются у эмоционально чувствительных детей мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно опекающих и предохраняющих их от любых, часто воображаемых опасностей. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.

У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках. Младенец при этом проявляет общее беспокойство, напрягается, вскидывает ручки. Однако такая реакция быстро угасает. О страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее, чем ребенку исполнится полгода. В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии матери, что указывает на проявление чувства привязанности, единения с нею. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства является осознанной реакцией, прообразом чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Он указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле – страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно этот страх проходит к середине второго года жизни при отсутствии каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур и помещения в больницу.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним в случае помещения в больницу. Это особенно важно при общей ослабленности ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. На третьем году появляется страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. В два года может возникнуть страх перед животными, особенно собаками, и перед движущимся транспортом. Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец принимает активное участие в воспитании и если воспитание не превращается в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка. Малышу должна быть предоставлена возможность выражения своих переживаний, в том числе и отрицательных. А задача родителей – своевременно помогать в преодолении реальных и воображаемых опасностей.

В возрасте от трех до пяти лет каждый второй из детей боится сказочных персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие страх встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны и в то же время принципиальны. В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен. Он обычно выражается не прямо, а проявляется в типичных для этого возраста страхах нападения, стихии, огня и пожара. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

Старшие дошкольники чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи. Детские страхи чаще встречаются при заболевании одного из взрослых в семье, постоянных разговорах на эту тему, а также при хирургических операциях у детей.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые – боязнь опоздать в школу, получить плохую отметку.

Для подросткового возраста страхи гораздо менее типичны. Чаще отмечается общее состояние тревоги и беспокойства в связи со смутно осознаваемыми возрастными переменами.

Все перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер. С ними нужно не бороться, а просто принимать их во внимание как своеобразие определенного этапа психического развития.

Однако бывают и страхи иного рода. Специалисты характеризуют их как невротические. В их основе всегда лежат психические потрясения и травмы у детей, неумение взрослых справиться с их возрастными проблемами, чрезмерная жестокость в отношениях, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера у родителей. В этих условиях как бы заостряются возрастные страхи, приобретая болезненный невротический характер.

Преодоление невротических страхов возможно лишь при условии изменения родителями своих неадекватных установок, нормализации отношений в семье, предоставление детям большей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности. В ряде случаев необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь, которой родители также должны оказывать посильное содействие. По согласованию с психотерапевтом можно использовать некоторые несложные методы психологической коррекции. Детям пяти-десяти лет можно предложить нарисовать свои страхи, а потом то, как их не бояться. Это помогает повысить уровень волевой саморегуляции и самообладания. Можно попросить детей сочинить сказочные истории на темы их страхов и разыграть их в семье или специально подобранной группе сверстников. Автор истории должен сам распределить роли и получить возможность разрядить эмоциональное напряжение, связанное со страхом. Коррекционный эффект наиболее ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося – сверстник или родитель.



Устранение невротических страхов требует терпения и заинтересованности родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их прекращения. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, контакт с ними, взаимопонимание – необходимые условия преодоления детских страхов.

4. Пути преодоления страхов. Как победить страх?

Последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризность, проблемы в общении со сверстниками, зажатость, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Поэтому особенно важно помочь ребенку вовремя преодолеть страхи. Помощь специалиста нужна в том случае, если страх ребенка доходит до патологии. Но если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами. Существует много методов для выявления страхов.

Для начала нужно поговорить с ребенком. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть просто рядышком друг с другом. Беседа важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку (см. табл.) имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания малыша. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а так же не стоит зачитывать список с листочка. Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться. Можно попробовать переубедить ребенка, но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или наоборот говорить малышу о том, что все это глупости, что ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

  • Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. 

  • Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять, или выкинуть, делать все это вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

  • Для борьбы со страхами можно также использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Поэтому родители самостоятельно не могут воспользоваться этим методом и должны действовать совместно с психологом. Обычно каждому ребенку предлагается придумать рассказ на тему его страха. У детей с неврозом страха, как правило, бывает в таких историях негативное окончание. Задача психолога проиграть сюжеты рассказов в группе. А родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх. Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей. Все виды коррекции стоит применять в комплексе и подходят они для любых видов страха. Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, а нужно относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным вам не казался его страх.


Рекомендации родителям по предупреждению и преодолению страхов:

  • не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

  • никогда не кричите на ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно! Не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за “трусость”. Ведь страх, как уже говорилось, опасная эмоция человека.

  • ужаснее самого страха - осуждение и непонимание его страха. Если же вы сердитесь и выражаете непонимание, то вы наоборот - сразу отбираете у ребенка столько сил, что только усугубляете его страх.важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете, объяснить ребенку, что «монстров не существует!», обычно невозможно. Не уменьшайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

  • постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

  • обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научится сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.

  • постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Разговаривайте с ребенком больше!

  • поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

  • Держать страх в себе и концентрироваться на нем - опасно. Есть много способов выпустить страх наружу. Для начала можно просто поговорить с ребенком. Но не спрашивайте <в лоб>: <Чего ты боишься?> и не пытайтесь тут же убедить ребенка в беспочвенности его страха.
    Можно попробовать сочинить вместе с ребенком сказку, где главный герой (а не ваш малыш), чего-то боится. Придумайте, что спасет героя от страха. В финале герой обязательно должен стать сильным, смелым и победить страх. И тогда вы не только выясните, в чем причина страха вашего ребенка, а и смоделируете ситуацию счастливого избавления от него. Сказку с ребенком можно не только сочинять, но и рисовать ее на бумаге. В рисунках тоже обязательно проявится страх. Кроме того, рисование более действенный способ выявления страха, чем словесные истории. К тому же, картинку со страхами можно сжечь, опять-таки моделируя этим победу над страхом.

Главное, чтобы малыш почувствовал в вас помощника, союзника, чтобы не боялся раскрыться. Проговоренный страх - это уже полпути к бесстрашию.

  • Все знают, что любую проблему легче предотвратить, чем потом искать из нее выход. Конечно, нельзя сделать так, чтобы ребенок не боялся совсем ничего. И все-таки можно попробовать от некоторых страхов его уберечь.
    Возьмем в качестве примера самый распространенный страх темноты. Для того чтобы не провоцировать этот страх, нужно, пока ребенок еще не достиг 5-летнего возраста, соблюдать несколько правил: 
    - укладывать ребенка спать не позже девяти вечера; 
    - обеспечить ему достаточную двигательную нагрузку в течение дня;

- за час перед сном не допускать энергичных активных игр, просмотра насыщенных приключениями мультфильмов не оставлять ребенка пред сном одного в комнате, а наоборот - обязательно побыть с ним рядом, пока он не заснет 
- почитать на ночь добрую сказку, спеть колыбельную.
Все эти меры помогут ребенку уснуть быстро, сон его будет крепким и здоровым, никакие кошмары его не потревожат.

  • Не забывайте вовремя протянуть своему ребенку руку помощи и сказать: «Не бойся, я с тобой!». Тем самым вы ему поможете становиться бесстрашным. Ведь бесстрашный человек - это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет побеждать свои страхи.


Выводы:

  • Бояться - естественно
    Страх - это естественная эмоция. Причем, одна из сильнейших эмоций. Так устроены все живые существа: страх как защитная функция включается в момент опасности. Другое дело, что не все, воспринимаемое ребенком как опасность, на самом деле опасно. Но это ведь ничего не меняет для ребенка. Потому что вне зависимости от реальности самой опасности, страхи ребенка - реальны .Не зря ведь для каждого возраста характерны свои страхи. Детей до года пугают громкие звуки или долгое отсутствие матери. Ребенок в возрасте от двух до трех лет боится наказаний, боли и врачей, с которыми у него ассоциируется понятие боли, а еще - одиночества и темноты. После трех лет, когда плодотворно развивается воображение ребенка, появляются страхи, рожденные фантазиями или навеянные прочитанными произведениями. Чем старше становится ребенок, тем более осознанными становятся и страхи, и в шесть-семь лет ребенок начинается бояться смерти и всего того, что может привести к смерти – грома, грозы, высоты.
    В принципе, страх выполняет свою полезную функцию самозащиты. Правда, до тех пор, пока не становится паническим, и не парализует сознание, нанося удар по психике ребенка.
    Главное, чтобы малыш почувствовал в вас помощника, союзника, чтобы не боялся раскрыться. Проговоренный страх - это уже полпути к бесстрашию.

Ужасно, конечно, испытывать страх, но ужаснее самого страха - осуждение понимаете его страх, вы тем самым даете ему мощный заряд энергии в борьбе с этим страхом. Если же вы сердитесь и выражаете непонимание, то вы наоборот - сразу отбираете у ребенка столько сил, что только усугубляете его страх.

  • Откуда берутся страхи?
    У психически здорового ребенка существует 2 основных вида страха.
    Навязчивый страх - тот, который появился в результате конкретной ситуации, что произошла с ребенком, а потом уже постоянно провоцировался при возникновении подобных обстоятельств.
    Надуманный страх (к слову, самый распространенный) - тот, который не связан ни с какой конкретной ситуацией в жизни ребенка, а вызван некой <идеей фикс>: он что-то где-то услышал, надумал себе, нафантазировал.
    Типичный надуманный страх - страх темноты. И создается он, как правило, бурным детским воображением, которое способно населить темноту страшными и ужасными существами.
    А вот, например, боязнь воды может быть как навязчивым страхом, если ребенок когда-то тонул, так и надуманным страхом, если тонуть ему никогда не приходилось.

  • Не беги - упадешь!
    Как это ни печально, но родители очень часто становятся самыми главными виновниками возникновения у детей страхов, как навязчивых, так и надуманных. Посудите сами.
    Вам, наверняка, не раз приходилось наблюдать картину, как реагируют матери, когда их ребенок падает. Редко какая мамочка спокойно скажет в такой ситуации: <Ничего страшного, зайка, вставай, с кем не бывает. А куда ты так торопилась?> Чаще всего приходится слышать: <Бедная моя, девочка! Ты ударилась? Тебе больно? Не бегай так больше!> Нетрудно догадаться, что в первом случае мама сделала все, чтобы не вызвать у ребенка страха и отвлечь его от самого факта падения, а во втором - именно благодаря маме в сознании ребенка был закреплен образ <бежала-упала> и создан навязчивый страх.

  • За шаг до страха 
    Все знают, что любую проблему легче предотвратить, чем потом искать из нее выход. Конечно, нельзя сделать так, чтобы ребенок не боялся совсем ничего. И все-таки можно попробовать от некоторых страхов его уберечь.
    Возьмем в качестве примера самый распространенный страх темноты. Для того чтобы не провоцировать этот страх, нужно, пока ребенок еще не достиг 5-летнего возраста, соблюдать несколько правил: 
    - укладывать ребенка спать не позже девяти вечера; 
    - обеспечить ему достаточную двигательную нагрузку в течение дня;

- за час перед сном не допускать энергичных активных игр, просмотра насыщенных приключениями мультфильмов не оставлять ребенка пред сном одного в комнате, а наоборот - обязательно побыть с ним рядом, пока он не заснет 
- почитать на ночь добрую сказку, спеть колыбельную.
Все эти меры помогут ребенку уснуть быстро, сон его будет крепким и здоровым, никакие кошмары его не потревожат.

  • Выпустите чудовище на свободу
    Держать страх в себе и концентрироваться на нем - опасно. Есть много способов выпустить страх наружу. Для начала можно просто поговорить с ребенком. Но не спрашивайте <в лоб>: <Чего ты боишься?> и не пытайтесь тут же убедить ребенка в беспочвенности его страха.
    Можно попробовать сочинить вместе с ребенком сказку, где главный герой (а не ваш малыш), чего-то боится. Придумайте, что спасет героя от страха. В финале герой обязательно должен стать сильным, смелым и победить страх. И тогда вы не только выясните, в чем причина страха вашего ребенка, а и смоделируете ситуацию счастливого избавления от него. Сказку с ребенком можно не только сочинять, но и рисовать ее на бумаге. В рисунках тоже обязательно проявится страх. Кроме того, рисование более действенный способ выявления страха, чем словесные истории. К тому же, картинку со страхами можно сжечь, опять-таки моделируя этим победу над страхом.

  • Лесенка для маленьких крольчат 
    Я знаю одну историю, когда мама в очередной раз пыталась объяснить дочке, почему в темноте не страшно. Все приведенные аргументы были уже, казалось бы, достаточно убедительны, и мама ожидала, что дочь сейчас скажет: <Да, ты права, темноты не стоит бояться>. Каково же было ее удивление, когда, выслушав ее, дочь вполне серьезно сказала: <Я не боюсь твоей темноты, я боюсь своей темноты>.
    В этой фразе есть поразительная детская мудрость, которую игнорируют взрослые. Ребенку нужно перестать бояться именно своей темноты. Своей! Возникшей вне законов логики и здравого смыла взрослых. Поэтому и исчезнуть она может таким же необъяснимо нелогичным своим путем. И чаще всего путь избавления от детских страхов находится в игре. По этому поводу приведу еще одну историю. В свое время она потрясла меня и простотой, и гениальностью одновременно.
    Маленькая девочка стоит перед движущимся эскалатором в метро, боясь ступить на него, а мама очень убедительно говорит ей: <Идем, не бойся! Смотри все идут! Давай, становись за мной!> Мама пытается стать на эскалатор вместе с дочкой, но девочка вырывается с криками: <Нет, мамочка, не могу, боюсь-боюсь!> Мать уже сильно нервничает: <Мне стыдно за тебя! Я не понимаю, что здесь страшного?>, а девочка в отчаянии рыдает: <Стра-а-ашно!> И тут к ним подошёл пожилой мужчина. Он наклонился к девочке и заговорщицки шепнул ей: <Ты знаешь, что это такое? Это лесенка для маленьких крольчат. Ночью, когда здесь нет людей, крольчата прыгают по ступенькам. Это их любимая игра. А днем они пугаются людей и прячутся в тоннеле. И тогда люди могут покататься на их лесенке. Если, конечно, захотят. Ты хочешь покататься?> Девочка улыбнулась сквозь слезы и неожиданно кивнула: <Хочу!> Она доверчиво взялась за протянутую мужчиной руку, и они вместе поехали вниз по эскалатору. За ними следом поехала потрясенная такой удивительной развязкой мама девочки.
    Чудо? Наверное. Но произошло оно в жизни. И волшебником был обычный человек. Не забывайте вовремя протянуть своему ребенку руку помощи и сказать: <Не бойся, я с тобой!> Тем самым вы ему поможете становиться бесстрашным. Ведь бесстрашный человек - это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет побеждать свои страхи.

Каталог: Files -> downloads
downloads -> Грипп, вызванный, высокопатогенным вирусом типа А/H1N1/Калифорния/04/09: лечебно-диагностические, профилактические и противоэпидемические мероприятия
downloads -> Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 14-3/10/1-2818
downloads -> Обнимайте друг друга чаще! Это лучшее лекарство! И для него не надо рецепта!
downloads -> Памятка по вопросам этиологии, эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и дифференцируемых с ней инфекций
downloads -> Памятка для населения «Профилактика кори»
downloads -> Методическое письмо «Преждевременные роды»
downloads -> Женщины и спид
downloads -> Стакан glass, tumbler стерлядь sterlet
downloads -> "Оптимизация использования метода внутриматочной инсеминации в лечении бесплодия супружеской пары". В настоящее время выполняются пять работ на соискание ученой степени. В центре семейной медицины семь сотрудников являются кандидатами медицинских

Скачать 47.67 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница